ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузки и обеспечить эффективное личностное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Баннова Ольга Юрьевна
С. Чехов Сахалинской области, МБУ ДО Центр творчества
Методист по образовательной деятельности
Аннотация
В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузки и обеспечить эффективное личностное развитие детей.
Перечень основных ключевых понятий и слов: игра, игровые методы и формы, ФГОС НОО, непрерывное образование, умственные и физические перегрузки, ситуация успеха, здоровьесберегающие технологии, сетевое взаимодействие.
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка в полной мере. К таковым относится игра. Игра является косвенным методом воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.
Воспитательное и образовательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
В образовании за последнее время произошли серьезные изменения, введены новые программы и стандарты. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Поэтому важнейшей задачей системы общего образования, в том числе дополнительного, является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к непрерывному образованию, являющемуся эквивалентом модели «образование через всю жизнь». Система дополнительного образования обладает значительным ресурсом для реализации современной стратегии в области общего образования.
Для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, не прошли через систему дошкольного образования (в селе таких детей до 50 %), поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Необходимое условие всестороннего развития этих детей в школе — переживание успеха. Нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с реальным успехом. Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать «занятия» в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному учению. Но игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, необходимо прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе, но обязательно во время отдыха.
Учебный день младшего школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками, к которым ребенок 6 - 7 лет еще не привык. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Использование игровой деятельности после учебного процесса позволяет приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего учебного дня, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления. Подвижные игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого активного отдыха внимание детей повышается, в целом активизируя организм детей - ребенок готов выполнять домашнее задание.
Наш Центр творчества, осуществляя сетевое взаимодействие с СОШ, руководствуясь ФГОС начального общего образования, участвует в организации внеурочной деятельности с младшими школьниками.
Наряду с другими дополнительными общеобразовательными программами разработана программа «Игротека», которая посредством игровой двигательной активности решает вопрос перегрузки детского организма в младшем школьном возрасте, снятия физического и умственного утомления, отрицательных эмоций, полученных в школе в течение учебного дня.
Программа «Игротека» ориентирована на возраст младшего школьника. В связи с переходом начального общего образования на новый ФГОС эта программа становится наиболее актуальной, т. к. предоставляет младшему школьнику возможность сменить вид деятельности, снять нервное напряжение, полученное в течение учебного дня. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Отличительная особенность этой программы от уже существующих досуговых игровых программ в том, что она включает в себя разделы с разными по содержанию играми: «Подвижные игры с мячом», «Русские народные игры», «Игры народов мира», «Интеллектуально-развлекательные игры», «Экологические и научные игры».
Перед разучиванием игр с мячом («Блуждающий мяч», «Летучий мяч», «Летающие слова», «Сторож», «Встреча», «Зевака» и др.) дети во время беседы знакомятся с историей появления мяча: с какими традициями и обрядами был связан этот спортивный атрибут в разных странах; из каких материалов его изготавливали; откуда «прискакал» в Европу резиновый мяч; почему мяч для регби продолговатой формы; от каких слов произошло само слово «мяч» на Руси и т. д.
На современном этапе ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих национальную культуру России и физической подготовке их предков. Для преодоления этого недостатка учебно-тематический план программы «Игротека» имеет раздел «Русские народные игры».
По утверждению исследователей, народная игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский, считая народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей.
У школьников, участвующих в народных играх, пробуждается воображение и интерес к культуре своего народа. Для развития этих чувств необходимо привлекать учащихся к оборудованию пространства проведения игр. Приобщая к истории, а также побуждая к самостоятельному изготовлению атрибутов для игр, на занятиях создаются некоторые игровые пособия и предметы. Например, в игре «Белые и черные» необходимо иметь достаточно большое количество мячиков черного и белого цвета. На занятии из старых газет, тонкой черной и белой бумаги сначала дети с педагогом изготавливают эти атрибуты, потом с ними с удовольствием играют.
Народные игры для школьников в помещении включают в себя массу занимательных упражнений для развития смекалки и сноровки детей. Многие игры имеют несколько вариантов, отличающиеся степенью сложности. К примеру, традиционная игра «Жмурки» (водящий с завязанными глазами ловит игроков), имеет другие варианты «Жмурки с колокольчиком» (одному из игроков вручается колокольчик), «Жмурки с голосом» (водящий по голосу должен опознать поймавшегося игрока). Смена вариантов разнообразит игровую деятельность и дает возможность фантазировать, придумывать свои варианты.
Русские народные игры это очень эффективное средство, с помощью которого комплексно происходит образование (дети знакомятся с историей возникновения старинных русских забав, разучивают зачины, считалки), оздоровление и воспитание школьников. Осуществляется разностороннее развитие личности ребенка.
Параллельно дети должны знакомиться с особенностями жизни не только своего народа, но и других народов. Так создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических, гражданских чувств, толерантности. Этому посвящен раздел программы «Игры народов мира», в котором ребята не только знакомятся с правилами и атрибутами игр, но и особенностями содержания и характера игр разных народов, зависимостью от географических особенностей стран.
Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу. В современном мире это очень важно. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Игры народов мира помогают лучше понять, а может и по-иному взглянуть на другие народности. Например, при разучивании игры «Летающие слова» (Африка) ребятам может быть предложена к просмотру презентация «Как проводят свое детство ребятишки Африки», в которой идет речь о мяче, играх с мячом. Слайды презентации дают возможность детям задуматься о возможностях, которые они имеют, оценить свое детство.
Игры народов мира отражают культуру и самобытность народа. Но можно встретить у разных народов очень похожие игры, с разными названиями. Например, наша традиционная игра «Жмурки» - в европейских странах аналогичная игра называется «Слепая курица», «Слепая муха», и даже «Слепая корова».
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Интеллектуальные, экологические и научные игры для младших школьников также часто сопровождаются двигательной активностью, они развлекательны, а также носят познавательный и исследовательский характер.
Во всех играх разного содержания обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей. Это создает дополнительный воспитательный эффект.
Методика проведения каждой игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога. В ходе игры педагог привлекает внимание детей к её содержанию, правилам, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Даёт краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Чтобы лучше освоить подвижную игру рекомендуется наиболее сложные моменты объяснять показом некоторых движений. Подробное объяснение правил оправдано лишь в том случае, когда игру проводят впервые. При ее повторении напоминают только основное содержание. В том случае, если известную ребенку игру усложняют, ему объясняют дополнительные правила и способы выполнения.
Периодически на занятиях с младшими школьниками проводятся турниры «Проведи игру сам», на которых дети самостоятельно выбирают игру из текущего раздела (этот выбор можно провести с помощью игры-«ромашки»), напоминают историю возникновения, правила игры , подбирают атрибуты, руководят процессом игры. Таким образом педагог осуществляет текущий и промежуточный контроль. У детей во время самостоятельного проведения игр формируются организаторские и лидерские способности.
Программы дополнительного образования способны обеспечить индивидуальный характер современного образования и получить качественно новый образовательный результат соответствующий ФГОС ОО нового поколения. В ФГОС начального общего образования в разделе 19, пункте 3 определено: «При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта».
Поэтому в рамках создания единого образовательного пространства, сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями, внедрения ФГОС НОО дополнительная общеобразовательная программа «Игротека» используется во внеурочной деятельности в начальном образовании.
Список литературы
Бахчиева О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения ФГОС ОО// Внешкольник.- 2010 № 1
Бердашкевич А.П., Тихомирова Н.В. Образовательные стандарты и непрерывное образование// Народное образование.-2011.-№2
Воспитание детей в игре./Сост. Бондаренко С.М.-М., 1983.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Воображение и его развитие в детском возрасте. - М., 1991.
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г., № 1726-р
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 - T.I.
Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М. Просвещение, 1983 – 248 с.
Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982.
Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Раздел III, пункты 19.3, 19.7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...
Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.
Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...
Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...
Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее приведены ряд игр, которые...
Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы
Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определить, на практике способы формирования умения разрешать конфликты у детей младшего школьного возраста на занятиях внеурочной деятельности...
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...