Выступление на РМО «Дополнительное образование в современных условиях: актуальные проблемы и пути их решения»
статья
Принципы образовательной политики МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе сориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания дошкольного, общего и дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Дополнительное образование в современных условиях: актуальные проблемы и пути их решения»
Подготовила: методист МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Майя Михайловна Костенко
Основной приоритет государственной политики заключается в идеи непрерывного образования, смыслом которой становится обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении всей жизни, обновления знаний и совершенствования навыков.
Сегодня как в школьном, так и в дополнительном образовании главное - дать возможность всем детям проявить свои способности, таланты и творческий потенциал. Образовательная миссия непрерывного образования – это возможность каждого ребенка реализовать личные планы, научиться быть гибким, адаптивным к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывно развиваться и саморазвиваться.
Естественно все данные реформы затрагивают систему дополнительного образования детей, вследствие чего актуализируется роль дополнительного образования на современном этапе.
Предпосылкой успешной жизнедеятельности в таких условиях является комплекс самообразовательных возможностей, основы которого как раз и закладываются в системе дополнительном образования, как обучение и воспитание в сотрудничестве, разноуровневое и разновозрастное обучение; проектная деятельность, учебные телекоммуникационные проекты, дистанционное образование и все остальное многообразие, постоянно рождающееся в повседневной практике.
Давайте рассмотрим проблемы дополнительного образования и возможных путях их решения:
- Кадровые.
В педагогических коллективах учреждений дополнительного образовании, не секрет, высокий процент людей предпенсионного и пенсионного возраста, что в определенной мере, затрудняет переход на новый уровень обучения и воспитания. Система подготовки дополнительного образования нуждается в модернизации: требуется обновление дополнительных общеобразовательных программ с учетом направленности деятельности, индивидуальной работы с одаренными детьми.
- Образовательные.
Отсутствие учебно- методической литературы по различным областям творчества затрудняет работу педагогов дополнительного образования. Педагогу самому приходится ориентироваться среди новых изданий, так как во многих из них отсутствуют грамотные методические разъяснения.
Отсутствие единых образовательных платформ в дополнительном образовании не способствует улучшению ситуации. Сегодня дополнительное образование ориентируется на реальный социальный заказ общества, это замечательно, но утверждение единых стандартов и образовательных платформ во всех направленностях дополнительного образования необходимо производить с учетом профессионального педагогического сообщества посредством создания единых методических центров, а также создание стажировочных площадок по дополнительному образованию.
Важнейшей задачей в сфере дополнительного образования можно поставить и работу с одаренными детьми, в этом направлении необходим пересмотр уже имеющихся подходов и стандартов.
Какие же пути решения вышеуказанных проблем. Хочу начать с работы с одаренными детьми.
Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире - именно так определены цели современного образования в Стандарте II поколения: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.
В соответствии с Концепцией дополнительного образования, утвержденной 4 сентября 2014 года, педагогический коллектив МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рассматривает построение образовательного процесса с учетом построения образовательный индивидуальных маршрутов для выпускников объединений, продолжающих заниматься любимым делом, а также для талантливых и одаренных учащихся объединений.
Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования.
В дополнительном образовании, образование рассматривается не просто, как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов.
Все принципы, лежащие в основе образовательной программы МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе являются принципами государственной политики в области образования:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Принципы образовательной политики МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе сориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания дошкольного, общего и дополнительного образования:
- Личность ребенка является центром всей образовательной системы дополнительного образования.
- Каждому необходима устойчивая потребность в творческой деятельности.
- Ученик - субъект образовательного процесса, ориентированного на самоопределение ученика, развитие его самостоятельности, творчества, чувства собственного достоинства и индивидуальной значимости. Принцип максимального учета индивидуальной заинтересованности ученика содержанием и формами работы.
Учитывая накопленный в системе дополнительного образования детей по данному направлению опыт, можно предположить, что значительная часть такой работы будет возложена на существующие структуры дополнительного образования: в разработке специальных программ, нацеленных на работу с одаренными детьми, в использовании при их реализации самых современных информационных и иных технологий обучения, позволяющих выявлять и развивать творческие способности.
Рассматривая образовательные трудности в дополнительном образовании следует каждому педагогу уметь и применять современные образовательные технологии, вне которых немыслима какая-либо реальная инновационная деятельность в образовании.
Сегодня от современного педагога дополнительного образования требуется, среди прочего, умение разработки и размещения в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, умение организации «сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствование информационного обмена «педагог-ученик-родитель».
Приоритетные направления дополнительного образования определяются концепцией личностно-ориентированного образования и основными принципами педагогики деятельностного развития, такими как:
- признание сущности прав ребенка на свободное самоопределение, самореализацию, свободу выбора вида деятельности;
- единства и целостности образовательного пространства, составляющими которого являются образование, воспитание и развитие личности;
- творческое сотрудничество, формирование личностных установок, развитие индивидуальности участников образовательного процесса в совместной продуктивно-прикладной деятельности;
- непрерывное образование, освоение и воспроизводство культуры, деятельности, мышления, поведения и общения, как длительного процесса, зависимого от осознанного планирования своего статуса.
Образовательная деятельность МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе строится на основе вариативной части образовательной области «Технология», «Физическая культура», «Информатика», «Физика», «Изобразительная деятельность», «ОБЖ» путем реализации программ дополнительного образования детей различной тематической направленности, предполагающих:
-развитие технического и художественного мышления, формирование опыта продуктивной творческой деятельности путем решения задач творческого характера, выполнения комплексных заданий;
-изучение теоретических основ технического, художественного, декоративно-прикладного творчества, приобретение навыков конструирования и моделирования;
-изготовление разнообразных макетов и моделей, разработка дизайн - проектов, выполнение технической документации, повышение спортивно-технического мастерства, предъявление результатов практической деятельности путем участия в конкурсах, выставках, соревнованиях.
Одним из способов решения затруднений в дополнительном образовании является диссеминация передового педагогического опыта. Обеспечение максимально широкого доступа педагогов дополнительного образования к достижениям своих коллег, получение всеми заинтересованными лицами своевременной и оперативной информации о новых методах работы составляет одну важную сторону «информатизации» этой сферы. Кроме того, большое значение имеет и создание специализированных сетевых ресурсов, посвященных дополнительному образованию детей, чего можно достигнуть лишь объединением усилий всего профессионального сообщества, формированием в Интернет сетевого взаимодействия в пределах не только одного города или области, но и в более широких масштабах.
В связи с этим особого внимания требует:
- проведение мониторинговых исследований состояния системы дополнительного образования;
- уточнение направлений (направленностей) образовательной деятельности;
- выявление успешных адаптированных моделей и оформление их как эталонных.
Закончить свое выступление хочется таким высказыванием: «Школа должна давать очень хорошее базовое образование и вовлекать в свой образовательно-воспитательный процесс специализированные структуры, такие, как учреждения дополнительного образования детей, ведь там работают специалисты, которых в школе нет, учреждения системы дополнительного образования по оснащению и подготовке должны быть лучше, чем любая другая неспециализированная образовательная организация».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""
Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""...
Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях
Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное. В современных условиях возникла необходимость в том, чтобы российская школа начала строить принципиально иную функциональную мо...
Профессиональный рост педагога дополнительного образования в современных условиях
Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов соц...
Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Тимашовой
Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Ти...
«Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных условиях»
В данной статье говорится о том, что целостный образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, р...
Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях
Методическая разработка рассматривает процесс интеграции общего и дополнительного образования, выявление и определение целей и задач, а так же влияние процесса интеграции на развитие личности обу...
Воспитательная деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях
Вважно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересовать его, сформировать детский коллектив....