План - конспект занятия "В гостях у Дымковских мастеров"
план-конспект

Папырина Наталья Васильевна

Занятие предназначено для обучающихся дошкольного возраста. Проводится в рамках образовательной программы "Юный художник". Знакомит детей с Дымковским промыслом, учить выполнять роспись по мотивам Дымковской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_dymkovskaya_loshadka.docx407.01 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия

«В гостях у дымковских мастеров»

ПДО – Папырина Н.В.

Цель: учить детей рисованию по мотивам Дымковской игрушки.

Задачи:

Образовательные:

-продолжить знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки);

 -закрепить  умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии).

Развивающие: 

-развить  творчество, чувство цвета, эстетические чувства;

- развить моторику руки

Воспитательные: 

-воспитать  аккуратность, эстетический вкус;

- воспитать интерес к тврчеству народных мастеров.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: практическая работа.

Методы:

-словесные -  беседа, объяснение, рассказ;
-наглядные - демонстрация  готового рисунка;
-практические – изготовление рисунка по мотивам дымковской игрушки.

Инструменты:  кисти для росписи, простой карандаш.

Материалы и оборудование: дымковские игрушки (для демонстрации, шаблоны лошадки, таблицы с изображением элементов дымковской росписи, рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, тычки, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия:

1.Орг. момент:

Приветствие.

Проверка готовности к работе.

2. Сообщение темы и цели занятия

Сеголня мы с вами отправимся в путешествие к Дымковским мастерам, узнаем об особенностях игрушки и научимся рисовать по мотивам дымковской игрушки.

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

3. Основной зтап

Теоретическая часть – вступительная беседа 

А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

- В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

-Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

http://kladraz.ru/upload/blogs/6296_e45f0ac643077eb628cf4343e8c579df.jpghttp://kladraz.ru/upload/blogs/6296_c1b895fb49e40c569be3c99fae939d1c.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/6296_5b8d58311432f3afe287edc59b788ffa.jpghttp://kladraz.ru/upload/blogs/6296_9bca1d3dfc1fa29741d2655082f0b1e6.jpg

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.

А мастера изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым. Это - кони, барышня, индюк, олень, козлик, корова…

-Что общего у всех этих игрушек?
Дети  - У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
- Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети -  Белой.

-На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

-Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементы росписи это – круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. В разном сочетании точек и линий получаются разные узоры. У каждого мастера свой узор.

Например, такие (Показать картинку с узорами)

http://kladraz.ru/upload/blogs/6296_1854ce3cb071ef22dd47cfb7c75968b7.jpghttp://kladraz.ru/upload/blogs/6296_2b0366dd5ea0af45ac32a1343f15227a.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/6296_ef95eb3185accc9bcfbf67a81817d402.jpg

Прежде, чем мы приступим к практической работе,  давайте поведем физкультминутку.

Физкультминутка:

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Практическая работа.

-  Сейчас мы с вами попробуем нарисовать лошадку по мотивам дымковской игрушки.  Вот моя лошадка. (Показать рисунок лошадки)

Конспект занятия по рисованию «Дымковская лошадка» в старшей группе

У каждого из вас должна получиться своя лошадка, со своим узором, но конечно она будет похожа на дымковскую игрушку.

-Сначала мы нарисуем силуэт лошадки по шаблону.

-Затем каждый из вас придумает узор для лошадки.  Вы нарисуете  разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца.

-Далее рисуем  мелкие детали - это рот и глаза.

-Следующий этап работы – это работа цветом. Какими красками мы будем рисовать?

Дети – яркими,  праздничными.

- Какой краской мы будем рисовать глаза?

Дети - глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка".

-Что ещё мы нарисуем чёрной краской?

Дети - ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.

А какой еще краской можно нарисовать хвост и гриву?

-Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой лист бумаги, взять в руки карандаш, шаблон и приступить  к работе.

Напомнить правила безопасной работыс при работе с красками

Во время выполнения практической работы звучит русская народная музыка. В процессе работы оказать детям необходимую помощь.

5.Заключительный этап

Подведение итогов работы

В конце занятия выставляются все рисунки. Предложить  полюбоваться ими, выбрать понравившейся рисунок, сказать, почему он понравился. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Дети - Да! Лошадки на рисунках яркие, праздничные и очень похожи на дымковских лошадок.

- Вы сегодня были настоящими народными мастерами, красиво нарисовали лошадок. Молодцы! Спасибо за вашу работу, мастера.

Использованная литература:

 Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. - Л.: изд. "Художник РСФСР", 1988. - 336 с.

 Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. - Киров, изд. "О-краткое", 2010.

Развивающие занятия с детьми 5-6 лет \под редакцией Л.А.Парамоновой.-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.-752с.

 Словари и энциклопедии на Академике - URL: http://literaturologiya.academic.ru (дата обращения 05.12.2018).

Приложение №1

Дымковская игрушка - история промысла.

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка). 

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.  

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, Каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки,

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.

Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.  

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

Стихотворение о Дымковской игрушке

Чем знаменито Дымково? 
Игрушкою своей. 
В ней нету цвета дымного, 
А есть любовь людей. 
В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы. 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы. 
(В.Феофанов) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия "Дымковская игрушка"

Применение метода СДО на занятиии декоративно-прикладным творчеством....

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

План-конспект занятия "Выполнение дымковской игрушки "Барыня"

План - конспект занятия описывает историю дымковской игрушки ее многообразие и изготовление из глины игрушки "Барыня"....

План - конспект занятия "Дымковская игрушка"

Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника....

План-конспект занятия по лепке "Мир Дымковской игрушки"

История Дымковской игрушки, основные принципы выполнения народной игрушки....

План -конспект занятия "В гостях у Дымковских мастеров"

План -конспект занятия предназначен для детей дошкольного возраста, в рамках реализации общеобразовательной программы "Юный художник". Знакомит детей с Дымковским промыслом, учит росписи по ...