План-конспект занятия по лепке "Мир Дымковской игрушки"
план-конспект на тему

Богданова Анастасия Ивановна

История Дымковской игрушки, основные принципы выполнения народной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya.docx224.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа-интернат №6

План-конспект занятия по лепке

для учащихся 2 года обучения

«Мир Дымковской игрушки»

Педагог ОДОД: Богданова А.И.

Санкт-Петербург 2017

План – конспект занятия

«Мир Дымковской игрушки»

Цель занятия: Создание из глины образа Дымковской игрушки «Лошадка».

Задачи:

Обучающие: Знакомство с Дымковской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины; Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

Развивающие: Развивать творческий потенциал и познавательную активность обучающихся;

Развивать у детей память, мелкую моторику рук, глазомер;

Развивать эстетический и художественный вкус воспитанников;

Воспитательные: Воспитывать терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Тип занятия: комбинированный

Методы: беседа, рассказ, демонстрация, наблюдение, практическая часть, контроль.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор

Материалы:

для педагога –наглядный материал, иллюстрации, образцы работ, презентация, глина, стеки, тряпочка, баночка с водой, тазик с водой, дощечка, губка;

для учащихся – клеенка, фартук, дощечки, глина, шликер, стеки, баночка с водой, губки, тряпочки.

Структура занятия:

1) организационный момент –

2) формирование новых знаний –

3) объяснение нового материала –

4) физкультминутка -

5) работа учащихся с педагогом –

6) подведение итогов –

Информационная карта занятия

Номер этапа и название

Дидактические задачи

Содержание

Методы

Способы организации деятельности

Реальный результат

1.Организационный

Создать условия для выполнения задания

подготовка рабочего места

беседа

Фронтальный способ организации

Установлен.дисциплины, порядка, внимания. готовность рабочего места

2.Объяснение нового    материала

Актуализировать знания, сформировать положительные мотивы предстоящей деятельности

Вводная беседа о Дымковской игрушке

Изложение, беседа

Фронтальный способ организации

Готовность учащихся к усвоению знаний и овладение умениями, навыками к выполнению работы

3.Формирование новых знаний

Объяснить тему и то, как следует выполнять задание, заинтересовать детей, обеспечить осмысление для дальнейшего применения знаний

Рассказ об истории возникновения Дымковской игрушки.

Объяснение, наглядный метод

Фронтальный и групповой способ организации

Восприятие, осмысление и овладение учащимися первоначальными умениями и навыками

4.Физкультминутка

Снять напряжение

Выполнение упражнений

Показ с объяснением, разучивание

Групповой

Отдых и готовность продолжить работу дальше

5.Самостоятельная практическая работа.

Сформировать умения и навыки

Лепка игрушки «Лошадка»

Репродуктивный метод

Практическая работа по выполнению задания

Индивидуальный

Готовая работа «Лошадка»

6.Подведение итогов

Оценить работы учащихся

Уборка рабочего места, выставка работ

Беседа, опрос, анализ работ учащихся

Фронтальный способ организации

Оценка успешности восприятия, осмысление овладение ЗУН


Ход занятия

1. Организационный момент.

 Здравствуйте ребята!  Давайте с вами проверим все ли у нас готово к занятию. Перечислите материалы которые у вас на столах. (дощечка, стеки, губка, тряпочка, глина, баночка с водой, шликер).

2. Формирование новых знаний.

Педагог:

- Ребята, вы ходили когда-нибудь с мамой или папой в магазин?

Предполагаемые ответы детей: (да)

- А какие бывают магазины?

Предполагаемые ответы детей: (хлебный, молочный, книжный, игрушечный и т.д.)

- А в какой магазин вы больше всего любите ходить?

Предполагаемые ответы детей: (в магазин игрушек).

- Почему вам больше всего нравится ходить в магазин «Игрушек»?

Предполагаемые ответы детей: (там интересно и весело)

-Ребята, если вы любите игрушки, то посетите вместе со мной необычный магазин.

Демонстрация на экран мультимедийной презентации с изображением дымковских игрушек

Педагог:

- Давайте закроем вместе с вами глаза и произнесем волшебные слова «Чипс-чапс- чопс…», чтобы перенестись в наш необычный магазин!

 (за ширмой на полочках стоят Дымковские игрушки).

- Ребята, вот вы и в магазине. Взгляните, здесь продаются простые игрушки, которые есть у вас дома, но еще есть и необычные. Это Дымковские народные игрушки. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются?

 Предполагаемые ответы детей: (материалом, формой, выполнены вручную, и т.д.)

Педагог:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Феофанов)

 3. Объяснение нового материала.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родилось в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

На мультимедийной доске включается мини фильм про Дымковскую игрушку, далее идет демонстрация игрушек.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_8aa5001cff7a1d89fcc1417730030795.jpg.jpg

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_951512dbe08446ecc5a16e6b6d135cc5.jpg.jpg

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_27ea22586c3744afb49e7a58bb73d013.jpg.jpg

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_cf68b673e0777cdd483d7c53f155d4bf.jpg.jpg

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упустил.

Педагог:

-Что общего у всех этих игрушек?

 Предполагаемые ответы детей: (У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.)
- А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? 

Предполагаемые ответы детей: (Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..)
- А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет? 

Предполагаемые ответы детей: (Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой)
- Правильно. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. А почему они яркие?

         Предполагаемые ответы детей: (Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками)

- Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Предполагаемые ответы детей: (Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый)

- Какие узоры вы видите на игрушках?

Предполагаемые ответы детей: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овал

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_ec34faf0623bad4bbcfc503dda7e31c8.jpg.jpg

- Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

-Давайте узнаем, как создается игрушка!

 На экране демонстрируется мини-фильм параллельно ведется рассказ педагога.

- Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда игрушка рождается в третий раз?

 Предполагаемые ответы детей: (В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают краскам)

-  Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда для придания большей нарядности, поверх узора налепляют кусочки сусального золота. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

- Предлагаю вам стать настоящими мастерами и слепить дымковскую игрушку «Лошадку».

- Прежде чем начать работу, давайте немного отдохнем!

4. Физкультминутка

-Повторяем за мной слова и движения:

Два притопа (по очереди топают ногами),

Два прихлопа (хлопают в ладоши),

Ежики, ежики (руками показывают клубочки, в которые сворачиваются ежи).

Наковали, наковали (стукают левым кулачком сверху по правому и наоборот),

Ножницы, ножницы (перекрещивают по принципу "ножниц" выпрямленные руки перед собой).

Бег на месте, бег на месте (бегут на месте),

Зайчики, зайчики (показывают прямыми ладошками на своей голове ушки зайчиков, ритмично сгибая ладони).

Ну-ка вместе, ну-ка дружно!

Девочки (повторяют только девочки)

Мальчики (повторяют только мальчики)

5.Самостоятельная работа.

- Итак, на столах у вас лежат все необходимые материалы: дощечка, стеки, баночка с водой, губка, тряпочка влажная, глина, шликер (глиняный клей).

- Берем в руки наш кусок глины, отламываем нам нужный кусочек, остальную ненужную глину кладем во влажную тряпочку, чтобы она не высохла. Из этого куска раскатываем в ладошках шарик, затем из шара формируем цилиндр - это будет тело нашей лошадки, откладываем в сторону. Теперь отламываем от нашего куска глины четыре одинаковых кусочка, и раскатываем их в одинаковые шарики, затем скатываем из них конусы - это будут ноги лошадки. Затем берем цилиндр (тело лошадки) и с помощью стека делаем на нем засечки в том месте, где будут закрепляться ноги, далее эти засечки обмазываем шликером и начинам соединять конусы (ноги) к цилиндру (тело). Заглаживаем места соединения пальцем, что бы не оставалось швов. Если наше изделие начинает высыхать, то влажной губкой обмакиваем его. Далее переходим к выполнению шеи и головы лошади. Отламываем кусочек глины и раскатываем шар, затем из этого шара раскатываем конус. После вершину у конуса загибаем вовнутрь, получилась мордочка лошади. Берем наше основу (тело с прикрепленными ногами) и делаем засечки там, где будет располагаться шея, обмазываем шликером и крепим шею, заглаживаем место соединения. Осталось сделать нашей лошадке уши, гриву и хвостик. Для ушей отламываем два маленьких кусочка глины и раскатываем из них шарики, сплющиваем и формируем треугольники. Соединяем на голове. Для хвоста и гривы раскатываем четыре колбаски. Берем две колбаски и плетем косичку, тоже самое проделываем с двумя другими. Получившиеся косички закрепляем на нашем изделии.

- А теперь, давайте повторим последовательность работы.

- Если нет вопросов, приступаем к лепке.

Учащиеся самостоятельно лепят «Лошадку». По готовности, работы ставятся на один стол и проводится мини-выставка с обсуждением.

6. Подведение итогов:

- А давайте посмотрим, что же получилось у вас! Какие замечательные лошадки! Теперь им надо высохнуть, затем обжечь в муфельной печи и уже после мы с вами сможем их расписать.

Уборка рабочего места

Мини-опрос:

- Ребята, о какой народной игрушке мы с вами сегодня разговаривали?

Предполагаемые ответы детей: (Дымковской игрушке)

 -Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Предполагаемые ответы детей: (Лошадка, петушок, олень, баран, барышня)

- Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Предполагаемые ответы детей: (Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый)

- Из каких геометрических тел мы лепили лошадку?

Предполагаемые ответы детей: (цилиндр, конус, шар)

- Сейчас нам необходимо убрать свое рабочее место.

- Понравилось ли вам лепить Дымковскую лошадку?

- Все ли у вас получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для педагогов "ДПИ"и "ИЗО" к занятиям по теме"Дымковская игрушка"

1.Из истории Дымковской игрушки.2.План работы по знакомству детей с Дымковкой игрушкой.3.Первый год обучения по теме.4.Особенности второго года обучения.5.Выводы....

План-конспект урока в 5 классе "Дымковские игрушки"

В пятом классе изучаются связи декоративной группы искусств  с жизнью. Мир декоративного искусства – это мир со своими традициям...

План-конспект проведения занятия "Изготовление мягкой игрушки кролик"

План-конспект занятия по теме "изготовление мягкой игрушки кролик" предусматривает краткое описание изготовления игрушки кролик....

План – конспект открытого занятия по теме: «Новогодние игрушки: Дед Мороз и Санта-Клаус».

Учебное занятие "Новогодние игрушки: Дед Мороз и Санта-Клаус" в технике вышивка крестом входит в раздел "Мастерская Деда Мороза" . Представленное занятие является первым в разделе, дети второго года о...

План-конспект открытого занятия на тему: "Оформление мягкой игрушки Ёжик"

Целью данного занятия является развитие творческих способностей учащихся, посредством оформления мягкой игрушки Ёжик....

План -конспект открытого занятия "Оформление елочной игрушки"

Данное занятие подходит для детей 8-10 лет...

План-конспект открытого занятия "Оформление мягкой игрушки Гномик"

План-конспект открытого занятия "Оформление мягкой игрушки Гномик" рассчитан на возрастную категорию детей от 8 до 11 лет....