План-конспект занятия "Выполнение дымковской игрушки "Барыня"
план-конспект занятия на тему

План - конспект занятия описывает историю дымковской игрушки ее многообразие и изготовление из глины игрушки "Барыня".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon файл zanyatie_zhidkovoy_n.a.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ № 11 г.Кинеля.

План – конспект занятия по теме: «Выполнение дымковской игрушки «Барыня».

Подготовила:

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Жидкова Наталья  Александровна  

Кинель

 2014г.

Возраст детей: 8 – 9 лет.

Тема занятия: «Выполнение дымковской игрушки «Барыня».

Задачи занятия: 

-обучающая: познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, научить: особенностям технологии лепки дымковской игрушки «Барыня», приемам работы с глиной,  лепке деталей игрушки  из отдельных частей, путем соединения их в определенной последовательности, приемам вытяжки, раскатывания, примазывания, лепке из пласта глины, комбинированным методам лепки, расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах.

-воспитательная: воспитывать  художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи, любовь к Родине,  уверенность в себе и своих руках.

-развивающая: развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей, историческую и культурную память.

Оборудование: глина, стеки, подложка для лепки, баночки с водой, тряпочки, презентация «Выполнение дымковской игрушки «Барыня», образец дымковской игрушки «Барыня», запись ярмарочных мелодий для музыкального сопровождения, музыкальный центр, экран, проектор,  компьютер.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности детей к занятию).

 Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную слободу Дымково к мастерам-умельцам народной игрушки. Вы готовы? Вам нужно совсем немного: глина,  воображение и желание лепить.

2. Сообщение темы занятия.

     Какой ребенок не любит игрушек! Все вы любите игрушки. А знаете ли вы об истории игрушек? Сегодня мы познакомимся с дымковской игрушкой, историей ее возникновения. На столе лежит глина, вам, наверное хочется с ней познакомиться. Возьмите ее и почувствуйте пальцами. Сегодня вам предстоит самим сделать красивую дымковскую игрушку «Барыня»                ( демонстрация готового изделия).

3. Изучение нового материала. Просмотр слайдов №1 - №6                               с изображением дымковских игрушек.                    

      Самой большой популярностью и любовью из всех русских глиняных игрушек пользуются  дымковские (демонстрация слайда №2, рассказ педагога).Лепили эту нарядную игрушку в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в город Киров, где теперь и находиться фабрика по производству дымковской игрушки (показ слайда №3, рассказ педагога). И люди называют ее по-разному – то дымковская, то вятская, то кировская. Слобода Дымково под Вяткой, расположенная на берегу реки,  по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки и посуду, сделанную из глины.

       По преданию промысел дымковской игрушки  возник в связи с древним праздником Свистунья – гулянием на берегу Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки, исполненные в виде животных, небольшие по размеру фигурки с характерным коническим завершением в виде свистка сзади (демонстрация слайда № 4, рассказ педагога). Происхождение и история дымковской игрушки также неотделимы от древнего языческого праздника «Свистопляски», к которому и приурочивали их изготовление и продажу. Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки были у всех — и у детей, и у взрослых. Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

     Долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, индюков и петухов (показ слайда № 5, рассказ педагога). Среди глиняных фигурок частым объектом изображения были модницы того времени - барышни, дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках кавалеры на лошадях (показ слайда № 6, рассказ педагога). А так же водоноски и птичницы. Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе  своих наблюдений создавали условные по форме образы. Дымковская игрушка – самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Она является национальным достоянием России и известна за рубежом.

А теперь давайте мы с вами попробуем слепить эту уникальную по красоте и изяществу игрушку.

Особенности технологии  лепки  дымковской игрушки «Барыня»              ( демонстрация слайдов презентации № 7 - № 10).

1. Показ последовательности лепки на слайде – схеме №7 (объяснение педагога).

2. Показ лепки из глины на  образце.

     Пластической основой для всех женских фигурок является ступка-колокол — устойчивое основание и в то же время пышная юбка. Эту часть фигурки мы получим, взяв кусок глины, раскатываем с одного конца и формируем конус.  Ступка достаточно приземиста и широка в основании, высота ее чуть больше половины общей высоты фигурки барышни. Это - юбка барышни. К ступке прикрепляем методом примазывания  торс из глины, а к нему — шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие лепные детали одежды и головного убора, характерные для данной композиции. Вместе с головкой лепится «пупырышек» — бугорок носа, едва выступающий на довольно плоском лице, но придающий всем дымковским игрушкам характерную особенность. Дымковскую игрушку лепят по частям, которые тщательно соединяют и примазывают между собой таким образом, что создается впечатление цельности. Многочисленные декоративные детали накладывают и скрепляют с основной формой (демонстрация слайдов №8, №9).

Методы лепки:

1. Вытяжка. Из основного куска глины создают форму идентичную очертаниям будущей игрушки, начинают вытягивать части тела — шею, торс.

2. Раскатывание. Руки лепят отдельно, раскатывая до требуемой длины, чуть толще с одного конца. После этого их прикрепляют к туловищу, сглаживая стыки и неровности. Выгибают нужным образом.

3. Лепка из пласта. Украшают игрушку накладными деталями. Раскатывают пласт глины, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке, изгибают, делая их волнистыми.

4. Примазывание. Отдельные детали примазываются друг к другу при помощи глины.

5. Комбинированный метод. Включает в себя предыдущие методы.

Физкультминутка «Барышня – красавица»:

Вот барышня – красавица  

Идет по городку

И, видно, очень нравится

Лихому молодцу.

А молодец на конике

Катается верхом,

Фуражечка-то новенька

Красуется на нем.                                                                                                                          

Практическая работа.

Задание. Слепить фигурку барыни.

Во время практической работы педагог делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполнения работы.

Итог занятия.  Проведение игры «Волшебный сундучок»

А теперь, ребята, давайте мы с вами поиграем в сундучок.

Футы-нуты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!

Вот  открыли  сундучок, а в нем вопросы. А вопросы не простые все один как золотые! Педагог предлагает четырем  детям взять вопросы из сундучка и ответить на них. Остальные ребята дополняют ответы своих товарищей.

Вопросы из сундучка:

1. Какую игрушку мы лепили сегодня?

2. Какие особенности у этой игрушки?

3. Где впервые появилась дымковская игрушка?

4. Каковы особенности лепки этой игрушки?

Уборка рабочего места.

Литература.

  1. Журнал «Дополнительное образование» № 7, 2003г, стр. 25 -27;
  2. Никонова Е.А. «Я открою вам секрет», С-П, « Паритет», 2005 г, стр.16;
  3. Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах», М, «Просвещение», 1980г, стр. 40;
  4. Сайт: citois 39. ru> projects/sod/onorina/ooc. z.php.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 5 классе "Дымковские игрушки"

В пятом классе изучаются связи декоративной группы искусств  с жизнью. Мир декоративного искусства – это мир со своими традициям...

План-конспект урока в 5 классе: "Древний промысел. Дымковская игрушка"

История появления промысла. Этапы росписи. Роспись игрушки....

План - конспект занятия "Дымковская игрушка"

Применение метода СДО на занятиии декоративно-прикладным творчеством....

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Древний промысел. Дымковская игрушка».

Цель урока:1.Познакомить учащихся с историей древнего русского промысла глиняной игрушки.2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.3.Развивать творческую и познавательную акти...

План - конспект занятия "Дымковская игрушка"

Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника....

План-конспект занятия по лепке "Мир Дымковской игрушки"

История Дымковской игрушки, основные принципы выполнения народной игрушки....