План-конспект занятия в студии "Ботега" на тему: «Дымковская игрушка», 2021 г.
план-конспект

Роспись керамической формы Дымковской игрушки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka_na_konkurs_pedagog_goda.doc52.5 КБ
Office presentation icon dymka.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»

«Дымковская игрушка»

Роспись керамической формы

План-конспект занятия в студии "Ботега"

        

Педагог ДО

Рассолова Екатерина Александровна

Москва 2021

Тема урока: «Дымковская игрушка»

Цель урока:

Познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки.

Задачи урока:

Задачи:

Образовательная:

    - познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки:

    - формировать умение создавать узоры по собственному замыслу;

    - учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи.

Развивающая:

   - развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Воспитательная:

   - воспитывать у детей интерес к народному творчеству.

Тип урока:  

Практический.

Форма урока:

Фронтальная.

Вид урока: декоративная роспись керамической формы

Оборудование для учащихся:

  • модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"
  • акриловые краски
  • кисти
  • баночка для воды
  • палитра
  • салфетка
  • тычок (ватные палочки 1 шт.)
  • простой карандаш

Оборудование для учителя:

  • дымковские игрушки
  • презентация «Дымковская игрушка»
  • мелодии народной музыки

План урока 

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку - 3 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, презентация. Объяснение последовательности росписи - 12 мин.
  3. Физкультминутка в стихотворной форме – 2 мин.
  4. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания - 25 мин.
  5. Заключительная часть. Подведение итогов - 3 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент. 

(Проверка готовности к занятию)

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые

А волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

     -  Сегодня, ребята, мы поговорим о народных игрушках.  Совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое  к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся её расписывать.  

    Издавна славится наша Родина своими мастерами декоративного творчества. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров,  умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

   Дымковская слобода, что на реке Вятке, славится своими дымковскими игрушками.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.

     Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке, под названием «Свистунья»  где народные мастера продавали свои игрушки

Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения . Но вятичи – люди  находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные  враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в  страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой ярмаркой «Свистуньей».

    Лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, важных  индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.


- Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша
Эта девица-краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

(Народное творчество)

- Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.          

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.

Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

Вопросы:

Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: Какие элементы используют мастера для росписи игрушек?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз, и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вы за дело

Последовательность выполнения работы

 

     Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи  выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

   Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась. 

Практическая работа

      - Ребята, подпишите своего петушка, напишите фамилию.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

контроль организации рабочего места;

контроль правильности выполнения приемов работы;

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

контроль объема и качества выполненной работы.

Итог урока

Выставка и анализ работ.

  - Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки! Молодцы!

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на общий стол. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Информационные источники:

http://dymkatoy.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дымковская игрушка» План-конспект занятия в студии «Ботега» Педагог Рассолова Е.А. 2021 г. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»

Слайд 2

Село Дымково

Слайд 3

Старые мастера дымковской игрушки

Слайд 4

Дымковские игрушки

Слайд 8

Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки: Кружочки, точечки, полоски. Простой казалось бы узор, Но отвести не в силах взор.

Слайд 9

Узор солнышко

Слайд 10

Многоцветная дымка

Слайд 11

Наряд барыни

Слайд 12

Лошадка

Слайд 13

Роспись лошадки

Слайд 14

Петушок

Слайд 15

Роспись дымковского петушка

Слайд 16

Роспись дымковского петушка

Слайд 17

Информационные источники http://www.dymkovo.com/ http://ru.wikipedia.org/ http://dymka.teploruk.ru/

Слайд 18

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по плаванию.тема: "Согласование движений рук и ног с правильным дыханием в плавании кролем на груди".

План-конспект открытого занятия по плаванию.Группы начальной подготовки. Преподаватель: Бадретдинова Аэлита Валерьевна.Тема урока: Согласование движений  рук и ног  с правильным дыхание...

План-конспект открытого занятия по плаванию. тема: "Дельфин"

План-конспект открытого занятия поп лаванию. Группы начальной подготовки.Тренер: БадретдиноваА.В.Цель:1.Привлечениеребятксистематическимзанятиямплаванием.2.Пропагандаздоровогообразажизни. Во...

План-конспект открытого занятия по плаванию.тема: "Согласование движений рук и ног с правильным дыханием в плавании кролем на спине".

План-конспект занятия в группе  НП-1(начальной подготовки первого года обучения)отделение плавания.Тема: Кроль на спине.Цель:Привлечение учащихся к систематическим занятиям плавание.Пропаганда зд...

План-конспект открытого занятия по вокалу. Тема «Вокалист-исполнитель. Основные певческие недостатки - методы и приёмы их исправления»

Данное занятие рекомендую проводить с солистом, дуэтом или трио. Занятие рассчитано на детей 12-17 лет, занимающихся вокалом min.2-3 года, имеющих знания в области строения голосового аппарата и механ...

План - конспект тренировочного занятия № 1 на тему: "Совершенствование ведения мяча и остановка мяча. Совершенствование ударов головой с сопротивлением"

План-конспект тренировочного занятия на тему" Совершенствование ведения мяча и остановка мяча. Совершенствование ударов головой с сопротивлением"....

План-конспект открытого занятия "Устное народное творчество. Изготовление игрушки-сувенира "Жабка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»  ПЛАН-КОСПЕКТоткрытого  ...

План-конспект учебного занятия в рамках темы "Животные со всего света"

План -конспект учебного занятия по теме "Животные со всего света" на базе УМК "Spotlight -5" (под редакцией Ваулиной Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.)....