План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания
материал
План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_sovershenstvovaniyu_metodov.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г.Сычевки
ПЛАН
по совершенствованию методов
обучения и воспитания,
продуктивного использования новых технологий
в творческом объединении
«Танцевальный»
Разработала:
педагог дополнительного образования
Ватолина Анастасия Алексеевна
2019 год
Образование не даёт ростков
в душе, если оно не проникает
до значительной глубины
Протагор
Пояснительная записка
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:
- обновление содержания образования;
- внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.
Педагогические технологии дополнительного образования детей, в отличие от педагогических технологий, применяемых в школах, сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.
Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.
Условием эффективности освоения любой программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого обучающегося.
В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии. Поэтому, педагоги дополнительного образования, в отличие от учителей школ, в своей деятельности, совершенствуя методы обучения и воспитания, используют только элементы той или иной образовательной технологии.
Таким образом, совершенствование педагогических технологий и моделей обучения дает возможность идти в направлении разработки новых личностно ориентированных методик, новых персонализированных подходов к обучению, реализующих дидактические возможности, что способствует индивидуализации и дифференциации обучения, активизации творческой деятельности обучающихся и педагога.
Этапы реализации образовательных технологий:
Ориентационный этап
Цель этапа: дать обучающимся возможность выбрать интересный и доступный вид деятельности.
Технологии:
- игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые);
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).
Содержание: педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап
Цель этапа: обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся.
Технологии:
- игровые технологии (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые);
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).
Содержание: на данном этапе необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
Основной этап
Цель этапа: формирование знаний, умений и навыков у обучающихся, выявление и развитие способностей ребенка.
Технологии:
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).
Содержание: учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Итоговый этап
Цель: результаты контроля учебной работы обучающихся, поощрение успешной работы лучших воспитанников.
Технологии:
- игровые технологии (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые);
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).
Содержание: оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Результат применения образовательных технологий:
Игровые технологии
- развитие познавательной, мыслительной деятельности (анализ, синтез, классификация);
- расширение кругозора;
- формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
- воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
- легкость ассоциирования;
- быстрота мышления.
Личностно-ориентированные технологии (технология проектного обучения)
- умение самостоятельно работать над заданием, проектом;
- формирование новых способ действия, умение выполнять задания повышенной сложности;
- развитие воображения, ассоциативного мышление;
- раскрытие творческих возможностей обучающихся;
- совершенствование языковых умений обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии
- создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья обучающегося;
- формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
Список литературы
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: "Педагогический поиск", 2013. - 256 с.
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии, ИЦ МарТ Феникс ,333 стр.
3. Дрогов И.А. Программа. Юные туристы спасатели. М; ЦДЮТиК 2015г. 36 стр.
4. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии, 2044. N 1. - 36 С.
5. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.,1995
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:
7. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.
8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/06.php
9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное применение в образовательном процессе усовершенствованных методов и приемов обучения, форм занятий
Комплексное применение в образовательном процессе усовершенствованных методов и приемов обучения, форм занятий для повышения внутренней мотивации обучающихся и повышения эффективности учебного процесс...
Формы, методы и приемы проблемного обучения
Выступление на заседании педагогического совета МБДОУ...
План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания
План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в творческом объединении «Клуб любителей музыки»...
Формы, методы, приемы обучения и воспитания детей в инклюзивной группе
Формы, методы, приемы обучения и воспитания детей в инклюзивной группе детского сада...
План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания
План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания...
Развитие речевой деятельности детей с ОВЗ через различные формы, приемы обучения и воспитания
В данной статье описывается опыт работы по развитию речевой деятельности детей с ОВЗ....
"Эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы"
Способы формирования метапредметных результатов учащихся на уроках математики...