Формы, методы и приемы проблемного обучения
консультация

Выступление на заседании педагогического совета МБДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация проблемного обучения в ДОУ Подготовила учитель-логопед Ягодина Е.А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица

Слайд 2

«Проблема - это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования». Особенности проблемного обучения знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде; правила или инструкции не предлагаются; поисковая деятельность детей стимулируются вопросами педагога.

Слайд 3

Уровни проблемности в обучении Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод ) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Слайд 4

Формы организации проблемного обучения Проблемный вопрос Проблемная задача Проблемная ситуация

Слайд 5

Какой вопрос является проблемным? 1. Когда опадают листья?» 2. Почему осенью опадают листья? 1. Как и почему происходит изменение окраски у зайца в разные времена года? 2. У какого животного зимой меняется окраска?

Слайд 6

Проблемная задача №1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Слайд 7

Основные компоненты проблемной ситуации неизвестное , т.е. усваиваемое ребёнком новое знание или способ деятельности; познавательная деятельность; творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний . Методические приемы создания проблемной ситуации воспитатель подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций; побуждает воспитанников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять; факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; ставит проблемные задачи.

Слайд 8

Проблемная ситуация Составим правила поведения в автобусе для не читающих пассажиров Вспомните и назовите правила поведения в автобусе

Слайд 9

Этапы и приёмы постановки проблемы 1. Создание проблемной ситуации Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызовет у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения : - одновременно предъявить противоречивые факты, точки зрения; - столкнуть мнения детей опросом или практическим заданием; - выявить «житейские» представления детей вопросом или практическим заданием, а затем предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью; - дать практическое задание невыполнимое вообще; - дать практическое задание, не сходное с предыдущим; - дать практическое задание, сходное с предыдущим, а затем доказать, что задание ими не выполнено.

Слайд 10

2. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Отдельные вопросы педагога, стимулирующие детей осознать противоречие, заложенное в проблемной ситуации : «Что вас удивило? Что интересного вы заметили?» ; «Сколько мнений? Почему так получилось?» ; «Как вы думали сначала? А как на самом деле?» ; «Вы смогли выполнить задание? Почему? В чём затруднение?» ; «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание сходно с предыдущим?»; «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?» . Этапы и приёмы постановки проблемы

Слайд 11

3. Побуждение к формулированию учебной проблемы Текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик : «Чем мы будем заниматься?» (младший и средний возраст) ; «Какой возникает вопрос?» (старший дошкольный возраст) . 4. Принятия предполагаемых детьми формулировок учебной проблемы На этом этапе возможно появление неточных и ошибочных детских формулировок. На такую формулировку лучше откликнуться поддерживающим кивком, репликой. А затем побудить детей к переформулированию проблемы «Кто ещё хочет сказать?» , «Кто думает иначе?» . Этапы и приёмы постановки проблемы

Слайд 12

Алгоритм решения проблемной ситуации постановка проблемы; актуализация знаний детей; выдвижение гипотез, предположений; проверка решения; введение знаний в систему . Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями). Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению). Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование). Находим решение (радость, восторг).

Слайд 13

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив. Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что- то в нем хорошо, а что-то – плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет). Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед). Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи...», «Чем может быть...листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в ...» ( Используйте «Грамматику фантазии» Д.Родари ). Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса...карандаша ...»).

Слайд 14

Рекомендации по стилю общения с детьми Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только вырос он, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «почему?» ( С.Маршак ) Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка , а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано , предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты .

Слайд 15

Приемы и методы проблемного обучения в детском саду монологический; рассуждающий; диалогический; эвристический; исследовательский; метод программированных заданий.

Слайд 16

Бинарные методы обучения Сообщающий Исполнительный Объяснительный Репродуктивный Инструктивный Практический Поисковый Частично-поисковый Побуждающий Объяснительно-побуждающий

Слайд 17

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий  в творческом объединении «Клуб любителей музыки»...

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания...

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания...

Методы и приемы проблемного обучения на уроках химии

    Современная жизнь постоянно ставит перед человеком различные сложные и неотложные задачи, возникают проблемы. Возникновение таких задач и проблем показывает, что много в этом мире...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...