План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания
материал

Красникова Эльвира Даниловна

 

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий  в творческом объединении «Клуб любителей музыки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г.Сычевки

ПЛАН

по совершенствованию методов

 обучения и воспитания,

продуктивного использования новых технологий

 в творческом объединении

«Клуб любителей музыки»

Разработала:

педагог дополнительного образования

Красникова Эльвира Даниловна

2016 год

Образование не даёт ростков

в душе, если оно не проникает

 до значительной глубины

Протагор

Пояснительная записка

        Современная реформа образования в России, связанная с  реализацией личностно-ориентированного подхода,  вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

  • обновление содержания образования;
  • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

        Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

        Педагогические технологии дополнительного образования детей, в отличие от педагогических технологий, применяемых в школах,  сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

        Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

        Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

        Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.

        «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

- отбор и структура содержания (что);

- оптимальная организация учебного процесса (как);

- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

- а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

- и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

        В учреждении дополнительного образования детей в отличие от  школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

        Условием эффективности освоения любой программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого обучающегося.

        В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии. Поэтому, педагоги дополнительного образования, в отличие от учителей школ, в своей деятельности, совершенствуя методы обучения и воспитания, используют только  элементы той или иной образовательной технологии.

        Таким образом, совершенствование педагогических технологий и моделей обучения дает возможность идти в направлении разработки новых личностно ориентированных методик, новых персонализированных подходов к обучению, реализующих дидактические возможности, что способствует индивидуализации и дифференциации обучения, активизации творческой деятельности обучающихся и педагога.

Этапы реализации образовательных технологий:

Ориентационный этап (1-2 месяца).

Цель этапа: дать обучающимся возможность выбрать интересный и доступный вид деятельности.

Технологии:

- игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые);

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).

Содержание: педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

Подготовительный этап (1-2 месяца). 

Цель этапа: обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся.

Технологии:

- игровые технологии (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые);

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).

Содержание: на данном этапе необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

Основной этап (3 года)

Цель этапа: формирование знаний, умений и навыков у обучающихся, выявление и развитие способностей ребенка.

Технологии:

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).

Содержание: учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.

Итоговый этап (4 месяца)

Цель: результаты контроля учебной работы обучающихся, поощрение успешной работы лучших воспитанников.

Технологии:

- игровые технологии (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые);

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированная технология (технология проектного обучения).

Содержание:  оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Результат применения образовательных технологий:

Игровые технологии

  • развитие познавательной, мыслительной  деятельности (анализ, синтез, классификация);
  • расширение кругозора;
  • формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • легкость ассоциирования;
  • быстрота мышления.

Личностно-ориентированные технологии (технология проектного обучения)

  • умение самостоятельно работать над заданием, проектом; 
  • формирование новых  способ действия, умение выполнять задания повышенной сложности; 
  • развитие  воображения, ассоциативного мышление;
  • раскрытие творческих возможностей обучающихся;
  • совершенствование языковых умений обучающихся. 

Здоровьесберегающие технологии

  • создание основ для методологического и технологического  моделирования различных видов  деятельности, направленных на укрепление здоровья  обучающегося;
  • формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

Список литературы

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: "Педагогический поиск", 2013. - 256 с.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии, ИЦ МарТ Феникс ,333 стр.

3. Дрогов И.А. Программа. Юные туристы спасатели. М; ЦДЮТиК 2015г. 36 стр.

4. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии, 2044. N 1. - 36 С.

5. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.,1995

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

7. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.

8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/06.php 

9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное применение в образовательном процессе усовершенствованных методов и приемов обучения, форм занятий

Комплексное применение в образовательном процессе усовершенствованных методов и приемов обучения, форм занятий для повышения внутренней мотивации обучающихся и повышения эффективности учебного процесс...

Формы, методы и приемы проблемного обучения

Выступление на заседании педагогического совета МБДОУ...

Формы, методы, приемы обучения и воспитания детей в инклюзивной группе

Формы, методы, приемы обучения и воспитания детей в инклюзивной группе детского сада...

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания...

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания

План по совершенствованию форм, методов и приемов обучения и воспитания...

Развитие речевой деятельности детей с ОВЗ через различные формы, приемы обучения и воспитания

В данной статье описывается опыт работы по развитию речевой деятельности детей с ОВЗ....

"Эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы"

Способы  формирования   метапредметных результатов  учащихся  на уроках  математики...