Развитие речевой деятельности детей с ОВЗ через различные формы, приемы обучения и воспитания
статья
В данной статье описывается опыт работы по развитию речевой деятельности детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научно-практическая интернет-конференция «Инновационные формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
Секция «Организация учебно-воспитательного процесса для учащихся со множественными нарушениями развития»
Тема: «Развитие речевой деятельности детей с ОВЗ через различные формы, приемы обучения и воспитания»
Автор: Чебан Наталья Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ школы -интернат с. Малый Толкай
2019 год
Развитие речевой деятельности детей с ОВЗ через различные формы и приемы обучения и воспитания
Развитие речи — одна из центральных задач всей системы работы в коррекционной школе. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе - это формирование компетентности в общении, включая умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации. Речь детей с ОВЗ с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.
Проблема развития речевой деятельности актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие устной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
Главная цель моей работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
Работу по развитию речевой деятельности детей с ОВЗ необходимо начать с диагностики. Диагностическая работа педагога заключается именно в выявлении трудностей и особенностей речевого развития самого ребенка.
Я действовала именно по определенному алгоритму:
- изучила динамику и уровень речевого развития всех своих
воспитанников;
- квалифицировала с помощью логопеда вид речевых недостатков;
- разработала индивидуальные и групповые программы речевой
работы с детьми коррекционно-развивающей и профилактической
направленности.
Поставила задачи познавательно-речевого развития воспитанников с ОВЗ:
— способствовать обогащению активного словарного запаса через познавательно-исследовательскую деятельность;
— обогащать эмоционально – чувственный опыт воспитанников с ОВЗ в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
— создать условия, способствующие выявлению интересов и проявлению самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;
— поддерживать условия для развития познавательно — речевых процессов во всех видах деятельности;
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей речевой активности.
Речевое недоразвитие детей с интеллектуальной недостаточностью, несформированность речевых обобщений, недостатки мыслительной деятельности делают сложным процесс их обучения и воспитания. И тогда на помощь приходят игры.
Ролевые игры помогают формированию диалогической речи, а также помогают закреплению новых слов. Например, игры «Магазин», «Больница», «Почта». Игра «Водитель и пассажир». В ходе игры закрепляется словарь по теме «Транспорт»; идёт обучение диалогу; повторяются вежливые формы слов. Класс объявляется салоном автобуса. Водитель ведёт автобус и объявляет остановки. Пассажиры входят в салон, покупают билеты, показывают проездные билеты. Спрашивают других пассажиров о выходе на следующей остановке, просят разрешения пройти, уступают места и т. д.
При проведении подобных игр большое внимание уделяется воспитанию навыков вежливого общения, дети усваивают правила речевого поведения в общественных местах.
Сложно переоценить роль дидактических игр. Главное требование к ним – доступность, соответствие возрасту и возможностям ребёнка. Использование дидактических игр во внеурочное время помогает снять ряд трудностей в обучении новому и закреплении изученного. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Например, на самоподготовке для вех детей провожу игру « Лишнее словечко»: из ряда слов учащиеся должны назвать лишнее слово и обосновать свои ответы (яблоко, груша, лимон, лук; платье, юбка, рубашка, ботинки). А для детей с более тяжелым нарушением речи, дается еще и картинный материал: « Один, много», « Маленький, большой»,
« Назови ласково».
Составление и разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов также способствует обогащению и уточнению словарного запаса. В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. « Красна речь поговоркой».
Поговорка:
- сообщает «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает»
- обогащает «В чужой беседе, всяк ума купит»
- воспитывает «С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет»
- влияет «Слово пуще стрелы разит»
- помогает «Язык до Киева доведёт»
- успокаивает «Доброе слово человеку, что дождь в засуху»
Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике»
Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». На самоподготовках и воспитательских часах использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.
Рассказы по картинам занимают важное место в коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи. Я чаще использую картинки с проблемным сюжетом. Он позволяет в процессе беседы эффективно совершенствовать у школьников логическое и творческое мышление, связную речь. Важно, чтобы картина была красочной, побуждала детей к заинтересованному общению со взрослыми.
Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Он способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания. Совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Артикуляционные, дыхательные и речевые упражнения проводятся на самоподготовке перед выполнением задания по чтению и развитию речи. На занятиях с детьми использую дыхательные тренинги по методике М. Л. Лазарева, комплекс дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Тренировка произносительных органов, или артикуляционная гимнастика, проводится для того, чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произношению различных звуков речи. Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи. Звук произносится хорошо только тогда, когда язык, губы, мягкое небо достаточно подвижны, работают слаженно, скоординировано друг с другом. Именно артикуляционные упражнения способствуют выработке правильных движений артикуляторов, а в результате этих движений и произносятся правильные звуки.
Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
В своей работе я широко использую ИКТ: электронные презентации,
мультимедийные пособия и видеофильмы. Они позволяют познакомить детей с объектами и явлениями, которые воспитанники не встречают в реальной жизни.
Особое место в развитии речевой активности принадлежит проектной
деятельности. Она позволяет усваивать материал в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения, активизирует самостоятельную речевую деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Активно использую наглядные средства обучения, подбираю формы, методы и приёмы с учетом психофизических особенностей детей с ОВЗ.
Одним из эффективных методов для развития связной речи у детей с ОВЗ является мнемотехника. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами). 1. Например: Даётся слово - "девочка" и его символическое обозначение:
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.
2. Освоив игру со словом переходим к поэтапному кодированию сочетания слов, словосочетания (большая машинка).
3. Запоминание и воспроизведение предложений. Например, "Маленькая девочка идет"
4. Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит
И на нас глядит.
и позже переходим к мнемотаблицам. В мнемотаблице можно изобразить практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с недостатками интеллекта. В процессе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения устной речи. Так, учащиеся приобретают следующие умения:
1.Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;
2.Правильно строить предложения;
3.Умение распространять предложения;
4.Излагать логически последовательно события.
Проводимая, таким образом, целенаправленная и систематическая работа по развитию коммуникативной функции речи и познавательных возможностей детей дает положительные результаты, позволяющие успешно решать задачи не только коррекционной работы, но и успешной социализации детей. Все проводимые упражнения способствуют закреплению знаний и навыков по развитию речи, полученных на логопедических занятиях и самоподготовках, и облегчают успешность прохождения программного материала. Как показывает практика, дети, овладевшие умением связно, грамотно, правильно говорить, более успешны в обществе, лучше адаптируются при выпуске из школы и быстрее устраивают свою жизнь.
Используемая литература
1.Артемьева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей. Учебное пособие. - Казань,2011.- 313с.
2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у учащихся с нарушением интеллекта на специальных уроках. (Аксенова А.К., Якубовская Э.В.// Дефектология. 1987- № 6).
3. Лубовский В.И. Специальная психология.- М.- Академия, 2003
4. Петрова В.Г. Развитие речи умственно отсталых учеников // Дети с ограниченными возможностями: Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование знаний, умений, навыков учащихся, развитие их учебно-познавательной деятельности и воспитание личностных качеств через различные формы уроков ( в системе).
Выступление на педагогическом совете...
«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных зада...
Формирование социально-культурной компетентности в процессе развития речевой деятельности детей с умственной отсталостью
Формирование социально-культурной компетентности в процессе развития речевой деятельности детей с умственной отсталостью...
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
«Развитие индивидуальности и познавательной активности обучающихся через различные формы работы на уроках и внеурочной деятельности»
Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей о своём будущем ш...
Доклад на семинаре по дефектологии "Личностное развитие детей через различные формы внеклассной деятельности"
Целью внеклассной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций...
- Мне нравится (1)