Дополнительная общеобразовательная программа "Финансовая грамотность"
рабочая программа (7 класс)

Вакух Ольга Викторовна

для учащихся 5-7 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старо – Татауровская СОШ»

РАССМОТРЕНО

МЦ

«   » ________ 2021 г.

______________ /Гнучая Г.А.

СОГЛАСОВАНО

МС протокол № __

         « ___ » _______ 2021 г.

____________/ Гороховская О.С./

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Старо – Татауровская СОШ»

« ___ » ________ 2021г.

Приказ №

___________ Чукреева Л.А.

Дополнительная общеобразовательная  программа

Социально-педагогической направленности

«Финансовая грамотность» 

Возраст учащихся: 13-16 лет

Срок реализации: 1год

к УМК Ю.Брехова «Основы финансовой грамотности»

Составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Брехова,А. Алмосов,Д.Завьялов, 7-9 классы

          (наименование программы)                                                              

(автор программы)______________О.В.Вакух_______________________________________

(Ф.И.О. учителя)

 

Предмет информатика

Класс ______7 __-9___________

Учебный год 2021

Старое – Татаурово

Пояснительная записка

Общие положения

Рабочая программа курса «Финансовая грамота» составлена на основе авторской программы

Финансовая грамотность: учебная программа. 7-9 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Настоящая программа предназначена для учащихся 7-9 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).

Объем программы: 1 год (144 часа).

Срок реализации программы: 1года.

Форма обучения: очная, групповая, возможность дистанционного обучения

Особенности набора: свободный.

Срок обучения: 1 год.

Режим занятий: 144 часа в год – 4 часа в неделю.

Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.

Цель программы: сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи:

Личностные:

— формировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов;

—пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

- понимать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

-  понимать права и обязанности в сфере финансов.

          Метапредметные:

— сформировать умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

—овладеть умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

— овладеть умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

— сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

— уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

— сформировать коммуникативной компетенции:  вступать в коммуникацию со сверстниками и педагогом, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

        Образовательные:

- понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимать и правильно использовать экономические термины;

- освоить приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проводить простые финансовые расчёты.

- применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области семейной экономики: знать источники доходов и направления расходов семь,  уметь составлять простой семейный бюджет;

знание направления инвестирования и способы сравнения результатов на простых примерах;

- делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.


Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочей программы

  1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы»
  7. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
  8. 3.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерацииhttp: //www.misbfm.ru/node/11143.
  9. 4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 годаhttp://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.
  10. с авторской учебной программой Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: примерная рабочая программа / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2016.
  11. с Образовательной программой основного общего образования МОУ «Старо-Татауровская СОШ»
  12. с учебным планом МОУ «Старо-Татауровская СОШ» на 2020-2021 учебный год

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2018. – 28 с. – (Простые финансы).
  2. Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2018. – 28 с. – (Простые финансы).
  3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 80с.
  4. Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).
  5. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников.  М., 2018.
  6. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2018
  7. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 10.10.2015.
  8. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. – Дата обращения:10.10.2018.
  9. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 10.10.2018.
  10. Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.
  11. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013. – 182 с.
  12. Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.

Интернет-ресурсы

www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.

www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».

www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.

www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.

www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.

http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.

www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

www.wto.ru – Всемирная торговая организация.

www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.

www.imf.org – Международный валютный фонд.

Планируемые результаты

Изучение основ финансовой грамотности в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные планируемые результаты

Познавательные:

• сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

• владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

• владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

• сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные планируемые результаты

 • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,

бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

• владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Формы отслеживания результатов

-текущий контроль: участие в ролевых и деловых играх, решение кейсов;

-промежуточный контроль: тестирование, практические работы, опросы;

- итоговый контроль: проект по финансовой грамотности.

Содержание программы

Тема 1. Управление денежными средствами семьи

Теория: Происхождение денег. Источники денежных средств семьи. Контроль семейных расходов. Построение семейного бюджета. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

Практика: Игра «Семейный бюджет». Представление проектов. Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль. Деловая игра «Обгони инфляцию».

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум. 

Тема 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Теория: Банковская система. Функции Центрального банка страны. Банковские вклады и их условия. Ставки по вкладам. Как выбрать вклад и оформить документы. Что такое кредит и как оценить его условия. Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду. Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями. Как управлять деньгами с помощью банковской карты.

Практика: Игра-квест «Банк и я». Эссе «Банк — это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнётся дождь». Экономическая игра «Банки. Деньги. Два стола».

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.

Тема 3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Теория: Что такое ценные бумаги, и каких типов они бывают. Как можно торговать ценными бумагами. Как заработать на фондовом рынке. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужные паевые инвестиционные фонды.

Практика: Игра «Зарабатываем на фондовой бирже». Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции: доходность и риски».

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.

Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Теория: Налоги и их виды. Как платятся налоги. Налоговый вычет, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Ответственность за неуплату налогов.

Практика: Квест-игра «Азбука налогоплательщика».

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.

Тема 5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Теория: Страховой рынок России. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние. Лично страхование. Если нанесен ущерб третьим лицам.

Практика: Игра «Выбор страховщика».

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.

Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

Теория: Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.

Практика: Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат». Создание буклета «ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ». Решение кейсов.

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.

Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Теория: Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.

Практика: Игра «Выбери свой негосударственный фонд»

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.

Методы обучения:

- слушание;

- осмысление;

- упражнение;

- изучение первоисточников;

- моделирование;

- практическая работа;

- учебное исследование.

Интерактивные методы:

- дискуссии, дебаты;

- тренинги;

- «мозговой штурм»;

- соревнования;

Игровые методы:

- ролевая игра (акцент делается на общение);

- деловая игра (акцент делается на обучение);

- интеллектуальная игра;

- настольные игры (на развитие познавательных процессов).

Формы организации обучения

Теоретические формы

Практические формы

Внеурочные формы

Проблемное обучение

Семинар

Консультация

тестирование

Тренинг

Мозговой штурм

Экскурсия

Соревнования

Дебаты

Проектная деятельность

Практикум

Игра

Конференции

Олимпиады

Акции

Консультация

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

1.

Управление денежными средствами семьи

22

12

10

2.

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

22

10

12

3.

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

22

10

12

4.

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

20

9

11

5.

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

18

10

8

6.

Риски в мире денег: как защититься от разорения

18

7

11

7

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

20

9

11

ИТОГО:

144

68

76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской  и ...

«Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности» (дополнительный курс для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ )

Предлагаемый курс предназ­начен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского яз...

Дополнительная образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»

Срок реализации программы – 1 год (возраст детей 10-12 лет)....

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской...

Дополнительные увлекателльные логопедические задания для развития навыков грамотного письма в домашних условиях.

Увлекательные логопедические задания для развития навыков грамотного письма помогут ученикам преодолеть трудности в обучении. Интересные упражнения, кроссворды, загадки, тренинги способствуют повышени...

Дополнительная общеразвивающая программа "Основы компьютерной грамотности"

Дополнительная общеразвивающая программа (для дополнительного образования детей), технической направленности, "Основы компьютерной грамотности",  для детей 8 -16 лет.Программа имеет техническую н...