Дополнительная общеобразовательная программа "Финансовая грамотность"
рабочая программа (7 класс)
для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_kursu_finansovaya_gramotnost.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Старо – Татауровская СОШ»
РАССМОТРЕНО МЦ « » ________ 2021 г. ______________ /Гнучая Г.А. | СОГЛАСОВАНО МС протокол № __ « ___ » _______ 2021 г. ____________/ Гороховская О.С./ | « УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Старо – Татауровская СОШ» « ___ » ________ 2021г. Приказ № ___________ Чукреева Л.А. |
Дополнительная общеобразовательная программа
Социально-педагогической направленности
«Финансовая грамотность»
Возраст учащихся: 13-16 лет
Срок реализации: 1год
к УМК Ю.Брехова «Основы финансовой грамотности»
Составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Брехова,А. Алмосов,Д.Завьялов, 7-9 классы
(наименование программы)
(автор программы)______________О.В.Вакух_______________________________________
(Ф.И.О. учителя)
Предмет информатика
Класс ______7 __-9___________
Учебный год 2021
Старое – Татаурово
Пояснительная записка
Общие положения
Рабочая программа курса «Финансовая грамота» составлена на основе авторской программы
Финансовая грамотность: учебная программа. 7-9 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Настоящая программа предназначена для учащихся 7-9 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).
Объем программы: 1 год (144 часа).
Срок реализации программы: 1года.
Форма обучения: очная, групповая, возможность дистанционного обучения
Особенности набора: свободный.
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: 144 часа в год – 4 часа в неделю.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.
Цель программы: сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачи:
Личностные:
— формировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов;
—пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
- понимать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимать права и обязанности в сфере финансов.
Метапредметные:
— сформировать умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
—овладеть умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— овладеть умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
— сформировать коммуникативной компетенции: вступать в коммуникацию со сверстниками и педагогом, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Образовательные:
- понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- освоить приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проводить простые финансовые расчёты.
- применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области семейной экономики: знать источники доходов и направления расходов семь, уметь составлять простой семейный бюджет;
знание направления инвестирования и способы сравнения результатов на простых примерах;
- делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.
Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочей программы
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы»
- Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
- 3.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерацииhttp: //www.misbfm.ru/node/11143.
- 4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 годаhttp://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.
- с авторской учебной программой Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: примерная рабочая программа / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2016.
- с Образовательной программой основного общего образования МОУ «Старо-Татауровская СОШ»
- с учебным планом МОУ «Старо-Татауровская СОШ» на 2020-2021 учебный год
Перечень учебно-методического обеспечения
- Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2018. – 28 с. – (Простые финансы).
- Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2018. – 28 с. – (Простые финансы).
- Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 80с.
- Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).
- Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2018.
- Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2018
- Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 10.10.2015.
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. – Дата обращения:10.10.2018.
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 10.10.2018.
- Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.
- Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013. – 182 с.
- Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. –Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.
Интернет-ресурсы
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
www.imf.org – Международный валютный фонд.
Планируемые результаты
Изучение основ финансовой грамотности в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные планируемые результаты
Познавательные:
• сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
• владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
• владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
• сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные планируемые результаты
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,
бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Формы отслеживания результатов
-текущий контроль: участие в ролевых и деловых играх, решение кейсов;
-промежуточный контроль: тестирование, практические работы, опросы;
- итоговый контроль: проект по финансовой грамотности.
Содержание программы
Тема 1. Управление денежными средствами семьи
Теория: Происхождение денег. Источники денежных средств семьи. Контроль семейных расходов. Построение семейного бюджета. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
Практика: Игра «Семейный бюджет». Представление проектов. Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль. Деловая игра «Обгони инфляцию».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум.
Тема 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Теория: Банковская система. Функции Центрального банка страны. Банковские вклады и их условия. Ставки по вкладам. Как выбрать вклад и оформить документы. Что такое кредит и как оценить его условия. Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду. Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями. Как управлять деньгами с помощью банковской карты.
Практика: Игра-квест «Банк и я». Эссе «Банк — это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнётся дождь». Экономическая игра «Банки. Деньги. Два стола».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Теория: Что такое ценные бумаги, и каких типов они бывают. Как можно торговать ценными бумагами. Как заработать на фондовом рынке. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужные паевые инвестиционные фонды.
Практика: Игра «Зарабатываем на фондовой бирже». Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции: доходность и риски».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Теория: Налоги и их виды. Как платятся налоги. Налоговый вычет, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Ответственность за неуплату налогов.
Практика: Квест-игра «Азбука налогоплательщика».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Теория: Страховой рынок России. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние. Лично страхование. Если нанесен ущерб третьим лицам.
Практика: Игра «Выбор страховщика».
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Теория: Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
Практика: Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат». Создание буклета «ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ». Решение кейсов.
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Теория: Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.
Практика: Игра «Выбери свой негосударственный фонд»
Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
Методы обучения:
- слушание;
- осмысление;
- упражнение;
- изучение первоисточников;
- моделирование;
- практическая работа;
- учебное исследование.
Интерактивные методы:
- дискуссии, дебаты;
- тренинги;
- «мозговой штурм»;
- соревнования;
Игровые методы:
- ролевая игра (акцент делается на общение);
- деловая игра (акцент делается на обучение);
- интеллектуальная игра;
- настольные игры (на развитие познавательных процессов).
Формы организации обучения
Теоретические формы | Практические формы | Внеурочные формы | |
Проблемное обучение Семинар Консультация тестирование | Тренинг Мозговой штурм Экскурсия Соревнования Дебаты Проектная деятельность Практикум Игра | Конференции Олимпиады Акции Консультация |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения)
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - | |
1. | Управление денежными средствами семьи | 22 | 12 | 10 |
2. | Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 22 | 10 | 12 |
3. | Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 22 | 10 | 12 |
4. | Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | 20 | 9 | 11 |
5. | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 18 | 10 | 8 |
6. | Риски в мире денег: как защититься от разорения | 18 | 7 | 11 |
7 | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 20 | 9 | 11 |
ИТОГО: | 144 | 68 | 76 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Основы медицинской грамотности"
Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися 13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской и ...
«Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности» (дополнительный курс для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ )
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского яз...
Дополнительная образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»
Срок реализации программы – 1 год (возраст детей 10-12 лет)....
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"
Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися 13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской...
Дополнительные увлекателльные логопедические задания для развития навыков грамотного письма в домашних условиях.
Увлекательные логопедические задания для развития навыков грамотного письма помогут ученикам преодолеть трудности в обучении. Интересные упражнения, кроссворды, загадки, тренинги способствуют повышени...
Дополнительная общеразвивающая программа "Основы компьютерной грамотности"
Дополнительная общеразвивающая программа (для дополнительного образования детей), технической направленности, "Основы компьютерной грамотности", для детей 8 -16 лет.Программа имеет техническую н...