Дополнительная образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Срок реализации программы – 1 год (возраст детей 10-12 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_komp_gramotnosti.docx | 51.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Основы компьютерной грамотности»
Автор Егорова М.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Дополнительная образовательная программа
«Основы компьютерной грамотности»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей 10-12 лет
Программа утверждена
Педагогическим советом
Протокол ___ от _________г.
Директор:________________
Составитель: Егорова М.В.
учитель математики и информатики
МБОУ Топкинская ООШ
С.Топки
Г.Топки 2013 - 2014 уч. год
Пояснительная записка
В рамках реализации программы информатизации школы необходимо создать актив учащихся по обновлению школьного сайта, по выпуску школьной газеты и по участию в дистанционных конкурсах.
Цель:
Более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике. Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества. Организация активного обучения курса «Пользователь ПК»
Задачи:
Образовательные:
- Научить учащихся создавать и обрабатывать рисунки с использованием графических редакторов.
- Включение учащихся в практическую деятельность
- Развитие мотивации к сбору информации.
- Овладение приемами работы с различными источниками информации;
- Повышение уровня знаний и умений при работе с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Picture Manager, Microsoft Office PowerPoint;
- Определение ребят в выборе профиля;
- Улучшение психического и физического состояния детей;
- Создание новых страниц на школьном сайте, подготовка материалов для публикаций;
- Создание актива учащихся для работы со школьным сайтом;
Воспитательные:
- Формирование потребности в саморазвитии;
- Формирование активной жизненной позиции;
- Развитие культуры общения;
- Развитие навыков сотрудничества;
- Формирование интереса к различным видам деятельности;
- Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Воспитание ответственности, упорства в достижении поставленной цели;
- Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми.
Развивающие:
- Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Развитие чувства прекрасного
- Развитие у учащихся навыков критического мышления
Данная программа имеет практическую направленность и рассчитана на 1 год обучения детей 10-12 лет. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа с перерывами в 10 минут в рамках каждого часа. Всего 144 ч.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.
Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят.
Условия для реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Наличие индивидуальных компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
- Программа Paint;
- Microsoft Office Word/ OpenOffice.org Writer;
- Microsoft Office PowerPoint/ OpenOffice.org Impress.;
- Возможность выхода в Интернет.
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Для организации творческой деятельности с применением ИКТ:
- Выполнение эмблемы коллектива
- Создание текстового документа «Портфолио ученика»
- Фотоальбом «Наши учителя!»
- Создание презентаций: «Лето - 2013», «Наша школа», «Успех и неудача» и др.
- Создание Презентаций «Здоровый образ жизни» и др.
- Изучение и анализ школьных сайтов в Интернет
- Создание страничек школьного сайта «Гордость школы», «Наши традиции», «Наш отдых», «Поздравления», «Анкеты», «Взрослым о детях…
Ожидаемые результаты
Дети, освоив все правила использования графических редакторов способны создать несколько компьютерных рисунков и составить компьютерную презентацию для представления своих работ.
К концу обучения учащиеся должны:
Знать:
- Интерфейс Paint, Gimp, Microsoft Office Word/ OpenOffice.org Writer, Microsoft Office PowerPoint/ OpenOffice.org Impress.
- Настройки эффектов анимации.
- Правила вставки рисунка, диаграммы, графика.
Уметь: Создавать изображения в графических редакторах и мультимедиа презентацию
Учебно-тематический план
п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
Введение | 2 | 2 | ||
1 2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | |
Устройство ПК. | 16 | 10 | 6 | |
3 4 | Знакомство с историей создания ПК. | 2 | 2 | |
5 6 | Что умеет делать компьютер | 2 | 2 | |
7 8 | Из чего состоит компьютер. | 2 | 1 | 1 |
9 10 | Включение и выключение компьютера. Основные и дополнительные устройства. | 2 | 1 | 1 |
11 12 | Устройства ввода и выводы информации. Виды памяти. | 2 | 1 | 1 |
13 14 | Понятие и назначение курсора. Управление мышью. | 2 | 1 | 1 |
15 16 | Клавиатура. | 2 | 2 | |
17 18 | Изучение основных групп клавиш на клавиатуре. | 2 | 2 | |
Информация. Действия с информацией | 10 | 6 | 4 | |
19 20 | Что такое информация. Виды информации | 2 | 2 | |
21 | Способы передачи и получения информации | 2 | 1 | 1 |
22 23 | Носители информации | 2 | 1 | 1 |
24 25 | Кодирование и декодирование информации | 2 | 1 | 1 |
26 27 | Текстовая и числовая информация | 2 | 1 | 1 |
Изучение программы для создания и редактирования текстов Microsoft Office Word/ OpenOffice.org Writer | 42 | 8 | 34 | |
28 29 30 | Запуск программы. Структура окна программы. Создание документа. | 3 | 1 | 2 |
31 32 | Создание текстового документа. Сохранение файла. | 2 | 1 | 1 |
33 34 | Отработка навыка набора текста на клавиатуре | 2 | 1 | 1 |
35 36 | Клавиатурный тренажер | 2 | 2 | |
37 38 | Русские и латинские буквы и их расположение на клавиатуре | 2 | 2 | |
39 40 | Заглавные и строчные буквы | 2 | 1 | 1 |
41 42 | Форматирование документа. Изменение размера шрифта | 2 | 1 | 1 |
43 44 | Форматирование документа. Изменение типа шрифта | 2 | 2 | |
45 46 | Форматирование документа. Изменение положения шрифта | 2 | 2 | |
47 48 | Форматирование документа. Изменение цвета шрифта | 2 | 1 | 1 |
49 50 | Создание списков: маркированные, нумерованные, многоуровневые | 2 | 1 | 1 |
51 52 | Оформление надписи при помощи WordArt | 2 | 1 | 1 |
53 54 55 | Создание таблиц. Списки. | 3 | 3 | |
56 57 | Создание схем. | 2 | 2 | |
Творческая работа обучающихся. | ||||
58 59 | Создание и оформление поздравительной открытки | 2 | 2 | |
60 61 62 63 64 65 | Обработка текстовой информации: «Поздравляю», «Посмеемся вместе», «Это интересно…», «Анкеты», «Взрослым о детях», «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни» и др. | 6 | 6 | |
66 67 68 69 | Создание текстового документа «Портфолио ученика» | 4 | 4 | |
Изучение программы Paint | 24 | 6 | 18 | |
70 71 72 | Знакомство с интерфейсом Paint | 3 | 2 | 1 |
73 74 | Инструменты графического редактора | 2 | 0,5 | 1,5 |
75 76 | Создание простых рисунков | 2 | 0,5 | 1,5 |
77 78 79 80 | Использование графических примитивов в Paint | 4 | 0,5 | 3,5 |
81 82 83 | Работа с фрагментами | 3 | 0,5 | 2,5 |
84 85 86 | Рисование узоров | 3 | 0,5 | 2,5 |
87 88 89 90 | Использование масштаба. Создание рисунков из пикселей | 4 | 0,5 | 3,5 |
91 | Вставка текста в растровый графический редактор | 1 | 0,5 | 0,5 |
92 93 | Творческая работа в Paint | 2 | 0,5 | 1,5 |
Изучение программы Microsoft Office PowerPoint/ OpenOffice.org Impress | 24 | 2 | 22 | |
94 95 | Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint . | 2 | 1 | 1 |
96 97 | Запуск программы. Создание слайдов | 2 | 2 | |
98 99 | Ввод текста на слайд. Форматирование текста. Вставка в документ рисунков из файла | 2 | 2 | |
100 101 | Выбор авторазметки слайда. Выбор фона слайда. Вставка объектов WordArt | 2 | 2 | |
102 103 104 | Фотоальбом «Наши учителя!» | 3 | 3 | |
105 106 | Копирование текста из готового текстового документа. Настройка анимации для разных объектов. | 2 | 2 | |
107 108 | Сортировка слайдов и настройка переходов между ними. | 2 | 2 | |
109 110 111 | Вставка гиперссылки с любых объектов. Вставка управляющих кнопок | 3 | 1 | 2 |
112 113 114 115 116 117 | Создание презентаций:
«Успех и неудача» и др. | 6 | 6 | |
Работа со школьным сайтом | 26 | 4 | 22 | |
118 119 120 121 122 | Изучение и анализ школьных сайтов | 5 | 1 | 4 |
123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 | Создание проектов страниц школьного сайта «Гордость школы», «Наши традиции», «Наш отдых», «Поздравления», «Анкеты», «Взрослым о детях»… | 17 | 17 | |
140 141 142 | Подготовка к защите проектов. | 2 | 1 | 1 |
143 144 | Защита проектов | 2 | 2 | |
Итого: | 144 |
Список источников информации для учителя
- Учебник Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5 класса
- Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
- Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru
- Алиев В. К., Компьютер – это просто.
- Левин А. Ш., Word – это очень просто.
- Семакин, Л.Залогова, С.Русакова, Л.Шестакова, Базовый курс, учебник 7-9 классы.
- И.Д.Агеева, Занимательные материалы по информатике и математике.
- Сайты в помощь учителю информатики:
www.klyaksa.net
www.metod-kopilka.ru
www.pedsovet.org
www.uroki.net
www.intel.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»,
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Дополнительная общеразвивающая программа "Основы компьютерной грамотности"
Дополнительная общеразвивающая программа (для дополнительного образования детей), технической направленности, "Основы компьютерной грамотности", для детей 8 -16 лет.Программа имеет техническую н...
Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»
Программа имеет научно-техническую направленность. По степени авторства - программа Модифицированная. Сегодня все больше людей сталкиваются с не...
Программа "Основы компьютерной грамотности"
Наш мир вступил в эпоху информатизации – период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значим...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы компьютерной грамотности"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности» относится к технической направленности, имеет базовый уровень освоения. Для детей 8-18 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности и ИКТ для детей с ОВЗ» (индивидуальный образовательный маршрут)
Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Уметь использовать ПК в повседневной и в учебной деятельности необходимо всем, в том числе и детям с огран...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности и ИКТ»
Информатика - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для приня...