Дополнительная образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Срок реализации программы – 1 год (возраст детей 10-12 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Основы компьютерной грамотности»
Автор Егорова М.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Дополнительная образовательная программа
«Основы компьютерной грамотности»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей 10-12 лет
Программа утверждена
Педагогическим советом
Протокол ___ от _________г.
Директор:________________
Составитель: Егорова М.В.
учитель математики и информатики
МБОУ Топкинская ООШ
С.Топки
Г.Топки 2013 - 2014 уч. год
Пояснительная записка
В рамках реализации программы информатизации школы необходимо создать актив учащихся по обновлению школьного сайта, по выпуску школьной газеты и по участию в дистанционных конкурсах.
Цель:
Более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике. Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества. Организация активного обучения курса «Пользователь ПК»
Задачи:
Образовательные:
- Научить учащихся создавать и обрабатывать рисунки с использованием графических редакторов.
- Включение учащихся в практическую деятельность
- Развитие мотивации к сбору информации.
- Овладение приемами работы с различными источниками информации;
- Повышение уровня знаний и умений при работе с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Picture Manager, Microsoft Office PowerPoint;
- Определение ребят в выборе профиля;
- Улучшение психического и физического состояния детей;
- Создание новых страниц на школьном сайте, подготовка материалов для публикаций;
- Создание актива учащихся для работы со школьным сайтом;
Воспитательные:
- Формирование потребности в саморазвитии;
- Формирование активной жизненной позиции;
- Развитие культуры общения;
- Развитие навыков сотрудничества;
- Формирование интереса к различным видам деятельности;
- Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Воспитание ответственности, упорства в достижении поставленной цели;
- Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми.
Развивающие:
- Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Развитие чувства прекрасного
- Развитие у учащихся навыков критического мышления
Данная программа имеет практическую направленность и рассчитана на 1 год обучения детей 10-12 лет. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа с перерывами в 10 минут в рамках каждого часа. Всего 144 ч.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.
Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят.
Условия для реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Наличие индивидуальных компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
- Программа Paint;
- Microsoft Office Word/ OpenOffice.org Writer;
- Microsoft Office PowerPoint/ OpenOffice.org Impress.;
- Возможность выхода в Интернет.
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Для организации творческой деятельности с применением ИКТ:
- Выполнение эмблемы коллектива
- Создание текстового документа «Портфолио ученика»
- Фотоальбом «Наши учителя!»
- Создание презентаций: «Лето - 2013», «Наша школа», «Успех и неудача» и др.
- Создание Презентаций «Здоровый образ жизни» и др.
- Изучение и анализ школьных сайтов в Интернет
- Создание страничек школьного сайта «Гордость школы», «Наши традиции», «Наш отдых», «Поздравления», «Анкеты», «Взрослым о детях…
Ожидаемые результаты
Дети, освоив все правила использования графических редакторов способны создать несколько компьютерных рисунков и составить компьютерную презентацию для представления своих работ.
К концу обучения учащиеся должны:
Знать:
- Интерфейс Paint, Gimp, Microsoft Office Word/ OpenOffice.org Writer, Microsoft Office PowerPoint/ OpenOffice.org Impress.
- Настройки эффектов анимации.
- Правила вставки рисунка, диаграммы, графика.
Уметь: Создавать изображения в графических редакторах и мультимедиа презентацию
Учебно-тематический план
п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
Введение | 2 | 2 | ||
1 2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | |
Устройство ПК. | 16 | 10 | 6 | |
3 4 | Знакомство с историей создания ПК. | 2 | 2 | |
5 6 | Что умеет делать компьютер | 2 | 2 | |
7 8 | Из чего состоит компьютер. | 2 | 1 | 1 |
9 10 | Включение и выключение компьютера. Основные и дополнительные устройства. | 2 | 1 | 1 |
11 12 | Устройства ввода и выводы информации. Виды памяти. | 2 | 1 | 1 |
13 14 | Понятие и назначение курсора. Управление мышью. | 2 | 1 | 1 |
15 16 | Клавиатура. | 2 | 2 | |
17 18 | Изучение основных групп клавиш на клавиатуре. | 2 | 2 | |
Информация. Действия с информацией | 10 | 6 | 4 | |
19 20 | Что такое информация. Виды информации | 2 | 2 | |
21 | Способы передачи и получения информации | 2 | 1 | 1 |
22 23 | Носители информации | 2 | 1 | 1 |
24 25 | Кодирование и декодирование информации | 2 | 1 | 1 |
26 27 | Текстовая и числовая информация | 2 | 1 | 1 |
Изучение программы для создания и редактирования текстов Microsoft Office Word/ OpenOffice.org Writer | 42 | 8 | 34 | |
28 29 30 | Запуск программы. Структура окна программы. Создание документа. | 3 | 1 | 2 |
31 32 | Создание текстового документа. Сохранение файла. | 2 | 1 | 1 |
33 34 | Отработка навыка набора текста на клавиатуре | 2 | 1 | 1 |
35 36 | Клавиатурный тренажер | 2 | 2 | |
37 38 | Русские и латинские буквы и их расположение на клавиатуре | 2 | 2 | |
39 40 | Заглавные и строчные буквы | 2 | 1 | 1 |
41 42 | Форматирование документа. Изменение размера шрифта | 2 | 1 | 1 |
43 44 | Форматирование документа. Изменение типа шрифта | 2 | 2 | |
45 46 | Форматирование документа. Изменение положения шрифта | 2 | 2 | |
47 48 | Форматирование документа. Изменение цвета шрифта | 2 | 1 | 1 |
49 50 | Создание списков: маркированные, нумерованные, многоуровневые | 2 | 1 | 1 |
51 52 | Оформление надписи при помощи WordArt | 2 | 1 | 1 |
53 54 55 | Создание таблиц. Списки. | 3 | 3 | |
56 57 | Создание схем. | 2 | 2 | |
Творческая работа обучающихся. | ||||
58 59 | Создание и оформление поздравительной открытки | 2 | 2 | |
60 61 62 63 64 65 | Обработка текстовой информации: «Поздравляю», «Посмеемся вместе», «Это интересно…», «Анкеты», «Взрослым о детях», «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни» и др. | 6 | 6 | |
66 67 68 69 | Создание текстового документа «Портфолио ученика» | 4 | 4 | |
Изучение программы Paint | 24 | 6 | 18 | |
70 71 72 | Знакомство с интерфейсом Paint | 3 | 2 | 1 |
73 74 | Инструменты графического редактора | 2 | 0,5 | 1,5 |
75 76 | Создание простых рисунков | 2 | 0,5 | 1,5 |
77 78 79 80 | Использование графических примитивов в Paint | 4 | 0,5 | 3,5 |
81 82 83 | Работа с фрагментами | 3 | 0,5 | 2,5 |
84 85 86 | Рисование узоров | 3 | 0,5 | 2,5 |
87 88 89 90 | Использование масштаба. Создание рисунков из пикселей | 4 | 0,5 | 3,5 |
91 | Вставка текста в растровый графический редактор | 1 | 0,5 | 0,5 |
92 93 | Творческая работа в Paint | 2 | 0,5 | 1,5 |
Изучение программы Microsoft Office PowerPoint/ OpenOffice.org Impress | 24 | 2 | 22 | |
94 95 | Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint . | 2 | 1 | 1 |
96 97 | Запуск программы. Создание слайдов | 2 | 2 | |
98 99 | Ввод текста на слайд. Форматирование текста. Вставка в документ рисунков из файла | 2 | 2 | |
100 101 | Выбор авторазметки слайда. Выбор фона слайда. Вставка объектов WordArt | 2 | 2 | |
102 103 104 | Фотоальбом «Наши учителя!» | 3 | 3 | |
105 106 | Копирование текста из готового текстового документа. Настройка анимации для разных объектов. | 2 | 2 | |
107 108 | Сортировка слайдов и настройка переходов между ними. | 2 | 2 | |
109 110 111 | Вставка гиперссылки с любых объектов. Вставка управляющих кнопок | 3 | 1 | 2 |
112 113 114 115 116 117 | Создание презентаций:
«Успех и неудача» и др. | 6 | 6 | |
Работа со школьным сайтом | 26 | 4 | 22 | |
118 119 120 121 122 | Изучение и анализ школьных сайтов | 5 | 1 | 4 |
123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 | Создание проектов страниц школьного сайта «Гордость школы», «Наши традиции», «Наш отдых», «Поздравления», «Анкеты», «Взрослым о детях»… | 17 | 17 | |
140 141 142 | Подготовка к защите проектов. | 2 | 1 | 1 |
143 144 | Защита проектов | 2 | 2 | |
Итого: | 144 |
Список источников информации для учителя
- Учебник Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5 класса
- Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
- Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru
- Алиев В. К., Компьютер – это просто.
- Левин А. Ш., Word – это очень просто.
- Семакин, Л.Залогова, С.Русакова, Л.Шестакова, Базовый курс, учебник 7-9 классы.
- И.Д.Агеева, Занимательные материалы по информатике и математике.
- Сайты в помощь учителю информатики:
www.klyaksa.net
www.metod-kopilka.ru
www.pedsovet.org
www.uroki.net
www.intel.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»,
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372502-1387809978.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа "Основы компьютерной грамотности"
Дополнительная общеразвивающая программа (для дополнительного образования детей), технической направленности, "Основы компьютерной грамотности", для детей 8 -16 лет.Программа имеет техническую н...
Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»
Программа имеет научно-техническую направленность. По степени авторства - программа Модифицированная. Сегодня все больше людей сталкиваются с не...
Программа "Основы компьютерной грамотности"
Наш мир вступил в эпоху информатизации – период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значим...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372502-1387809978.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы компьютерной грамотности"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности» относится к технической направленности, имеет базовый уровень освоения. Для детей 8-18 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности и ИКТ для детей с ОВЗ» (индивидуальный образовательный маршрут)
Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Уметь использовать ПК в повседневной и в учебной деятельности необходимо всем, в том числе и детям с огран...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности и ИКТ»
Информатика - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для приня...