«Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности» (дополнительный курс для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ )
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на взаимодействие языковых явлений как основ повышения грамотности, формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает в разных орфографических и пунктуационных фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plat._dopol._uslugi._11kl.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г.Южно-Сахалинска
МБОУ Гимназия № 1 им.А.С.Пушкина
CОГЛАСОВАНО: Руководитель МО учителей русского языка и литературы _______________ / Жуковец Т.Н./ Протокол №___от__________20 __г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор гимназии №1 им.А.С.Пушкина ____________________Боку Сен Ок «___» _____________ 20 __ г. |
РАССМОТРЕНО
на заседании Совета развития гимназии
Протокол №___ от «____»__________ 20 __г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
«Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности»
(дополнительный курс для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ )
11 класс
Южно-Сахалинск
2014-2015 учебный год
2. Пояснительная записка
2.1.Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на взаимодействие языковых явлений как основ повышения грамотности, формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает в разных орфографических и пунктуационных фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
2.2. Место учебного предмета в учебном плане.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю.
2.3. Цели и задачи образования с учётом специфики учебного предмета.
Цель: формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры для повышения грамотности учащихся, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
- создать прочную, надежную базу орфографических и пунктуационных навыков;
- совершенствовать метапредметные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучать анализу текста, его интерпретации;
- формировать умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- формировать языковые и лингвистические компетенции.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
- Теоретическая часть (изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
- Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ГИА на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
2.4. Тематический план.
11 класс (64ч.)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Фонетика | 6 |
2. | Лексика | 3 |
3. | Морфемика и словообразование | 2 |
4. | Морфология | 5 |
5. | Орфография | 16 |
6. | Синтаксис и пунктуация | 20 |
7. | Текст и его особенности | 12 |
2.5. Содержание учебного предмета.
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч)
Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (3 ч)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном и публицистическом текстах (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Морфемика и словообразование (2 ч)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология (5 ч)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография (16 ч)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания морфем: приставок, корней, суффиксов. Правописание корней. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; Е – Э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня (Ы и И в корне после приставок). Группы корней с чередованием гласных4 корни с полногласными и неполногласными сочетаниями. Обозначение на письме согласных корня. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска-дощатый, очки-очечник).Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль мофемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Синтаксис и пунктуация (20ч)
Тема 6. Словосочетание. Простое предложение. (9 ч)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. Сложное предложение (9 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложносочиненные предложения.Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой. Использование сложносочиненных предложений в художественном и публицистическом текстах. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном и публицистическом текстах. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.
Тема 9. Текст и его особенности (12 ч)
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Проблематика. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и сжатое изложение. Создание текста и его редактирование. Знаки препинания в связном тексте. Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекстов. Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
2.6. Система оценки планируемых результатов.
Основными формами организации платных образовательных услуг по русскому языку являются как теоретические, так и практические занятия, тренинги.
Возможны различные формы контроля.
Возможна рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности.
2.7. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребленные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Фонетический анализ слов. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.
Морфемика и словообразование. Владеть приемами морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава; пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
Лексика и фразеология. Пользоваться разными видами словарей; проводить анализ художественного и публицистического текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография. Объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.
Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.
2.8. Перечень учебно-методических средств обучения, включающий основную и дополнительную литературу для учащихся и для педагога.
Литература
Для учащихся
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014:учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина.– Ростов н/Д, 2013.
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
Для учителя
Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. – М., 2007.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2008
Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. – М., 2002.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М.,2000.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 2005.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. – М., 1996.
Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М.. 1970.
Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 10-11-й классы/ Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной.- Изд.2-е. – Ростов н/Д: Легион, 2014
Календарно-тематический план
Предмет: Русский язык Класс: 11-е кл. Учебный год: 2014-2015 Учитель: Жуковец Татьяна Николаевна |
№ п/п | Тема занятия | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Корректировка |
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. 6ч. | ||||
1. | Смыслоразличительная роль звука в слове. | 3 | ||
2. | Трудности фонетического анализа слов | 2 | ||
3. | Особенности словесного ударения в русском языке. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. | 1 | ||
Раздел 2. Лексика. 3ч. | ||||
4. | Особенности лексического состава слов | 1 | ||
5. | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов) | 1 | ||
6. | Трудности лексического анализа текста | 1 | ||
Раздел 3. Морфемика и словообразование. 2ч. | ||||
7. | Трудности при морфемном анализе слов. | 1 | ||
8. | Способы словообразования. | 1 | ||
Раздел 4. Морфология 5ч. | ||||
9. | Система самостоятельных частей речи в русском языке. | 1 | ||
10. | Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 1 | ||
11. | Служебные части речи. | 1 | ||
12. | Правильное употребление служебных частей речи. | 1 | ||
13. | Трудные случаи разграничения языковых явлений. | 1 | ||
Раздел 5. Орфография 16ч. | ||||
14. | Система правил правописания. | 2 | ||
15. | Правописание приставок. Трудности правописания приставок. | 2 | ||
16. | Виды орфограмм в корне слова. | 4 | ||
17. | Трудные случаи правописания суффиксов. | 4 | ||
18. | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. | 2 | ||
19. | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов. | 2 | ||
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация 20ч. | ||||
6.1. Словосочетание. Простое предложение 9ч. | ||||
20. | Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. | 1 | ||
21. | Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. | 1 | ||
22. | Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. | 1 | ||
23. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | ||
24. | Тире в простом предложении. | 1 | ||
25. | Вводные слова и предложения. | 1 | ||
26. | Обособленные члены предложения. | 1 | ||
27. | Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. | 1 | ||
28. | Уточняющие члены предложений. | 1 | ||
6.2. Прямая речь. Диалог. Цитата 2ч. | ||||
29. | Прямая речь. Косвенная речь. | 1 | ||
30. | Диалог. Цитаты. | 1 | ||
6.3. Сложное предложение 9ч. | ||||
31. | Сложносочинённое предложение. | 1 | ||
32. | Трудные случаи постановки знаков препинания ССП. | 1 | ||
33. | Сложноподчиненные предложения. | 1 | ||
34. | Трудные случаи постановки знаков препинания в СПП. | 1 | ||
35. | Трудные случаи постановки знаков препинания в СПП. | 1 | ||
36. | Трудные случаи постановки знаков препинания в БСП. | 1 | ||
35. | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. | 3 | ||
Раздел 7. Текст и его особенности 12ч | ||||
36. | Текстоведение. | 1 | ||
37. | Способы связи предложении в тексте | 1 | ||
38. | Стили речи и их особенности. | 1 | ||
39. | Типы речи и отличительные особенности | 1 | ||
40. | Текст и его анализ. | 1 | ||
41. | Выразительные средства языка | 1 | ||
42. | Сочинение-рассуждение | 1 | ||
43. | Этапы создания текста. Проблема текста. | 1 | ||
44. | Комментарий и аргументация. | 2 | ||
45. | Редактирование текста | 1 | ||
46. | Грамматические и речевые ошибки. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов «Решение задач повышенной сложности»
В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов...
разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии
Разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии...
«Текст как вершина речевой культуры» (дополнительный курс для подготовки учащихся 10-х классов к написанию итогового сочинения)
Курс обеспечивает развитие у обучающихся интерпретационных способностей, то есть способностей понимания текста на основе анализа, осмысления содержательной и формальной стороны текста, выделения...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"
Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...
"Методическая разработка дистанционного курса на основе Online- и offline-консультаций для подготовки учащихся ЕГЭ по литературе»
quot;Методическая разработка дистанционного курса на основе Online- и offline - консультаций для подготовки учащихся ЕГЭ по литературе»Технологии Обучения»Аннотация Курс разра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2020-2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 классак ЕГЭ по биологии «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2020-2021 учеб...