Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Основы медицинской грамотности"
учебно-методический материал по биологии на тему
Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися 13 – 16 лет.
Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской и экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни; формирование профессиональной самоориентации обучающихся; повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации; воспитание культуры труда, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_med._gramotnosti_tekst.docx | 72.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися 13 – 16 лет.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08. 2013г. №1008 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 27.11. 2013г. №30468);
- Письмо МОиН РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;
- Нормативный локальный акт «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ дополнительного образования детей в МБОУ №97 г. Ельца».
Направленность образовательной программы биолого-валеологическая, она опирается на знания биологии и углубляет их.
Актуальность программы – реализует потребности общества в решении проблем выживания, сохранения здоровья, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.
Новизна программы – неразрывность теоретического материала и практической деятельности; выезды и экскурсии, в процессе которых обучающиеся знакомятся с реалиями работы медицинских и спасательных служб, приобретают навыки исследовательской работы, умения проводить мониторинг, изучать влияние человеческой деятельности на здоровье людей.
Педагогическая целесообразность – формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление у обучающихся, способствует формированию активной патриотической позиции.
Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской и экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни; формирование профессиональной самоориентации обучающихся; повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации; воспитание культуры труда, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей.
Задачи:
1) приобретение знаний об основных медицинских закономерностях, о роли медицины в жизни общества;
2) овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
3) формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
5) развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
6) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
7) воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью;
8) развитие заинтересованности учащихся, нестандартного видения предмета.
- развитие воображения и логического мышления.
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений.
Отличительные особенности данной программы - неразрывность теоретического материала и практической деятельности; выезды и экскурсии в действующие медицинские учреждения, непосредственное знакомство со спецификой экстренных спасательных служб и СЭС нашего города, в процессе которых обучающиеся знакомятся с реальными условиями их работы.
Программа рассчитана на обучающихся 7-9 классов, возраст 13 – 16 лет.
Сроки реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 38часов (1 час в неделю для детей 13-14 лет), 38 часов (1 час в неделю для детей 14-15 лет) и 76 часов (2 часа в неделю для детей 15-16 лет).
Формы и режим проведения занятий.
Программа рассчитана на изучение материала под контролем учителя. Материал подготовленных заданий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий обучающемуся расширить свои знания. Оптимальным режимом занятий является сочетание лекционных и семинарских форм, а также экскурсий.
Программа предусматривает использование разнообразных наглядных материалов - видеофильмов, слайдовых презентаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний.
Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения, как отдельных тем, так и всего курса в целом.
Ведущие методы:
1) словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
3) частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
4) практический.
Формы обучения:
1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Основные средства обучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- презентации;
- видеофильмы, фотографии, таблицы, схемы;
- предметные web-сайты по учебным темам;
- наглядные материалы (макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; микропрепараты, модели-аппликации и др.).
Технологии обучения:
в процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные, технология опорного конспекта, технология уровневой дифференциации, личностно-ориентированное обучение, элементы проектной деятельности.
В результате посещения занятий обучающиеся смогут узнать:
- о разнообразии медицинских профессий;
- о специальностях в профессии врач;
- определения основных медицинских понятий;
- о строении и функционировании человеческого организма;
- о влиянии вредных привычек и экологических факторов на здоровье человека;
- об организации медицинской службы;
- классификацию инфекционных болезней;
- правила ухода за больными;
- правила проведения лечебных процедур;
- об особенностях работы младшего и среднего медицинского персонала;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- правила выписки и хранения лекарств.
Смогут научиться:
- практически применять знания в жизни;
- использовать средства дезинфекции;
- применять средства личной гигиены;
- транспортировать больных;
- постигать основы методов диагностики заболеваний;
- оказывать первую доврачебную помощь;
- выполнять физиологические и медицинские измерения;
- наблюдать и описывать результаты своих наблюдений;
- обсуждать результаты экспериментов и участвовать в дискуссии;
- формулировать выводы.
Оценка результатов.
Входной контроль проводится в виде собеседования по различным темам естественных наук. Текущий контроль проводится в виде тестовых зачётов по отдельным темам, выполнения отчётных творческих заданий, проведении практических работ. Итоговый контроль возможен в форме собеседования по основным разделам программы, защита исследовательской работы на учебно-исследовательских конференциях.
Учебно-тематический план (13-14 лет)
№ темы | Тема | Кол. часов |
1 | Лечебное дело | 3 |
2 | Общие сведения по медицинскому обслуживанию | 2 |
3 | Рецепты. Общие сведения о выписке рецептов | 3 |
4 | Лечебное питание больных | 3 |
5 | Уход за больными | 2 |
6 | Общее знакомство с врачебными специальностями | 4 |
7 | Общие сведения о работе медицинского персонала | 2 |
8 | Доврачебная помощь, или это должен знать каждый | 9 |
9 | Опасные инфекции | 3 |
10 | Микробиология | 4 |
11 | Основы гигиены | 3 |
ВСЕГО | 38 |
Учебно-тематический план (14-15 лет)
№ темы | Тема | Кол. часов |
1 | Лечебное дело | 4 |
2 | Общие сведения по медицинскому обслуживанию | 2 |
3 | Рецепты. Общие сведения о выписке рецептов | 2 |
4 | Лечебное питание больных | 3 |
5 | Уход за больными | 3 |
6 | Общее знакомство с врачебными специальностями | 4 |
7 | Общие сведения о работе медицинского персонала | 3 |
8 | Доврачебная помощь, или это должен знать каждый | 8 |
9 | Опасные инфекции | 3 |
10 | Микробиология | 3 |
11 | Основы гигиены | 3 |
ВСЕГО | 38 |
Учебно-тематический план (15-16 лет)
№ темы | Тема | Кол. часов |
1 | Лечебное дело | 2 |
2 | Общие сведения по медицинскому обслуживанию | 2 |
3 | Рецепты. Общие сведения о выписке рецептов | 2 |
4 | Лечебное питание больных | 2 |
5 | Уход за больными | 2 |
6 | Общее знакомство с врачебными специальностями | 3 |
7 | Общие сведения о работе медицинского персонала | 2 |
8 | Доврачебная помощь, или это должен знать каждый | 32 |
9 | Опасные инфекции | 3 |
10 | Микробиология | 15 |
11 | Медицинская генетика и наследственность | 9 |
12 | Основы гигиены | 2 |
ВСЕГО | 76 |
Содержание курса.
В основу программы положен развивающий принцип обучения. Содержание курса соответствует целям и задачам, изложенным в пояснительной записке.
Данный курс не является конечным, а наоборот служит основой для дальнейшей творческой и умственной работы, являясь как бы фундаментом.
Работа ведется по концентрическому принципу, то есть чем старше ученики, тем на более высоком уровне сложности находится рассматриваемый материал данной темы.
Тема 1. Лечебное дело.
Типы телосложения человека (конституция): мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный; плоскости и оси, выделяемые в анатомии. Пропорции тела. Расположение внутренних органов человека.
Расспрос и осмотр больного. Определение некоторых заболеваний по внешнему виду пациента.
Типы тканей и их свойства, связь строения с выполняемыми функциями. Основы гистологии.
Тема 2. Общие сведения по медицинскому обслуживанию.
Основные задачи медицинской службы. Виды медицинской помощи. Наблюдение за больными. Лечебные и диагностические процедуры. Клинические анализы.
Тема 3. Рецепты. Общие сведения о выписке рецептов.
Что такое рецепты. Правила выписки. Лекарственные препараты, часто применяемые при:
а) ОРВИ;
б) ангине;
в) мышечных болях;
г) заболеваниях сердца;
д) заболеваниях желудка, печени;
е) головных болях;
ж) глазных болезнях;
з) кожных заболеваниях;
и) болезнях ушей, носа;
к) гнойничковых заболеваниях.
Дозировка лекарств с учетом возраста и массы тела. Кабинет терапии.
Тема 4. Лечебное питание больных.
Совместимость и калорийность продуктов. Практикум. Расчет суточного потребления калорий при язвенных болезнях. Практикум. Составление лечебных диет. Питание беременных.
Тема 5. Уход за больными.
Уход за терапевтическими, хирургическими, инфекционными больными.Уход за детьми. Уход за лор- и офтальмологическими больными. Уход за тяжелыми больными.
Тема 6. Общее знакомство с врачебными специальностями.
Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-эндокринолога, офтальмолога, травматолога, кардиолога, уролога, ортопеда, стоматолога, диетолога, косметолога, дерматолога, хирурга.
Тема 7. Общие сведения о работе медицинского персонала.
Медсестра стоматологического кабинета, хирургического кабинета, рентгеновского кабинета, детского отделения
Тема 8. Доврачебная помощь, или это должен знать каждый.
Травмы и несчастные случаи; классификация ран и их осложнения; виды кровотечений; наложение стерильных повязок на голову, грудь, живот, конечности; синдром длительного сдавливания при закрытых повреждениях; переломы; ожоги и травматический шок; внезапное прекращение сердечной деятельности и дыхания; обморожение, тепловые удары; укусы змей, насекомых; гигиена больного и ее значение при лечении; лечебные процедуры (ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом, градусники); применение лекарств, дозировка, хранение; транспортировка больных.
Тема 9. Опасные инфекции.
Общие сведения об инфекциях. Источники заражения и пути передачи инфекции. Сроки изоляции больных и средства или методы защиты лиц, обращающихся с ними. Гельминтология. Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки. Виды вакцинации.
Тема 10. Микробиология.
Морфология бактерий и микроскопических грибов. Вирусы. Питательные среды. Микрофлора воздуха. Микрофлора воды. Микрофлора организма человека. Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Антибиотики.
Тема 11. Медицинская генетика и наследственность
Классификация наследственных болезней. Общая характеристика наследственных болезней. Профилактика наследственных заболеваний. ДНК - диагностика и здоровье человека.
Развитие и проявление хромосомных болезней. Моногенные формы наследственных заболеваний
Болезни, с наследственным предрасположением. Наследственная природа врожденных сердечно-сосудистых заболеваний. Болезни импринтинга.
Тема 12. Основы гигиены.
Основы гигиены. Гигиена воздуха и климат населенных мест. Гигиена водоснабжения населенных мест. Гигиена почвы и очистка населенных мест от нечистот и отбросов. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена питания. Гигиена труда.
Методическое обеспечение программы
Электронные ресурсы:
- Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- http://www.femb.ru/feml
- http://www.medline.ru http://www.med-gen.ru/journal/
- http://meduniver.com/Medical/Book/
- http://www.booksmed.com/
- http://school-collection.edu.ru/
- http://fcior.edu.ru/
Материально-техническое обеспечение
Наименование | Количество |
Стол ученика | 17 |
Стул ученика | 30 |
МФУ Canon i-sensys MF-4430 | 1 |
Интерактивная доска Smart Board | 1 |
Проектор NEC | 1 |
Hоутбук Lenovo | 1 |
Документ-камера Smart SDC-330 | 1 |
Сетевой фильтр | 1 |
Микроскоп USB MDA2000 | 1 |
Микроскоп электронный Levenhuk | 1 |
Cистема голосования Smart | 12 |
Мышь беспроводная Microsoft | 1 |
Колонки Defender | 2 |
Беспроводной микрофон Defender | 1 |
Веб камера Genius | 1 |
Набор готовых микропрепаратов Levenhuk | 1 |
Биологическая микролаборатория | 5 |
Комплект микропрепаратов "Зоология" | 1 |
Комплект микропрепаратов "Общая биология" | 1 |
Модель-аппликация "Перекрест хромосом" | 1 |
Модель-аппликация "Генетика групп крови" | 1 |
Модель глаза | 1 |
Модель мозга в разрезе | 1 |
Модель почки в разрезе | 1 |
Модель сердца в разрезе | 1 |
Модель уха | 1 |
Модель-аппликация " Моногибридное скрещивание" | 1 |
Модель-аппликация " Неполное домин и взаим.генов" | 1 |
Скелет на штативе 75 | 1 |
Комплект таблиц по анатомии "ВС" | 1 |
Комплект таблиц по анатомии "С" | 1 |
Модель-аппликация "Наследование резус- фактора" | 1 |
Модель "Деление клетки" | 1 |
Модель- аппликация "Дигибридное скрещивание" | 1 |
Модель –аппликация «Неполное доминирование. Взаимодействие генов» | 1 |
Рельеф. Таб. Внутреннее строение лягушки | 1 |
Рельеф. Таб. Внутреннее строение рыбы | 1 |
Рельеф.таб Внутреннее строение собаки | 1 |
Рельеф.таб. Ворсинка кишечника | 1 |
Рельеф.таб Пищеварительный тракт | 1 |
Рельеф.таб.Железы внутренней секреции | 1 |
Рельеф.таб. Печень. Висцеральн.повер. | 1 |
Рельеф.таб. Почка. Фронтальный разрез | 1 |
Рельеф.таб. Долька печени | 1 |
Рельеф.таб Строение спинного мозга | 1 |
Рельеф.таб. Внутреннее строение легких | 1 |
Рельеф.таб. Кожа. Разрез | 1 |
Рельеф.таб. Строение глаза | |
Рельеф.таб. Таз мужской и женский | 1 |
Рельеф.таб. Ухо человека | 1 |
влажный препарат Внутреннее строение крысы | 1 |
Влажный препарат Внутреннее строение лягушки | 1 |
Скелет кролика | 1 |
Скелет лягушки | 1 |
Модель гортани | 1 |
Модель носа в разрезе | 1 |
Модель сердца | 1 |
Набор таблиц «Химия клетки» | 1 |
Календарно – тематическое планирование (13-14 лет)
№ п/п | Дата проведения | Тема, раздел | № урока в разделе | Тема урока | |
план | факт | ||||
Лечебное дело | |||||
1 | 1 | Типы телосложения человека (конституция) | |||
2 | 2 | Расположение внутренних органов человека. | |||
3 | 3 | Расспрос и осмотр больного. | |||
Общие сведения по медицинскому обслуживанию | |||||
4 | 1 | Основные задачи медицинской службы. | |||
5 | 2 | Виды медицинской помощи. | |||
Рецепты. Общие сведения о выписке рецептов | |||||
6 | 1 | Что такое рецепты. | |||
7 | 2 | Лекарственные препараты, часто применяемые при: а) ОРВИ; | |||
8 | 3 | Правила выписки. | |||
Лечебное питание больных | |||||
9 | 1 | Совместимость и калорийность продуктов. | |||
10 | 2 | Расчет суточного потребления калорий при язвенных болезнях. | |||
11 | 3 | Составление лечебных диет. | |||
Уход за больными | |||||
12 | 1 | Уход за терапевтическими больными. | |||
13 | 2 | Уход за детьми. | |||
Общее знакомство с врачебными специальностя-ми | |||||
14 | 1 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности терапевта | |||
15 | 2 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-ортопеда | |||
16 | 3 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-эндокринолога | |||
17 | 4 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-травматолога | |||
Общие сведения о работе медицинского персонала | |||||
18 | 1 | Медсестра стоматологического кабинета | |||
19 | 2 | Медсестра детского отделения | |||
Доврачебная помощь, или это должен знать каждый | |||||
20 | 1 | Значение основ медицинских знаний в чрезвычайной ситуации. | |||
21 | 2 | Виды раневой инфекции и пути ее проникновения. | |||
22 | 3 | Виды ран. | |||
23 | 4 | Общие сведения о десмургии. | |||
24 | 5 | Отработка навыков наложения мягких повязок | |||
25 | 6 | Отработка навыков наложения мягких повязок | |||
26 | 7 | Отработка навыков остановки кровотечений. | |||
27 | 8 | Травматический шок. | |||
28 | 9 | Противошоковые мероприятия при оказании первой помощи пострадавшему. | |||
Опасные инфекции | |||||
29 | 1 | Общие сведения об инфекциях | |||
30 | 2 | Источники заражения и пути передачи инфекции | |||
31 | 3 | Сроки изоляции больных и средства или методы защиты лиц, обращающихся с ними. | |||
Микробиология | |||||
32 | 1 | Морфология бактерий и микроскопических грибов | |||
33 | 2 | Вирусология | |||
34 | 3 | Питательные среды | |||
35 | 4 | Действие физических и химических факторов на микроорганизмы | |||
Основы гигиены | |||||
36 | 1 | Основы гигиены | |||
37 | 2 | Гигиена питания | |||
38 | 3 | Гигиена труда | |||
Итого | 38 ч. |
Календарно – тематическое планирование (14-15 лет)
№ п/п | Дата проведения | Тема, раздел | № урока в разделе | Тема урока | |
план | факт | ||||
Лечебное дело | |||||
1 | 1 | Мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный тип телосложения человека | |||
2 | 2 | Плоскости и оси, выделяемые в анатомии | |||
3 | 3 | Пропорции тела. | |||
4 | 4 | Определение некоторых заболеваний по внешнему виду пациента. | |||
Общие сведения по медицинскому обслуживанию | |||||
5 | 1 | Наблюдение за больными. | |||
6 | 2 | Лечебные и диагностические процедуры. | |||
Рецепты. Общие сведения о выписке рецептов | |||||
7 | 1 | Лекарственные препараты, часто применяемые при: заболеваниях сердца; заболеваниях желудка, печени; кожных заболеваниях. | |||
8 | 2 | Дозировка лекарств с учетом возраста и массы тела. | |||
Лечебное питание больных | |||||
9 | 1 | Расчет суточного потребления калорий. | |||
10 | 2 | Составление лечебных диет. | |||
11 | 3 | Совместимость продуктов. | |||
Уход за больными | |||||
12 | 1 | Уход за хирургическими, инфекционными больными. | |||
13 | 2 | Уход за лор- и офтальмологическими больными. | |||
14 | 3 | Уход за тяжелыми больными. | |||
Общее знакомство с врачебными специальностя-ми | |||||
15 | 1 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности офтальмолога. | |||
16 | 2 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности уролога. | |||
17 | 3 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности стоматолога. | |||
18 | 4 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности диетолога. | |||
Общие сведения о работе медицинского персонала | |||||
19 | 1 | Медсестра хирургического кабинета | |||
20 | 2 | Медсестра рентгеновского кабинета | |||
21 | 3 | Медсестра детского отделения | |||
Доврачебная помощь, или это должен знать каждый | |||||
22 | 1 | Понятие о закрытых повреждениях. | |||
23 | 2 | Отработка навыков оказания первой помощи при закрытых повреждениях. | |||
24 | 3 | Первая помощь при закрытых повреждениях головы, шеи, позвоночника. | |||
25 | 4 | Первая помощь при повреждениях органов грудной клетки, таза, живота. | |||
26 | 5 | Первая помощь при повреждениях органов живота. | |||
27 | 6 | Оказание первой помощи при асфиксии и коме. | |||
28 | 7 | Понятие о переломах. | |||
29 | 8 | Отработка навыков оказания первой помощи при переломах конечностей. | |||
Опасные инфекции | |||||
30 | 1 | Гельминтология. | |||
31 | 2 | Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. | |||
32 | 3 | Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. | |||
Микробиология | |||||
33 | 1 | Микрофлора воздуха. | |||
34 | 2 | Микрофлора воды. | |||
35 | 3 | Микрофлора организма человека. | |||
Основы гигиены | |||||
36 | 1 | Гигиена воздуха и климат населенных мест. | |||
37 | 2 | Гигиена водоснабжения населенных мест. | |||
38 | 3 | Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. | |||
Итого | 38 ч. |
Календарно – тематическое планирование (15-16лет)
№ п/п | Дата проведения | Тема, раздел | № урока в разделе | Тема урока | |
план | факт | ||||
Лечебное дело | |||||
1 | 1 | Расспрос и осмотр больного. Определение некоторых заболеваний по внешнему виду пациента. | |||
2 | 2 | Основы гистологии. | |||
Общие сведения по медицинскому обслуживанию | |||||
3 | 1 | Лечебные и диагностические процедуры. | |||
4 | 2 | Клинические анализы. | |||
Рецепты. Общие сведения о выписке рецептов | |||||
5 | 1 | Кабинет терапии. | |||
6 | 2 | Дозировка лекарств | |||
Лечебное питание больных | |||||
7 | 1 | Расчет суточного потребления калорий. Составление лечебных диет | |||
8 | 2 | Питание беременных. | |||
Уход за больными | |||||
9 | 1 | Уход за новорожденными детьми. | |||
10 | 2 | Уход за терапевтическими, хирургическими, инфекционными больными. | |||
Общее знакомство с врачебными специальностя-ми | |||||
11 | 1 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-аллерголога | |||
12 | 2 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности хирурга | |||
13 | 3 | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-дерматолога, косметолога. | |||
Общие сведения о работе медицинского персонала | |||||
14 | 1 | Обязанности медсестры | |||
15 | 2 | Медсестра стоматологического кабинета, хирургического кабинета, рентгеновского кабинета, детского отделения | |||
Доврачебная помощь, или это должен знать каждый | |||||
16 | 1 | Транспортировка больных | |||
17 | 2 | Понятие о внезапной остановке сердца и клинической смерти. | |||
18 | 3 | Что такое суицид и психологическая травма? | |||
19 | 4 | Обморок, его причины. Первая помощь пострадавшему. | |||
20 | 5 | Аллергия. Аллергический шок. | |||
21 | 6 | Диабетическая кома. | |||
22 | 7 | Гипертонический криз. | |||
23 | 8 | Как избавиться от головной боли во время приступа мигрени. | |||
24 | 9 | Значение основ медицинских знаний в чрезвычайной ситуации. | |||
25 | 10 | Виды раневой инфекции и пути ее проникновения. | |||
26 | 11 | История обезболивания в хирургии. | |||
27 | 12 | Общие сведения о десмургии. | |||
28 | 13 | П/р. Отработка навыков наложения мягких повязок. | |||
29 | 14 | П/р. Отработка навыков наложения мягких повязок. | |||
30 | 15 | Виды ран. | |||
31 | 16 | Виды кровотечений. | |||
32 | 17 | П/р. Отработка навыков остановки кровотечений. | |||
33 | 18 | История развития переливания крови. | |||
34 | 19 | Определение групп крови по стандартным сывороткам. | |||
35 | 20 | Травматический шок. | |||
36 | 21 | Противошоковые мероприятия при оказании первой помощи пострадавшему. | |||
37 | 22 | Понятие о закрытых повреждениях. | |||
38 | 23 | П/р. Отработка навыков оказания первой помощи при закрытых повреждениях. | |||
39 | 24 | Понятие о переломах. | |||
40 | 25 | П/р Отработка навыков оказания первой помощи при переломах конечностей. | |||
41 | 26 | Общие сведения об ожогах. | |||
42 | 27 | Ознобление. Замерзание. Отморожение. | |||
43 | 28 | Электротравмы. Утопление. | |||
44 | 29 | Первая помощь при закрытых повреждениях головы, шеи, позвоночника. | |||
45 | 30 | Первая помощь при повреждениях органов грудной клетки, таза, живота. | |||
46 | 31 | Оказание первой помощи при асфиксии и коме. | |||
47 | 32 | Понятие психотерапевтической помощи и врачебной тайне (беседа с психологом и врачом) | |||
Опасные инфекции | |||||
48 | 1 | История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). | |||
49 | 2 | Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. | |||
50 | 3 | Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки. | |||
Микробиология | |||||
51 | 1 | Микробиология, её разделы. | |||
52 | 2 | Методы и средства изучения микробиологических процессов | |||
53 | 3 | Влияние физических и химических факторов среды на бактерии. | |||
54 | 4 | Взаимоотношения микроорганизмов: ассоциативные и конкурентные. | |||
55 | 5 | Взаимоотношения микроорганизмов с человеком. Нормальная микрофлора человеческого организма. | |||
56 | 6 | Патогенные микроорганизмы. Бактериальные инфекционные заболевания. | |||
57 | 7 | Вакцины и сыворотки. | |||
58 | 8 | Антибиотики. Устойчивость бактерий к антибиотикам. | |||
59 | 9 | Использование фитонцидов и препаратов животного происхождения. | |||
60 | 10 | Изменчивость микроорганизмов. Генные, хромосомные и геномные мутации бактерий. | |||
61 | 11 | Достижения и перспективы генной инженерии. Клонирование генов. | |||
62 | 12 | Вирусология-раздел микробиологии. | |||
63 | 13 | Вирусные заболевания растений, животных и человека. Лечение и профилактика вирусных инфекций. | |||
64 | 14 | Вирусный канцерогенез. Теория Зильберга. | |||
65 | 15 | Интерфероны, их защитные свойства. | |||
Медицинская генетика и наследствен-ность | |||||
66 | 1 | Классификация наследственных болезней | |||
67 | 2 | Общая характеристика наследственных болезней. | |||
68 | 3 | Профилактика наследственных заболеваний | |||
69 | 4 | ДНК - диагностика и здоровье человека | |||
70 | 5 | Развитие и проявление хромосомных болезней | |||
71 | 6 | Моногенные формы наследственных заболеваний | |||
72 | 7 | Болезни, с наследственным предрасположением. | |||
73 | 8 | Наследственная природа врожденных сердечно-сосудистых заболеваний | |||
74 | 9 | Болезни импринтинга. | |||
Основы гигиены | |||||
75 | 1 | Основы гигиены. Гигиена питания. | |||
76 | 2 | Гигиена труда. Гигиена населенных мест. | |||
Итого | 76 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Такая разная биология"
Работа учащихся с декоративными растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"
Работа учащихся с декоративными растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"
Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися 13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"
Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики»Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Софизмы и парадоксы в математике» для обучающихся 14-16 лет
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышлени...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы познаем мир»
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы дополнительного образования, ...