Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.
Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
В детском объединении учащимся предоставляется возможность изучить компьютер, познакомиться с программами и попрактиковаться работе на компьютере в компьютерном классе.
Цель дополнительного образования состоит в помощи тем детям, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы Меленковского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Компьютерная грамотность»
(программа предназначена для обучающихся 10-13 лет, рассчитана на 3года обучения)
Программа утверждена: Составитель:
На заседании методического совета Кандрушина Елена Николаевна
Дата
Директор
Подпись руководителя
Меленки 2011
Пояснительная записка
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.
Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
В детском объединении учащимся предоставляется возможность изучить компьютер, познакомиться с программами и попрактиковаться работе на компьютере в компьютерном классе.
Цель дополнительного образования состоит в помощи тем детям, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики.
Новизна программы.
Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Появление персонального компьютера и широкое его применение в различных сферах влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности дополнительного образования.
Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения информатикой как предмета изучения.
Посещая занятия, ребята смогут сделать первые шаги в изучении информационных технологий или уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти своё место в современном информационном мире.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать её для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции обучающегося.
Люди самых разнообразных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это исследователи в различных научных и прикладных отраслях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, модельеры тканей и одежды, фотографы и др.
Информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет даёт возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широком диапазоне науки и техники.
Педагогическая целесообразность.
Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, проекты занятия, соревнования, экскурсии.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов и др.);
- средствах обучения. Каждое рабочее место обучающегося должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением, мышь, наушники с микрофоном. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, игровые задания, викторины.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетрадь, ручка (для обучающихся), плакаты, мультимедийные презентации.
Цели программы:
- Обучить работе в основных офисных пакетах и базовых программах MS Windows.
- Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач;
- Формировать информационно – коммуникационную компетентность.
Задачи:
- формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
- формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
- формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
- формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
- формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
- формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 14 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.
Сроки реализации образовательной программы 3 года.
2008 – 2009 г. – первый год обучения
2009 – 2010 г. – второй год обучения
2010 – 2011 г. – третий год обучения
Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Технологии и формы обучения
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- творческие проекты
- свободное творчество.
- тестирование.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1-й год - 2 раза в неделю по 2 часу (итого 4 часа в неделю, 144 часа в год). 2-й год 3 раза в неделю по 2 часа (итого 6 часов в неделю, 216 часов в год). 3-й год 3 раза в неделю по 2 часа (итого 6 часа в неделю, 216 часов в год). За весь срок обучения 576 часов.
Ожидаемые результаты освоения программы.
После завершения курса третьего года обучения обучающийся будет знать:
- Основные приёмы и теги используемые при создании Web-страницы.
- Основные правила работы в локальных сетях.
Обучающийся будет уметь:
- Базы данных, системы управления базами данных. Типовые задачи обработки информации в базах данных. Информационно-поисковые системы.
- Структура базы данных. Поиск и сортировка. Вывод информации из базы данных.
- Загружать базу данных; осуществлять поиск и сортировку информации в базе данных, выводить базу данных.
- Создавать собственную Web-страницу.
- Находить и использовать информацию в компьютерных сетях.
Способы проверки результатов освоения программы: после изучения каждого раздела программы учащиеся выполняют творческие задания и проекты по теме. В конце каждого года изучения обучающиеся выполняют творческий проект, защита которого происходит на итоговых занятиях
Содержание курса
Раздел 1. Аппаратные и программные средства ИКТ.
Тема 1.1. Компьютер 10 часов
Содержание материала: Техника безопасности при работе на компьютере. Правила поведения в компьютерном классе. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Работа с клавиатурным тренажёром.
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
Тема 1.2. Состав ПК. 12 часов
Содержание материала: Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор. Микропроцессор. Внутренняя память. Внешняя память. Периферийные устройства. Мультимедиа. Программное обеспечение. Компьютер как средство обработки информации. Взаимодействие устройств компьютера. Работа с клавиатурным тренажёром.
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
Тема 1.3. Освоение операционной среды Windows 50 часов.
Содержание материала: Основные приёмы работы с мышью. Освоение навыков работы с мышью в компьютерных играх. Понятие прикладной программы. Роль и назначение прикладной программы. Структура интерфейса прикладной программы. Калькулятор. Адресная книга. Блокнот. Проводник. Word Pad.
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
Раздел 2. Телекоммуникационные технологии.
Тема 2.1 Графические редакторы 60 часов.
Содержание материала: Основные характеристики графического редактора Paint. Создание рисунков. Работа с фрагментами изображения. Работа с текстом. Знакомство с графическим редактором Photoshop. Основы обработки изображений. Изучение панели инструментов. Знакомство с палитрами. Закрашиваем цветом. Инструменты рисования. Работа с текстом. Выделение областей. Операции с областями. Изменение масштаба. Слои. Эффекты слоя. Трансформация слоя. Текстовые слои. Комбинация изображений. Фотомонтаж. Создание фотомонтажа с собственным фото. Маски и каналы. Основы коррекции тона. Основы коррекции цвета. Рисование кривых произвольной формы. Фильтры. Работа с фильтрами. Коллаж. Текст в Adobe Photoshop - формирование символов и абзацев. Текст в Adobe Photoshop - "горящая" и "ледяная" надписи. Сияющий текст. Рабочее окно программы Corel Draw. Линии. Текст. Объекты заливки. Обводка контуров. Отображение рисунка на экране. Упорядочение объектов. Совокупность объектов. Огибающие и деформации. Перспектива, тени и экструзия. Клоны, символы, пошаговые переходы и ореолы. Линзы. Прозрачность и фигурная обрезка. Размещение текста на траектории. Точечные изображения и коллажи.
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
Тема 2.2. Создание презентаций с помощью Power Point 68 часов.
Содержание материала: Основные характеристики Power Point. Создание презентаций. Создание презентаций с помощью шаблонов, мастера автосодержания. Вставка звуков. Установка длительности показа слайда. Запись речевого сопровождения при показе. Вставка видеоклипа как объект.
Формы занятий: инструктаж, упражнения, проекты, контроль.
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
Тема 2.3. Текстовый редактор Word 30 часов.
Содержание материала: Текстовый редактор и его возможности. Ввод и редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование страницы. Форматирование абзацев. Шрифты. Ввод и форматирование специальных и произвольных символов. Списки. Поиск и замена текста в документе. Средства автозамены текста. Средства автоматизации проверки правописания. Редактор формул Microsoft Equation Editor 3.0. Работа с таблицами. Размещение в документе графики. Фигурный текст. Стили. Сноски. Оглавление текста. Шаблоны документов. Документы личного характера. Служебные документы. Работа с диаграммами. Внедрение и связывание объектов.
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
Тема 2.4 Электронные таблицы. 30 часов
Содержание материала. Табличный редактор и его возможности. Настройка Eхсel. Ввод и редактирование данных: текста и чисел, функция автозаполнения, специальные возможности автозаполнения, ввод одинаковых данных, ввод даты и времени суток, функция автозамены, копирование данных, форматы данных. Использование формул и функций. Методы оформления таблиц. Форматирование таблиц. Построение диаграмм и графиков. Размещение в документе графики. Документы личного характера. Служебные документы. Внедрение и связывание объектов. Работа со списками. Печать таблиц. Структурирование таблиц. Анализ данных. Взаимодействие с другими программами.
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
Раздел 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации
Тема 3.1 Освоение программы Office Publisher.60 часов.
Содержание материала: Систематизация и хранение информации. Принципы работы в программе. Создание таблиц . Заполнение таблиц. Создание заготовки. Вставка элемента. Вставка объектов.
Формы занятий: инструктаж, упражнения, проект, контроль
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
Тема 3.2. Компьютерные телекоммуникации 67 часов.
Содержание материала: Передача информации. Каналы связи. Организация и структура телекоммуникационных компьютерных сетей. Глобальная компьютерная сеть. Способы подключения к Internet. Услуги компьютерных сетей. Разработка Web - страниц. Разработка Web- страниц. Основы HTML. Теги. Заголовки, линии, параграф. Управление цветом, размером, начертанием. Создание текстовых документов в формате HTML. Таблицы. Списки. Гиперссылки. Графические объекты в формате HTML. Бегущая строка. Музыкальный фон.
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
Раздел 4. Творческий проект
Тема 4.1. Выполнение творческого задания 178 часов
Содержание материала: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Выполнение проекта и оформление документации. Защита проекта.
Формы занятий: инструктаж, проекты, контроль
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
Раздел 5. Повторение
Тема 5.1 Повторение 10 часов.
Содержание: повторение проводится в начале каждого года обучения, (начиная со второго) по изученным темам предыдущего года, и в конце изучения всего курса по всем разделам.
Формы занятий: упражнения, контроль
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.
3-й год обучения
№ п/п | Раздел, тема. | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. Занятия | Практич. Занятия | ||
Раздел 2. Телекоммуникационные технологии | 24 | 4 | 20 | |
1. | Использование формул и функций. | 10 | 2 | 8 |
2. | Документы личного характера в электронных таблицах. | 3 | 1 | 2 |
3. | Служебные документы в электронных таблицах. | 3 | 1 | 2 |
4. | Внедрение и связывание объектов. | 2 |
| 2 |
5. | Работа со списками. | 2 |
| 2 |
6. | Печать таблиц. Структурирование таблиц. | 2 |
| 2 |
7. | Анализ данных. Взаимодействие с другими программами. | 2 |
| 2 |
Раздел 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации. | 65 | 17 | 48 | |
8. | Систематизация и хранение информации. | 1 | 1 |
|
9. | Базы данных, принципы их построения и функционирования. | 1 | 1 |
|
10. | Создание базы данных. Создание таблиц с помощью Мастера. | 2 |
| 2 |
11. | Заполнение таблиц. Первичный ключ. Маска ввода. | 2 | 1 | 1 |
12. | Переименование поля таблицы. Изменение ширины столбца таблицы. | 2 |
| 2 |
13. | Создание формы. Представление записей в форме. | 2 | 1 | 1 |
14. | Заполнение формы. | 2 |
| 2 |
15. | Представление формы в режиме таблицы. | 2 |
| 2 |
16. | Вставка элемента управления в форму. | 2 | 1 | 1 |
17. | Фильтр. Создание нового поля в таблице. | 2 |
| 2 |
18. | Создание отчёта с помощью мастера. Конструктор отчёта. | 3 | 1 | 2 |
19. | Организация работы с данными. Установка связей между таблицами. | 2 |
| 2 |
20. | Создание подчинённой формы. Применение фильтра к сортировке данных. | 2 |
| 2 |
21. | Копирование таблиц. | 2 |
| 2 |
22. | Создание запросов. | 3 | 1 | 2 |
23. | Передачи информации. | 2 | 1 | 1 |
24. | Каналы связи | 2 | 1 | 1 |
25. | Организация и структура телекоммуникационных сетей. | 3 | 1 | 2 |
26. | Глобальная компьютерная сеть. | 2 |
| 2 |
27. | Способы подключения к Интернет. | 2 | 1 | 1 |
28. | Услуги компьютерных сетей. Электронные документы. | 3 |
| 3 |
29 | Разработка Web- страниц. Основы HTML. Теги. | 2 | 1 | 1 |
30 | Заголовки, линии, параграф. | 2 | 1 | 1 |
31 | Управление цветом, размером, начертанием. | 3 | 1 | 2 |
32 | Создание текстовых документов в формате HTML. | 2 | 0,5 | 1,5 |
33 | Таблицы. | 2 | 0,5 | 1,5 |
34 | Списки. | 2 | 0,5 | 1,5 |
35 | Гиперссылки. | 2 | 0,5 | 1,5 |
36 | Графические объекты в формате HTML. | 2 | 0,5 | 1,5 |
37 | Бегущая строка. | 2 | 0,5 | 1,5 |
38 | Музыкальный фон. | 2 |
| 2 |
Раздел 4. Творческий проект | 62 | 10 | 52 | |
39 | Выбор темы проекта. Составление текстовых документов. Оформление материалов проекта. | 20 | 4 | 16 |
40 | Планирование содержания. Сбор материалов в Интернет. | 9 | 1 | 8 |
41 | Эскиз структуры страницы. | 15 | 1 | 14 |
42 | Дизайн страницы. | 5 | 1 | 4 |
43 | Гиперссылки на странице. | 5 | 1 | 4 |
44 | Электронные адреса. | 3 | 1 | 2 |
45 | Редактирование страницы. | 5 | 1 | 4 |
Программа Office Publisher. | 59 | 10 | 49 | |
46 | Создание документа в программе Office Publisher. | 7 | 1 | 6 |
47 | Создание документа с помощью заготовок в программе Office Publisher. | 3 | 1 | 2 |
48 | Вставка объектов в программе Office Publisher. | 3 | 1 | 2 |
49 | Создание открытки в программе Office Publisher. | 11 | 1 | 10 |
50 | Создание газеты в программе Office Publisher. | 12 | 2 | 10 |
51 | Создание буклета в программе Office Publisher. | 12 | 2 | 10 |
52 | Редактирование в программе Office Publisher. | 6 |
| 6 |
53 | Вставка рисунков в программе Office Publisher. | 5 | 2 | 3 |
Раздел 5. Повторение. | 6 | 2 | 4 | |
54 | Повторение изученного за 2 год обучения. | 6 | 2 | 4 |
ИТОГО | 216 | 43 | 173 |
Методическое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специально оборудованного кабинета
- ПЭВМ 15 шт.
- Принтер струйный 1 шт.
- Принтер лазерный 1 шт.
- Сканер 1 шт
- Операционная система "Windows ХР". 15 шт.
- Рабочий пакет "Offise Windows 2003-2007" 15 шт.
- Необходимые программные продукты или их бесплатные "близнецы" согласно целям и задачам данного курса.
Каждое рабочее место воспитанника должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением, мышь, наушники с микрофоном. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, игровые задания, викторины.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетрадь, ручка (для обучающихся), плакаты, мультимедийные презентации.
Литература:
1. Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах. – Просвещение, 1991.
2. Вершинин, О.Е. За страницами учебника информатики.- Просвещение, 1991.
3. Зарецкий, А. Энциклопедия профессора Фортрана.- Просвещение, 1991.
4. Справочник школьника 5-11, АСТ-ПРЕСС, 2001 г.
5. Фигурнов, В.Э. BM PC для пользователя. Краткий курс.- ИНФРАМ.М, 1998.
6. Макарова, Н.В. Информатика. Практикум по информационным технология 7-9 класс.- Питер, 2004.
7. Макарова, Н.В. Информатика: Учебник.- Питер, 2001.
8. Макарова, Н.В. Информатика: Задачник по моделированию. 7-9 класс.- Питер, 2003.
9. Угринович, Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 класс. - БИНОМ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения «Акварелька»
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Программа рассчитана на один год обучения с недельной нагрузкой 4 ча...
Дополнительно образовательная программа детского объединения :« Воздушная сказка».
Твистинг (по-английски "скручивание") сейчас очень популярен на Западе и в Америке. В России он только начинает развиваться. А ведь это веселое занятие развивает творческие способности детей и в...
Дополнительная образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»
Срок реализации программы – 1 год (возраст детей 10-12 лет)....
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа "Школа безопасноти" расчитана на 2013-2018г., с основными направлениями работы....
Дополнительная образовательная программа "Детский музыкальный театр"
Программа направлена на развитие творческого потенциала формирующейся личности, художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность....