Программа досуговой деятельности
материал

Елена Александровна Юшкова

Программа досуговой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dosugovoy_deyatelnosti.docx629.33 КБ
PDF icon scan0099.pdf206.44 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Пояснительная записка        2

Цель        3

Задачи        3

Ожидаемые результаты:        3

Формы проведения досуговых мероприятий        4

Оценка эффективности программы        7

Ожидаемый результат        7

Работа в каникулярное время.        11

Цель        11

Задачи        11

Ожидаемые результаты:        11

Мероприятия        11

Работа с родителями        11

Цель        11

Задачи        11

Ожидаемые результаты        11

Литература.        13

Пояснительная записка

Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль  играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами,  с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей  не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера -  отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно  всестороннее развитие личности.

На сегодняшний день на территории всей России строятся детские и подростковые досуговые центры, разрабатываются доступные досуговые программы. Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.

В результате деятельности по данной программе  обучающиеся должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии  приводит  к самореализации собственного « Я».

Для реализации программы необходимы определенные условия:

1.Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.

2.Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.

3.Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся в доме творчества.

Данная  программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными  в этом отношении являются:

- досуговые мероприятия внутри объединений дома творчества (игры-знакомства,  участие в конкурсах, соревнованиях, викторины, беседы, акции и др.);

- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся дома творчества и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);

- конкурсные, игровые программы для отдельных объединений.

В реализации программы принимают непосредственное участие обучающиеся дома творчества.

Цель: Создание благоприятных условий для  организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по  досуговой программе.

Задачи: 

- Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей; 

- Развитие физических,  и умственных способностей обучающихся;

- Сплочение обучающихся станции через совместную досуговую деятельность;

-Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своего города, страны;

-Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;

-Популяризация семейного досуга;

-Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Ожидаемые результаты:

-Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;

-Повышение культуры досугового общения обучающихся;

-Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;

-Рост уровня сплочённости обучающихся из разных объединений;

-Повышение качества проведения  досуговых мероприятий.

Способы проверки ожидаемых результатов:

-Анализ подготовки и проведения мероприятия.

-Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.

-Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседы, отзывы, наблюдение, анкетирование).

-Самоанализ организационной деятельности.

-Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).

-Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).

Формы проведения досуговых мероприятий:

-конкурсно – познавательные программы;

-конкурсно - развлекательные программы;

-конкурсно - игровые программы;

-акции;

-экскурсии;

-праздничные мероприятия;

-выставки;

-беседы, викторины;

-тематические лагерные смены

-просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;

-встречи с интересными людьми.

 При реализации данной программы применяются следующие методы и формы воспитания:

Метод формирования сознания, который относится к группе способов воспитывающего воздействия на различные стороны сознания – на интеллект, чувства и эмоции, волю.

Метод формирования поведения реализуется через воспитывающие ситуации  на мероприятиях.  Выделяются, закрепляются и формируются в опыте детей и подростков положительные способы и формы поведения и нравственной мотивации, которые отвечают намеченной воспитательной цели. 

Метод стимулирования деятельности и поведения:

 поощрение – положительно оцениваются действия каждого обучающегося, что в результате дает всплеск положительных эмоций в ребенке, вселяет уверенность в нем, создает приятный настрой на мероприятие, повышает в обучающемся ответственность;

наказание – предупреждаются и пресекаются негативные проявления в поведении или поступках обучающегося, делается это тактично, не унижая собственного достоинства ребенка, чтобы у него возникла потребность изменить свое поведение;

соревнование – создаются условия для реализации естественной потребности детей к соперничеству, что дает эффективные результаты в достижении воспитательной цели, мощную мобилизацию всех сил и умений обучающихся.

Воспитательный процесс выстраивается в форме воспитательного дела. Используется комплексный подход в основе воспитательного дела, при котором  формируются нравственно-патриотическое поведение, эстетическое отношение к природе, истории малой Родины, всей страны, труду, поведению, искусству, уважительное отношение к русским народным традициям.

Вся  работа с детьми и подростками строится на следующих принципах воспитания:  

Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.

 Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.

 Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие»,  создает предпосылки для самореализации личности.

Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.

 Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, дома творчества, общественных организаций, педагогов, родителей, представителей общественности и т.п.

Для решения задач досуговой программы используются  различные формы в работе по организации мероприятий:

- формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.

- основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия, полилог (обмен мнениями).

 В воспитательной работе с детьми  вариативно используются следующие методы:

-  метод воспитывающих ситуаций (формирование межличностных отношений);

- соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);

- метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические беседы и др.);

- интерактивные методы (тестирование, презентация, сюжетно-ролевая игра).

 При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность обучающихся  (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.

В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и обучающимися, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к обучающимся. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников.

Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:

-духовно-нравственное воспитание;

-гражданско-патриотическое воспитание;

-художественно-эстетическое воспитание;

-охрана здоровья и физическое развитие;

-работа в каникулярное время;

-работа с родителями.

 Духовно-нравственное воспитание:

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;

-воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;

- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании пожилым и одиноким людям, ветеранам войны и труда и т.д.;

- воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия  по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;

- приобщение к православным духовным ценностям;

- формирование потребности в освоении и сохранении ценностей семьи.

 Гражданско-патриотическое   воспитание:

- воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;

- хранение традиций родного края, через изучение его истории, сбора информации о развитии района;

- создание условий для формирования социальной активности обучающихся дома творчества;

- формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.

Художественно-эстетическое воспитание:

- приобщение максимального количества обучающихся к мероприятиям, проводимых в доме творчества;

- развитие эстетического восприятия;

- воспитание эстетического вкуса;

-организация и проведение  мероприятий, дающих обучающимся возможность реализовать свои возможности;

-воспитание духовных и эстетических ценностей, убеждений и моделей поведения, развитие творческих способностей обучающихся;

- формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;

-сохранение и развитие духовной культуры общества; передача семейных, народных традиций;

- развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств;

- формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.

Охрана здоровья и физическое воспитание:

укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей;

- привлечение детей к проведению различных спортивных праздников и соревнований;

- обучение приемам общения и выхода из конфликтных ситуаций;

- развитие опыта безопасного поведения в лесу, у водоемов, в городе.

Работа в каникулярное время

- пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;

 -профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;

 - развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.

Работа с родителями

взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;

- организация семейных праздников;

- воспитание бережного отношения к семейным традициям.

Оценка эффективности программы

    Реализация мероприятий, по данной программе, должна:

- повысить уровень развития личности обучающихся дома творчества;

- привести к снижению негативных явлений в детской среде;

- развить творческие способности детей;

-сформировать социальные навыки, необходимые в жизненном самоопределении.

Ожидаемый результат

Обучающиеся должны:

- активно участвовать в общественно – полезной деятельности при этом организовывать свой досуг и проявлять инициативность, быть уверенным в себе, проявлять активность в общественной жизни;

- творчески работать и проявлять творческую любознательность, эстетический вкус в коллективной работе;

- максимально применять свои способности и возможности;

- проявлять чувства доброты, милосердие, терпимость, чуткость, чувство национального достоинства и патриотизма;

- находить пути для личностного роста;

- строить отношения с ровесниками и взрослыми на основе уважения, понимания, доверия;

- находить пути самореализации.

Учебный  план

досуговой программы «Мир праздника»

Направление деятельности

Содержание деятельности

Виды внеурочной деятельности

Участники

1

Духовно-нравственное направление (познавательная деятельность)

Экскурсия в городской краеведческий музей, экскурсии на природу.

Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная

Обучающиеся

Педагог дополнительного образования

2

Социальное направление (проблемно-ценностное общение)

Занятие: «День единства России»;

Беседы:  «Конституция Российской Федерации», «Осторожно, дорога!»;

Акции:  «Бессмертный полк»; «За здоровый образ жизни».

Познавательная,

проблемно-ценностная,

социальное творчество.

Обучающиеся Педагог дополнительного образования

3

Общеинтеллектуальное направление (досугово-развлека-тельная деятельность)

Проектно-исследовательская деятельность;

Игровая программа «Калейдоскоп»

Игровая,

Познавательная,

проблемно-ценностная,

досугово-развлекательная деятельность,

проектно-исследовательская деятельность

Обучающиеся Педагог дополнительного образования

4

Общекультурное направление

Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровня;

Утренники: Новый год, 8 марта; Участие в мероприятиях муниципального уровня.

Познавательная,

досугово-развлекательная деятельность,

музыкальное творчество/

Обучающиеся Педагог дополнительного образования

5

Спортивно-оздоровительное направление

Проведение бесед по охране здоровья;

Применение на занятиях   физкульт. минуток.

Познавательная,  спортивно-оздоровительная деятельность, досугово-развлекательная деятельность.

Обучающиеся Педагог дополнительного образования


Работа в каникулярное время.

Цель: Создание условий для организации досуговой деятельности  в каникулярное время.

Задачи:  

1.  развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.

2. пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;

3.профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;

Ожидаемые результаты:

- реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;

- положительная динамика в физическом и нравственном здоровье детей;

- приобретение дополнительных знаний по различным направлениям досуговой деятельности.

Мероприятия:

Мероприятие

Время проведения

Форма

1

Мероприятия по плану МКУДО ДДТ

Осень, зима, весна в каникулярное время

Конкурсные, познавательные, развлекательные, игровые  мероприятия.

2

Организация работы отряда в период летнего оздоровительного лагеря «Алые паруса».

июнь

Беседы, соревнования, конкурсные программы, концерты, викторины.

Работа с родителями.

Цель: Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, путем вовлечения в конкурсное движение и творческие мероприятия.

Задачи:

1. взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;

2. организация семейных праздников;

3. воспитание бережного отношения к семейным традициям.

Ожидаемые результаты:

 - активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;

  - удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.

Литература.

1.  Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.

2.  Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей.  –   2004. - № 4, 6.

3. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М.А.Панфилова.

Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.»Издательство ГНОМ и Д», 2015(в помощь психологу)

4.  Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005

5. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). -  М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.  (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.

8. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.

                                      


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа досуговой деятельности "Школьная радуга"

Программа длсуговой деятельности "Школьная радуга" рассчитанна для детей 7-12 лет.Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самор...

Программа досуговой деятельности "Девичья гостиная"

Программа досуговой деятельности. Темы бесед с девочками -подростками...

Программа досуговой деятельности педагога-организатора "Мир начинается с нас"

Программа предусматривает создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне ...

Программа досуговой деятельности

Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг....

Программа досуговой деятельности

Программа досуговой деятельности...

Программа досуговой деятельности учащихся "Шахматы в сфере досуга на 2017-2021 гг"

Реализация Программы системы дополнительного образования детей  призвана способствовать: расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его проектов;2. Р...

Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"

Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"...