Программа досуговой деятельности
материал
Программа досуговой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dosugovoy_deyatelnosti.docx | 629.33 КБ |
scan0099.pdf | 206.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Формы проведения досуговых мероприятий 4
Оценка эффективности программы 7
Работа в каникулярное время. 11
Пояснительная записка
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.
На сегодняшний день на территории всей России строятся детские и подростковые досуговые центры, разрабатываются доступные досуговые программы. Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.
В результате деятельности по данной программе обучающиеся должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».
Для реализации программы необходимы определенные условия:
1.Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.
2.Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.
3.Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся в доме творчества.
Данная программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:
- досуговые мероприятия внутри объединений дома творчества (игры-знакомства, участие в конкурсах, соревнованиях, викторины, беседы, акции и др.);
- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся дома творчества и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);
- конкурсные, игровые программы для отдельных объединений.
В реализации программы принимают непосредственное участие обучающиеся дома творчества.
Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по досуговой программе.
Задачи:
- Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
- Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;
- Сплочение обучающихся станции через совместную досуговую деятельность;
-Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своего города, страны;
-Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
-Популяризация семейного досуга;
-Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Ожидаемые результаты:
-Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;
-Повышение культуры досугового общения обучающихся;
-Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;
-Рост уровня сплочённости обучающихся из разных объединений;
-Повышение качества проведения досуговых мероприятий.
Способы проверки ожидаемых результатов:
-Анализ подготовки и проведения мероприятия.
-Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
-Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседы, отзывы, наблюдение, анкетирование).
-Самоанализ организационной деятельности.
-Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
-Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
Формы проведения досуговых мероприятий:
-конкурсно – познавательные программы;
-конкурсно - развлекательные программы;
-конкурсно - игровые программы;
-акции;
-экскурсии;
-праздничные мероприятия;
-выставки;
-беседы, викторины;
-тематические лагерные смены
-просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
-встречи с интересными людьми.
При реализации данной программы применяются следующие методы и формы воспитания:
Метод формирования сознания, который относится к группе способов воспитывающего воздействия на различные стороны сознания – на интеллект, чувства и эмоции, волю.
Метод формирования поведения реализуется через воспитывающие ситуации на мероприятиях. Выделяются, закрепляются и формируются в опыте детей и подростков положительные способы и формы поведения и нравственной мотивации, которые отвечают намеченной воспитательной цели.
Метод стимулирования деятельности и поведения:
поощрение – положительно оцениваются действия каждого обучающегося, что в результате дает всплеск положительных эмоций в ребенке, вселяет уверенность в нем, создает приятный настрой на мероприятие, повышает в обучающемся ответственность;
наказание – предупреждаются и пресекаются негативные проявления в поведении или поступках обучающегося, делается это тактично, не унижая собственного достоинства ребенка, чтобы у него возникла потребность изменить свое поведение;
соревнование – создаются условия для реализации естественной потребности детей к соперничеству, что дает эффективные результаты в достижении воспитательной цели, мощную мобилизацию всех сил и умений обучающихся.
Воспитательный процесс выстраивается в форме воспитательного дела. Используется комплексный подход в основе воспитательного дела, при котором формируются нравственно-патриотическое поведение, эстетическое отношение к природе, истории малой Родины, всей страны, труду, поведению, искусству, уважительное отношение к русским народным традициям.
Вся работа с детьми и подростками строится на следующих принципах воспитания:
Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.
Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.
Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности.
Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.
Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, дома творчества, общественных организаций, педагогов, родителей, представителей общественности и т.п.
Для решения задач досуговой программы используются различные формы в работе по организации мероприятий:
- формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.
- основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия, полилог (обмен мнениями).
В воспитательной работе с детьми вариативно используются следующие методы:
- метод воспитывающих ситуаций (формирование межличностных отношений);
- соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
- метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические беседы и др.);
- интерактивные методы (тестирование, презентация, сюжетно-ролевая игра).
При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность обучающихся (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.
В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и обучающимися, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к обучающимся. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников.
Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:
-духовно-нравственное воспитание;
-гражданско-патриотическое воспитание;
-художественно-эстетическое воспитание;
-охрана здоровья и физическое развитие;
-работа в каникулярное время;
-работа с родителями.
Духовно-нравственное воспитание:
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;
-воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании пожилым и одиноким людям, ветеранам войны и труда и т.д.;
- воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;
- приобщение к православным духовным ценностям;
- формирование потребности в освоении и сохранении ценностей семьи.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
- хранение традиций родного края, через изучение его истории, сбора информации о развитии района;
- создание условий для формирования социальной активности обучающихся дома творчества;
- формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.
Художественно-эстетическое воспитание:
- приобщение максимального количества обучающихся к мероприятиям, проводимых в доме творчества;
- развитие эстетического восприятия;
- воспитание эстетического вкуса;
-организация и проведение мероприятий, дающих обучающимся возможность реализовать свои возможности;
-воспитание духовных и эстетических ценностей, убеждений и моделей поведения, развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
-сохранение и развитие духовной культуры общества; передача семейных, народных традиций;
- развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств;
- формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.
Охрана здоровья и физическое воспитание:
- укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей;
- привлечение детей к проведению различных спортивных праздников и соревнований;
- обучение приемам общения и выхода из конфликтных ситуаций;
- развитие опыта безопасного поведения в лесу, у водоемов, в городе.
Работа в каникулярное время
- пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;
-профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;
- развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.
Работа с родителями
- взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;
- организация семейных праздников;
- воспитание бережного отношения к семейным традициям.
Оценка эффективности программы
Реализация мероприятий, по данной программе, должна:
- повысить уровень развития личности обучающихся дома творчества;
- привести к снижению негативных явлений в детской среде;
- развить творческие способности детей;
-сформировать социальные навыки, необходимые в жизненном самоопределении.
Ожидаемый результат
Обучающиеся должны:
- активно участвовать в общественно – полезной деятельности при этом организовывать свой досуг и проявлять инициативность, быть уверенным в себе, проявлять активность в общественной жизни;
- творчески работать и проявлять творческую любознательность, эстетический вкус в коллективной работе;
- максимально применять свои способности и возможности;
- проявлять чувства доброты, милосердие, терпимость, чуткость, чувство национального достоинства и патриотизма;
- находить пути для личностного роста;
- строить отношения с ровесниками и взрослыми на основе уважения, понимания, доверия;
- находить пути самореализации.
Учебный план
досуговой программы «Мир праздника»
№ | Направление деятельности | Содержание деятельности | Виды внеурочной деятельности | Участники |
1 | Духовно-нравственное направление (познавательная деятельность) | Экскурсия в городской краеведческий музей, экскурсии на природу. | Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная | Обучающиеся Педагог дополнительного образования |
2 | Социальное направление (проблемно-ценностное общение) | Занятие: «День единства России»; Беседы: «Конституция Российской Федерации», «Осторожно, дорога!»; Акции: «Бессмертный полк»; «За здоровый образ жизни». | Познавательная, проблемно-ценностная, социальное творчество. | Обучающиеся Педагог дополнительного образования |
3 | Общеинтеллектуальное направление (досугово-развлека-тельная деятельность) | Проектно-исследовательская деятельность; Игровая программа «Калейдоскоп» | Игровая, Познавательная, проблемно-ценностная, досугово-развлекательная деятельность, проектно-исследовательская деятельность | Обучающиеся Педагог дополнительного образования |
4 | Общекультурное направление | Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровня; Утренники: Новый год, 8 марта; Участие в мероприятиях муниципального уровня. | Познавательная, досугово-развлекательная деятельность, музыкальное творчество/ | Обучающиеся Педагог дополнительного образования |
5 | Спортивно-оздоровительное направление | Проведение бесед по охране здоровья; Применение на занятиях физкульт. минуток. | Познавательная, спортивно-оздоровительная деятельность, досугово-развлекательная деятельность. | Обучающиеся Педагог дополнительного образования |
Работа в каникулярное время.
Цель: Создание условий для организации досуговой деятельности в каникулярное время.
Задачи:
1. развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.
2. пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;
3.профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;
Ожидаемые результаты:
- реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;
- положительная динамика в физическом и нравственном здоровье детей;
- приобретение дополнительных знаний по различным направлениям досуговой деятельности.
Мероприятия:
№ | Мероприятие | Время проведения | Форма |
1 | Мероприятия по плану МКУДО ДДТ | Осень, зима, весна в каникулярное время | Конкурсные, познавательные, развлекательные, игровые мероприятия. |
2 | Организация работы отряда в период летнего оздоровительного лагеря «Алые паруса». | июнь | Беседы, соревнования, конкурсные программы, концерты, викторины. |
Работа с родителями.
Цель: Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, путем вовлечения в конкурсное движение и творческие мероприятия.
Задачи:
1. взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;
2. организация семейных праздников;
3. воспитание бережного отношения к семейным традициям.
Ожидаемые результаты:
- активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;
- удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.
Литература.
1. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.
2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.
3. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М.А.Панфилова.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.»Издательство ГНОМ и Д», 2015(в помощь психологу)
4. Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005
5. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
8. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа досуговой деятельности "Школьная радуга"
Программа длсуговой деятельности "Школьная радуга" рассчитанна для детей 7-12 лет.Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самор...
Программа досуговой деятельности "Девичья гостиная"
Программа досуговой деятельности. Темы бесед с девочками -подростками...
Программа досуговой деятельности педагога-организатора "Мир начинается с нас"
Программа предусматривает создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне ...
Программа досуговой деятельности
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг....
Программа досуговой деятельности
Программа досуговой деятельности...
Программа досуговой деятельности учащихся "Шахматы в сфере досуга на 2017-2021 гг"
Реализация Программы системы дополнительного образования детей призвана способствовать: расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его проектов;2. Р...
Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"
Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"...