Программа досуговой деятельности "Школьная радуга"
рабочая программа по теме
Программа длсуговой деятельности "Школьная радуга" рассчитанна для детей 7-12 лет.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dosugovoy_deyatelnosti_shkolnaya_raduga.doc | 496.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
№ 1 города Тамбова
Программа
досуговой деятельности
«Школьная радуга»
Направление работы: досугово-развлекательное
Срок реализации программы: 2013-2014гг.
Рассчитана на учащихся от 7 до 12лет.
Составитель: педагог-организатор
Бурлако Е.А.
Пояснительная записка
Организация досуга является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Часы, отводимые на досуговую деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме подготовки праздничных мероприятий, классных часов, поисковых и научных исследований и т.д. На занятиях раскрываются у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Эти занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Актуальность программы
В современных условиях развития нашего общества, когда школа работает по принципу – общественно-активная школа, необходимо формирование особого воспитательно-образовательного пространства, здорового психологического климата, создание общественно-полезной деятельности учащихся.
Преимущества школ полного дня при решении данных вопросов состоит в том, что школьники в течение нескольких часов ежедневно находятся под контролем и руководством школы, им обеспечивается возможность заниматься в благоприятных условиях, горячее питание, помощь при выполнении домашнего задания.
Кроме того, исходя из данных социального паспорта школы, многие семьи учащихся нашей школы не в состоянии в силу различных причин обеспечить должный надзор и создать необходимые условия для занятий и отдыха ребенка. И здесь на помощь может прийти «Школа полного дня».
В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя автономная общеобразовательная школа № 36» традиционно обучаются дети, наделенные творческими способностями.
Досуговая деятельность является весьма действенным методом воспитания. В процессе досуговой деятельности развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться в нем, научиться коммуникативному общению разработана программа досуговой деятельности «Школьная радуга» направленная на духовное развитие обучающихся.
Культурно – досуговая деятельность объединения «Школьная радуга» является частью социально - культурно – образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально – психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют образовательный компонент.
Цель программы:
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи досуговой деятельности:
- Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.
- Вовлекать учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
- Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
- Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, учащимися разных возрастов и их родителями в решении общих проблем.
- Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
- Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
- Способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.
- Сплачивать детей объединения «Школьная радуга»
- Информировать общественность о работе учащихся и её результатах с помощью средств массовой информации, а также сайта образовательного учреждения, сетевых газет и образовательных порталов.
Ожидаемый результат
- Расширение кругозора учащихся. осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.
- Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.
- Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.
- Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,.
- Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.
- Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.
- Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
- Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.
- Укрепление традиций образовательного учреждения.
Содержание программы
Программа основана на разнообразных познавательных коллективных творческих делах и служат средством открытия той или иной стороны окружающей жизни – героического, прекрасного, удивительного и комического. Программа состоит из семи направлений, как спектр цветов радуги:
Фиолетовый – патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
Синий – Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»
Голубой – Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»
Зеленый – Экологическое воспитание «Зеленый мир»
Желтый – Интеллектуальное воспитание «Мудрая сова»
Оранжевый – Нравственное воспитание «Мир добрых дел»
Красный – Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»
Механизм реализации программы:
Патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
Цели:
- развитие у воспитанников чувства гордости, любви к Родине, родному краю.
-активизация интереса к изучению истории Отечества.
-воспитание у ребёнка уважения к подвигу отцов.
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Анкетирование «С чего начинается Родина?» - сентябрь;
- Экскурсии «Первые шаги по родному краю» - октябрь
- Концертная программа «День матери» - ноябрь
- Устный журнал «Наши знаменитые земляки» - декабрь
- Конкурс рисунков «Я люблю свой город» - январь
- Урок мужества – февраль
- Конкурс творческих работ «Дом, в котором я живу» - март
- Экскурсия «Край, где мы живем» - апрель
- Концерт «Родная Тамбовщина» - май
Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»
Цели:
- воспитание учащихся в духе демократии, свободы.
- воспитание патриота России,
- накопление опыта правомерного поведения гражданина
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Беседа о правилах поведения учащихся, о правонарушениях детей - сентябрь
- Праздник «Горжусь тобой, моя Россия» - октябрь;
- Беседа «Мы – граждане!» - октябрь – ноябрь;
- Своя игра «Символы России» - ноябрь;
- Беседа «Конституция РФ» - декабрь;
- Устный журнал «Ленинградская блокада» - январь;
- Смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества - февраль;
- Игровая программа «Космическое путешествие» - март – апрель;
- Литературно – музыкальная композиция ко Дню Победы «Имена» - май.
Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»
Цели:
- привить детям бережное отношение к своему здоровью;
- профилактика вредных привычек;
- совершенствование форм и методов работы по обеспечению жизнедеятельности и предупреждение травматизма;
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Экскурсия в Автогородок – сентябрь
- Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья! – октябрь
- Беседы с детским врачом – ноябрь
- Спортивные соревнования «Веселые старты» - декабрь
- Игры на свежем воздухе «Зимние забавы» - январь
- Военно-спортивная игра «Зарница» - февраль
- Конкурс плакатов «Мы против наркотиков» – март
- Веселая спартакиада – апрель
- Весенний кросс - май
Экологическое воспитание «Зеленый мир»
Цели:
- воспитание у учащихся понимания взаимосвязи между человеком, обществом и природой;
- развитие у ребят экологической культуры.
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Экскурсия «Природа Тамбовщины» - сентябрь
- Озеленение пришкольного участка, участие в месячнике «Чистый город» - октябрь
- Осенняя выставка работ из природного материала «Осенняя фантазия» – ноябрь
- Беседа «Природные катаклизмы» - декабрь
- Олимпиада по экологии – январь
- Скорая помощь «Чтобы дольше жили книжки» - февраль
- Конкурс рисунков «Это зеленый мир» март
- Озеленение классных комнат – апрель
- Конкурс на лучшую клумбу - май
Интеллектуальное воспитание «Мудрая сова»
Цели:
активизировать знания детей;
развивать внимание, мышление, интерес к наукам
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Интеллектуальная игра-соревнование «Шоссе дорожных знаков» - сентябрь
- Акция «Неделя пятерок» - октябрь
- Викторина «Корзина знаний» - ноябрь
- Игра «Что? Где? Когда?» - декабрь
- Беседа «Это интересно знать» - январь
- Игра «Умники и умницы» - февраль
- Литературный конкурс «Писатели нашего детства» - март
- КВН «Смех, да и только!» - апрель
- Беседа «Водитель и пешеход» - май
Нравственное воспитание «Мир добрых дел»
Цели:
- воспитание индивидуально-развитой, богатой, творческой личности;
- формирование у учащихся норм и правил культуры поведения, овладение этикой общения;
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- День знаний – сентябрь
- Акция милосердия «Перед старостью склоним колени» октябрь
- Конкурс рисунков «Моя мама – лучшая на свете» - ноябрь
- Акция милосердия «Рождественское чудо» (сбор игрушек, вещей для Расск.дет. дома – интерната №1 им. А.В Луначарского) - декабрь
- Устный журнал «Мы несем ответственность за тех, кого приручили» - январь
- Литературно-музыкальная композиция «Что спасет мир?» - февраль
- Акция «Подари открытку маме» - март
- Акция «Весенняя неделя добра» - апрель
- Тимуровская работа «Помоги ближнему» - май
Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»
Цели:
- воспитание у учащихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;
- развитие инициативы и творчества через работу временных групп по подготовке мероприятия;
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Линейка «День знаний» – сентябрь
- Утренник «Посвящение в первоклассники» – октябрь
- Концертная программа «Золотая осень» - ноябрь
- Новогодний утренник – декабрь
- Игровая программа «Старый новый год или Васильев день» - январь
- Праздник на микрорайон «Широкая масленица» - февраль
- Концертная программа к 8Марта – март
- Сценка «Пасхальный благовест» и выставка пасхальных работ – апрель
- Королевский бал «Прощай начальная школа» - май
Обучение рассчитано на 1 год.
Оптимальный режим работы 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество часов в неделю – 4
Количество часов в год – 144.
Возраст обучаемых: 7 - 12 лет.
2 группы учащихся: 1) Дети 7-9 лет-25 человек; 2) Дети 10-12 лет-15 человек
Структура программы досуговой деятельности: подготовка и проведение общешкольных праздников» (144 ч)
1. Общий сбор группы. Введение в КТД (4 ч). Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.
2. Подготовка и проведение осенних праздников (44 ч). Подготовка, проведение и анализ мероприятий.
3. Подготовка и проведение зимних праздников (36 ч). Подготовка и проведение масленичных гуляний. Анализ мероприятий.
4. Подготовка и проведение весенних праздников (60 ч). Подготовка, проведение и анализ проведения праздника для мам и бабушек. Подготовка, проведение и анализ проведения мероприятия в честь Дня Победы. Подготовка Праздника последнего звонка. Выступление на Празднике последнего звонка Подведение итогов работы
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов. Теория | Кол-во часов. Практика | Кол-во часов. Всего |
1 | Общий сбор группы. Введение в КТД | 2 | 2 | 4 |
2 | Подготовка и проведение осенних праздников | 4 | 40 | 44 |
3 | Подготовка и проведение зимних праздников | 4 | 32 | 36 |
4 | Подготовка и проведение весенних праздников | 5 | 55 | 60 |
Всего | 15 | 129 | 144 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов Дата проведения |
Раздел 1. Общий сбор группы. Введение в КТД | ||
1. | Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. | 2 сентябрь |
2. | Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. | 2 сентябрь |
Раздел 2. Подготовка и проведение осенних праздников | ||
3. | Подготовка Праздника «Мама, папа, я – спортивная семья» | 4 |
4. | Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» | 2 |
5. | Анализ проведения праздника | 1 |
5. | Подготовка утренника «Посвящение в первоклассники» | 10 |
6. | Проведение утренника «Посвящение в первоклассники» | 2 октябрь |
7. | Анализ проведения праздника | 1 |
8. | Подготовка Конкурсной программы «Королева Осени» » (подбор материала, составление сценария, репетиции) | 8 |
9. | Проведение конкурсной программы «Королева Осени» | 2 ноябрь |
10. | Анализ проведения праздника | 1 |
11. | Подготовка праздника «День матери» (подбор материала, составление сценария, репетиции) | 10 |
12. | Проведение праздника «День матери» | 2 ноябрь |
13. | Анализ проведения праздника | 1 |
Раздел 3. Подготовка и проведение зимних праздников | ||
14. | Подготовка новогодних утренников | 8 |
15. | Проведение мероприятия | 2 декабрь |
16. | Анализ мероприятия | 1 |
17. | Подготовка игры «Зимние забавы» | 2 |
18. | Проведение игры «Зимние забавы» | 2 |
19. | Анализ игры | 1 |
20. | Подготовка литературно-музыкальной композиции «Что спасет мир? (подбор материала, составление сценария, репетиции) | 8 |
21. | Проведение литературно-музыкальной композиции «Что спасет мир? | 2 февраль |
22. | Анализ мероприятия | 1 |
23. | Подготовка военно-спортивной игры «Зарница» | 2 |
24. | Проведение военно-спортивной игры «Зарница» | 2 февраль |
25. | Анализ игры | 1 |
26. | Подготовка смотра строя и песни | 2 |
27. | Проведение смотра строя и песни | 2 февраль |
28. | Анализ смотра строя и песни | 1 |
Раздел 4. Подготовка и проведение весенних праздников | ||
29. | Подготовка праздника для мам и бабушек Разработка праздника, дети предлагают идеи конкурсов для мам и бабушек, концертную программу | 8 |
30. | Проведение праздника | 2 март |
31. | Анализ праздника | 1 |
32. | Подготовка праздника на микрорайон «Широкая масленица» (подбор материала, составление сценария, репетиции) | 10 март |
33. | Проведение праздника на микрорайон «Широкая масленица» | 2 март |
34. | Анализ мероприятия | 1 |
35. | Подготовка сценки «Пасхальный благовест» (подбор материала, составление сценария, репетиции) | 9 май |
36. | Проведение сценки «Пасхальный благовест» | 2 май |
37. | Анализ мероприятия | 1 |
38. | Подготовка мероприятия в честь Дня Победы (подбор материала, составление сценария, репетиции) | 12 |
39. | Проведение мероприятия в честь Дня Победы | 2 5 мая |
40. | Анализ мероприятия | 1 |
41. | Подготовка Праздника последнего звонка (подбор материала, составление сценария, репетиции) | 10 |
42. | Выступление на Празднике последнего звонка | 2 май |
43. | Подведение итогов работы | 1 |
Итого | 144 часов |
Литература:
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ “Сфера”, 2000;
- Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
- Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: “Лист”, 1999;
- Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
- 7. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000;
- 8. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
- Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000;
- Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- 13.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
- Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М.: ТЦ Сфера, 2001;
- Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001;
- Торгашов В.Н. В эфире новости - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
- Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
- Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;
- Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО “Издательство Астрель”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 2000.
Интернет-ресурсы:
- http://school77.irkutsk.ru/SPD.html
- http://festival.1september.ru/articles/532566/
- http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2011-01-28-10-43-48&catid=44:-1-&Itemid=58
- http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dosugovaya-deyatelnost-vospitannikov-v-sotsialno-reabilitatsio
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуговая программа "Путешествие по радуге"
Программа «Путешествие по Радуге» составлена для организации детского досуга в период осенних каникул.Прививать любовь к родному Коми краю, развивать стремление изучать историю родного края, сох...
Программа досуговой деятельности "Девичья гостиная"
Программа досуговой деятельности. Темы бесед с девочками -подростками...
Программа досуговой деятельности педагога-организатора "Мир начинается с нас"
Программа предусматривает создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне ...
Программа досуговой деятельности
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг....
Программа досуговой деятельности
Программа досуговой деятельности...
Программа досуговой деятельности учащихся "Шахматы в сфере досуга на 2017-2021 гг"
Реализация Программы системы дополнительного образования детей призвана способствовать: расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его проектов;2. Р...
Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"
Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"...