Программа досуговой деятельности
материал по теме
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
Нормативно-правовая база досуговой деятельности в условиях дополнительного образования…………………………………………………………………………………4
Учебный план досуговой деятельности творческого объединения «Рукодельница»……………………………………………………………………………10
Литература…………………………………………………………………………………12
Пояснительная записка
Досуговая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Досуговая деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование досуговой деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на занятии, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид досуговой деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся, но являются обязательными для финансирования.
Нормативно-правовая база внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования:
- Закон Российской Федерации « Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13
- «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
- Приоритетный национальный проект «Образование» (объявлен 5 сентября 2005 г.);
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Пр-271 от 04 февраля 2010 г.);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 -2015 годы (пост. Правительства РФ № 497 от 23 мая 2015 г.);
- Национальная стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09);
- СанПиН 2.4.2. 2821 –10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).
Цели внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы и занятий время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования:
1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, организациями культуры, семьями обучающихся.
2.Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
7.Создание условий для эффективной реализации основных общеразвивающих программ.
8.Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в ДДТ.
9.Углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от занятий время.
10.Организация информационной поддержки обучающихся.
11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.
Принципы программы:
- Включение обучающихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Направления деятельности:
Духовно-нравственное направление (познавательная деятельность):
- Формирование гражданской идентичности;
- Приобщение к культурным ценностям социокультурной группы;
- Базовым национальным ценностям российского общества;
- Общечеловеческим ценностям.
Социальное направление (проблемно-ценностное общение):
- усвоение основных понятий о оциальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях,
- сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;
- усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;
- усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые.
Общеинтеллектуальное направление (досугово- развлекательная деятельность):
- усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности;
- усвоение основных элементов общенаучных методов познания.
Общекультурное направление (развитие музыкального и вокального творчества):
- усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и др. основных понятий, связанных с художественно-образным способом познания);
- усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия;
- усвоение основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).
Спортивно-оздоровительное направление:
- Укрепление здоровья средствами физической культуры;
- Гармоничное физическое развитие;
- Обогащение двигательного опыта и развитие двигательных качеств.
Виды деятельности:
- Игровая;
- Познавательная;
- Проблемно-ценностная;
- Вокальное творчество;
- Музыкальное творчество;
- Досугово-развлекательная деятельность;
- Социальное творчество;
- Трудовая деятельность;
- Проектно-исследовательская деятельность;
- Спортивно-оздоровительная деятельность.
Организационные формы:
- Экскурсии;
- Конференции;
- Конкурсы;
- Открытые выступления;
- Поисковые и научные исследования;
- Тематические лагерные смены.
Условия организации внеурочной деятельности:
- Количество часов внеурочной деятельности отличной от количества часов основных занятий, предусмотренных общеразвивающей программой;
- Форма организации внеурочной деятельности;
- Связь внеурочной деятельности с общеразвивающей программой творческого объединения;
- Выход на личностные, предметные и метапредметные результаты;
- Часы внеурочной деятельности не входят в недельную нагрузку.
Этапы организации внеурочной деятельности:
1. Проектировочный.
2. Организационно - деятельностный.
3. Аналитический.
Прогнозируемые результаты:
-готовность обучающегося к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному);
-готовность к дальнейшему образованию;
-сформированность естественно-научного и социально- философского мировоззрения;
-сформированность общей культуры,
- сформированность потребностей и умений творческой деятельности;
- сформированность педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни;
-сохранение здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
Планируемые личностные результаты:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция воспитанника на основе положительного отношения к образовательному учреждению;
- принятие образа «хорошего обучающегося»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Показатели, по которым отслеживается эффективность реализации программы внеурочной деятельности:
- активность;
- высокая посещаемость мероприятий и участие в конкурсах обучающихся творческого объединения;
- самостоятельность и инициативность в деятельности;
- гибкость и креативность мышления (умение реагировать в нестандартных ситуациях);
- динамика детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Учебный план
досуговой деятельности творческого объединения «Рукодельница»
№ | Направление деятельности | Содержание деятельности | Виды внеурочной деятельности | Участники | Количество часов в неделю | ||
1-ый год обучения | 2-ой год обучения | Всего часов | |||||
1 | Духовно-нравственное направление (познавательная деятельность) | Экскурсия в городской краеведческий музей, экскурсии на природу. | Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная | Обучающиеся Педагог дополнительного образования | 1 | 1 | 2 |
2 | Социальное направление (проблемно-ценностное общение) | Занятие: «День единства России»; Беседы: «Конституция Российской Федерации», «Осторожно, дорога!»; Акции: «Бессмертный полк», «Добрые крышечки», «Цветок памяти»; «За здоровый образ жизни». | Познавательная, проблемно-ценностная, социальное творчество. | Обучающиеся Педагог дополнительного образования | 3 | 3 | 6 |
3 | Общеинтеллектуальное направление (досугово-развлекательная деятельность) | Проектно-исследовательская деятельность; Игровая программа «Каллейдоскоп» | Игровая, Познавательная, проблемно-ценностная, досугово-развлекательная деятельность, проектно-исследовательская деятельность. | Обучающиеся Педагог дополнительного образования | 1 | 1 | 2 |
4 | Общекультурное направление | Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровня; Утренники: Новый год, 8 марта; Участие в мероприятиях муниципального уровня. | Познавательная, досугово-развлекательная деятельность, вокальное творчество, музыкальное творчество | Обучающиеся Педагог дополнительного образования | 2 | 2 | 4 |
5 | Спортивно-оздоровительное направление | Проведение бесед по охране здоровья; соблюдение САНПИНа; Применение на занятиях физкульт.минуток. | Познавательная, спортивно-оздоровительная деятельность, досугово-развлекательная деятельность. | Обучающиеся Педагог дополнительного образования | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 8 | 8 | 16 |
Литература:
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2017.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2014
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2013
- Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2017. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
- Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2014.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2016 Серия: Стандарты второго поколения
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013..: Ил.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2015. – (В помощь психологу.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа досуговой деятельности "Школьная радуга"
Программа длсуговой деятельности "Школьная радуга" рассчитанна для детей 7-12 лет.Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самор...
Программа досуговой деятельности "Девичья гостиная"
Программа досуговой деятельности. Темы бесед с девочками -подростками...
Программа досуговой деятельности педагога-организатора "Мир начинается с нас"
Программа предусматривает создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне ...
Программа досуговой деятельности
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг....
Программа досуговой деятельности учащихся "Шахматы в сфере досуга на 2017-2021 гг"
Реализация Программы системы дополнительного образования детей призвана способствовать: расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его проектов;2. Р...
Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"
Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"...
Программа досуговой деятельности "Мир праздника"
В результате деятельности по данной программе обучающиеся должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии прив...