Программа росписи по дереву на три года обучения
рабочая программа по теме
Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки. Так появилась идея создания кружка художественной росписи по дереву «Сувенир». Ни одно творческое объединение не может существовать без программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни; Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Основная цель программы: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия декоративным искусством, а также знакомство с историей нхп России.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
ü художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
ü технической – освоения практических приемов и навыков художественной росписи по дереву.
ü воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами художественной росписи по дереву, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения росписи по дереву строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил дпи у школьников развиваются творческие начала. В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера.
Сроки реализации образовательной программы - 3 года обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с различными видами художественной росписи по дереву, где мы с ребятами постигаем азы искусства, путешествуем по разным городам нашей России-матушки, изучаем традиции народов населяющих нашу необъятную Родину, а также : породы деревьев и их декоративные качества, виды росписи, основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, роспись художественных изделий из дерева. Приобретают навыки ведения последовательной работы над композицией, поэтапного проведения всей работы – от начала до завершения.
Второй, третий годы обучения закрепляют знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяю образовательную часть: (первоначальные сведения о художественной росписи по дереву), воспитывающую часть: (понимание значения дпи, его эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества;
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в росписи. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении 3 лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в росписи по дереву. Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки художественно-творческих пособий, адаптированных для младшего школьного возраста.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, созданы такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетаются с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Наглядность помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Занятия учебных групп проводятся:
– в первый год обучения – один раз в неделю по 2 часа;
- во второй и третий год обучения – два раза в неделю по 2 часа.
Программа по «Художественной росписи по дереву» тесно взаимосвязана с программами по музыке, окружающему миру, литературному чтению.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами росписи по дереву может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Педагог Д. Кабалевский в своих трудах писал: «Все дети талантливые, не талантливых детей просто нет».
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
· текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
· промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
· итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется педагогом.
В качестве форм подведения итогов по программе используются: викторины, конкурсы, просмотры, участие в выставках различного уровня. Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы в каком-либо конкурсе, когда с легкостью ориентируются в сложном материале, не боятся творить и ошибаться. И трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rospisi_po_derevu.docx | 70.44 КБ |
prezentatsiya_k_programme.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа является адаптированной, имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 945 часов, трёх годичный курс обучения.
Цель курса:
• познакомить учащихся с историей развития народных художественных промыслов;
Задачи предмета:
• дать учащимся знание научных основ современной техники и технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения ремеслом художника росписи по дереву;
• познакомить учащихся с основами цветоведения, техникой акварели и гуаши;
• дать учащимся основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основной принцип преподавания - умелое сочетание «игры», содержащей «первобытный элемент» творчества, и рационального подхода основанного на профессиональном знании.
Учащиеся последовательно осваивают приемы и способы работ. При этом учащиеся выполняют ряд комплексных работ возрастающей сложности с тем, чтобы освоить наиболее характерные сочетания приемов операций, овладеть современными способами выполнения работ.
В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера. В конце каждого полугодия предусмотрено проведение проверочных работ, по результатам которых определяется степень усвоения каждым учащимся пройденного материала, и намечаются меры к устранению отставания отдельных учащихся.
В конце обучения проводится предвыпускная работа.
Преподаватель оставляет за собой право менять последовательность ведения тем, разделов по данной программе.
В процессе творческой работы дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие проекты на основе собственного замысла. У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах.
В течение изучения курса учащиеся изучат: породы деревьев и их декоративные качества, виды росписи, основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, роспись художественных изделий из дерева.
Теоретическая часть предполагает знакомство с историей развития промыслов; что и как производится; с художественным творчеством и его связью с окружающей жизнью; включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над сюжетной, декоративной композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.
В течение трех лет обучения учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему средствами различных жанров живописи и графики, декоративного искусства.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. Учебные задания даны в строгой методической последовательности «от простого к сложному», что способствует прочному усвоению курса. В программу включены задания, которые выполняются в разных графических техниках, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти у учащихся.
Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Для закрепления, пройденного на занятиях материала учащимся даются домашние задания с решением задач, аналогичных классным темам.
Программа по «Художественной росписи по дереву» тесно взаимосвязана с программами по музыке, окружающему миру, литературному чтению. На изучение программы в процессе трёх лет обучения отводится час в неделю.
В первый год обучения учащиеся знакомятся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. Учащиеся знакомятся с технологией и техникой полхов-майданской, семеновской, городецкой и мезенской росписями, с различными приемами работы с живописными материалами, способами изображения. Приобретают навыки ведения последовательной работы над композицией, поэтапного проведения всей работы – от начала до завершения.
Во втором году обучения программа предлагает закрепление умений и навыков полученных в первый год обучения. Учащиеся получают новые знания о цвете. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи – при помощи тона и цвета. Знакомятся с историей, технологией и техникой хохломской, северо-двинской, загорской росписи.
Третий год обучения предусматривает знакомство с урало-сибирской, башкирской росписью; технологией и техникой росписи по стеклу. Продолжается работа над изучением законов композиции, но с более высокими требованиями к исполнению. Работы носят ярко выраженный тематический характер. Учащиеся углубляют понятия художественного образа (подготовка замысла, его развитие, отбор подсобного материала и его обобщение, определение смыслового композиционного центра).
Особенности преподавания ДПИ
Приобщение к искусству — это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.
Дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.
Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной.
Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.
На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. Дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Северо-Двинская роспись» учащиеся осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки-берегини, единорога, птицы Сирина, т. д. становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.
При изучении отдельных тем в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами вазы, шкатулки, матрешек; стремятся выразить через украшение характер человека. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.
Также учащиеся знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами украшают посуду, игрушки, платки, костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию, изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы. Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на всех этапах обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно-прикладном искусстве как особой деятельности художника, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор.
Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях позволяет забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Таким образом, видно поступательное движение: от целостного эмоционально-образного восприятия к углубленному познанию в единстве эмоционального и логического.
В процессе обучения декоративно-прикладному искусству у учащихся формируются определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. Все это становится реальной основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики, как на уровне восприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности.
Целостный курс декоративно-прикладного искусства основан на изучении народного - крестьянского - прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека. В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.
Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах...» (Э. Н. Фаустова).
При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание — у т и л и т а р н о - б ы т о в у ю функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета). Задача педагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).
Недопустимо считать декор просто нарядной декорацией, внешним украшательством, лишенным всякого смысла. Декоративность — итоговое качество предмета, она как бы «разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю ее структуру, образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчеркивает социальное положение конкретного человека. Так, например, занимаясь в художественной студии дети узнают, что богатство декора в народном праздничном костюме было особым знаком смысла, означало высокую репродуктивную силу одетой в него женщины, плодородие матушки-Земли.
Каждый художественно оформленный предмет был включен в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне — это к о м м у н и к а т и в н а я функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентаций подростков.
В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.
Урок искусства (кружковые занятия) должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.
В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всем историческом пути развития народной культуры достаточно четко проявлялась планетарностъ народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели м и р о в о г о д р е в а, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).
Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых выражают поэтические воззрения древних на мир. Следующий шаг — освоение современных форм бытования народного искусства — традиционных народных художественных промыслов России. Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.
Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».
Учащиеся на занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.
Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальности, плоскостности цветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков; живому, свободному мазку как цветосмешению), от условного обобщенного изображения-обозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневой моделировкой формы в пространстве.
Завершается общий курс вполне закономерно — знакомством с современным декоративно-прикладным искусством и работой в конкретном материале. Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — все это единые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества. Дети знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена и т. д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве профессиональных художников декоративного искусства.
Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства дает учащимся возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.
В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Так, на уроках, посвященных народному искусству, комплексное использование разных видов фольклора — устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), названного М. Горьким «великолепно ограненными драгоценностями», а также музыкального и изобразительного — помогает осознать учащимся нерасторжимую целостность народной культуры. Восприятие памятников народного творчества раскрывает также поэтические связи народного искусства с природой — его колыбелью.
Уровень знаний учащихся определяется не только умением аргументировано отвечать на поставленные вопросы, но также умением пользоваться при ответе специальной терминологией. Необходимо избегать специального заучивания терминов. Запоминание должно происходить естественным путем, в процессе живого диалога.
Важным компонентом на завершающей стадии урока является обсуждение работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие к р и т е р и и:
— декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);
— содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;
— оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.
Обучение в художественной студии декоративно-прикладного искусства — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это с о т в о р ч е с т в о, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.
Актуальность
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Учет и контроль:
Формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры работ учащихся, организованные в конце каждого полугодия и четверти учебного года.
Особенности преподавания ДПИ
2-4 классы
Обучение в художественной студии декоративно-прикладного искусства во 2 - 4 классах проводятся с учетом возрастных особенностей детей.
№ темы | название темы | кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Основы гигиены труда | 1 |
3 | Породы деревьев и их декоративные качества | 2 |
4 | Виды росписи | 1 |
5 | Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву | 1 |
6 | Основы цветоведения | 6 |
7 | Основные сведения о композиции | 6 |
8 | Орнамент и его виды | 18 |
9 | Построение композиции с различными видами орнамента | 18 |
10 | Роспись художественных изделий из дерева | 3 |
11 | Полхов - Майданская роспись | 30 |
12 | Семеновская роспись | 36 |
13 | Городецкая роспись | 152 |
14 | Мезенская роспись | 40 |
15 | Хохломская роспись | 138 |
16 | Северо-двинская роспись | 48 |
17 | Загорская роспись | 103 |
18 | Урало-сибирская роспись | 90 |
19 | Башкирская роспись | 72 |
20 | Жостово. Декоративные подносы | 90 |
21 | Итоговая работа | 90 |
итого | 945 |
Тематический план
Учебно-тематический план
1 год
№ | тема | Общее кол-во часов | Теор-ие занятия | Практ-е занятия |
Введение | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Основы гигиены труда | 1 | 1 | - |
3 | Породы деревьев и их декоративные качества | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Виды росписи | 1 | 1 | - |
5 | Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву | 1 | 1 | - |
6 | Основы цветоведения | 6 | 2 | 4 |
7 | Основные сведения композиции | 6 | 2 | 4 |
8 | Орнамент и его виды | 18 | 3 | 15 |
9 | Построение композиции с различными видами орнамента | 18 | 3 | 15 |
10 | Роспись художественных изделий из дерева | 3 | 1 | 2 |
Виды росписей | ||||
11 | Полхов - Майданская роспись | 30 | 10 | 20 |
12 | Семеновская роспись | 36 | 10 | 26 |
13 | Городецкая роспись | 62 | 12 | 50 |
14 | Мезенская роспись | 40 | 12 | 28 |
15 | Хохломская роспись | 90 | 15 | 75 |
итого | 315 |
Содержание курса
Тема 1. Введение.
Ознакомление с программой.
Тема 2. Основы гигиены труда.
Общие понятия о санитарии и гигиене труда. Физиолого-гигиенические основы трудового процесса. Гигиена умственного и физического труда. Понятие об утомляемости. Рабочая поза. Активный и пассивный отдых. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация. Значение правильного освещения помещений и рабочих мест, требования к освещению.
Тема 3. Породы деревьев и их декоративные качества.
Хвойные и лиственные породы деревьев, использование их при создании художественных изделий из дерева. Декоративные качества дерева. Подготовка древесины и ее обработка. Требования к качеству художественных изделий из дерева.
Тема 4. Виды росписи.
Роспись масляными красками, темперой, гуашью. Техника работы темперой, маслом, гуашью. Ознакомление с миниатюрной живописью на папье-маше. Роспись по металлу, стеклу, пластмассе.
Тема 5. Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву.
Аэрограф, его назначение. Техническая характеристика. Виды и принципы работы.
Тема 6. Основы цветоведения.
Основные свойства цвета. Основные и смешанные цвета. Цветовой круг. Контрастная и тональная цветовая гармония. Цвет и фактура. Изменение цветов на расстоянии. Эффект теплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика.
Тема 7.Основные сведения о композиции.
Объяснение приемов построения композиции. Основные закономерности композиции – симметрия, равновесие, ритм и т.д. взаимодействие отдельных элементов композиции. Воспитание чувства отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве. Развитие фантазии, чувства цвета.
Тема 8. Орнамент и его виды.
Понятие об орнаменте. Виды орнамента. Стилизация. Мотивы и формы.
Орнамент – широкая область художественной культуры народов разных стран; демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента. Усвоение зеркальной симметрии. Стилизация природных форм. Силуэт.
Тема 9. Построение композиции с различными видами орнамента.
Главное отличие орнамента от других видов художественного изображения, подчиненность расположения изобразительных мотивов законам симметрии и ритмам повторов.
Ознакомление с особенностями построения композиции различных видов орнамента в полосе, круге, квадрате.
Тема 10. Роспись художественных изделий из дерева.
Виды и классификация художественных изделий из дерева. Требования к качеству изделий, поступающих на роспись.
Способы подготовки поверхности деревянных изделий к росписи. Способы нанесения краски на изделия. Приемы нанесения краски разными способами и последовательность их выполнения. Инструменты и приспособления при росписи.
Тема 11-12. Полхов-Майданская роспись.
Особенности полхов-майданской росписи. Виды изделий. Особенности росписи. Виды росписи.
Тема 13. Семеновская роспись.
Особенности росписи семеновских игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Тема 14-15. Городецкая роспись.
Особенности городецкой росписи. Виды росписи. Изучение технологического процесса создания городецких изделий.
Тема 16. Мезенская роспись.
Особенности мезенской росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения мезенской росписи на изделии.
Тема 17. Хохломская роспись.
Особенности хохломской росписи. Виды изделий хохломской росписи. Изучение техник хохломской росписи - «верховое» и «фоновое» письмо. Хохломской орнамент. Способы подбора и составления красок.
Учебно-тематический план
2 год
№ | тема | Общее кол-во часов | Теор-ие занятия | Практ-е занятия |
Виды росписей | ||||
1 | Хохломская роспись | 48 | 10 | 38 |
2 | Северо - Двинская роспись | 48 | 12 | 36 |
3 | Загорская роспись | 40 | 10 | 30 |
4 | Городецкая роспись | 90 | 15 | 75 |
5 | Жостово. Декоративные подносы | 90 | 15 | 75 |
итого | 315 |
Содержание курса
Тема 1. Хохломская роспись.
Особенности хохломской росписи. Виды изделий хохломской росписи. Изучение техник хохломской росписи - «верховое» и «фоновое» письмо. Хохломской орнамент. Способы подбора и составления красок.
Тема 2 - 3. Северо-двинская роспись.
Особенности северо-двинской росписи. Технологический процесс создания северодвинских изделий. Изучение видов северодвинской росписи.
Тема 4. Загорская роспись.
Особенности загорской росписи. Виды росписи, изучение особенностей.
Технологический процесс.
Тема 5. Городецкая роспись.
Особенности городецкой росписи. Виды росписи. Изучение технологического процесса создания городецких изделий.
Тема 6. Жостово. Декоративные подносы.
Особенности росписи жостовских подносов. Технологический процесс создания жостовских подносов. Имитация жостовских подносов.
Учебно-тематический план
3 год
№ | тема | Общее кол-во часов | Теор-ие занятия | Практ-е занятия |
1 | Башкирская роспись | 72 | 18 | 54 |
2 | Загорская роспись | 63 | 15 | 48 |
3 | Урало-сибирская роспись | 90 | 18 | 72 |
4 | Итоговая работа | 90 | 18 | 72 |
итого | 315 |
Содержание курса
Тема 1. Башкирская роспись.
Особенности башкирской росписи. Виды росписи, изучение особенностей.
Технологический процесс.
Тема 2. Загорская роспись.
Особенности загорской росписи. Виды росписи, изучение особенностей.
Технологический процесс.
Тема 3. Урало-сибирская роспись.
Особенности урало-сибирской росписи. Виды изделий. Технологический процесс.
Тема 4. Итоговая работа.
В соответствии с нагрузкой 11 часов в неделю варьируется часовая нагрузка тем программы (увеличение часов на темы программ).
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения – 385 часов /35 учебных недель/
2,6 классы – 11 часов в неделю
Дата проведения урока | № урока | Тема | Общее кол-во часов | Из них | Примеч. | |
Теор-ие занятия | Практ-е занятия | |||||
I четверть | ||||||
Введение | ||||||
05.09 | 1 | Введение | 1 | 1 | - | |
2 | Основы гигиены труда | 1 | 1 | - | ||
05.09 | 3 | Породы деревьев и их декоративные качества | 2 | 0,5 | 1,5 | |
07.09 | 4 | Виды росписи | 1 | 1 | - | |
5 | Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву | 1 | 1 | - | ||
07.09-12.09 | 6 07.09 | Основы цветоведения. Введение. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
09.09 | Основы цветоведения. Введение. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Основы цветоведения. Спектр. Цветовой круг. | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Основы цветоведения. Цвет и фактура. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
12.09 | Основы цветоведения. Цвет и фактура. | 1 | - | 1 | ||
12.09-14.09 | 7 12.09 | Основные сведения композиции. Введение. Приемы. | 3 | 1 | 2 | |
14.09 | Основные сведения композиции. Законы построения. Ритм. | 3 | 1 | 2 | ||
16.09-26.09 | 8 16.09 | Орнамент и его виды. Геометрический орнамент. | 4 | 1 | 3 | |
19.09/ 21.09 | Орнамент и его виды. Растительный орнамент | 6 | 1 | 5 | ||
21.09/ 23.09 | Орнамент и его виды. Зооморфный орнамент | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
23.09 | Орнамент и его виды. Латиница. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
23.09/ 26.09 | Орнамент и его виды. Эклектика. | 4 | - | 4 | ||
26.09-07.10 | 9 26.09/ 28.09/ 30.09/ | Построение композиции с различными видами орнамента. Круг. | 8 | 1 | 7 | |
03.10/ 05.10 | Построение композиции с различными видами орнамента. Квадрат. | 6 | 1 | 5 | ||
05.10/ 07.10 | Построение композиции с различными видами орнамента. Полоса. | 4 | 1 | 3 | ||
Дата проведения урока | № урока | Тема | Общее кол-во часов | Теор-ие занятия | Практ-е занятия | Примечание |
07.10/ 10.10 | 10 | Роспись художественных изделий из дерева | 3 | 1 | 2 | |
10.10-28.10 | 11 10.10 | Полхов - Майданская роспись. Введение. Особенности росписи. | 2 | 1 | 1 | |
12.10 | Полхов - Майданская роспись. Виды. | 3 | 1 | 2 | ||
14.10/ 17.10 | Полхов - Майданская роспись. Цветы. Листья. | 8 | 2 | 6 | ||
19.10/ 21.10/ 24.10/ 26.10 | Полхов - Майданская роспись. Элементы сюжета. | 11 | 4 | 7 | ||
26.10/ 28.10 | Полхов - Майданская роспись. Роспись изделия. | 6 | 2 | 4 | ||
28.10-30.11 | 12 28.10/ 31.10/ 02.11/ 14.11 | Семеновская роспись. Введение. Особенности росписи. Виды. Изучение растительного орнамента. | 12 | 3 | 9 | |
16.11 | Семеновская роспись. Ягоды. Однослойная, двухслойная роспись. | 3 | 1 | 2 | ||
18.11/ 21.11 | Семеновская роспись. Трехслойная роспись. | 6 | 1 | 5 | ||
21.11/ 23.11 | Семеновская роспись. Многослойная роспись | 4 | 2 | 2 | ||
25.11/ 28.11/ 30.11 | Семеновская роспись. Роспись изделия | 11 | 3 | 8 | ||
02.12-28.12 | 13 02.12 | Городецкая роспись. Особенности. Виды. | 4 | 1 | 3 | |
05.12/ 07.12/ 09.12 | Городецкая роспись. Растительные мотивы. | 10 | 1 | 9 | ||
12.12/ 14.12/ 16.12/ 19.12/ 21.12/ 23.12/ 26.12/ 28.12 | Городецкая роспись. Сюжетная композиция. |
С учетом возрастных особенностей учащихся 1 классов. нагрузкой – 2 часа в неделю, изменяется содержание программы и перечень практических, теоретических работ.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения - часов /35 учебных недель/
1 классы – 2 часа в неделю
Дата проведения урока | № | Тема | Общее кол-во часов | Из них | Примеч. | |
Теор-ие занятия | Практ-е занятия | |||||
I четверть | ||||||
Введение | ||||||
1 | Введение | 1 | 1 | - | ||
2 | Основы гигиены труда | |||||
3 | Породы деревьев и их декоративные качества | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4 | Виды росписи | 1 | 1 | - | ||
5 | Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву | 1 | 1 | - | ||
6 | Основы цветоведения | 6 | 2 | 4 | ||
7 | Основные сведения композиции | 6 | 2 | 4 | ||
8 | Орнамент и его виды. Введение. Растительный и геометрический орнамент. | 18 | 3 | 15 | ||
9 | Построение композиции с различными видами орнамента | 18 | 3 | 15 | ||
10 | Роспись художественных изделий из дерева | 3 | 1 | 2 | ||
11 | Полхов - Майданская роспись | 20 | 6 | 14 | ||
12 | Полхов - Майданская роспись | 10 | 4 | 6 | ||
13 | Семеновская роспись | 36 | 6 | 30 | ||
14 | Городецкая роспись | 23 | 4 | 19 | ||
15 | Городецкая роспись | 39 | 3 | 36 | ||
16 | Мезенская роспись | 40 | 4 | 36 | ||
17 | Хохломская роспись | 9 | 1 | 8 | ||
18 | Хохломская роспись | 81 | 9 | 72 |
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения – 144 часа /36 учебных недель/
8 классы – 5 часов в неделю
Дата проведения урока | № | Тема | Общее кол-во часов | Из них | Примеч. | |
Теор-ие занятия | Практ-е занятия | |||||
I четверть | ||||||
Введение | ||||||
1 | Введение | 1 | 1 | - | ||
2 | Основы гигиены труда | 1 | 1 | - | ||
3 | Породы деревьев и их декоративные качества | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4 | Виды росписи | 1 | 1 | - | ||
5 | Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву | 1 | 1 | - | ||
6 | Основы цветоведения | 6 | 2 | 4 | ||
7 | Основные сведения композиции | 6 | 2 | 4 | ||
8 | Орнамент и его виды | 18 | 3 | 15 | ||
II четверть | ||||||
Виды росписей | ||||||
9 | Построение композиции с различными видами орнамента | 18 | 3 | 15 | ||
10 | Роспись художественных изделий из дерева | 3 | 1 | 2 | ||
11 | Полхов - Майданская роспись | 11 | 2 | 9 | ||
III четверть | ||||||
Виды росписей | ||||||
12 | Полхов - Майданская роспись | 19 | 4 | 15 | ||
13 | Семеновская роспись | 21 | 6 | 15 | ||
IV четверть | ||||||
Виды росписей | ||||||
14 | Семеновская роспись | 15 | 3 | 12 | ||
15 | Городецкая роспись | 21 | 7 | 14 | ||
ИТОГО | 144 |
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Должны знать:
- виды декоративно-прикладного искусства;
- элементарные средства выразительности рисунка (композиционное решение на листе, применение разнообразных техник различными материалами, цветовое сочетание);
- отличительные признаки видов известных народных росписей по дереву;
- отличительные особенности кистевых росписей, традиционных
композиций;
Должны уметь:
- пользоваться схемами построения рисунка;
- анализировать изображаемые предметы, их конструктивное строение;
- владеть техническими приемами кистевой росписи; овладеть техническими навыками выполнения различных росписей
- пользоваться схемами построения рисунка;
- самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме, самостоятельно делать предварительные наброски и зарисовки;
- анализировать изображаемые предметы, их конструктивное строение;
- стилизовать людей, животных, птиц в техниках известных народных росписей по дереву;
- выполнять орнамент в определенной технике;
- создавать собственные композиции;
- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением;
- воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;
- отражать в рисунках единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;
- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.
- работать с различными материалами и в разных техниках.
- использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
- различать и узнавать виды художественных промыслов.
- декорировать формы, предметы и элементы интерьера;
- грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
- разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства;
- применять полученные знания на практике.
Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов декоративно-прикладного искусства.
Литература для учащихся:
- Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5
- Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7
- Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-222-08451-5
- Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.
Список литературы:
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
- Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
- Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
- Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
- Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
- Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
- Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.
- И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.
- Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, 1988 год
- Живописная система В. Э. Борисова - Мусатова. М.,1980.
- Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.
- О композиции. М., 1959.
- Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979.
Примерная программа для детских художественных школ и художественных школ искусств (углубленный курс). М., 2003
Карпова Татьяна Николаевна МБОУ «СОШ №7»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель программы раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия декоративным искусством.
З адач и программы художественно-творческая – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; техническая – освоения практических приемов и навыков художественной росписи по дереву. воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
Д идактические принципы программы : доступность и наглядность ; последовательность и систематичность обучения и воспитания ; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .
Загорская роспись Мезенская роспись
Хохломская роспись Городецкая роспись Семеновская роспись Полхов-майданская роспись
Формы занятий: Вводное занятие Ознакомительное занятие Тематическое занятие Занятие-импровизация Занятие проверочное Конкурсное занятие Занятие-экскурсия Комбинированное занятие Итоговое занятие
Виды результатов программы : Текущие Промежуточные Итоговые Механизмы : Механизм тестирования Отчетные просмотры
Работы учащихся студии «Сувенир»
Работы Лагуточкиной Марии, ученицы 7 «Г» класса, занявшей I место в городском конкурсе детского творчества «В мире космоса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «ВЫШИВКА» (на первый и второй года обучения, для детей 8 вида обучения)
Программа «ВЫШИВКА»(на первый и второй года обучения,для детей 8 вида обучения)...
Конспект открытого занятия по программе «Классический танец» для учащихся 4 года обучения; тема «Исполнение экзерсиса» Возраст детей: 8-12 лет
Мною представлен и разработан Конспект открытого занятия по программе «Классический танец»для учащихся 4 года обучения;тема «Исполнение экзерсиса» под названием "Танец в ритме спорта" Возраст детей: 8...
Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет
Программа составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...
Конспект занятия по изобразительному искусству дополнительной образовательной программы "Северные узоры" для учащихся первого года обучения (8-9 лет): "Ни - пояс малицы".
Данный конспект поможет ближе ознакомить учащихся с особенностями жизни, быта и декоративно-прикладного творчества ненцев. Конспект рассчитан на сопровождение его соответствующей презентацей....
Рабочая программа для групп начальной подготовки второго года обучения
Рабочая программа для групп начальной подготовки второго года обучения рассчитана на 336 часа учебных занятий, 8 часов в неделю. Контингент обучающихся – девушки 2000-2003 г.р.Для реализации данной уч...
Рабочая программа по немецкому языку для первого года обучения (в качестве второго иностранного языка) по учебнику "Горизонты" под ред. Аверина М.М. и др.
Данная рабочая программа создана для первого года обучения (в качестве второго иностранного языка) по учебнику "Горизонты" под ред. Аверина М.М.Программа содержит пояснительную записку,...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ « АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» ДЛЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить овладение занимающимися на уровне «сформированности элементарных двигательных умений» техникой акробатического упражнения – кувырок вперед, а также разви...