Программа «ВЫШИВКА» (на первый и второй года обучения, для детей 8 вида обучения)
рабочая программа по теме
Программа
«ВЫШИВКА»
(на первый и второй года обучения,
для детей 8 вида обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа «ВЫШИВКА» (на первый и второй года обучения, для детей 8 вида обучения) | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ УСОШ № 1 им.А.С.Попова
Утверждаю
Директор МОУ УСОШ № 1
им.А.С.Попова
_________________Митякина.Е.А.
«__»_____________20__г.
Программа
«ВЫШИВКА»
(на первый и второй года обучения,
для детей 8 вида обучения)
Педагог дополнительного образования
Сало Любовь Евгеньевна
Удомля 2011
Содержание программы
Пояснительная записка. …... ……………………………………. 3
Условия реализации программы…………………………………7
Предполагаемые результаты……………………………………10
Методическое обеспечение программы……………………….12
Учебно-тематическое планирование…………………………..17
Содержание программы…………………………………………….19
Используемая литература…………………………………….….21
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для детей 8 вида обучения, в возрасте от 8-15 лет. В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей
1.в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;
2. в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;
3.в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;
4.в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;
5.в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;
6.в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
7.в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;
8.в характерологической сфере — усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений
Искусство вышивания имеет многовековую историю.
Вышивка и сегодня не утратила свою привлекательность, изящество, ценность, актуальность. Наверное, каждый человек хотел бы украсить свой дом чудесно вышитой картиной — пейзажем или натюрмортом, а сколько радости у родителей от подарка своего ребенка, который он выполнил сам, вложив в него свои способности, чувства.
Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук ребенка благотворительно влияют на работу головного мозга, стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности, способствует развитию памяти и внимания
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Современная вышивка восприняла лучшие традиции прошлого и взяла в свой арсенал достижения прогресса. Созданы компьютерные программы(Pattern Maker,PCStitich 7 и др.) для разработки и для просмотра схем, которые не просто упростили процесс создания схем, а открыли новые возможности по развитию творческих способностей. Поэтому изучение данных программ стало необходимым.
Подбор ниток, выбор рисунка, модели, создание самого изделия — занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию навыков и умений, но развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе.
Настоящая программа предлагает знакомство детей с этим удивительным видом декоративно- прикладного творчества и внесение его в свой дом, свою жизнь. При составлении программы для детей 8 вида обучения важно сделать первые шаги на пути знакомства с миром рукоделия интересным, запоминающимся и необычным – ведь детям придётся приобретать довольно сложные навыки работы с тканью, иглой и ножницами. Всё это потребует терпения, и умения концентрировать внимание
Данная программа предназначена для детей 8 вида обучения, в возрасте от 8-15 лет.
Общий срок реализации программы — 2 год. Обучение индивидуальное -на первом году обучения 1-2 человека на занятие, на втором году 2-3 ,по 2 занятия в неделю для каждого воспитанника.
Условия реализации программы
1. Методическое обеспечение:
- Набор нормативно правовых документов.
- Наличие утвержденной программы.
- Наглядные пособия, образцы изделий.
- Технологические схемы, карты.
- Специальная литература (журналы, книги)
-Сценарии для досуговых мероприятий.
2. Материально-технического обеспечение:
- Помещение для проведения занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям.
- Инструменты.
- Материалы для работы.
-Компьютер, программное обеспечение, программы по вышивки, диски принтер, сканер
3. Организационное обеспечение:
- Необходимый контингент воспитанников.
-Соответствующее требованиям расписание занятий.
- Связь с различными учреждениями города (МОУ ППМС-ЦЕНТР ППРК, дом детского творчества, Городской краеведческий музей, Удомельское телевидение, школы города).
4. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения и оформления работ:
-Пластиковая канва, ткань.
-Нитки. Мулине.
- Иголки, булавки
-Ножницы.
- Клей ПВА
- Бисер
- Крючок
- Цветная бумага, картон.
- Различные отделочные материалы для оформления рамочек.
-Гуашь и кисти, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.
5. Методические пособия и дидактические материалы:
- Образцы готовых изделий.
- Виды оформлений изделий.
- Альбомы, журналы, книги с различными схемами вышивок
-Диски со схемами и программами
Основная цель программы — развитие творческих
способностей детей, раскрытие их возможностей посредством приобщения их к русской культуре и духовному наследию.
Основные задачи
1. Формирование умений и навыков по вышивке крестом.
2. развитие объема и концентрации внимания, воображения, памяти, терпения, пространственного видения.
З.Повышение самооценки, возрастание познавательной активности детей, уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта; исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности,
сохранение физического и психического здоровья детей.
·
Предполагаемые результаты.
I год обучения Выполнение вышивки ПРОСТЫМ крестом, размеры картинки в конце года 10* 15 см. Вышивка выполнена на пластиковой канве(равной Аиде 14)правильно, аккуратно, эстетично оформлено. Усвоены и выполняются правила техники безопасности по работе с иголкой, ножницами, утюгом. Работа выполняется с помощью педагога.
На протяжении первою года обучения дети должны научиться вдевать нитку в иголку, закрепление нити способом «петля»,вышивать простым крестом, подбирать эскиз работы, на втором году обучения частично подбирать нити для работы, и уже в конце третьего года ребёнок уже самостоятельно подбирает эскиз, нити, ткань и выполняет работу.
I I год обучения. Выполнение вышивки простым крестом, полукрестом, выполнение контура. Работа размером 20*30 см выполняется почти без помощи педагога, аккуратно, быстро, четко.
К концу I года обучения дети должны:
Знать | Уметь |
|
|
К концу II года обучения дети должны:
Знать | Уметь |
|
|
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ;
- участие в выставках декоративно-прикладного творчества;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- итоговое проверочное занятие.
Подведение итогов работы педагога и детей будут проводиться на
отчётной выставке в Центре ППРК. Оценка работ учащихся также будет осуществляться на районном конкурсе «Весенняя капель» в номинации «Золотые руки», куда будут направляться лучшие работы детей; Выбираются, оцениваются работы следующим образом:
сравниваются работы ребёнка и выбирается лучшая, не сравнивается работа с работой другого ребенка. Учащийся оценивает вместе с педагогом свои достижения и свои неудачи, учится выявлять недостатки, выяснять, почему так получилось и что надо изменить, дополнить.
В сотрудничестве с психологами проводится психологическое тестирование( для выявления изменений в развитие когнитивных функций, уровня тревожности) в начале и в конце учебного года.
В конце учебного года проводится анкетирование детей, с целью выявить отрицательные и положительные моменты в работе кружка, узнать о пожеланиях на будущее.
Методическое обеспечение программы.
Первый раздел программы — это учебно-познавательный, в котором предусмотрены занятия по овладению учащимися начальных умений и навыков по вышивке. Последующие занятия приводят к закреплению и совершенствованию умений, навыков. Также предусмотрены занятия, на которых дети могут изготовить подарки-сувениры для своих близких, друзей. Для приобщения к истории Российской Культуры и традициями народного творчества будут проводиться уроки знакомства, изучения различных народных промыслов.
Содержание тематического плана из года в год может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие социальные запросы учащихся, а также, новое освоение в декоративно-прикладном творчестве.
Программа занятий построена с использованием различных методов обучения: словесного, наглядного, практического.
Данная программа предполагает системно-поэтапное изучение вышивки. На начальном этапе педагог помогает в усвоение техники вышивки, в её закреплении и совершенствовании.
Программа предусматривает учёт индивидуальных, возрастных особенностей каждого ребенка, осуществляет индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учитывается желание ребёнка в выборе рисунка вышивки, а также материально-финансовые возможности.
Программа предусматривает постепенно усложнение практических работ, переход от простых заданий к более сложным, что позволяет избежать комплекса неполноценности и стимулирует к дальнейшему росту.
- К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
- Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во время межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.
Нагрузки во время занятий соответствуют силам и возможностям детей. Основные задачи программы — воспитания трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к окружающему миру.
Не малую роль играет воспитание терпения, усидчивости, аккуратности, чувства вкуса и меры.
По мере усвоения приёмов вышивки совершенствуется координация движений, развивается мелкая моторика рук.
Качество вышитых работ во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдённых во время их изготовления. Полученные умения и
Навыки составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, по
ведению домашнего хозяйства (уют. дизайн, интерьер)
На занятиях будет поддерживаться устойчивый интерес к обучению путём создания игровых ситуаций. Обязательные физкультурные минутки.
Многие работы выполняются целенаправленно, специально к какому- либо событию, празднику. Таким образом, труд детей носит общественно-полезный характер. Работы могут, и будут служить выставочными экспонатами, оформительскими материалами, подарками друзьям, родным, дети будут учиться работать не только и не столько для себя, но и на общее благо, и не только выполнить изделие, но и сделать его качественно, ведь их труд будет оцениваться другими.
В программе определен конкретный объём знаний, умений и навыков, которые, дети должны освоить в конце каждого года обучения
Для педагога очень важно сохранить познавательную активность и интерес ребят к работе на протяжении всего занятия. Обучение вышиванию, само по себе способствует развитию тонко координированных движений пальцев рук. В то же время требует применения опасных инструментов. Это влечет за собой напряжение зрения, мышц спины, рук, эмоциональное напряжение, утомление.
Особенности психики школьников таковы, что им необходима частая смена видов деятельности. Невозможно на занятии требовать строгой дисциплины, т.к. это противоречит физиологии детей. Во время занятий с целью профилактики обязательно используются динамические паузы, игры, позволяющие поддерживать работоспособность детей. Различные упражнения для расслабления рук, ног отодвигают утомление, предупреждают травмы из-за невнимания, заболевания позвоночника, переутомления зрительной системы. Практикуются скрытые физкультурные паузы. Учащимся разрешается передвижение по кабинету после объяснения темы. Сидение, стояние чередуются через 10 – 15 минут. Столы в кабинете расположены так, чтобы вокруг них было свободное поле.
Игры и игровые упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение и утомление:
Учебно-тематическое планирование.
Первый обучения год, план на одного учащегося
Наименование темы | Общее количество часов | Количество теоретических часов | Количество практических часов | |
1 | Знакомство с историей вышивки крестом. план работы на год.Т.Б.ознакомление с материалами(нитки,ткань.схемы) | 2 | 1 | 1 |
2 | Закрепление нити в начале вышивки (способ «петля») выполнение стежков «крест», закрепление нити к конце работы | 1 | 1 | |
3 | Выполнение вышивки по схемам: «башня» и «сердечко» | 2 | 2 | |
4 | Правила размещения рисунка на канве | 1 | 1 | |
5 | Изготовление закладки | 12 | 12 | |
6 | Новогодняя игрушка | 14 | 14 | |
7 | Изготовление подарков, сувениров | 15 | 15 | |
8 | Подготовка к конкурсам, выставкам | 12 |
| 12 |
9 | Знакомство с другими видами вышивки (гладь, контурная вышивка и др.) история вышивки-традиции и современность | 1 | 1 | |
10 | Изучение компьютерных программ по просмотру и созданию схем | 4 | 4 |
|
11 | Создание схем в компьютерных программах | 4 |
| 4 |
12 | итог | 68 | 7 | 61 |
Второй обучения год, план на одного учащегося
Наименование темы | Общее количество часов | Количество теоретических часов | Количество практических часов | ||
1 | 22.12-22.03 | Изготовление закладки | 14 |
| 14 |
2 | 8.11-20.12 | Изготовление новогодних елочных игрушек | 12 | 12 | |
3 | 3.04 | Знакомство с различными видами стежков (назад иголку, тамбур) | 1 | 1 | |
4 | 6.09-20.10 | Изготовление подушечек кривулек | 12 | 12 | |
5 | 10.04-15.05 | Картинки - миниатюры | 11 | 11 | |
6 | 5.04 | Знакомство с другими видами вышивки (гладь, контурная вышивка и др.) история вышивки-традиции и современность | 1 | 1 |
|
7 | 17.05-22.05 | Изучение компьютерных программ по просмотру и созданию схем | 2 | 2 |
|
8 | 24.05-31.05 | Создание схем в компьютерных программах | 3
|
| 3 |
9 | итог | 66 | 4 | 52 |
Содержание программы:
Первая часть. Освоение основных приёмов вышивки крестом:
- Закрепление нити в начале и в конце работы.
- Выполнение стежка «крест».
- Освоение правил размещения рисунка-схемы на ткани-канве.
- Усвоение техники безопасности с колюще-режущими
инструментами и электронагревательными приборами.
Вторая часть. Работа с красками:
-Знакомство детей с цветом, опенками цветов.
-Освоение приёма «Разбеливание» с помощью волчка.
- Дети учатся смешивать основные цвета для получения различных цветов и опенков.
- Изучаются старинные орнаменты, значение цвета в старину.
- Дети составляют свои схемы-рисунки для дальнейшей работы (закладки).
- Учащиеся придумывают, запоминают названия различных опенков цветов (например: жёлтый — ромашковый опенок, лимонный и так далее).
Третья часть. Изготовление игольницы, новогодней игрушки
. По уже готовым схемам начинается дальнейшая работа:
- Подбор ниток нужного цвета.
- Выбор канвы.
- Размещение рисунка на канве.
- Выполнение вышивки.
Далее учащемуся объясняется и показывается влажно-тепловая обработка готовой вышивки. Усваиваются правила техники безопасности при работе с утюгом.
Четвёртая часть Изготовление игольницы, картинок
—-миниатюр, картин по различным темам.
Все работы выполняются по одной схеме:
1. Выбор рисунка-схемы.
2. Подбор материалов.
3. Размещение рисунка на канве.
4. Выполнение вышивки.
5. Влажно-тепловая обработка.
6. Окончательное оформление работы.
Пятая часть. Изготовление подарков сувениров.
Поделки-подарки-сувениры изготавливаются к различным праздникам, могут быть в виде открыток, игрушек, картинок и многое другое. Изделия выбираются по желанию детей, из различных материалов (вышивка, бумага, перья, природный материал).
Шестая часть. Изучение компьютерных программ по работе со схемами. Создание схем по собственным эскизам учащихся.(Pattern Maker,PCStitich 7 и др.)
Работа выполняется по следующей последовательности:
1.изучение компьютерной программы: метод создания схемы, особенности и тонкости работы в ней.
2.выполнение эскиза, создание рисунка или фотографии.
3 сканирование эскиза.
4. работа в компьютерной программе по переводу эскиза в схему.
5.выполнение вышивки по созданной схеме.
Используемая литература:
1.Е.Глинская» Азбука вышивания»; Мехмат 1994г.
2. Узоры вышивки крестом. /Авт.-сост. ЕЛ. Карпенко. Мн.:! Современный литератор, 1999.
З. Журналы: «Чудесное мгновение», «Лена», «Вышитая картинка», «Анна», «Валентина», и так далее.
4. «Возрастная и педагогическая психология»; под редакцией М. В. Гализо.
5. Зуборева К. М. «дети и изобразительное искусство».
6. Полуянов Ю. А. «Воображение и способности»
7. Туник Е. Е. «Психодиагностика творческого мышления»
8. Креативные тесты
Приложение
Правила Техники безопасности
КОЛЮЩЕ- РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
- Инструменты во время работы класть справа, ручкой к себе. Лезвия ножниц и бокорезов в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Следить, чтобы инструменты не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить.
- Подавать и передавать инструменты только с сомкнутыми концами ручками вперед.
- Пользоваться только исправными инструментами.
- Не разбрасывать, не размахивать ими во время работы.
- Инструменты хранить на специальной доске.
У Т Ю Г
- Работать утюгом только под присмотром преподавателя.
- При включении в розетку утюга браться только за вилку.
- Утюг ставить только на жаростойкую подставку.
- Не отвлекаться во время работы, не оставлять включенный утюг без присмотра.
- Не допускать перегрева утюга.
- Следить, чтобы шнур во время работы не перекручивался.
- При обнаружении неисправности утюга немедленно сообщить преподавателю.
- По окончании работы утюг выключить из сети, дать остыть и только потом убрать.
СОВЕТЫ МАСТЕРУ
- Соблюдай правила безопасности труда.
- Проявляй в работе старание, терпение, творчество.
- Экономно используй материал.
- По окончании работы приведи в порядок рабочее место, собери инструменты.
НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ - МАСТЕРУ.
Глаза страшатся, а руки делают.
Начиная дело, о конце размышляй.
Без труда ничего не получишь.
Мало хотеть, надо знать и уметь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Авось и как- нибудь до добра не доведут.
Семь раз примерь, один отрежь.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА и ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК.
ЦЕЛЬ: снятие эмоционального напряжения
Оловянный солдатик – вытянуться в струнку
Тряпичная кукла (например, Карабас – Барабас) – резко согнуть колени, наклониться вперед, расслабить спину, руки.
ПТИЧЬЯ СТАЙКА: Дети становятся в круг. Педагог за кругом. Выбирают, кто какой птичкой будет. По сигналу педагога дети прыгают по кругу, читают стихотворение «Птичья стайка».
ПАРЯЩАЯ ПТИЦА: Встали прямо, спиной к стенке. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Представьте себя птицей, свободно парящей по небу. Нет ни проблем, ни тревог – только бесконечная синь вокруг. Выполнять две- три минуты, концентрируясь на собственных ощущениях.
РОСТОК: Сели на пол. Изо всех сил полностью обхватили колени. Спина ссутулена. Представьте себя крошечным зернышком, находящимся в земле. Где-то там холодно, шумит зима, валит снег… А вам – тепло и уютно в вашем маленьком «домике». Но вот пригрело солнышко! Вы ощущаете странное покалывание – сначала в верхней части головы, которое затем постепенно переходит на все тело. Вы понимаете, что растете. Каждой клеточкой своего организма тянетесь к солнцу. Сначала мысленно, а потом и наяву поднимаетесь, встаете. Аккуратно поднимаете руки вверх – надо быть ближе к светилу!
СТРУНА: В той же позе (руки подняты вверх, глаза закрыты, мысли – к свету) представляете свою главную «струну» организма. Позвоночник! Какого он цвета? Темный, коричневый, желтый? Ваше внутреннее здоровье явно «пошаливает». Наполните позвоночник новой космической энергией, переливающейся ярко-белым, блестящим светом, периодически переходящим в нежно-зеленый, тоже блестящий! Несколько раз напрягите – расслабьте плечи и позвоночник.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ РУК И НОГ
«ОЛЕНИ»
А сегодня мы – олени (руки подняты и скрещены над головой, пальцы растопырены)
Ветер рвется нам на встречу
Ветер стих – расправим плечи,
Руки снова на колени
А теперь немного лени ….
( руки расслаблены)
Знают девочки и мальчики:
Отдыхают все их пальчики.
Гимнастика для глаз
Задачи:
- способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
- предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
«На море»
(Под медленную спокойную музыку.) /. «Горизонт»
1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. «Пловец плывет к берегу»
1—4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1-8 — зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
План занятия для группы второго года обучения по программе «Мичуринск мой – ты часть большой России» по теме "Географическое положение Тамбовской области"
План занятия для группы второго года обученияпо программе «Мичуринск мой – ты часть большой России»по теме "Географическое положение Тамбовской области"...
Конспект занятия учителя - дефектолга по ознакомлению с окружающим для детей с ОВЗ второго года обучения. Тема: Весна
Конспект предназначен детям с легкой степенью умственной отсталости второго года обучения. На занятии дети знакомятся со стихотворением и беседуют по тексту, работают с предметными картинками, учатся ...
План – конспект игровой программы, посвященной награждению детей в конкурсе рисунков «Танец Осени» ТСК «Созвездие» для детей второго года обучения.
Возраст детей: 5-7 летТема: Игра - конкурс рисунков «Танец Осени»Цель: Формирование интереса к танцу посредствам художественного творчества*.Задачи: Создание игровой мотивации. Развитие фантазии, твор...
Конспект занятия по вокалу для детей второго года обучения
Конспект занятия по вокалу для вокальной группы "Ника"...
Контрольная работа по немецкому языку как второму иностранному за 1 четверть второго года обучения
Разработка контрольной работы по немецкому языку за 1 четверть, по теме "Это вкусно". Контрольная разработана в двух вариантах....
План-конспект викторины по ПДД для детей второго года обучения объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья»
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!» разработана для детей 9-11 лет. Проводиться в форме вик...