Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
рабочая программа
Материал необходим для осуществления внеурочной деятельности в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Уроки здоровья»
Класс: 1-4
Уровень общего образования: общеобразовательная школа
Срок реализации программы: 4 года
Количество часов по учебному плану: всего – 135 часов, 1 час в неделю
Программа составлена: на основе авторской программы «135 уроков здоровья или школа докторов природы», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Автор – составитель:
Лукичёва Марина Анатольевна
педагог
г. Подольск, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. На расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют выстроить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- - стрессовая педагогическая тактика;
- - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- - провалы в существующей системе физического воспитания;
- - интенсификация учебного процесса;
- - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизн
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и плноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Уроки Здоровья».
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Данная программа строится на принципах:
- научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА
Содержание занятий направлено на то, чтобы научить детей быть здоровыми душой и телом, стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 135 часов за 4 года обучения, 1 класс - 33 часа в год (1 час в неделю), 2- 4 классы по 34 часа в год (1час в неделю)
Формы и режим занятий
Форма обучения
- по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
- по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Режим занятий
– 1 час в неделю : 33 часа в год для 1- х классов, 34 часа для 2-4 классов.
Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
Основные формы занятий: викторины, игры, игра - путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, экскурсии, мероприятия, деловая и ролевая игра.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
3 класс
- Чего не надо бояться.
Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Чего мы боимся.
Практические занятия
«Нарисуй свой страх»
- Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.
Учимся делать добро. Спеши делать добро.
Практические занятия
Игра «Почему это произошло?». Лексическая работа с пословицами о добре и зле.
- Почему мы говорим неправду
Поможет ли нам обман?. Неправда и ложь в пословицах и поговорках.
Практические занятия
Практическая работа со словарем С.И.Ожегова. Анализ ситуации (рассказ Л.Толстого «Косточка»)
- Почему мы не слушаем родителей.
Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.
Практические занятия
Игра-тест «Мои обиды»
- Надо уметь сдерживать себя.
Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.
Практические занятия
Чтение по ролям стихотворения А.Барто «Девочка-ревушка». Динамический час.
- Не грызи ногти, не ковыряй в носу.
Как отучить себя от вредных привычек.
Практические занятия
Игры «Давай поговорим», «Доскажи словечко»
- Как относиться к подаркам.
Как принимать и дарить подарки.
Практические занятия
Разыгрывание и анализ ситуаций по теме.
- Как следует относиться к наказаниям.
Наказание – как средство воспитания.
Практические занятия
Анализ ситуации (стихотворение Э.Мошковской «В обиде»)
- Как нужно одеваться.
Одежда.
Практические занятия
Игры «Кто больше», «Правильный ответ». Оздоровительная минутка.
- Как вести себя с незнакомыми людьми.
Ответственное поведение. Азбука личной безопасности.
Практические занятия
Практикум по теме (проигрывание ситуаций)
- Как вести себя, если что-то болит.
Что такое боль.
Практические занятия
Кроссворд по теме.
- Как вести себя за столом.
Сервировка стола. Правила поведения за столом.
Практические занятия
Практикум «Сервировка стола»
- Как вести себя в гостях.
Ты идешь в гости.
Практические занятия
Г.Остер «Вредные советы». Игра «Гости на пороге»
- Как вести себя в общественных местах.
Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе.
Практические занятия
Практикум «Мы – пассажиры»
- «Нехорошие слова». Недобрые шутки»
Умеем ли мы вежливо общаться по телефону. Умеем ли мы разговаривать по телефону.
Практические занятия
Игры «Комплимент», «Телефон»
- Что делать, если не хочется в школу.
Беседа с активным слушанием «Помоги себе сам»
Практические занятия
Конкурс рисунков «Школа моей мечты»
- Чем заняться после школы.
Умей организовать свой досуг.
Практические занятия
Стихотворный монтаж «О свободном времени»
- Как выбирать друзей.
Беседы с активным слушанием «Что такое настоящая дружба», «Кто может считаться настоящим другом»
Практические занятия
Игры «Хочу быть…», «Любит – не любит»
- Как помочь родителям.
Как доставить родителям радость.
Практические занятия
Игры «Если бы я был взрослым…»
- Как помочь больным и беспомощным.
Если кому-нибудь нужна твоя помощь. «Спешите делать добро»
Практические занятия
Анализ стихотворения Е.Благининой «Наш дедушка». Ролевая игра «Правило доброты»
- Повторение.
Огонек здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.
Практические занятия
Урок-соревнование «Культура здорового образа жизни»
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
(1 час в неделю – 34 часа в год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1 | Чего не надо бояться | 1 | 1 | |
2 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | 1 | 1 |
3 | Почему мы говорим не правду | 2 | 1 | 1 |
4 | Почему мы не слушаемся родителей? | 2 | 1 | 1 |
5 | Надо уметь сдерживать себя | 2 | 1 | 1 |
6 | Не грызи ногти, не ковыряй в носу | 2 | 1 | 1 |
7 | Как относиться к подаркам | 2 | 1 | 1 |
8 | Как следует относиться к наказаниям | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Как нужно одеваться | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Как вести себя, когда что-то болит | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Как вести себя за столом | 2 | 1 | 1 |
13 | Как вести себя в гостях | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Как вести себя в общественных местах | 2 | 1 | 1 |
15 | «Нехорошие слова». Недобрые шутки | 2 | 1 | 1 |
16 | Что делать, если не хочется в школу | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Чем заняться после школы | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Как выбрать друзей | 2 | 1 | 1 |
19 | Как помочь родителям | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Как помочь больным и беспомощным | 2 | 1 | 1 |
21 | Повторение | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
—находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
1. Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
- проговаривать последовательность действий на уроке
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре)
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков)
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)
- слушать и понимать речь других
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е « 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2014г.
- Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г
- Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». – М.: ВАКО, 2010
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 192 с.
- КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
- Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.
- Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
- Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
- Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
- Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.
- «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» \под Сократова.М..2005г.
- Урунтаева Г.А. «Как я расту: Советы психолога родителям» М., 1996г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ | Название раздела, тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Форма занятия | Информационное сопровождение | Дата поведения | |
план | факт. | ||||||
Чего не надо бояться – 1 час | |||||||
1 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие | 1 | Комбинированное | Решение ситуационных задач | Стихотворение Э.Успенсого «Академик Иванов» Стихотворение И.Токмаковой «Не буду бояться!» | ||
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным – 2 часа | |||||||
2 | Учимся думать | 1 | Комбинированное | Традиционная | Заучивание слов «Сначала хорошо подумай, потом сделай доброе дело» | ||
3 | Спеши делать добро | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами игры | Заучивание пословицы «Доброе дело питает и разум и тело» | ||
Почему мы говорим неправду – 2 часа | |||||||
4 | Поможет ли нам обман | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами практикума | Рассказы Л.Н.Толстого | ||
5 | Неправда, ложь в пословицах и поговорках | 1 | Комбинированное | Решение ситуационных задач | Заучивание пословиц о правде и лжи | ||
Почему мы не слушаемся родителей – 2 часа | |||||||
6 | Надо ли прислушиваться к советам родителей | 1 | Комбинированное | Традиционная | Рассказ Е.Чарушина «Курочка» | ||
7 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга | 1 | Комбинированное | Дидактическая игра | Рассказ М.Горького «Воробышек» | ||
Надо уметь сдерживать себя – 2 часа | |||||||
8 | Все ли желания выполнимы | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с анализом ситуации | Стихотворение А.Барто «Девочка-ревушка» | ||
9 | Как воспитать в себе сдержанность | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами игры | Работа с толковым словарем Работа с пословицами | ||
Не грызи ногти, не ковыряй в носу – 2 часа | |||||||
10 | Как отучить себя от вредных привычек | 1 | Комбинированное | Традиционная | Стихотворение С.Михалкова «Пятерня! Пятерня!» | ||
11 | Как отучить себя от вредных привычек (продолжение) | 1 | Комбинированное | Дидактическая игра | Стихотворение Г.Остера «Нет приятнее занятья…» | ||
Как относиться к подаркам – 2 часа | |||||||
12 | Я принимаю подарок | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с анализом ситуации | Стихотворение Г.Остера «Если ты пришел на елку…» | ||
13 | Я дарю подарки | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с анализом ситуаций и элементами игры | Это полезно знать! | ||
Как следует относиться к наказаниям – 1 час | |||||||
14 | Наказание | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами практикума | Стихотворение «Например, тебя хотят…» Стихотворение Э.Мошковской «Я ушел в свою обиду…» | ||
Как нужно одеваться – 1 час | |||||||
15 | Одежда | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами игры и анализом ситуаций | Стихотворение Э.Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…» Слова А.П.Чехова «В человеке все должно быть прекрасно…» | ||
Как вести себя с незнакомыми людьми – 1 час | |||||||
16 | Ответственное поведение | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами игры и анализом ситуаций | Стихотворение «Азбука безопасности» Правила поведения с незнакомыми людьми | ||
Как вести себя, когда что-то болит – 1 час | |||||||
17 | Боль | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами практикума и анализом ситуаций | Стихотворение О.Дриз «Шип в мою ладонь впился…» Незаконченные фразы по теме | ||
Как вести себя за столом – 2 часа | |||||||
18 | Сервировка стола | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами практикума | Кроссворд Пиши и говори правильно: «аппетит» | ||
19 | Правила поведения за столом | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами игры | Правила поведения за столом | ||
Как вести себя в гостях – 1 час | |||||||
20 | Ты идешь в гости | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами игры | Стихотворение Г.Остера «Если ты пришел к знакомым…» Оформление письменного приглашения | ||
Как вести себя в общественных местах- 2 часа | |||||||
21 | Как вести себя в транспорте и на улице | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами игры и анализом ситуации | Это полезно помнить! (правила поведения на улице, в транспорте» Стихотворение «Азбука поведения в стихах» | ||
22 | Как вести себя в театре, кино, школе | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами игры и анализом ситуации | Стихотворение А.Барто «В театре» Правила поведения в школе | ||
«Нехорошие слова». Недобрые шутки – 2 часа | |||||||
23 | Умеем ли мы вежливо общаться | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с анализом ситуаций | Стихотворение «Есть волшебные слова» | ||
24 | Умеем ли мы разговаривать по телефону | 1 | Комбинированное | Урок-игра | Сказка К.Чуковского «Телефон» Это полезно помнить! | ||
Что делать, если не хочется в школу – 1 час | |||||||
25 | Помоги себе сам | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами игры и анализом ситуации | Стихотворение С.Маршака «Кот и лодыри» «Полезные советы» Г.Остера | ||
Чем заняться после школы – 1 час | |||||||
26 | Умей организовать свой досуг | 1 | Комбинированное | Урок-игра | Стихотворный монтаж | ||
Как выбрать друзей – 2 часа | |||||||
27 | Что такое дружба | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с анализом ситуаций | Стихотворение П.Синявского «Ветерок с березкой шепчется» Рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» | ||
28 | Кто может считаться настоящим другом | 1 | Комбинированное | Дидактическая игра | Стихотворение В.Орлова «Кто кого обидел первый?» | ||
Как помочь родителям – 1 час | |||||||
29 | Как доставить родителям радость | 1 | Комбинированное | Традиционная | Стихотворения А.Усатовой, В.Берестова, Е.Благининой. Стихотворение Г.Ширковца «Не пойму я взрослых этих» | ||
Как помочь больным и беспомощным – 2 часа | |||||||
30 | Если кому-нибудь нужна твоя помощь | 1 | Комбинированное | Тематическая беседа с элементами ролевой игры | Рассказ «Старый дед и внучек» | ||
31 | «Спешите делать добро» | 1 | Комбинированное | Ролевая игра | Сценка «Незнайка» | ||
Повторение – 3 часа | |||||||
32 | Огонек здоровья | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Урок-спектакль | Сценарий | ||
33 | Путешествие в страну здоровья | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Урок-путешествие | Путешествие по станциям (задания) | ||
34 | Культура здорового образа жизни (урок-соревнование) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Урок-соревнование | Игра (туры) |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате усвоения программы учащиеся научатся:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся узнают:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ:
К концу 1 года обучения:
Должны знать: как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей, как следует питаться, о пользе сна, правила поведения в школе и дома, о вреде курения, о пользе физических упражнений и закаливания, правила безопасного поведения на воде.
Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.
Способ проверки:
Наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы.
К концу 2 года обучения:
Должны знать: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства, признаки лекарственных и пищевых отравлений; правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; правила безопасного поведения на воде; правила обращения с огнём; знать, чем опасен электрический ток; как уберечься от порезов, ушибов, переломов; как защититься от насекомых; правила обращения с животными; признаки отравлений жидкостями, пищей парами, газом; признаки перегревания и теплового удара; какие бывают травмы; правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет; признаки укуса змеи; о неизлечимых болезнях века.
Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни, своевременно делать прививки, следить за содержанием домашней аптечки, оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».
К концу 3 года обучения:
Должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.
Должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года: театрализованное действие «Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять, урок - соревнование «Культура здорового образа жизни».
К концу 4 года обучения:
Должны знать: что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе здоровье; должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.
Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года проведение нестандартных уроков и праздников на повторение изученного за всю начальную школу: театрализованное действие «Дружба», спортивный праздник «День здоровья», сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу», костюмированный праздник «Чистота и здоровье», игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо», урок – КВН «Наше здоровье», праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- театрализованное действие «Дружба»;
- спортивный праздник «День здоровья»;
- сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу»;
- костюмированный праздник «Чистота и здоровье»;
- игры-путешествия «Откуда берутся грязнули ?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо»;
- урок – КВН «Наше здоровье»;
- праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Расти здоровым"
программа по лечебной физкультуре для для учащихся II и III мед группы, внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Расти здоровым"
программа по лечебной физкультуре для для учащихся II и III мед группы, внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика и здоровье 7-8 класс"
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная эк...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» 1-4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для учащихся 5 классов
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умени...