Рабочая программа по внеурочной деятельности "Расти здоровым"
рабочая программа по физкультуре на тему
программа по лечебной физкультуре для для учащихся II и III мед группы, внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Расти здоровым" | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
За последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2-3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений.
Для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, испытывая большие зрительные и учебные нагрузки, негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровья детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.
Качественный анализ состояния здоровья учащихся 1-11-х классов обнаружил чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. В педиатрической практике перечисленные заболевания получили название “школьных болезней”.
В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым, являются физкультурно-оздоровительные занятия. Исследования ученых, физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья.
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение.
Общая характеристика кружка.
Программа “ Расти здоровым” имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.
Новизна программы состоит в идеи гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: дыхательной гимнастики по методу К. П. Бутейко, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки.
В программу входят профилактические и оздоровительные методики (специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приемы само- массажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения т.д.), направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях (самостоятельные занятия оздоровительной гимнастикой, закаливание и т.д.).
Оздоровительная программа взаимосвязана и дополняет школьные образовательные программы по физической культуре, биологии, ОБЖ.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направление. Предполагается не только получение знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и самопомощи при его нарушении. (Оздоровительный массаж, элементы точечного массажа, комплексы специальных упражнений, релаксация).
Цель и задачи программы:
Цель программы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, предупреждение и своевременная коррекция распространенных среди школьников заболеваний.
Основными задачами данного кружка являются:
- Ознакомить с правилами самоконтроля своего состояния здоровья на занятиях и дома;
- Сформировать навык правильной осанки;
- Развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
- Воспитание культуры здоровья, ответственности личности за свое здоровье и потребности заботиться о нем.
- Повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
- Осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
- Повышение физической и умственной работоспособности;
- Снижение заболеваемости.
Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка.
Личностными результатами кружка являются:
1. Мотивация к выполнению закаливающих процедур;
2. Понимания физической культуры и здоровья как факторов успешной учебы и социализации;
3. Самостоятельность в выполнении личной гигиены;
4. Саморегуляция в управлении своими эмоциями в различных ситуациях;
5. Мотивация к овладению умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры т.д.)
6. Мотивация к систематическому наблюдению за своим физическим состоянием, данных мониторинга здоровья(рост, масса тела т.д.), показателей развития основных физических качеств.
Метапредметными результатами являются формирование УУД
Регулятивные УУД:
Воспитанники будут знать:
1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания, самомассажа.
2. Комплексы упражнений направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
3. Правила здорового образа жизни, ответственность личности за свое здоровье.
Воспитанники будут уметь:
1. Применять средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств.
2. Использовать приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).
3. Применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Познавательные УУД:
- Знать правила здорового образа жизни и способы укрепления здоровья( физические упражнения, режим дня, гигиенические навыки, закаливание, самомассаж).
- Устанавливать причины, которые приводят к нарушению осанки.
Коммуникативные УУД:
- Умение формировать свои мысли в устной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, и следовать им;
- Учиться работать в паре, группе;
Формы занятий
Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма занятий используется чаще всего. Она включает в себя теоретическую часть (беседа, инструктаж, просмотр иллюстраций) и практическую часть (освоение приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты, самостоятельная работа).
Учебный план программы
№ п/п | Тема | Количество часов всего | теоретических | практических |
1. | Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Осанка. | 12 | 1 | 11 |
3. | Плоскостопие | 6 | 1 | 5 |
4. | Здоровье в порядке – спасибо зарядке! | 2 | 0,5 | 1,5 |
5. | Я сильный, ловкий, выносливый, гибкий | 3 | 0,5 | 2,5 |
6. | Правильное дыхание – основа жизни. Учимся расслабляться. | 2 | 0.5 | 1,5 |
7. | Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика | 2 | 0,5 | 1,5 |
8. | Сам себе я помогу, я здоровье сберегу! Школа зоркости. | 4 | 0,5 | 3,5 |
9. | Итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Всего: | 33 | 5,5 | 27,5 |
Содержание программы:
Тема №1: “Вводное занятие” (1 час).
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля за своим состоянием в школе и дома.
Тема №2: “Осанка” (12 часов).
Теория: Беседы “Красивая осанка”. Беседа “Позвоночник – ключ к здоровью”. “Профилактика нарушений осанки”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: “Ракета”, “Перемена и урок”.
Тема №3: “Плоскостопие” (6 часов).
Теория: Беседа “О профилактике плоскостопия”. БАТ на стопе.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: “Великаны, карлики”, “Ель, елка, елочка” и др.
Тема №4: “Здоровье в порядке – спасибо зарядке!” (2 часа).
Теория: Беседы “О пользе утренней зарядки”. Физкультурные минутки на уроках. Виды физкультурных минуток. Физкультурные паузы.
Практическая работа: Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы ФМ. Физкультурная минутка в стихах. Комплексы для физкультурных пауз дома.
Тема №5: “Я сильный, ловкий, выносливый, гибкий” (3 часа).
Теория: “Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота, гибкость”.
Теория: Техника безопасности.
Практическая работа: Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: скакалки, мячи, гимнастические палки, медицинболы. Прыжки через скакалку. Жонглирование одним и двумя мячами. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Тест - “Гибкий ли я?”. Веселые старты - эстафеты: ведение мяча, броски и ловля. Подвижные игры “Салочки”, “Третий лишний”, “Перемена и урок”. Подсчет частоты пульса после физической нагрузки и в покое.
Тема №6: “Правильное дыхание – основа жизни. Учимся расслабляться.” (2 часа).
Теория: Беседа “Об органах дыхания”. Типы дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках.
Теория: Дыхательные упражнения для снятия напряжения, польза расслабления. Релаксация.
Практическая работа: Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация. Игры малой подвижности. Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо - легочных заболеваниях. Освоение методики диафрагмально–релаксационного дыхания. Упражнения на расслабление.
Тема №7: “Пальчиковая гимнастика”. “Суставная гимнастика” (2 часа)
Беседа: Мелкая моторика, наш ум на кончиках пальцев.
Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. БАТ на кистях, массаж. Массаж пальцев. Пальчиковый театр Гимнастика для суставов. Подвижные игры “День – ночь”, “Делай как я”.
Тема №8: “Сам себе я помогу, я здоровье сберегу!” (4часа).
Теория: Беседа “О профилактике простудных заболеваний”. Массаж. Виды массажа. Точечный массаж. Правила применения точечного массажа. Закаливающий массаж.
Беседы “О гигиене зрения”. “Близорукость. Дальнозоркость. Профилактика близорукости”.
Практическая работа: Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Точечный массаж. Игра: “Внимательные глазки”, “Жмурки”. Подвижные игры, эстафеты.
Закаливающий массаж и само - массаж. Игры средней подвижности.
Тема №9: “Итоговое занятие” (1 часа).
Практическая работа: Повторение и закрепление комплексов упражнений. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп.
Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля за своим состоянием в школе и дома. | Вводное занятие | 1 | Знать технику безопасности на занятиях . Иметь представление о физическом развитии человека. Научатся наблюдать за своим физическим развитием. |
Беседы “Красивая осанка”. Беседа “Позвоночник – ключ к здоровью”. “Профилактика нарушений осанки”. Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: “Ракета”, “Перемена и урок”. | Осанка | 12 | Научатся различать хорошую и плохую осанку. Выполнять и составлять комплексы упражнений с предметами, направленные на формирование правильной осанки. |
Теория: Беседа “О профилактике плоскостопия”. БАТ на стопе. Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: “Великаны, карлики”, “Ель, елка, елочка” и др. | Плоскостопие | 6 | Научатся: правильно подбирать обувь. правильному уходу за стопами. Проводить диагностику плоскостопия. |
Теория: Беседы “О пользе утренней зарядки”. Физкультурные минутки на уроках. Виды физкультурных минуток. Физкультурные паузы. Практическая работа: Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы ФМ. Физкультурная минутка в стихах. Комплексы для физкультурных пауз дома. | Здоровье в порядке – спасибо зарядке! | 2 | Научатся: подбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; определять дозировку и последовательность выполнения упражнений |
Теория: “Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота, гибкость”. Теория: Техника безопасности. Практическая работа: Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: скакалки, мячи, гимнастические палки. Прыжки через скакалку. Жонглирование одним и двумя мячами. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Тест - “Гибкий ли я?”. Веселые старты - эстафеты: ведение мяча, броски и ловля. Подвижные игры “Салочки”, “Третий лишний”, “Перемена и урок”. Подсчет частоты пульса после физической нагрузки и в покое. | Я сильный, ловкий, выносливый, гибкий | 3 | Будут иметь представление о физическом развитии человека. Научатся: характеризовать показатели физического развития; выполнять и составлять комплексы упражнений с предметами, направленные на развитие физических качеств |
Теория: Беседа “Об органах дыхания”. Типы дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках. Теория: Дыхательные упражнения для снятия напряжения, польза расслабления. Релаксация. Практическая работа: Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация. Игры малой подвижности. Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо - легочных заболеваниях. Освоение методики диафрагмально–релаксационного дыхания. Упражнения на расслабление. | «Правильное дыхание – основа жизни. Учимся расслабляться» | 2 | Научатся измерять частоту сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; оценивать величину нагрузки по частоте пульса самостоятельно применять мышечную релаксацию. |
Беседа: Мелкая моторика, наш ум на кончиках пальцев. Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. БАТ на кистях, массаж. Массаж пальцев. Пальчиковый театр Гимнастика для суставов. Подвижные игры “День – ночь”, “Делай как я”. | “Пальчиковая гимнастика”. “Суставная гимнастика". | 2 | Научатся подбирать и выполнять комплексы упражнений на укрепление связок и суставов, развитие гибкости и повышения мышечного тонуса. |
Теория: Беседа “О профилактике простудных заболеваний”. Массаж. Виды массажа. Точечный массаж. Правила применения точечного массажа. Закаливающий массаж. Беседы “О гигиене зрения”. “Близорукость. Дальнозоркость. Профилактика близорукости”. Практическая работа: Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Точечный массаж. Игра: “Внимательные глазки”, “Жмурки”. Подвижные игры, эстафеты. Закаливающий массаж и само - массаж. Игры средней подвижности. | “Сам себе я помогу, я здоровье сберегу!”. Школа зоркости. | 4 | Научатся выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения |
Практическая работа: Повторение и закрепление комплексов упражнений. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп | “Итоговое занятие” | 1 | Научатся наблюдать за своим физическим развитием. |
Методическое обеспечение программы:
1. Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.
2. Литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии).
Техническое оснащение занятий:
Занятия проводятся в просторном, светлом кабинете, желательно с ковровым покрытием, оснащенным спортивным оборудованием и инвентарем
Для занятий необходим магнитофон и аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений.
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я
городского округа Химки Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 г. ХИМКИ
Директор МБОУ СОШ №8 утверждаю:
____________________ расшифровка подписи
__________________ дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Кружок Расти здоровым.
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения начальное общее образование (1-4 классы)
Класс 1 класс
Количество часов 33 Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Хромова Елена Анатольевна
Программа разработана на основе
Методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Расти здоровым"
программа по лечебной физкультуре для для учащихся II и III мед группы, внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» 1-4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для учащихся 5 классов
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым»
Рабочая программам по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» для обучающихся 6 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым»для обучающихся 6 классов...