дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ознакомительного уровня " Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму"
рабочая программа
Программа расчитана на подготовку к соревнованиям по спортивному туризму детей, уже имеющих навыки работы со специальным туристским снаряжением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.71 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АПШЕРОНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОМ ДЕТСКОГО и ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА и ЭКСКУРСИЙ (ЮНЫХ ТУРИСТОВ)
Принята на заседании Педагогического совета МБУДО ДДиЮТ и Э(ЮТ) от «____» ______________2021 Протокол №___ | Утверждаю И.о. директора МБУДО ДДиЮТ и Э(ЮТ) ___________В.А.Пеньковская «____»_______________2021 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ТУРИСТСКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации: 2 недели (16 ч)
Возрастная категория: от 7 до 16лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Звездилина М.С., педагог ДО
пгт .Нефтегорск, 2021
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму» разработана на основании:
1.Закона об образовании в Российской Федерации //Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ
2.Концепция развития дополнительного образования детей //Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р
3.Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 //Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
4.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
5.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ //ГБОУ ИРО, Краснодар, 2016г., автор-составитель Рыбалёва И.А.
6.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму» имеет туристско-краеведческую направленность, так как путем туристско-краеведческой деятельности решается одна из важнейших стратегических задач современной школы - всестороннее развитие личности подрастающего поколения.
Актуальность программы, прежде всего, заключается в том, что она создает условия возрождения богатейшего опыта воспитания школьников через создание условий для организованного досуга детей. Программа призвана подготовить учащихся к дальнейшим выступлениям на соревнованиях по спортивному туризму и привить любовь к спорту и туризму.
Новизна данной программы состоит в том , что в Апшеронском районе никогда не реализовывалась подобная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Данная программа разработана с учетом специфики ввода новых государственных стандартов обучения и отличается от остальных тем, что в содержательной основе программы значительно преобладает двигательная деятельность, основу которой составляет система взаимосвязанных между собой учебно-тренировочных занятий, а так же туристских занятий с максимальным использованием природного окружения.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что применение различных современных форм ,средств и методов образовательной деятельности позволит: привить любовь к спорту и туризму, развить познавательный интерес к соревнованиям данного вида спорта , развить устойчивую мотивацию к занятиям по спортивному туризму.
Отличительная особенность данной программы в том, что формы занятий переведены в формат ускоренной подготовки к соревнованиям по спортивному туризму с детьми, уже имеющими навыки работы со специальным туристским снаряжением.
Адресат программы. Участником данной программы может стать любой желающий , независимо от пола ,в возрасте от 7 до 16 лет.
Форма обучения групповая, наполняемость : от 12 до 15 человек. Предварительная подготовка – умение работать со специальным туристским снаряжением. Состав группы разновозрастный.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму» :
Уровень программы - ознакомительный;
Объем программы – 16 часов.
Срок освоения программы – 2 недели
Форма обучения очная .
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю (четыре урока) по 45 минут, между занятиями перерыв 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса состоит в том, что занятия проводятся в сформированных группах учащихся разного возраста, являющихся временным составом объединения .Состав группы постоянный. Занятия групповые. Виды занятий по программе предусматривают: лекции, практические занятия, соревнования.
- Цель и задачи программы
Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является: Содействие развитию физических, нравственных и личностных качеств ребенка путём приобщения к спортивному туризму.
Задачи:
Образовательные (предметные)
- приобретение знаний по спортивному туризму.
- закрепление основ туристской подготовки
- подготовка к туристским соревнованиям
- прохождение дистанции по спортивному туризму 1-2 класса
Личностные
- Развить физическую активность учащихся
- Развить такие качества как : сила, выносливость, координация движений.
Метапредметные
- формирование способности ставить цели и формировать задачи для их достижения.
- Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||||
всего | теория | практика | ||||||
Раздел 1. Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму | ||||||||
1.1 | Надевание страховочной системы . Отработка основных этапов дистанции-пешеходная 1 класса на скорость | 4 | 0 | 4 | Текущий контроль | |||
1.2 | Отработка основных этапов дистанции-пешеходная 2 класса | 8 | 0 | 8 | Текущий контроль | |||
1.3 | Работа с веревками | 4 | 0 | 4 | Текущий контроль, итоговое занятие (соревнования) | |||
Итого | 16 | 0 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1 . Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму
Практика: Закрепление навыков надевания страховочной системы. Отработка основных этапов дистанции-пешеходная 1 класса на скорость. Техника преодоления этапов: «Подъем по перилам», «Спуск по перилам», «Вертикальный маятник», «Параллельная переправа», «Траверс». Выполнение практического задания.
Практика: Закрепление техники преодоления этапов: «Навесная переправа», «Наклонная навесная переправа». Прохождение блока этапов «Наклонная навесная переправа, спуск по перилам», «подъём по перилам, наклонная навесная переправа». Выполнение практического задания.
Практика: Прохождение дистанции-пешеходная 2 класса на время. Выполнение практического задания.
Практика: Сматывание веревки для транспортировки. Сматывание веревки для работы на соревнованиях «Прием с использованием шеи», «Прием с использованием ног», «Прием с использованием рук».Выполнение практического задания.
- Планируемые результаты
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму» учащиеся будут:
Знать:
- Основы спортивного туризма;
- Основные этапы дистанций по спортивному туризму
Уметь:
- Проходить на соревнованиях дистанцию 1-2 классов.
Личностные результаты:
- Развита физическая активность учащихся
- Развита сила, выносливость, координация движений
Метапредметные результаты:
- Сформирована способность ставить цели и формировать задачи для их достижения.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1.Условия реализации программы
-материально-техническое обеспечение: столы, стулья, коробки для хранения разного вида материала;
- характеристика помещения: спортивный зал.
- перечень оборудования: для успешного выполнения поставленных задач нужно на каждого ребенка: 1 страховочная система, 5 карабинов ,1 жумар , 1 восьмерка, туристская палатка, компас.
- кадровое обеспечение: программу может реализовывать педагог дополнительного образования МБУДО ДДиЮТиЭ(ЮТ).
Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы: 12 страховочных систем, 30 карабинов ,12 жумаров , 12 восьмерок, 6 веревок
Информационное обеспечение – точка доступа WiFi, для поиска необходимой информации по спортивному туризму, с помощью личного ПК либо мобильного устройства учащегося и педагога.
Кадровое обеспечение – программу может реализовывать педагог дополнительного образования МКУДО ДДиЮТиЭ(ЮТ).
2.2.Формы аттестации
По окончании срока реализации программы проводится итоговая аттестация в форме соревнований по спортивному туризму или спортивного зачета по прохождению дистанции 1-2 классов сложности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: слет, соревнование, фестиваль, конкурс или другое мероприятие туристской направленности – по выбору группы .
2.3.Оценочные материалы
Для оценки эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму» запланированы следующие виды контроля:
- текущий контроль ;
- итоговое занятие;
Входной контроль для поступления в детское объединение не предусмотрен, т.к. вступление в объединение не имеет конкурсной основы и обучение по данной программе доступно каждому желающему (учитывая возраст) .
Текущий контроль успеваемости проводится педагогом на текущих занятиях. Для данного вида контроля характерны следующие формы: педагогические наблюдения, опросы.
2.4. Методические материалы
При реализации программы, используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, а так же игровой.
Теоретические занятия проводится в виде: лекций.
Практические занятия проводятся в виде: тренировок со специальным туристским снаряжением.
При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие проходит до 4 часов.
При проведении практических занятий вне населенного пункта, учебно-тренировочных выходов продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта.
Продолжительность теоретических занятий 2-4 часа.
Программа предусматривает однодневные походы,учебно-тренировочные выходы.
Для проведения теоретических занятий используются учебные пособия по спортивному туризму.
Для проведения практических занятий используется специальное туристское снаряжение: личное, групповое.
Методическое обеспечение программы
№ пп | Раздел, тема программы | Формы обучения | Методы и приемы организации образовательного процесса | Формы подведения итогов СТО. | Дидактические материалы | |
Раздел 1. Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму | ||||||
1 | Закрепление навыков надевания страховочной системы. Отработка основных этапов дистанции-пешеходная 1 класса на скорость. Техника преодоления этапов: «Подъем по перилам», «Спуск по перилам», «Вертикальный маятник», «Параллельная переправа», «Траверс». | Практическое занятие | Практический | Наблюдение, беседа | Специальное снаряжение | |
2 | Закрепление техники преодоления этапов: «Навесная переправа», «Наклонная навесная переправа». Прохождение блока этапов «Наклонная навесная переправа, спуск по перилам», «подъём по перилам, наклонная навесная переправа». | Практическое занятие | Практический | Наблюдение, беседа | Специальное снаряжение | |
3 | Прохождение дистанции-пешеходная 2 класса на время. | Практическое занятие | Практический | Наблюдение, беседа | Специальное снаряжение | |
4 | Сматывание веревки для транспортировки. Сматывание веревки для работы на соревнованиях «Прием с использованием шеи», «Прием с использованием ног», «Прием с использованием рук». | Практическое занятие | Практический | Наблюдение, беседа, итоговое занятие | Специальное снаряжение |
2.5. Список литературы
Для педагога:
Основная:
- Алмазов Ю. «Имя на карте родного края», Краснодар, крайСЮТур, 2001;
- Баклыков Л.И., Бочарова Р.И. «Путешествие на грязевые вулканы Тамани», Краснодар, «Советская Кубань», 2003;
- Бочарова Р.И. «Грязевые вулканы Таманского полуострова» (краеведческий очерк), Краснодар, КрайСЮТур, 2000;
- Голубое кольцо Кубани (путеводитель)», Москва, 1990;
Дополнительная:
- ФЗ «О физической культуре и спорте» - в последней редакции;
- Положение о Единой всероссийской спортивной классификации - в последней редакции;
- Правила вида спорта - в последней редакции;
- Нормы, требования и условия их выполнения по виду спорта «спортивный туризм» - в последней редакции;
- Положение о спортивных судьях - в последней редакции;
- Регламент группа дисциплин «маршрут» и «дистанция пешеходная» - в последней редакции.
Для родителей:
- Штюрмер Ю. А. "Опасности в туризме мнимые и действительные" М. ,
Физ-ра и спорт, 1983; - Ефремов Ю. В. "В стране горных озер", Краснодар, 1991Куликов В. , Константинов Ю. "Топография и ориентирование в туристском путешествии", М. , ЦДЮТур, 1997;
- Бормотов И.В. Мелодии синих гор,Новосибирск, 2005
Для детей:
1.Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю (природоведение)», Краснодар, 1999
2.Марковин В.И. «Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья», М., 1997;
3. Матвеев А. «Тропа туриста (духовно-оздоровительные маршруты) «К святыне сердцем прикоснись», Краснодар, 2005
4. Самойленко А. А. , Ковешников В. Н. , Дюваль-Строев М. Р. и др. "В
окрестностях г. Краснодара" (путеводитель), Краснодар, 1988
5 .Твердый А.В. Лаго-наки Параллели и меридианы
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму»
Группа 1 «А»
Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения | Форма занятия | Место Проведения занятия | Форма контроля | |
1 | Закрепление навыков надевания страховочной системы. Отработка основных этапов дистанции-пешеходная 1 класса на скорость. Техника преодоления этапов: «Подъем по перилам», «Спуск по перилам», «Вертикальный маятник», «Параллельная переправа», «Траверс». | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | Практическое занятие | Текущий контроль | ||
2 | Закрепление техники преодоления этапов: «Навесная переправа», «Наклонная навесная переправа». Прохождение блока этапов «Наклонная навесная переправа, спуск по перилам», «подъём по перилам, наклонная навесная переправа». | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | Практическое занятие | Текущий контроль | ||
3 | Прохождение дистанции-пешеходная 2 класса на время. | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | практическое занятие | Текущий контроль | ||
4 | Сматывание веревки для транспортировки. Сматывание веревки для работы на соревнованиях «Прием с использованием шеи», «Прием с использованием ног», «Прием с использованием рук». | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | практическое занятие | Текущий контроль, итоговое занятие | ||
Итого: | 16 | ||||||
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму»
Группа 1 «Б»
Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения | Форма занятия | Место Проведения занятия | Форма контроля | |
1 | Закрепление навыков надевания страховочной системы. Отработка основных этапов дистанции-пешеходная 1 класса на скорость. Техника преодоления этапов: «Подъем по перилам», «Спуск по перилам», «Вертикальный маятник», «Параллельная переправа», «Траверс». | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | практическое занятие | Текущий контроль | ||
2 | Закрепление техники преодоления этапов: «Навесная переправа», «Наклонная навесная переправа». Прохождение блока этапов «Наклонная навесная переправа, спуск по перилам», «подъём по перилам, наклонная навесная переправа». | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | практическое занятие | Текущий контроль | ||
3 | Прохождение дистанции-пешеходная 2 класса на время. | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | практическое занятие | Текущий контроль | ||
4 | Сматывание веревки для транспортировки. Сматывание веревки для работы на соревнованиях «Прием с использованием шеи», «Прием с использованием ног», «Прием с использованием рук». | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | практическое занятие | Текущий контроль, итоговое занятие | ||
Итого: | 16 | ||||||
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Подготовка к соревнованиям по спортивному туризму»
Группа 1 «В»
Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения | Форма занятия | Место Проведения занятия | Форма контроля | |
1 | Закрепление навыков надевания страховочной системы. Отработка основных этапов дистанции-пешеходная 1 класса на скорость. Техника преодоления этапов: «Подъем по перилам», «Спуск по перилам», «Вертикальный маятник», «Параллельная переправа», «Траверс». | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | Практическое занятие | Текущий контроль | ||
2 | Закрепление техники преодоления этапов: «Навесная переправа», «Наклонная навесная переправа». Прохождение блока этапов «Наклонная навесная переправа, спуск по перилам», «подъём по перилам, наклонная навесная переправа». | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | практическое занятие | Текущий контроль | ||
3 | Прохождение дистанции-пешеходная 2 класса на время. | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | практическое занятие | Текущий контроль | ||
4 | Сматывание веревки для транспортировки. Сматывание веревки для работы на соревнованиях «Прием с использованием шеи», «Прием с использованием ног», «Прием с использованием рук». | 4 | По расписанию, утвержденному МБУ ДО ДДиЮТиЭ (ЮТ) | практическое занятие | Текущий контроль, итоговое занятие | ||
Итого: | 16 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1297294-1607523439.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Учебно-тренировочная подготовка футболиста"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учебно- тренировочная подготовка футболистов» реализуется для детей от 12 до 18 лет, имеет физкультурно-спортивную направленно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-780009-1460290838.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная футбольная подготовка. Подготовительный этап» физкультурно-спортивная направленность стартовый уровень секция «Футбол»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная футбольная подготовка. Подготовительный этап» относится к физкультурно-спортивной направленности.Программа стартовог...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/07/picture-902256-1488880130.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся с нарушениями интеллекта физкультурно-спортивной направленности « В стране шашек »
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « В стране шашек» носит физкультурно - спортивную направленность. В связи с тем, что рекомендованных для использования про...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-888204-1486054490.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/12/picture-1527006-1718194942.jpg)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Общая физическая подготовка»
Программа ОФП...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая подготовка, пауэрлифтинг» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет физкультурно – спортивную направленность.
Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Доказано, что ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/17/picture-109989-1731829449.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ознакомительного уровня, социально-гуманитарной направленности детского пришкольного лагеря «Искра» для учащихся 7-15 лет
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Воспи...