Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Общая физическая подготовка»
рабочая программа по физкультуре
Программа ОФП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ofp.docx | 52.58 КБ |
Рабочая программа дополнительного образования Весёлая гимнастика | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гагаринский многопрофильный колледж»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Общая физическая подготовка»
(модифицированная, 11-15 лет, срок реализации 1 год)
Автор-составитель:
Учитель физической культуры
Ефремова А.И.
Гагарин 2024г.
Пояснительная записка
«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании.
Занятия в кружке общей физической подготовки являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, лёгкоатлетических упражнений.
Цель программы – укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и работоспособности, воспитание гармонично развитого человека. Систематические занятия физической культурой и спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека.
На занятиях в кружке ОФП решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Основной формой работы на кружке ОФП является групповое учебно-тренировочное занятие по расписанию. Общее количество часов – 210 (6 часов в неделю). Возрастной состав учащихся -11 – 15лет. Данная программа рассчитана на 1 год.
Для современных школьников регулярные занятия физической культурой и спортом очень актуальны, так как отрицательное влияние на растущий организм оказывает не только генная наследственность, малоподвижный образ жизни, но и окружающая среда.
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой.
Новизну программы определяет комплексность решения образовательных и воспитательных задач при ее реализации.
Программа кружка общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Спортивные сооружения для занятий кружка следующие: спортивная площадка, для занятий лёгкой атлетикой, футбольное поле, спортивный зал для занятий в ненастную погоду. Необходимые подсобные помещения: классы для теоретических занятий, комната для хранения спортивного инвентаря.
Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности кружковцев.
Руководитель кружка систематически оценивает реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следит за самочувствием кружковцев, вовремя замечает признаки утомления и предупреждает перенапряжение, а также в ходе занятий сформируются у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Основные задачи теоретических занятий дать необходимые знания о самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.
При подборе средств и методов практических занятий руководитель имеет в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому использует для этой цели комплексные занятия, в содержание включаются упражнения из разных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или подвижные игры и т.д.).
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Каждое практическое занятие должно состоять из трёх частей:
- подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т.д.);
- основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные и спортивные игры;
- заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия и объявляются домашние задания.
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные нормативы составляются руководителем кружка на основе требований уровня физической подготовленности учащихся.
Спортивные соревнования в кружке следует проводить систематически с приглашением родителей.
Планируемые результаты обучающихся:
Учащиеся будут знать:
- особенности зарождения физической культуры, историю Олимпийских игр;
- общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддерживания достойного внешнего вида;
- причины травматизма на занятиях физической культурой и правила его предупреждения.
Учащиеся будут уметь:
-составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
-организовывать и проводить самостоятельные занятия;
-уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Учебный план
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
I | Основы знаний | 3 | 3 | - | |
1 | Травматизма в спорте, причины. | 1 | 1 | - | |
2 | Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль | 1 | 1 | - | |
3 | Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь | 1 | 1 | - | |
II | Общая физическая подготовка (ОФП) | 100 | 2 | 98 | |
1 | Строевые упражнения. | 5 | - | 5 | |
2 | Общеразвивающие упражнения (ОРУ). | 28 | - | 28 | |
3 | Дыхательная гимнастика. | 3 | - | 3 | |
4 | Корригирующая гимнастика. | 17 | - | 17 | |
5 | Оздоровительная гимнастика. | 20 | 1 | 19 | |
6 | Оздоровительный бег. | 17 | - | 17 | |
7 | Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты. | 10 | 1 | 9 | |
III | Специальная физическая подготовка (СФП) | 107 | 5 | 102 | |
1 | Основы видов спорта. | 16 | 2 | 14 | |
2 | Подвижные игры. | 40 | - | 40 | |
3 | Упражнения на гибкость, ловкость, выносливость. | 6 | - | 6 | |
4 | Спортивные игры. | 25 | 2 | 23 | |
5 | Соревнования и конкурсы | 10 | - | 10 | |
6 | Двухсторонние игры | 6 | 1 | 5 | |
IV | Контрольные испытания | 4 | - | 4 | |
V | Итого часов | 210 | 10 | 200 | |
Содержание программы
Раздел 1. Основы знаний. (3 часа)
Тема № 1. Травматизма в спорте, причины. (1 час)
Виды травм в спорте (поверхностные незначительные повреждения гематомы и ушибы, повреждение или растяжение связок, переломы)
Причины получения травм: - Недостатки в организации и методике проведения соревнований или тренировок
- Плохое состояние места проведения тренировочного процесса, оборудования, инвентаря или экипировки спортсмена.
- Плохие погодные условия при проведении тренировок или соревнований
- Грубое нарушение правил контроля со стороны врача
- Нарушение дисциплины или правил проведения тренировок
Тема № 2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль (2 часа)
Тема № 3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь (1 час)
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП). (100 часов)
1.Строевые упражнения. (5 часов)
2.Общеразвивающие упражнения (ОРУ). (28 часов)
3.Дыхательная гимнастика. (3 часа)
4.Корригирующая гимнастика. (17 часов)
5.Оздоровительная гимнастика. (20 часов)
Теория. Позвоночник – основа здоровья. Причины неправильной осанки и болезней позвоночника. Правила стретчинга.
Практические занятия. Комплексы упражнений на растяжку. (Стретчинг для спины, растяжка мышц спины и живота, стретчинг для тазобедренных суставов и мышц ног, стретчинг для позвоночника)
6.Оздоровительный бег.(17 часов)
Практические занятия. Бег.
7. Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты.(10 часов)
Теория. Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота.
Практические занятия. Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, скакалки, мячи, гимнастические палки. Скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП). (107 часов)
1.Основы видов спорта (16 часов)
1.Волейбол.
2.Баскетбол.
З.Футбол.
4.Легкая атлетика.
2. Подвижные игры.(40 часов)
1.В спортивном зале.
2.На свежем воздухе.
3. Упражнения на ловкость, гибкость, выносливость (6 часа)
1 .Упражнения на ловкость.
2.Упражнения на координацию движений.
З.Упражнения на гибкость.
4.Упражнения на быстроту.
5.Упражнения на выносливость.
4. Спортивные игры (25 часов)
5.Соревнования и конкурсы (10 часов)
1 .Соревнования по ОФП.
2. Соревнования по СФП.
3. Соревнования — эстафеты.
4. Соревнования «Веселые старты».
5. Соревнования-поединки.
Раздел 4. Двухсторонние игры. (6 часов)
Теория. Объяснение правил игры.
Практические занятия. Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении (по пря мой, «змейкой», с об беганием лежащих и стоящих предметов); ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам.
Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча (нижняя и верхняя); прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по правилам.
Мини-футбол (футбол): специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча (по прямой, «змейкой», с об беганием лежащих и стоящих предметов); удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу, после отскока мяча); остановка катящегося мяча; приземление летящего мяча; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам.
Раздел 5. Контрольные нормативы. (4 часа)
Комплекс организационно – педагогический условий»
Календарный учебный график
Учебная четверть | Даты начала и окончания четверти | Сроки каникул | Число учебных недель по программе | Число учебных дней по программе | Количество учебных часов по программе |
Первый год обучения (стартовый уровень) | |||||
Первая четверть | 01.09 - 31.10 | 7 | 42 | ||
Вторая четверть | 08.11 - 29.12 | 31.12 – 09.01 | 9 | 54 | |
Третья четверть | 12.01 - 22.03 | 11 | 66 | ||
Четвертая четверть | 02.04 - 31.05 | 9 | 48 | ||
ИТОГО | 36 недель | 210 дней | 210 часов |
Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы:
- практический (выполнение практических заданий); наглядный (наблюдения, изучение явлений, происходящих в окружающей среде);
- словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);
- работа с литературой (изучение, составление плана).
Формы аттестации:
Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, обще развивающие упражнения),
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, лыжных гонок, подвижных и спортивных игр и т.д.),
- заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов).
Для каждой группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов при переходе в следующие группы. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. Важнейшим требованием к занятию ОФП является обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся.
Кадровое обеспечение программы: педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее образование, пройти подготовку на курсах повышения квалификации по организации дистанционного обучения.
Важным условием, необходимым для реализации программы является умение педагога осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения, проектировать индивидуальную образовательную- траекторию учащегося, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии.
Материально-техническое обеспечение программы.
-спортивная форма и обувь на каждого ученика
-спорт инвентарь: маты, мячи (баскетбольные, футбольные, теннисные, малые), гимнастические палки, шведская стенка, бревно, обручи, гимнастические скамьи, кегли, скакалки, ракетки для тенниса и бадминтона, воланы, футбольные ворота
-технические средства обучения (телевизор, видео, проектор)
-физкультурный зал (зал 30 на 20, палубный, деревянный пол, разметка, стены ровные, без выступов, температура воздуха 16-18 градусов, достаточное освещение, вентиляция, шумоизоляция, достаточное количество спортивного оборудования), спортивная площадка.
Санитарно-гигиеническая требования
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться, и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
«Общая Физическая подготовка»
Формы занятий:
∙ групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;
∙ занятия оздоровительной направленности;
∙ эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
∙ информационно-познавательные (беседы, показ);
∙ творческие (развивающие игры);
∙ методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Организационно-методические рекомендации Занятия проводятся 3 раза неделю по 2 часа.
Занятия в объединении позволяют:
∙ максимально поднять уровень физического здоровья среди детей младшего школьного возраста; ∙ развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;
∙ развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость;
∙ сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;
∙ подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий ОФП с игровыми элементами, ЛФК, участие детей в «весёлых стартах» и праздниках.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Дата | |
I | Раздел 1. Основы знаний (3 часа) | |||
1 | Травматизма в спорте, причины | 1 | 04.09 | |
2 | Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль | 1 | 05.09 | |
3 | Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь | 1 | 06.09 | |
II | Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП) (100 часов) | |||
4-8 | Строевые упражнения | 5 | 07.09-09.09 11.09,12.09 | |
9-18 | Общеразвивающие упражнения без предметов | 10 | 13.09-16.09 18.09-23.09 | |
19-28 | Общеразвивающие упражнения с партнёром | 10 | 25.09-30.09 02.10-05.10 | |
29-36 | Общеразвивающие упражнения на гимнастических снарядах | 8 | 06.10,07.10 09.10 – 14.10 | |
37-39 | Дыхательная гимнастика | 3 | 16.10-18.10 | |
40-44 | Акробатические упражнения | 5 | 19.10-21.10 23.10,24.10 | |
45-49 | Преодоление полосы препятствий | 5 | 25.10-28.10 30.10 | |
50-56 | Выполнение гимнастических упражнений | 7 | 31.10, 01.11-04.11, 06.11,07.11 | |
57-61 | Оздоровительный бег: | Медленный бег | 5 | 08.11-01.11, 13.11 |
62-66 | Бег на короткие дистанции | 5 | 14.11-18.11 | |
67-71 | Эстафетный бег | 5 | 20.11-24.11 | |
72 | Кросс 500 метров | 1 | 25.11 | |
73 | Кросс 1000 метров | 1 | 27.11 | |
74-93 | Оздоровительная гимнастика | 20 | 28.11- 02.12, 04.12-09.12, 11.12-16.12, 18.12-20.12 | |
94-96 | Прыжки в длину с разбега | 3 | 21.12-23.12 | |
97-99 | Прыжки в высоту с разбега | 3 | 25.12-27.12 | |
100-102 | Метание гранаты в цель на дальность | 3 | 28.12-30.12 | |
103 | Контрольные испытания, соревнования по лёгкой атлетике | 1 | 15.01 | |
III | Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП). (107 часов) | |||
104 | Волейбол. Перемещение из стойки. Передача мяча сверху двумя руками. Приём мяча снизу двумя руками. Приём мяча снизу двумя руками. Приём мяча снизу двумя руками. | 1 | 16.01 | |
105 | Отбивание мяча в прыжке. Нижняя прямая подача. Нападающий удар. Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. | 1 | 17.01 | |
106-107 | Учебные игры. Контрольные игры. Судейская практика | 2 | 18.01,19.01 | |
108 | Баскетбол. Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении | 1 | 20.01 | |
109 | Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой | 1 | 22.01 | |
110 | Штрафной бросок. Инструкторская практика. Перехват, вырывание, забивание мяча | 1 | 23.01 | |
111 | Выбор места. Целесообразное использование технических приёмов. Участие в соревнованиях | 1 | 24.01 | |
112 | Футбол. Удары на точность, силу, дальность. Остановки мяча. Ведение мяча. Финты. Отбор мяча | 1 | 25.01 | |
113 | Расстановка игроков. Тактика игры в нападении. Судейская практика | 1 | 26.01 | |
114 | Групповые и командные действия. Тактика игры в защите. Судейская практика | 1 | 27.01 | |
115 | Групповые и командные действия. Соревнования по футболу | 1 | 29.01 | |
116 | Настольный теннис. Чередование приёмов игры по заданным квадратам. Чередование и сочетание 2-3 различных приёмов игры по заданным квадратам | 1 | 30.01 | |
117 | Контрудары. Тактика парной игры. Варианты тактики парной игры | 1 | 31.01 | |
118-119 | Контрольные соревнования по настольному теннису. | 2 | 01.02, 03.02 | |
120-139 | Подвижные игры | 40 | 05.02-10.02 12.02-17.02 19.02-24.02 26.02-03.03 05.03-10.03 12.03-17.03 19.03-22.03 | |
140 | Упражнения на ловкость | 1 | 23.03 | |
141-142 | Упражнения на координацию движений | 2 | 24.03,26.03 | |
143 | Упражнения на гибкость | 1 | 27.03 | |
144 | Упражнения на быстроту | 1 | 28.03 | |
145 | Упражнения на выносливость | 1 | 29.03 | |
146-170 | Спортивные игры | 25 | 30.03,31.03, 02.04-07.04, 09.04-14.04 16.04-21.04 23.04-27.04 | |
171-172 | Соревнования по ОФП | 2 | 28.04,30.04 | |
173-174 | Соревнования по СФП | 2 | 04.05,05.05 | |
175-176 | Соревнования - эстафеты | 2 | 10.05,11.05 | |
177-178 | Соревнования «Веселые старты» | 2 | ||
179-180 | Соревнования-поединки | 2 | ||
181-196 | Двухсторонние игры | 6 | ||
197-210 | Контрольные нормативы | 4 |
Список рекомендованной литературы для детей
- Бердышев С.Н., Здоровье на «отлично». Самоучитель по укреплению здоровья для детей. – М., «Рипол классик»,2002.
- Виммерт Й. Олимпийские игры – Зачем и почему./перевод с нем. Жирновой Ю. – М., «Мир книги»,2007
- Володин В.А., Большая детская энциклопедия (том 20). Спорт.- М.,«АСТ», 2010.
- Гриненко М.Ф., Решетников Г.С., Начинайте день с зарядки. – М.,1981.
- Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003.
- Ежи Талага, Энциклопедия физических упражнений. – М., «Физкультура и спорт», 1998.
- Куприянчик Л.Л. Основы бодибилдинга – Секреты для мальчиков. – Киев, «Ранок», 2005.
- Малов В.И. Тайны великих спортсменов. – М., «Оникс»,2010.
- Шалаева Г.П., Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте. – М., «ЭКСПО». 2004.
Список рекомендованной литературы для родителей
- Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. (серия «Мир Вашего ребенка) – М., «Феникс»,2001.
- Былеева А.В. Подвижные игры. – М., «Физкультура и спорт», 1982.
3. Голубев А. М. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. И.П.К. М.О. – М., 1994.
- Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма – М., «Детство-пресс», 2006.
- Милосердова Г.А., Мастюгина Е.Г. Мой ребенок – победитель. – М., «Феникс».2008.
- Подшибякин А.К. Закаливание – залог здоровья. - М., 1981
- Сзетов А., Школьников Н. Физическая культура в семье. - М., 1973.
Список рекомендованной литературы для педагога
- Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. Северное окружное управление Московского комитета образования. Составитель Карчина 3.Л. - М., 1999.
- Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. Центр творчества «Кузьминки» Составители Жиркова М.В. и др. - М.,1999.
- Общая физическая подготовка. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий. Составитель Колтановский А.П. - М., 1986.
- Программа Матвеева А.П. «Физическая культура, 5 – 11 классы». М. , «Просвещение», 2007.
- Программа по физическому воспитанию для учащихся 1-4 классов образовательной школы. Андреева Н А. и др. Советская система физического воспитаниям. - М., 1975.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.,1980
- Гришина Ю.И.Общая физическая подготовка. - М.,2010
- Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе. - М., 1979.
- Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких, С-П., 1997.
- Шурухина В.К Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы. - М. ,1980.
- Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск, 1985.
- Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом: материалы международной научно – практической конференции 25-26 марта 1999 г. – Томск: ТГПУ.
- Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. - М.,2008.
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
- Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Кофмана Л.Б., Погадаева Г.И. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
- Новиков Ю.Н. Физкультура или спорт. – М.,1996
- Семёнов Л.П. Советы тренерам. – М.: ФиС, 1980.
- Сиваков В. И. О психоэмоциональном перенапряжении школьников. Журнал «Физическая культура в школе», 2004. – № 2. – с.74.
- Чехунова Т. И. Программа по физической культуре для классов с ежедневными занятиями физической культурой.- Томск, 1999.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., «Академия», 2000.
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Смоленской области
СОГБПОУ "Смоленский областной образовательный комплекс – Технологический колледж - Лицей-интернат "Феникс"
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО __________________ Тихонова Н.А. Протокол №1 от «29» августа 2024г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________________ Панцевич А.П. Приказ № 66 от «31» августа 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Весёлая гимнастика»
для обучающихся 5-8 классов
34 часа
Учитель физической культуры:
Ефремова Альбина Ивановна
Высокое
2024
Пояснительная записка
Образовательная программа “Весёлая гимнастика” имеет спортивно-оздоровительную направленность. Практическая значимость данной программы заключается в том, что она служит средством коррекции и укрепления здоровья учащихся, их разностороннего физического развития и совершенствования физической подготовки. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств, в процессе освоения гимнастических упражнений. Гимнастика с элементами акробатики – отличное средство пропаганды спорта. Акробатические упражнения необычайно зрелищны. Их используют в различных показательных выступлениях. Именно благодаря своей зрелищности занятия гимнастикой стали особенно популярными среди детей школьного возраста. Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров. Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Целью программы является создание прочной основы для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения, расширения двигательных возможностей, компенсации дефицита двигательной активности.
Задачи:
- формировать основы знаний в области физической культуры и спорта, в частности по гимнастике;
- обеспечить осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений;
- формировать навыки выполнения отдельных двигательных действий, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к другим;
- способствовать формированию опорно-двигательного аппарата, правильной осанки и навыков координации движений;
- способствовать комплексному развитию физических качеств.
- вызывать и поддерживать интерес к двигательной активности и систематическим занятиям спортивной акробатикой;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности;
- побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений;
- способствовать развитию творческих способностей и творческой самореализации детей, духовному, нравственному и физическому совершенствованию.
Программа рассчитана на 5-8 класс - 11-14 лет, 34 часа в год - по 1 часу в неделю. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков.
Новизна программы состоит в том, что в ней большое внимание уделяется обучению детей не только элементам гимнастики и акробатики, но и формированию компетенций в области обеспечения безопасной жизнедеятельности, основ анатомии и травматологии, хореографии. Данная программа является составной программой по внеурочной деятельности, способствующая более углубленному изучению одного из разделов физического воспитания «Гимнастика». Она направлена на развитие физических качеств, а также двигательных способностей учащихся, на совершенствовании координации их движений, а через развитие координационных способностей подростков на развитие специальных двигательных умений и навыков.
Основными формами проведения занятий являются беседы, тестовые задания, тренировочные занятия, соревнования, сдача контрольных нормативов, просмотр и анализа учебных фильмов и презентаций, игры, показательные выступления.
Содержание учебного предмета
Основы знаний
Меры предупреждения на занятиях по гимнастике; краткая история гимнастики и виды гимнастики; приемы самомассажа при занятиях гимнастикой. Страховка и самостраховка для чего она нужна?
Гимнастические упражнения на гибкость: тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах; шаги и прыжки в полном приседе; наклоны туловища; упражнения для развития гибкости позвоночника; упражнения для подвижности в тазобедренных суставах; полушпагат; шпагат; обучение комплексу ОРУ на развитие гибкости.
Упражнения у опоры: волна; пружинящие движения; махи ногами; упражнения развивающие мышцы живота.
Элементы акробатики: ТБ при выполнении акробатических элементов; сед углом; группировка; перекаты; стойка на лопатках, согнув ноги и выпрямив ноги; стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено; кувырок вперёд, назад, в сторону; «мост» из положения лежа на спине.
Упражнения с предметами и без них: ТБ при выполнении упражнений с предметами; упражнения с малыми теннисными мячами; упражнения со средним резиновым мячом; танцевальные движения с мячом; упражнения со скакалкой; «качалочка»; вращение скакалки; танцевальные движения со скакалкой; упражнения с обручем; вращения обруча; перебрасывание, подбрасывание обруча; прыжки через обруч; стойки и равновесие с обручем; подвижные игры, эстафеты.
Правила составления гимнастических комбинаций: ТБ при выполнении гимнастических комбинаций; составление программы; подбор музыкального сопровождения.
Комбинации художественной гимнастики: практические самостоятельные занятия; демонстрация индивидуальных комбинаций; согласование элементарных движений различными звеньями тела с музыкальным сопровождением; воспроизведение заданного ритма с помощью простейших действий: постукивания, притоптывания, прихлопывания, ритмичного шагания и т.п.; соотнесение с музыкальным аккомпанементом более сложных передвижений (шагов, бега, подскоков, выпадов, поворотов и т.п.).
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности «Весёлая гимнастика»
Личностные результаты:
- готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов-олимпийцев;
- готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных Олимпийских игр и олимпийского движения;
- готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планировании и проведении совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
- готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях;
- готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных занятий физической культурой и спортом;
- стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта;
- готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
- осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении посредством занятий физической культурой и спортом;
- осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению организма после значительных умственных и физических нагрузок;
- готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом, проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристских походов, противостоять действиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде;
- освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности;
- повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;
- формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
Метапредметные результаты:
- анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек;
- характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья, руководствоваться требованиями техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака;
- устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности;
- устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
- устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма;
- устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
- устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма.
Предметные результаты:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Тематическое планирование
№ п./п. | Тема | Количество часов | Форма проведения занятия |
1 | Основы знаний | 4 | беседы, просмотр презентаций и фильмов |
2 | Гимнастические упражнения для развития гибкости. | 6 | тренировочные занятия |
3 | Упражнения у опоры. | 4 | тренировочные занятия |
4 | Элементы акробатики. | 6 | тренировочные занятия |
5 | Упражнения с предметами и без них. | 4 | тренировочные занятия, игры |
6 | Правила составления гимнастических комбинаций. | 2 | сдача контрольных нормативов |
7 | Комбинации художественной гимнастики. | 8 | показательные выступления |
Всего | 34 |
Календарно - тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Весёлая гимнастика»
для обучающихся 5-8 классов на 2024– 2025 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1. | Меры предупреждения на занятиях по гимнастике, краткая история гимнастики и виды гимнастики | |
2. | Краткая история гимнастики и виды гимнастики | |
3. | Приемы самомассажа при занятиях гимнастикой. | |
4. | Страховка и самостраховка для чего она нужна? | |
5 | Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах; шаги и прыжки в полном приседе | |
6 | Наклоны туловища; упражнения для развития гибкости позвоночника | |
7 | Упражнения для подвижности в тазобедренных суставах, полушпагат | |
8 | Полушпагат; шпагат; обучение комплексу ОРУ на развитие гибкости. | |
9 | Полушпагат; шпагат; обучение комплексу ОРУ на развитие гибкости. | |
10 | Полушпагат; шпагат; обучение комплексу ОРУ на развитие гибкости. | |
11 | Упражнения у опоры: волна; пружинящие движения; махи ногами; упражнения развивающие мышцы живота. | |
12 | Упражнения у опоры: волна; пружинящие движения; махи ногами; упражнения развивающие мышцы живота. | |
13 | Упражнения у опоры: волна; пружинящие движения; махи ногами; упражнения развивающие мышцы живота. | |
14 | Упражнения у опоры: волна; пружинящие движения; махи ногами; упражнения развивающие мышцы живота. | |
15 | ТБ при выполнении акробатических элементов; сед углом; группировка; перекаты | |
16 | Стойка на лопатках, согнув ноги и выпрямив ноги; стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено | |
17 | Стойка на лопатках, согнув ноги и выпрямив ноги; стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено | |
18 | Кувырок вперёд, назад, в сторону; «мост» из положения лежа на спине. | |
19 | Кувырок вперёд, назад, в сторону; «мост» из положения лежа на спине. | |
20 | Кувырок вперёд, назад, в сторону; «мост» из положения лежа на спине. | |
21 | Упражнения с малыми теннисными мячами; упражнения со средним резиновым мячом; танцевальные движения с мячом; | |
22 | Упражнения со скакалкой; «качалочка»; вращение скакалки; танцевальные движения со скакалкой | |
23 | Упражнения с обручем; вращения обруча; перебрасывание, подбрасывание обруча; прыжки через обруч; стойки и равновесие с обручем; | |
24 | Подвижные игры, эстафеты. | |
25 | Составление программы; подбор музыкального сопровождения. | |
26 | Составление программы; подбор музыкального сопровождения. | |
27 | Практические самостоятельные занятия; демонстрация индивидуальных комбинаций | |
28 | Согласование элементарных движений различными звеньями тела с музыкальным сопровождением | |
29 | Согласование элементарных движений различными звеньями тела с музыкальным сопровождением | |
30 | Воспроизведение заданного ритма с помощью простейших действий: постукивания, притоптывания, прихлопывания, ритмичного шагания и т.п | |
31 | Соотнесение с музыкальным аккомпанементом более сложных передвижений (шагов, бега, подскоков, выпадов, поворотов и т.п.). | |
32 | Соотнесение с музыкальным аккомпанементом более сложных передвижений (шагов, бега, подскоков, выпадов, поворотов и т.п.). | |
33 | Соотнесение с музыкальным аккомпанементом более сложных передвижений (шагов, бега, подскоков, выпадов, поворотов и т.п.). | |
34 | Показательные выступления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая подготовка с элементами лыжной подготовки"
ПРограмма расчитана на детей начальной школы. По 144 часа в год. 2 раза в неделю по 2 часа....
Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая подготовка с элементами акробатики"
Для детей 7-11 лет. Программа расчитана на 4 года....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Общая и специальная олимпиадная физическая подготовка»
Дополнительная образовательная программа «Общая и специальная олимпиадная физическая подготовка» предназначена для проведения и подготовки занятий по «Специальной и общей физической ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физической культуре «Детский фитнес»
Настоящая программа является программой дополнительно образования по детскому фитнесу для детей 4-7лет дошкольного возраста Направленность : физическое развитие Дополнительная ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»...
Календарный тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основная физическая подготовка с элементами спортивных игр»
Календарный тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основная физическая подготовка с элементами спортивных игр»...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая подготовка, пауэрлифтинг» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет физкультурно – спортивную направленность.
Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Доказано, что ...