Формирование содержания образовательной программы на основе идей В. А. Сухомлинского (на примере кулинарной студии)
статья
В данной статье рассматриваются основные воспитательные идеи классика отечетсвенной педагогической мысли В.А.Сухомлинского и их применение в деятельности современного детского объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_andreeva_g.i.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование содержания образовательной программы на основе идей В. А. Сухомлинского (на примере кулинарной студии)
Размышляя о сверхзадаче воспитания, В.А. Сухомлинский утверждал, что «…самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребенок сказал свое слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своем развитии» [1]. Но чтобы сказать «свое слово», необходимо, чтобы в сознании учащегося существовал не простой набор знаний, но базовое общее представление о предмете, его связи с другими предметами и явлениями окружающего мира.
Создание этого общего целостного представления в науке называется формирование картины мира человека. В основном эту функцию несет на себе, содержание образования, но также она реализуется благодаря организованному культурному пространству образовательного учреждения.
Анализируя содержание в системе ДОД, было доказано, что оно должно строиться на освоении деятельности (в рамках различных направленностей): практической, продуктивной, творческой, личностно созидательной и познавательной. В процессе этой деятельности происходит формирование картины мира. Она должна быть истинной, то есть соответствовать актуальной культуре, а также обращаться к лучшим образцам прошлого и давать ориентацию к вероятным стратегиям будущего.
В статье «Картина мира как исследовательских концепт» [2] автор, анализируя данное понятие, определяет «картину мира», как отражение окружающего мира в сознании человека. Создавая устойчивый баланс в структуре бытия (человек-общество-природа-культура), «картина мира» всегда полна смыслами, важными для самосохранения социума.
«Любая картина мира представляет собой своеобразную <культурную матрицу>, систему координат, с помощью которой человек мыслит и действует в мире…» [3]. Именно она формирует систему представлений о мире, определяет жизненные позиции, взгляды, убеждения, тем самым регламентируя поведение людей.
В работе «Искусство и социокультурная стратификация общества» авторы приходят к выводу, что «картина мира, представляет собой сложно структурированную целостность, включающую три компонента: мировоззрение, мировосприятие и мироощущение» [4], которые в совокупности образуют определенную целостность. Эти категории активно используются в воспитательной системе В. А. Сухомлинского.
Мировоззрение – это концептуальная часть, связывающая образы в систему взглядов, ценностных ориентаций и т.п. В своем труде «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский пишет: «Формируя мировоззрение, учитель одновременно формирует и духовный мир подростка, потому что мировоззрение человека – это личное его отношение к истинам, закономерностям, фактам, явлениям, правилам, обобщениям, идеям» [5].
Мировосприятие – это образная часть, представляющая собой совокупность наглядных образов природы, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т.п. В.А. Сухомлинский уделяет значительное внимание процессу мировосприятия, всячески стремясь, чтобы «чтение «Книги природы» не выливалось в простое восприятие картин и образов природы, а было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний» [6]. Он заботился о том, чтобы «дети были пытливыми исследователями и открывателями мира, чтобы истина предстала пред ними не как готовый вывод, преподнесенный педагогом, а как яркая картина окружающего мира, пережитая с трепетным биением сердцем… Тогда истина становится личным убеждением, которым человек дорожит всю жизнь» [7].
Мироощущение – это «чувственная ткань сознания», эмоциональная окраска образов, составляющих картину мира. Воспитание благородных чувств и общая «…эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира, - это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления» [8].
Включение данных элементов в содержание разных видов деятельности дополнительного образования, с одной стороны, создаст содержательное единство воспитательного процесса системы ДОД, а с другой, – позволит подчеркнуть своеобразие той картины мира, которая открывается личности в процессе освоения конкретной образовательной программы.
Чтобы понять, какие картины мира можно формировать при помощи содержания образования, обратимся к видам направленностей дополнительных общеразвивающих программ. В настоящее время действующим нормативным документом определены шесть направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая [9]. В рамках каждой направленности осваиваются разнообразные виды деятельностей.
Различные виды деятельности в системе дополнительного образования детей, по сути, формируют своеобразные картины мира (картина мира художника отлична от картины мира повара или краеведа и т.д.). Каждая из этих картин мира опирается на свою систему понятий, ценностных ориентаций, концептуальных, эмоциональных и чувственных образов. «На основе картины мира и ее отдельных составляющих у каждого человека складывается своя концепция мира и самого человека в нем, в соответствии с которой он и живет, осуществляя свое категориальное поведение» [10].
Таким образом, в формировании той или иной картины мира в системе ДОД ключевым понятием является «деятельность». Еще один из основоположников системы внешкольного образования С.Т.Шацкий придерживался мнения, что «организовать жизнь детей – значит организовать их деятельности... Строить программу для осуществления этой цели нужно не по предметам, а по их деятельности» [11].
Основным видом деятельности в дополнительной образовательной программе «Студия кулинарного мастерства «Спрут»» является кулинарная деятельность. Рассмотрим возможность применения основных идей воспитания В.А. Сухомлинского в содержании данной программы для формирования определенной картины мира учащихся.
Программа «Студия кулинарная мастерства «Спрут»» призвана подготовить учащихся к самостоятельной жизни в обществе путем освоения одного из базовых человеческих навыков – приготовления сбалансированной и здоровой пищи для себя и своих ближних.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности всем желающим учащимся, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, а также детям из неполной и неблагополучной семьи, освоить азы возможной будущей профессии повара, актуальной в любом обществе и во все времена.
Зная о том, что болезненное состояние психики накладывает отпечаток на детское поведение, в работе кулинарной студии действуют принципы медицинской педагогики, на которые обращает внимание В.А. Сухомлинский [12]: 1) щадить легко уязвимую болезненную психику ребенка; 2) всем стилем… жизни отвлекать детей от мрачных мыслей и переживаний, пробуждать у них жизнерадостные чувства; 3) ни при каких обстоятельствах не дать понять ребенку, что к нему относятся, как к больному».
Поэтому, не смотря на то, что в кулинарной студии по статистическим данным примерно половина детей обучаются в специальных классах, занятия проводятся без разделения. Процесс общего дела так увлекает ребят, что через некоторое время очень сложно отличить детей с задержкой психического развития от обучающихся из обычных классов. Педагог в процессе распределения заданий учитывает разные способности и возможности учащихся, индивидуальные особенности здоровья, а также различную скорость усвоения информации. Постоянное мягкое и деликатное обращение педагога к каждому ученику компенсирует недостаток внимания со стороны родителей.
В процессе совместной деятельности реализуются идеи этического воспитания личности. Нравственность ребенка воспитывается в коллективе, т.к. все поступки, которые он совершает, происходят на виду у сверстников и, как правило, в процессе взаимодействия и общения между собой. В команде ребята учатся контактировать друг с другом, уступать, помогать, держать себя в руках.
В распределении заданий учитывается гендерный подход. Мальчики учатся заботиться о девочках, выполняя работу, где требуется физическая сила, девочки стараются больше помогать в уборке, накрывать и убирать со стола. Таким образом, формируется естественное разделение труда.
Педагог ставит перед собой, прежде всего, воспитательные задачи, чтобы дети в процессе обучения научились бережному, заботливому отношению друг к другу, взаимопомощи и поддержке. Если кому-то представляется сложным выполнение порученного задания, другие учащиеся приходят ему на помощь.
По средствам общей деятельности по приготовлению блюда, которое в последствие попробует весь коллектив, происходит воспитание повышенного чувства личной ответственности учащихся за то, что они делают и как, чем они накормят себя и окружающих. Здесь быстро формируются устойчивые навыки личной гигиены, внимания на каждом этапе приготовления, рациональность действий, не допускающих небрежности или ошибки. Особенно это чувство ответственности явственно проявляется, когда организуются открытые занятия и мастер-классы с дегустацией приготовленных учащимися блюд всеми пришедшими на занятие гостями.
Принципы коллективного воспитания в кулинарной студии схожи с теми, на которых основана методика воспитания коллектива В.А. Сухомлинского. Первым принципом можно назвать ценностное отношение между воспитанниками студии и между педагогом и учеником. Главное, на что обращено внимание педагога, чтобы «ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается [13]. В кулинарной мастерской каждый непременно получает одобрение и практическую поддержку со стороны педагога и коллектива за выполнение пусть не главного, но порученного ему дела. Чтобы приготовить любое блюдо, нужно выполнить немалое количество операций различной степени сложности и характера. Поэтому каждый заинтересован в правильном и достойном исполнении своей части работы.
В кулинарной студии нет формул и уравнений. Поэтому в одном коллективе за одной плитой и столом могут находиться в равных условиях учащийся из 4 класса и старшеклассник. И не смотря на разницу в возрасте и интересах, они объединены единым делом, одинаково заинтересованы в общем успешном результате. Исчезает необходимость конкуренции. Каждому дается задание по силам. Если ребенок начинает выполнять его небрежно, детский коллектив самостоятельно его останавливает и корректирует. Судьями в поступках товарища становятся сами дети. Учитель лишь контролирует, чтобы не произошел конфликт. Но если такое случается, его причины разбираются вместе и открыто, чтобы это было уроком и для участников конфликта, и для его свидетелей.
Программа предусматривает в основном групповую форму занятий, что позволяет развить у детей такие качества, как умение работать в команде, взаимопомощь и уважение к труду другого человека, слаженность коллективных действий, понимание друг друга без слов, послушание педагогу, как более опытному и знающему наставнику и т.д. Когда ребенок готовит в команде, он может сравнить свои способности и умения с умениями «коллег по цеху». Это создает дополнительную мотивацию добиться лучшего результата или хотя бы не отставать от других.
Одним из важных педагогических принципов работы с детьми в кулинарной студии является отказ от наказаний и практика запрещений. И первое, и второе в большей степени продиктовано возрастным адресатом программы. Она рассчитана на освоение детьми и подростками от 11 до 17 лет. В психологии этот возраст является важнейшим этапом развития и становления личности ребенка, который испытывает серьезные психофизиологические изменения.
Они связаны с протестными настроениями, противоречивостью суждений, неустойчивостью нервной системы, колебаниях эмоциональных состояний. В это время подросток часто отдаляется от родителей, если они не научатся быть ему друзьями. А между тем, именно в этот период ребенку требуется особенная забота, участие и ласка. Поэтому «мы, воспитатели, должны быть особенно внимательны к нему»[14].
В процессе деятельностного общения и довольно близкого контакта с детьми, педагог может выявлять не только их способности, но и проблемы и переживания, которыми ребятам хочется поделиться. Непринужденность обстановки располагает к неформальному обсуждению значимых для подростков вещей, в которых они могут обменяться собственными мнениями, получать дружеский совет от педагога-наставника, проявлять участие к трудностям и проблемам друг друга.
В этой связи очень важно создать для подростков атмосферу душевного равновесия, мира, гармонии. Как отмечает В.А. Сухомлинский «характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности»[15].
Эти слова Василия Александровича очень точно описывают пример работы на занятии по кулинарии, где удается создать дружескую, располагающую обстановку, сохраняя при этом деловую атмосферу ритмичной, но несуетливой совместной деятельности, в которой учащиеся и педагог увлечены общим делом, поэтому выступают друг по отношению к другу как партнеры, единомышленники. «Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» [16]. Поэтому в студии нет места наказанию, иначе оно может нарушить тонкую связь, со временем выстраивающуюся между педагогом и учеником. Несправедливое наказание ребенка за проступки может отрицательно повлиять на его желание учиться. Если же ученик действительно неправ, то вместо наказания ученику дается шанс на осознание своей вины и самостоятельное исправление допущенной ошибки.
Если учащийся этого не делает или начинает переходить границы, или недолжным образом относиться к процессу приготовления, продуктам питания, педагог может остановить его запретом, который будет воспринят как должное, и перенаправить неуемные силы детей на обдуманное созидательное действие.
Но гораздо действеннее в развитии позитивной мотивации в обучении оказывается способ поощрения учащихся за их трудоспособность, отзывчивость проявление заботы к тем, кто не справляется с заданием и т.д. Подросток очень нуждается в самореализации и общественном признании со стороны окружающих его достоинств. И для этого он начинает заниматься ответственным, серьезным делом, где он может показать свои способности, проявить инициативу, увидеть результаты своего труда, получить одобрение со стороны авторитетных взрослых и своих сверстников, ощутить свою значимость в коллективе.
Практика показала, что дети идут в студию не только ради обучения кулинарной деятельности и повышения самооценки, но за неформальным общением с педагогом, в котором они видят значимого взрослого, проявляющего к их жизни и проблемам искренний неподдельный интерес.
В каждом ребенке заложено желание творить, экспериментировать, пробовать познавать мир. Это абсолютно естественная потребность ребенка в познании и творчестве. Кулинарная студия – настоящий полигон для творчества. Ребята, немного научившись приемам готовки, берутся за дело и дома. При этом делают это публично, открыто, выкладывая фото приготовленных блюд, делясь впечатлениями, в том числе положительными отзывами членов семьи. Всё это заставляет их задуматься о возможном выборе будущей профессии.
Кулинарная деятельность на профессиональном уровне включает серьезный физический труд, к которому ребята начинают приспосабливаться еще в процессе обучения в системе ДОД. Как утверждает В.А. Сухомлинский, «…в процессе физического труда формируются важнейшие качества ума: пытливость, любознательность, гибкость мысли, яркость воображения» [17]. Физический труд в кулинарной студии начинается с мойки и разделки продуктов, а заканчивается уборкой рабочего места кабинета.
При этом у детей 4 классов особенно проявляется увлеченность физическим трудом, желание участвовать в активной деятельности, помогать старшим, проявлять самостоятельность и инициативу.
Радость познания ребят заметна и при овладении новой кухонной техникой. «Дух исследования, пытливости и любознательности - вот что пробуждает у детей интерес к труду» [18]. Дети делятся дома с родителями своими достижениями, демонстрируют трудовые навыки, начинают брать на себя часть домашних обязанностей, что как правило, поощряется взрослыми.
Для стимулирования познавательного стремления у обучающихся практикуются следующие формы проведения занятий: кулинарные мастерские; игра «Кулинарный морской бой»; открытые дегустации; мастер-классы; соревнование «Кулинарный поединок» и др.
Кроме того, для формирования верного представления у обучающихся относительно происхождения кухонных принадлежностей, техники, оборудования, а также тех или иных продуктов, во время приготовления блюда идет обсуждение, в котором ребята принимают живое участие. В современном мире ребенок разучился интересоваться происхождением вещей, его уже ничем не удивишь, благодаря глобальной сети Интернет. Но стоит рассказать интересный факт, например, об истории создания блюда, как у детей начинаются вопросы, они с удовольствием погружаются в мир воображаемых образов, чувств и представлений. В сознании школьника рождается взаимосвязь между теми действиями, которые он выполняет и окружающим миром с его историей, традицией, культурой, частью которой является и одно из самых древних занятий человека – приготовление пищи.
Кухня – это место живого общения, поэтому педагог в процессе воспитания часто обращается к чувственно-эмоциональной сфере учащихся.
Каждое занятие раскрывает для ребят мир новых ощущений, впечатлений. Из различных и вроде бы заурядных продуктов создается кулинарный шедевр, который дети учатся не только правильно приготовить, но и украсить блюдо, и красиво подать. Если одновременно готовятся несколько одинаковых блюд, то между командами проходит конкурс на лучшее украшение. Это развивает эстетический вкус учащихся.
Кроме того занятия, проводимые в кулинарной студии, способствуют развитию в особенности таких разновидностей чувств, как обоняние, осязание, вкус, интуиция. Не останавливаясь на этом подробно, следует заметить, что приготовление блюда напоминает игру. В ней есть свои правила, участники, ограниченное время и система правильных шагов для достижения победного результата, который вдобавок можно еще и попробовать на вкус!
Помимо чувства радости и наслаждения, воспитывается чувство ответственности перед другими, ведь ребята учатся готовить для других и могут почувствовать, как это не просто – накормить ближних, потому что для этого нужно приложить усилия и труд. А помимо этого нужно еще и выполнить ряд вспомогательных действий (помыть посуду, инвентарь, убрать за собой рабочее место, накрыть на стол и т.д.). Также ребята учатся бескорыстности, доброте и щедрости, когда надо поделиться своей порцией с голодным товарищем или зашедшим на аппетитный запах гостем. В эти моменты дети осваивают целую палитру благородных чувств и поступков.
В студии не происходит отбора. Девиз кулинарной студии – готовить может каждый! И не просто действовать по указанию педагога, а творить самостоятельно. Ведь «Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств…» [19]. Именно такое отношение к ребенку, как к творцу, принято в кулинарной студии.
Программа рассчитана на детей, начиная с 3 класса. Каждый пришедший ребенок становиться маленьким кулинаром. Вскоре, набравшись опыта, он в состоянии вместе коллективом приготовить несложное блюдо, понимая смысл и последовательность своих действий и операций. А через некоторое время он сможет из определенного списка продуктов придумать и самостоятельно приготовить новое блюдо, опираясь на интуицию, знания законов сочетания продуктов, особенности их обработки, времени приготовления и т.д.
Таким образом, учащийся выступает как активный творческий субъект учебной деятельности, самостоятельно осуществляющий весь цикл приготовления блюда, а педагог берет на себя функцию консультанта, объясняя, показывая, корректируя, но не выполняя за него даже часть необходимой работы. Атмосфера общей кухни, совместной творческой деятельности, активного включения в работу, в совокупности с уважительным отношением педагога и неформальным субъект-субъектным общением в процессе обучения, может оказать благотворное влияние на развитие и воспитание личности учащегося, а также сыграть решающую роль в выборе его будущей профессии.
Реализация идеи воспитательного воздействия пространства в данный момент пока не реализована в целостности.
Учебные занятия проводятся в специально отведенном просторном помещении (кабинете кулинарии) с рабочей зоной, оснащенной необходимым кухонным оборудованием, современной кухонной техникой, инвентарем, инструментами и посудой, необходимыми для приготовления основных блюд и зоной для дегустации и отдыха. Очень важно, что современная инфраструктура рабочего помещения и материальное обеспечение программы позволяет каждому учащемуся на протяжении всего занятия быть активно задействованным в процессе приготовления блюда.
Из того, что имеет воспитательное значение, в кабинете кулинарии пока только несколько дипломов и грамот – показатели того, каких результатов достигли ребята, которые учатся здесь. Еще одним важным аспектом воспитательной среды является порядок и чистота на кухне, где каждая кастрюлька «знает свое место». Таким видит ребенок кабинет, когда приходит в него, таким же он его и оставляет. Кухня остается тайной лабораторией кулинарных шедевров, местом творчества и новых открытий.
Исходя из произведенного анализа включения ключевых воспитательных идей В.А. Сухомлинского в содержание программы студии кулинарного мастерства, следует ряд выводов.
Образовательные программы дополнительного образования имеют практико-ориентированный характер и предполагают освоение практического, познавательного, эмоционального и творческого опыта определенной деятельности. «Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [20].
Разные виды деятельности в системе дополнительного образования отражают специфическую картину мира, тем самым, удовлетворяя разнообразные запросы и потребности личности в обретении личностной полноты и целостности.
Основная цель образовательной программы кулинарной студии – освоение фактических навыков кулинарной деятельности для формирования культуры здорового питания и правильного приготовления пищи у сегодняшних школьников (завтрашних взрослых) – отражает мировоззренческие установки, с которыми останется учащийся после освоения программы.
Применение воспитательных идей В.А. Сухомлинского в деятельности кулинарной студии оказалось не только возможным, но и продуктивным, решающим много актуальных задач современного образования. Это позволяет «дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства…» [21].
С помощью воспитательных идей В.А. Сухомлинского, в деятельности коллектива кулинарной студии, можно формировать картину мира личности (включающую мировоззрение, мировосприятие и мироощущение), которая будет складываться постепенно через освоение содержания дополнительной образовательной программы.
[1] Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива).–М.: «Молодая гвардия»,1975. – 240 с.
[2] Лях В.И. Картина мира как исследовательский концепт// Культура и время перемен. – 2005. - № 1(8); URL: timekguki.esrae.ru/24-90 (дата обращения: 26.0.205).
[3] Модель системы образования в эволюционной картине мира [Электронный ресурс] / Леонов В.Е. // Медицина и образование в Сибири: электронный научный журнал. – 2006. – № 2. – Режим доступа: (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=68).
[4]Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб, Алетейя, 2003. 464 с. С.56.
[5] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.2.
[6] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.142.
[7] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.142.
[8] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.43.
[9] Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.01.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
[10]Картина мира // Основы духовной культуры (Энциклопедический словарь педагогов). – Екатеринбург.
2000.
[11]Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1980. 304 с. С.117.
[12] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.С.50
[13] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.76
[14] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.91
[15] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.120
[17] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.126
[18] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.126
[19] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.52
[20]Бим-Бад Б.М. Деятельность // Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. С.68-69.
[21] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1974. – 288 с. С.168
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование креативной образовательной среды на основе ИКТ как основа саморазвития личности на уроках географии
В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании разл...
Аналитическая справка: "Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий как основы саморазвития личности»
Актуальность опыта.В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современн...
Выбор технологий, используемых при реализации инновационного содержания образовательных программ
Анализ инновационной деятельности...
Дополнительная образовательная программа Дисциплина: Основы изобразительной грамоты и рисование Возр
Пояснительная записка.Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она основывается на единстве задач обучения и эстетического развития учащихся. В первый кла...
Индивидуальная образовательная программа как основа самоопредеоения старшего школьника
В Концепции профильной школы поставлена задача создания условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных п...
Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...
Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"...