Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
опыты и эксперименты
Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mep.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Татарско-Тавлинская основная общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Программа экспериментальной работы
Тема эксперимента:
«Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время»
Руководитель ЭП:
Абдуллова Д.Г., учитель географии и биологии МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ»
Татарская Тавла, 2022
Рецензия
на программу эксперимента по теме
««Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время»
Подготовка школьников к жизни и деятельности в многоязычном и поликультурном обществе стала одной из приоритетных задач школьного образования. Она реализуется как в специализированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах. Чтобы научить детей взаимопониманию, уважению друг к другу, помочь им освоиться в полиэтническом пространстве, необходима систематизированная работа, направленная на знакомство учащихся разных национальностей с особенностями традиций, культуры, этикета той страны, гражданами которой они являются, при этом оставаться уникальными носителями своей культуры. Поэтому тема программы школьной экспериментальной площадки, направленная на знакомство учащихся разных национальностей с особенностями традиций, культуры, этикета той страны, гражданами которой они являются, при этом оставаться уникальными носителями своей культуры, актуальна.
В программе обозначены цели и задачи работы, подробно раскрыто содержание, этапы внедрения эксперимента.
Разработанная программа имеет большую практическую значимость, так как предполагает создание авторского методического и дидактического материала.
Член методсовета школы,
заместитель директора по УР Рахмятуллова Р.Х.
Информационная карта
№ | Параметры информации | Содержание информации |
1. Данные об участниках программы | ||
1.1 | Адрес общеобразовательного учреждения | 431535 Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Татарская Тавла, ул.Школьная,д. 36 |
1.2 | Полное наименование образовательного учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Татарско-Тавлинская основная общеобразовательная школа» |
1.3 | Вид образовательного учреждения | основная общеобразовательная школа |
1.4 | Тип образовательного учреждения | Общеобразовательное учреждение основного общего образования |
1.5 | Количество обучающихся | 18 |
1.6 | Телефон/факс | 8(83441)3-37-31 |
1.7 | tattavla@yandex.ru | |
1.8 | Web-сайт | https://shkolatatarskotavlinskaya-r13.gosweb.gosuslugi.ru/ |
2. Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной работы в образовательном учреждении | ||
2.1 | Фамилия, имя, отчество | Рахмятуллова Рима Хамзиевна |
2.2 | Должность | Зам. директора по УР |
2.3 | Телефон/факс | 8-83441-3-37-31 |
2.4 | tattavla@yandex.ru | |
3. Данные о масштабе экспериментальной работы | ||
3.1 | Данные о масштабе эксперимента | |
3.2 | Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки | |
3.3 | Уровень эксперимента | муниципальный |
3.4 | Кем присвоен статус (приказ) |
|
3.5 | Количество участников эксперимента | 1 учитель обучающиеся 9 класса |
4. Данные о содержании ОЭР | ||
4.1 | Тема эксперимента | «Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время» |
4.2 | Сроки эксперимента | 2022-2024 |
4.3 | Цель эксперимента | Создание условий для формирования и развития комплекса интеллектуальных и личностных качеств обучающихся на основе знакомства с национально культурным многообразием России через краеведческий компонент, обеспечивающий развитие творческих способностей и успешную социализацию. |
4.4 | Руководитель эксперимента | Абдуллова Диана Гафиятевна |
4.5 | Направление экспериментальной работы | Создание авторского методического и дидактического материала. |
Пояснительная записка
Каждый человек является носителем определённой этнической культуры, которой присущи такие компоненты, как язык, словесный фольклор, религия, этикет, традиции и т. д. Люди различных этнических культур взаимодействуют друг с другом в рамках поля отечественной и мировой культуры, обогащая культурный уровень друг друга.
Таким образом, совокупность этнокультурного и поликультурного и краеведческого образования является элементом социально-культурной компетенции, которая, в свою очередь, помогает воспитывать нравственного человека. Человека, знающего и понимающего историю, культурные особенности своей страны, язык, менталитет народа, способного беречь наследие и ресурсы и передавать знания будущим поколениям.
Республика Мордовия является государственным субъектом, на территории которого выделяется основной национальный состав - это русские, мордва и татары.
Обучение в школах ведётся на русском языке, хотя проживают народы, которые на бытовом уровне могут разговаривать на разных языках субъектов РФ.
В школе в тесном сотрудничестве проживают, работают и учатся представители разных национальных культур, религиозных конфессий, которым ежедневно необходимо не только получать образование на неродном для них языке, но и взаимодействовать друг с другом.
МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» находится в с.Татарская Тавла Лямбирского муниципального района. Численность села небольшая и составляет около 806 человек, в школе обучаются 39 учеников. Несмотря на небольшой состав учеников, национальный состав разнообразен. Основу составляют русские и татары. Среди прочих национальностей представлены: узбеки, таджики. Поэтому возникает необходимость в освоении материала всеми учениками независимо от национальности и неважно один это учащийся или же 10.
Концепция эксперимента
Актуальность
Актуальность проекта заключается в том, что каждый год в МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» прибывают ученики различных национальных принадлежностей, некоторые из которых с трудом разговаривают на русском языке и ничего не знают о стране, в которую они прибыли.
Главная задача курса – позволить обучающимся в будущем влиться в социальную среду государства, воспитать чувство патриотизма, гражданственности, социальной активности, помочь преодолеть языковой барьер, позволить обладать высоким уровнем социально-культурных компетенций и быть конкурентоспособным на рынке труда.
В основу модели поликультурного образования и воспитания заложено формирование базовых компетентностей: социальной, коммуникативной, информационной, образовательной.
Даная модель дополняет реализуемую программу духовно-нравственного развития обучающихся, так как расширяет комплекс задач приобщения детей к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Цель исследования: Создание условий для формирования и развития комплекса интеллектуальных и личностных качеств обучающихся на основе знакомства с национально - культурным многообразием России через краеведческий компонент, обеспечивающий развитие творческих способностей и успешную социализацию.
Объект исследования – обучающиеся 9 класса.
Предмет исследования – знакомство с многонациональным культурным многообразием России через краеведческий компонент
Гипотеза исследования – последовательное, систематическое внедрение поликультурных компонентов в процесс обучения способно повысить эффективность образовательного процесса, успешную социализацию и творческие способности каждого ребенка.
Задачи эксперимента:
учителю:
- Создание авторского методического и дидактического материала
- применять методические и дидактические материалы в учебном процессе;
в работе с обучающимися:
– формирование у обучающихся представлений о культурном многообразии современной России и формах культурного взаимодействия разных народов;
– формирование представления об истории и природе, традициях России через чувства чести, достоинства, долга, совести и уважения;
– организация совместной работы по вовлечению учащихся и педагогов в проектную, научно-исследовательскую и творческую работу по изучению культурного наследия народов России и мира;
– создание педагогических условий для участия детей в процессах сохранения и развития традиций народной и художественной культуры;
– освоение принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде школы;
– разработка совместных программ и мероприятий взаимодействия в части воспитания, дополнительного образования и апробация на базе МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ».
Методологическую основу эксперимента составляют положения современной науки о целостном и универсальном познании человека, о диалогическом отношении к наследию прошлого, а также основные положения философских и педагогических наук о ребенке как субъекте деятельности, о закономерностях общения, о необходимости формирования коммуникативных компетенций в воспитательно-образовательном процессе и способах и методах их осуществления; идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики.
Методы исследования: Наблюдение, сбор и анализ информации, работа с литературой, проведение экскурсий, лекций, проведение семинаров и конференций.
Практическая значимость проекта состоит в создании методического и дидактического материала.
Этапы реализации эксперимента
Этапы | Сроки реализации | Содержание |
1. Прогностический | август 2022 г. | Осмысление накопленного опыта |
сентябрь 2022 г. | Подготовка проектной базы | |
2. Организационный | октябрь 2022 г. | Разработка образовательного проекта |
3. Деятельностный | 2022-2024 гг. | Реализация модели «Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур» и созданного методического обеспечения для обучения детей всех уровней образования, корректирование учебно-методических материалов, программ и проектов, ежегодное подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы. |
4. Обобщающий | 2023-2024 гг. | Работа по проекту на заключительном этапе подразумевает не только адаптацию, воспитание чувства патриотизма, гражданственности, социальной активности, но и охрану, восстановление и упрочение села Татарская Тавла и Республики Мордовия в целом. |
5. Внедренческий | май 2024 г. | Подготовка отчета |
План работы
Наименование работ | Сроки выполнения |
Разработка ожидаемых результатов | 2022 г. |
Изучение соответствующей литературы по теме «Поликультурное образование на уроках географии» | 2022 г. |
Обсуждение и решение на педагогическом совете вопроса о целесообразности выполнения образовательного проекта | Август 2022 г. |
Составление плана образовательного проекта | Октябрь 2022 г. |
Создание материально-технической базы образовательного проекта | 2022 г. |
Выполнение программы образовательного проекта | 2022-2024 гг. |
Письменные отчеты на разных уровнях контроля за выполнением образовательного проекта | Ежегодно |
Подготовка текстов докладов к научно-практическим конференциям, педсоветам | Ежегодно |
Размещение разработок по образовательному проекту на школьном сайте | Постоянно |
Выступления на научно-практических конференциях, заседаниях кафедры географии | Ежегодно |
Творческий отчет по выполнению образовательного проекта | Ежегодно |
Участники эксперимента
№ | ФИО учителя | Образова- ние | Пед. стаж | Стаж работы в данной школе | Прохож- дение курсов | Тема самообразования | Аттеста-ция (год, катего-рия) |
1 | Абдуллова Диана Гафиятевна | Высшее МГПИ им. М.Е.Евсевьева | 6 | 6 | 2017 (биология) 2016 (география) | Формирование познавательной деятельности учащихся на уроках географии | 2019 первая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на уроках географии и во внеурочное время.
Одним из главных направлений образовательного курса современной школы является практическая направленность, то есть умение проявить на практике знания, умения и навыки, полученные в процес...
Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время
Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Образовательные технологии современного урока:интегрированные уроки и использование детских презентаций на уроках географии и во внеурочное время
Интегрированные уроки....
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время при работе одарёнными детьми ».
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно о...
Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...