Выбор технологий, используемых при реализации инновационного содержания образовательных программ
статья по теме
Предварительный просмотр:
Самоанализ выбора технологий, используемых при реализации инновационного содержания образовательных программ
преподавателя Арефьевой Анны Сергеевны
Отбор образовательных технологий для своей деятельности осуществляется мною в соответствии с современными требованиями к качеству образования, определёнными Концепцией модернизации российского образования, в соответствии с которой это должны быть технологии, обеспечивающие высокий уровень фундаментальных знаний и ключевых компетенций учащихся. Современные компетенции естественнонаучного образования (Схема 1) определяют соответствующий отбор содержания образования.
Реализация содержания образования возможна на основе широкого анализа разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой.
Схема 1. Ключевые компетенции
Я отобрала для своей работы ряд современных педагогических технологий (Таблица 1), которые считаю наиболее эффективными для формирования ключевых компетенций.
Технология | Целевое назначение использования | Значимые результаты использования | Формируемые компетенции |
Объяснительно-иллюстративная (Я.А. Коменский) | Разноуровневое изложение материала | Приспособление к индивидуальным особенностям учащихся | 100% уровень обученности, положительная динамика качества | учебно-познаватель-ные, здоровье-сберегающие |
Дифференцированная работа с учебной литературой |
Дифференциа-ция и интеграция (В.В. Фирсов) | Уровневые задания | Создание ситуации успеха и уверенности в своих возможностях |
Дозирование сложности вопросов |
Тестирование |
Индивидуализация домашнего задания |
Проблемно-исследова-тельская (Выготский Л.С., Лернер И.Я.) | Проблемное изложение (А.Осборн) | Активизация и развитие качеств продуктивного мышления | Устойчивый познавательный интерес, выявлен у 43,7% обучающихся | учебно-познаватель-ные, коммуникатив-ные |
Поиск фактов для лучшего понимания проблемы | Обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности; развитие способностей к рефлексии |
Поиск решения на основе анализа гипотез |
Модульная | Самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке по модульным пособиям | Организовать самостоятельное учение школьников; удовлетворить образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями; развивать интеллект, самостоятельность, коллективизм, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, мотивационно управлять учением | Высокий уровень самостоятель-ности обучающихся, развитие самооценки. | учебно-познаватель-ные, |
Диалоговое обучение | Рассуждающее изложение | Научить учащихся путем открытого обмена мнениями приходить к приемлемому для всех решению | Формирование культуры общения | Социокультур-ные, коммуникатив-ные, ценностно-смысловые |
Направленный диалог, диалоговое изложение |
Дискуссия (М.В. Кларин) | Проблемная дискуссия | Стимулирование собственных оценочных суждений, обучение дискуссионным процедурам | Приобретение навыка публичного выступления |
Сотрудничества (Г.К. Селевко) | Обучение в малых группах | Формирование чувства ответственности за работу всех членов группы, всей группы в целом | Социализация учащихся |
Проектно-исследовательская (Э.Дьюи, Э.Коллинз) | Мини-проектирование | Самостоятельное овладение понятиями, способами решения проблем | Рост количества участников творческих проектов | информационные, Социокультур-ные, учебно-познаватель-ные |
Поиск альтернатив | Усвоение обобщенных способов решения проблемы |
Индивидуальные творческие проекты | Создать условия для эмоционального переживания, получать удовольствие от интеллектуальной, поисковой, творческой деятельности |
Информационные (Полат) |
Портфолио (Полат) | Независимое оценивание деятельности | Рефлексия своей деятельности | Ценностно-смысловые |
Таблица 1. Характеристика современных педагогических технологий
Стимулом для использования информационных и проектно-исследовательских технологий стало обучение по программе «Развитие профессиональных компетенций работников образования» в рамках именного образовательного чека (2011 г). Изучив современный методический материал и переосмыслив целеполагание современного образования, я стала апробировать и применять метод проектов.
Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
С 2006 года использую в своей педагогической деятельности компьютерные технологии. В 2006 году получила мультимедийный проектор и мультимедийную доску и теперь компьютерные технологии используются практически на каждом уроке: при объяснении нового материала, при проверке пройденного, учащиеся сами готовят тематические мультимедийные презентации.
Активно в своей работе использую различные электронные пособия серии «Кирилла и Мефодия», «Просвещения», «1С», «Электронные уроки и тесты». Часть из них имеются в медиатеке техникума, часть приобретена мной, что позволяет в интерактивном режиме проводить некоторые практические работы по химии (при отсутствии необходимых реактивов или оборудования) на 1 и 2 курсе, это ускоряет прохождение материала и одновременно способствует проверке, самопроверке и закреплению полученных знаний. Незаменимы электронные пособия при подготовке к экзаменам, учащиеся самостоятельно могут оценить свои знания и проследить динамику прохождения тестовой проверки, сравнив свои результаты с предыдущими.
Аудио - визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обеспечивает восприятие информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Если материала на дисках оказывается недостаточно, пользуюсь образовательными ресурсами сети Интернет:
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция включает в себя учебники, методические пособия, различный иллюстративный материал, мультимедийные комплексы;
http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Информационная система обеспечивает свободный доступ к интегральному каталогу образовательных Интернет - ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов;
http://www.uroki.ru/ur_rus/programms/env_3.htm;
http://www.kcn.ru/school/book/index.htm,
http://www.informika.ru
Однако, внедряя в свою систему работы современные технологии, я не намерена полностью отказываться от традиционных (объяснительно-иллюстративных) методов. Традиционные методы выполняют вспомогательную функцию по отношению к методам активного обучения, современных технологий, обеспечивая обучающихся базовыми знаниями, для последующего их осмысления и анализа.
Эффективность сочетания традиционных и инновационных методов в моей деятельности подтверждена данными анкетирования, проводимого администрацией техникума в 2011 году. В анкетировании приняли участие преподаватели техникума, обучающиеся 1 и 2 курса и родители 10-11 классов, всего 53 человека. Анализ данных опроса показал признание высокой эффективности применяемых мной технологий и методов обучения и воспитания (от 6 до 9 баллов) большинством анкетируемых.
Наиболее эффективными, по мнению респондентов являются:
1) информационно-коммуникативные – 81%;
2) индивидуальный подход в обучении и контроле - 49%.
Повышение качества образовательного процесса средствами использования информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов.
Об эффективности использования информационных технологий можно судить по количеству подготовленных учащимися презентаций по различным темам курса. Мною создан и постоянно пополняется банк презентаций, фото- и видеоматериалов в электронном виде. В банке более 50 презентаций, созданных учащимися и мною.
Использование компьютерных технологий позволяет мне:
Дифференцировать и индивидуализировать обучение.
Повышать заинтересованность учащихся в изучении предмета.
Представлять информацию, опираясь на слуховое и зрительное восприятие ребенка, через качественный видео и аудиоряд, в привлекательном для учащихся виде.
Увеличивать эмоциональную составляющую урока и мероприятия.
Сравнительно быстро проводить проверку качества знаний при полной объективности. Обеспечить обратную связь.
Свободно пользоваться (через Интернет) любой библиотекой, периодическими изданиями всего мира, т.е. иметь доступ к неограниченной информации. Осуществлять быстрый поиск нужной информации.
Повышать темп и плотность урока. Делегировать часть своих полномочий (компьютеру, учащимся).
Делать обучение и воспитание более творческим.
Разнообразить воспитательную работу, делать проводимые мероприятия более зрелищными, эффективными.
Повышать своё профессиональное мастерство.
Активное использование информационно-коммуникационных технологий позволило мне расширить обучающие возможности урока, повысить мотивацию учащихся и организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями.
Система работы по оценке качества образования
Из инновационных методов оценивания качества образования я применяю тестирование.
Тестирование широко вошло в систему контроля знаний. Составлен банк тестовых заданий, я их регулярно обновляю. Однако тестирование не заменяет все многообразие приемов контроля уровня достижений учащихся, которое поставляет сама специфика предмета: лабораторные и практические работы, отчеты об опытах и экскурсиях, устные ответы, зачеты, семинары, без которых невозможно развивать умение ясно мыслить, формулировать научные положения, делать выводы и т.д.
Система тематического учета знаний в форме тестирования по заданиям разного уровня сложности рассматривается как один из вариантов оперативного контроля, который позволяет провести диагностику базового усвоения содержания биологического образования. Тестирование с одной стороны создает ситуацию успеха, а с другой – готовит учащихся к сдаче экзамена в форме и по материалам ЕГЭ. По химии чаще всего провожу тематический тестовый контроль знаний. Контрольные тестовые работы по химии разрабатываю с опорой на сборники О.С. Габриеляна «Контрольные работы». Построенные в форме заданий ЕГЭ, они позволяют привить учащимся навык выполнения такого типа работы, распределить время на выполнение заданий части А и В, самостоятельно оценивать уровень выполненной работы. При этом учащиеся индивидуально могут выбрать вместо тестовой формы контроля вариант разноуровневой контрольной работы.
Компьютерное тестирование провожу индивидуально у 1-2 учащихся на уроке, фронтально у всего класса, занимающихся дополнительно, или в химическом кружке. Оценки как обычно ставлю в дневник и журнал.
Наряду с тестовым и письменным контролем, провожу устные зачеты, игровые формы контроля. Одним из новых и интересных методов контроля, раскрывающим формирование ключевых компетенций современного личностноориентированного обучения является метод «Водоворота». Суть данной методики заключается в групповой форме проверки знаний по теме и позволяет выявить сформированность критического мышления, развитие коммуникативных навыков учащихся.
Еще одна игровая форма тематического контроля знаний, была придумана мною на основе характеризующих данных «Водоворота», но как индивидуальная форма проверки знаний. Подвижная тематическая игра «Найди свое место» предполагает проверку не только знаний по теме, критического мышления, но рефлексивные навыки - умение обосновать выбор группы по характеризующим данным карточки-задания, к которой ученик переместился. При этом работают одновременно все обучающиеся класса. Они не только отвечают на свои вопросы, но также осуществляют само и взаимооценку. Каждый обучающийся за время игры отвечает на 3-5 карточек, просто переместившись к той группе к которой, по его мнению, может принадлежать описываемый в карточке объект, с последующим обоснованием выбора. Данная форма проверки знаний соответствует здоровьесохранной функции образования.
Методическая система преподавателя
Характеристика актуальности, инновационного характера и высокой результативности педагогического опыта.
Созданная мною методическая система (схема 2) направлена на формирование целостной картины универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Схема 2. Методическая система преподавателя Арефьевой А.С. СТКИ
Данная система педагогической деятельности сочетает в себе инновационные методические идеи современной педагогики с традиционными формами и методами. Интеграция технологий формирующего обучения в состав технологий личностно-ориентированного обучения, повышает их эффективность. Апробированная мною на практике эта система подтверждает данное заключение, что доказывается высокими результатами моей педагогической деятельности. Перевод образовательного процесса на технологии личностно-ориентированного образования, действительно не возможен без формирования прочных фундаментальных знаний, умений и навыков и развития общих познавательных способностей учащихся. Инновационный характер моего педагогического опыта заключается в оптимальной интеграции технологий развивающего и личностно-ориентированного обучения со здоровьесберегающими и информационными технологиями.
Диссеминация моего педагогического опыта в профессиональном сообществе включает в себя открытые уроки, выступления с творческими отчетами и докладами, регулярно представляю опыт соей работы на заседаниях методических советов, педагогическом совете.
Профессиональное развитие
Индивидуальная модель профессиональных компетенций
В соответствии с системой минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личным качествам педагога (его компетентности), отраженной в проекте стандарта профессиональной деятельности, который был разработан с позиций компетентностного подхода под редакцией Л. В. Кузьминова и В. Л. Матросова в 2009 г. в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2010 - 2011гг, мною сформирована собственная модель профессиональных компетенций. Эта модель соответствует Компетентностной модели современного учителя Г. Л.Абдулгалимова (Г.Л. Абдулгалимов. «Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности». //Стандарты и мониторинг в образовании. №5.2009) и включает в себя предметную, педагогическую и социальную компетентность преподавателя. Составляющие моей модели профессиональных компетенций (Я-концепции) представлены на схеме 3.
Схема 3. «Я-концепция» преподавателя Арефьевой А.С. СТКИ
Кратко характеризуя данную схему, считаю нужным отметить следующее:
«Я-личность»: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характер может образовать характер» К.Д.Ушинский. Чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому.
«Я- гражданин»: Нельзя работать в школе и быть равнодушным к судьбе учащихся, учебному процессу и школе. А это есть гражданское чувство. Моя гражданская позиция заключается в практической деятельности учителя, осознании профессионального педагогического долга, педагогической справедливости, профессиональной чести и достоинства и педагогической совести.
«Я – профессионал»: Для меня является важным продвижение от овладения методическими знаниями, овладения уже накопленного опыта использования известных приемов обучения, формирования и развития способностей преобразовывать освоенные приемы и переносить их в новые условия обучения, к наивысшему уровню педагогического мастерства – уровню искусства.
«Я- ученик»: На протяжении всей трудовой деятельности для меня важны вечный поиск и учеба. В современном развивающемся мире приходится пополнять, расширять, изменять, углублять и изучать нечто новое, чтобы учить и отвечать на любые вопросы учащихся. Постоянное самообразование позволяет двигаться в ногу со временем.
«Я- исследователь»: В это понятие я включаю формирование и развитие умений:
- анализировать уроки, свою деятельность коллег и учащихся, учебники и учебные пособия;
- работать с научной литературой, проводить научное наблюдение, анкетирование, беседу и т.д.;
- подготовить научный доклад, написать статью на методическую тему, участвовать в дискуссии по методическим проблемам, обобщать опыт, вести работу по самообразованию.
Уровень развития моей профессионально-педагогической компетентности исследовался с помощью анкеты «Педагог глазами учащегося». В анкетировании приняли участие учащиеся 1 и 2 курса -30 человек. От 70 до 100% учащихся отметили у меня наличие таких качеств, которые позволяют реализовывать целостную систему воспитательных отношений, охватывающих социальные, межличностные и внутриличностные связи преподавателя с учеником.
Изучаю результаты научно-исследовательской работы ведущих специалистов в области образования. Новшества стараюсь внедрять в свою учебно-методическую деятельность. В результате обучения и самообразования появляются новые программы и уроки.
Заключение
Как показал опыт работы, добиться у учащихся повышения познавательной мотивации к изучению химии можно только через систему урочной и внеурочной деятельности, которая осуществляется по предварительному плану.
Технология интеграции в процессе обучения предмету с включением регионального компонента значительно повысила интерес и успеваемость, развила творческие способности учащихся.
Применение современных педагогических технологий, в том числе информационных, позволило добиться высоких стабильных результатов педагогической деятельности.
Однако, основными достижениями своей работы считаю: разностороннее развитие личности учащихся на основе дифференцированного, индивидуального подходов через организацию активной познавательной деятельности на уроке. Мои ученики обладают развитыми межпредметными навыками и умениями, они умеют добывать знания самостоятельно, работая с различными источниками информации. Учащиеся показывают не только хорошие знания по предмету, но и умение анализировать, высказывать свою точку зрения по проблемным вопросам, интегрировать знания по предметам не только естественнонаучного цикла, но и гуманитарного профиля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обусловленность выбора и эффективность технологий, используемых учителем, при реализации инновационного содержания современных программно- методических комплексов
Современные педагогические технологии: формирование компетенций, методы обучения, результативность использования...
Кейс технологии как один из инновационных методов образовательной среды
Статья рассказываеот о принципах и методах одного из инновационных методов...
Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды
Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в описании кейса....
Средства информационных технологий, используемые для реализации словесных методов обучения.
Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии колледжа по теме: «Средства информационных технологий, используемые для реализации словесных методов обучения»...
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...
Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике)
Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике). Сравнение...
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время являе...