Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
проект
На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время" с 2022-2025 гг. руководителем которой является Абдуллова Д.Г. учитель географии и биологии.
Результатом экспериментальной площадки является образовательный проект по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках геогафии и во внеурочное время", с данным проектом Диана Гафиятевна заняла второе место в райнном конкурсе "Фестиваль проектов", который проходил в 2022-2023 уч.году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_abdullova_d.g.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Татарско-Тавлинская основная общеобразовательная школа»
Образовательный проект
«Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время»
Разработчик проекта:
Абдуллова Диана Гафиятевна,
учитель географии и биологии
2023
Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время
Проблема: Проблема национальной идентичности для России, как для одной из наиболее полиэтничных стран мира, особенно актуальна. В нашей стране практически все регионы с многоэтничным составом населения.
Подготовка школьников к жизни и деятельности в многоязычном и поликультурном обществе стала одной из приоритетных задач школьного образования. Она реализуется как в специализированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах. Чтобы научить детей взаимопониманию, уважению друг к другу, помочь им освоиться в полиэтническом пространстве, необходима систематизированная работа, направленная на знакомство учащихся разных национальностей с особенностями традиций, культуры, этикета той страны, гражданами которой они являются, при этом оставаться уникальными носителями своей культуры.
Проведение совместных мероприятий, позволяющих познакомить с самобытностью, уникальностью каждой национальной культуры способствуют укреплению межэтнических связей, сохраняя культуру каждого народа. Школа становится своего рода одним из культурных центров, который объединяет как учащихся, так и родителей.
Каждый человек является носителем определённой этнической культуры, которой присущи такие компоненты, как язык, словесный фольклор, религия, этикет, традиции и т. д. Люди различных этнических культур взаимодействуют друг с другом в рамках поля отечественной и мировой культуры, обогащая культурный уровень друг друга.
Таким образом, совокупность этнокультурного и поликультурного и краеведческого образования является элементом социально-культурной компетенции, которая, в свою очередь, помогает воспитывать нравственного человека. Человека, знающего и понимающего историю, культурные особенности своей страны, язык, менталитет народа, способного беречь наследие и ресурсы и передавать знания будущим поколениям.
Миграционные процессы, связанные с распадом Советского Союза и притеснением некоторых народов на сопредельных территориях сформировали сообщества, диаспоры, которые проживают в различных регионах России.
Республика Мордовия является государственным субъектом, на территории которого выделяется основной национальный состав - это русские, мордва и татары.
Обучение в школах ведётся на русском языке, хотя проживают народы, которые на бытовом уровне могут разговаривать на разных языках субъектов РФ.
В школе в тесном сотрудничестве проживают, работают и учатся представители разных национальных культур, религиозных конфессий, которым ежедневно необходимо не только получать образование на неродном для них языке, но и взаимодействовать друг с другом.
МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» находится в с.Татарская Тавла Лямбирского муниципального района. Численность села небольшая и составляет около 806 человек, в школе обучаются 38 детей. Несмотря на небольшой состав учеников, национальный состав разнообразен. Основу составляют русские и татары. Среди прочих национальностей представлены: армяне, киргизы, таджики. Поэтому возникает необходимость в освоении материала всеми учениками независимо от национальности и неважно один это учащийся или же 10.
Опрос учащихся и родителей выявил следующие проблемы:
– слабое владение русским языком мигрантами первой и второй волны (скудный словарный запас, неправильная речь – отсутствие категории рода в родном языке, отсутствие согласованности между существительным и прилагательным в роде, числе, падеже);
– резкая смена места проживания и проблема адаптации вновь прибывших детей;
– низкий уровень знаний мигрантами истории российского народа;
– низкая мотивация к изучению культуры и традиций народов, проживающих в социуме села;
– наличие традиционного уклада жизни, отличающегося от привычного для россиян (главенство мужчины в семье позволяет решать возможность и срок обучения для дочерей в школе).
Основное содержание образования в данном случае целесообразно построить на следующих принципах:
1.Приоритет российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным в содержании поликультурного образования.
2. Развивающая и воспитательная направленность этнокультурного и поликультурного образования.
3. Непрерывность и преемственность образования.
4. Вариативное содержание образования, гибкое сочетание в нем этнокультурного и поликультурного компонентов.
5. Взаимосвязь с семьёй, школой, учреждениями культуры и дополнительного образования.
6. Индивидуальный подход.
Предлагаю «Модель формирования поликультурного образовательного пространства на основе ДИАЛОГА КУЛЬТУР», который позволит обучающимся в будущем влиться в социальную среду государства, воспитает чувства патриотизма, гражданственности, социальной активности, поможет преодолеть языковой барьер, позволит обладать высоким уровнем социально-культурных компетенций и быть конкурентоспособным на рынке труда.
В основу модели поликультурного образования и воспитания заложено формирование базовых компетентностей: социальной, коммуникативной, информационной, образовательной.
Даная модель дополняет реализуемую программу духовно-нравственного развития обучающихся, так как расширяет комплекс задач приобщения детей к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Цель: Создание условий для формирования и развития комплекса интеллектуальных и личностных качеств обучающихся на основе знакомства с национально культурным многообразием России через краеведческий компонент, обеспечивающий развитие творческих способностей и успешную социализацию.
Задачи:
– формирование у обучающихся представлений о культурном многообразии современной России и формах культурного взаимодействия разных народов;
– формирование представления об истории и природе, традициях России через чувства чести, достоинства, долга, совести и уважения;
– организация совместной работы по вовлечению учащихся и педагогов в проектную, научно-исследовательскую и творческую работу по изучению культурного наследия народов России и мира;
– создание педагогических условий для участия детей в процессах сохранения и развития традиций народной и художественной культуры;
– освоение принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде школы;
– разработка совместных программ и мероприятий взаимодействия в части воспитания, дополнительного образования и апробация на базе МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ».
Актуальность и новизна проекта: Актуальность проекта заключается в том, что каждый год в МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» прибывают ученики различных национальных принадлежностей, некоторые из которых с трудом разговаривают на русском языке и ничего не знают о стране, в которую они прибыли.
Методы и приёмы
Наблюдение, сбор и анализ информации, работа с литературой, проведение экскурсий, лекций, проведение семинаров и конференций.
Сроки реализации проекта - 3 года: период с 2019 по 2022 годы.
Экспериментально-прикладной этап (2019-2020 гг.)
Целью экспериментально-прикладного этапа является разработка модели открытой системы скоординированной деятельности педагогических работников школы, партнёров, для обеспечения условий реализации проекта.
Задачи экспериментально-прикладного этапа:
– изучение законов и нормативно-правовой документации в области совместной деятельности (образовании и культуры);
– составление диагностических материалов и проведение входящих социологических исследований по изучению мнения учителей, родителей и учащихся на тему совместного взаимодействия;
– проведение классных часов, родительских собраний, встреч с представителями музеев г. Саранска, с целью показать актуальность и необходимость работы в данной области;
– сопоставление образовательных и воспитательных программ с целью создания единой программы взаимодействия;
– разработка методик обучения предметам на основе принципов поликультурного образования.
Реализация проекта на данном этапе:
1. Проведено анкетирование родителей на предмет знакомства с традиционной народной культурой в семье.
2. Образовательные дисциплины были обогащены поликультурной проблематикой, путём включения в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех обучающихся вне зависимости от их национальной принадлежности.
3. В рамках экспериментально-прикладного этапа было принято решение сопоставления программ между участниками образовательных отношений для использования в процессе работы. Сотрудники школьного музея имеют опыт проведения музейно-педагогических занятий по всем направлениям, отражённым в программе воспитательной работы школы. В связи с этим программа воспитательной работы школы была дополнена комплексом новых мероприятий, направленных на воспитание учащихся в духе уважения к культурному и историческому наследию.
4. Кроме школьного музея, учащиеся каждую четверть выезжают в музеи города Саранск, для расширения кругозора, с целью создания единого образовательного пространства.
Подобная возможность вызвала интерес у всех участников проекта. Кроме того, данный материал можно будет объединить в экспозицию «Мир увлечений жителей Республики Мордовия», которая будет посвящена 90-летию Республики Мордовия (республика с 1934 года), которая пройдет на базе МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» для учеников, педагогов и жителей села, которая объединит в себя также и увлечения жителей с. Татарская Тавла. Подготовка к маленьким юбилейным празднованиям даст возможность учащимся школы приготовить проектные работы по данной тематике и выступить в качестве экскурсоводов (по возможности).
5. На данном этапе составлен проект «Дорожная карта по реализации модели «Формирования поликультурного образовательного пространства на основе ДИАЛОГА КУЛЬТУР».
6. С целью формирования способностей к научно-исследовательской деятельности и творческого потенциала учащихся в соответствии с программой работы были организованы встречи с представителями науки.
Совместная работа учителей МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» дала возможность учащимся серьёзно заняться экологической работой. На базе школы прошел курс лекций на тему «Основы экологии для учащихся».
В настоящее время разрабатывается проект под рабочим названием «Мордовскими тропами». Цель проекта – актуализация, популяризация и трансляция природного наследия Республики Мордовия.
Итогом ученических проектов будут презентации, видеоролики, статьи об особо охраняемых природных территориях, которые будут не только прославлять природу родного края, но и проводить просветительскую работу среди сверстников и взрослых.
Силами учащихся презентация будет представлена на нескольких языках: русском, английском, немецком, узбекском, таджикском и армянском языках. Данный факт продемонстрирует возможность природного взаимодействия в рамках проекта «Школа ЭКОЗНАЕК» и познакомит учащихся, как в нашей стране, так и в мире с особенностями особо охраняемых природных территорий Республики Мордовии в целом.
Учителя школы организовали совместные выездные уроки краеведческого направления, которые формируют навыки:
– посещения особо охраняемых природных территорий;
– работы с природными материалами;
– определения характеристик разных пород деревьев;
– определения расстояний и азимутов туристических маршрутов в парке;
– пользования современными средствами навигации.
Один из таких уроков был проведён 22 декабря, что является астрономическим Новым годом (днём зимнего солнцестояния).
7. На данном этапе силами родителей, учащихся и педагогов был составлен календарь национальных праздников, в котором отражены все особенности национального колорита школы. Проект проанализирован, были выявлены праздники у разных народов, которые имеют общий смысл. Так же были определены объекты почитания в различных культурах (хлеб), правила этикета, особенности национальной кухни. Данный материал пригодится в дальнейшем для написания научно-исследовательских работ и составления плана воспитательной работы с учётом специфики поликультурного состава обучающихся.
8. В 2018 году также был проведён «Хоровод дружбы народов» на муниципальном уровне для учителей географии, цель которого – ознакомление обучающихся и гостей с историей, особенностями быта народов разных национальностей, воспитание толерантного отношения к представителям разных национальностей, формирование национального самосознания в рамках гражданско-патриотического воспитания.
Проведённые совместные мероприятия вызывают интерес к изучению своего района, города, страны. Постепенно у учащихся формируется национальная, историческая, экологическая культура поведения, бережного отношения к природе, культурно - историческому наследию предков.
Реализующий этап (2020-2021 гг.)
Целью реализующего этапа является реализация модели «Формирование поликультурного образовательного пространства на основе ДИАЛОГА КУЛЬТУР» и созданного методического обеспечения для обучения детей всех уровней образования, корректирование учебно-методических материалов, программ и проектов, ежегодное подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы.
Задачи реализующего этапа:
– привлечение школьников к научно-исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды, истории республики, района и села Татарская Тавла на основе различных технологий;
– освоение обучающимися, родителями и учителями основ поликультурных категорий и ценностей;
– создание центра «У камина» на базе школы МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» по работе с детьми и родителями;
– организация и проведение выставок, экспозиций, конкурсов, направленных на знакомство участников образовательных отношений и жителей села с традициями, культурой и другими особенностями народов, проживающих совместно;
– организация совместных мероприятий с музеями Республики Мордовия, вузами, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Промежуточным результатом на данном этапе является совместное создание дидактических материалов и проведение уроков, выставок, лекций, научно-исследовательских работ, что способствует формированию социального опыта в процессе поликультурного образования. Создание центра для родителей и учащихся «У камина», направленного на успешную адаптацию учащихся в многонациональной среде школы.
Информационно-аналитический (2021-2022 гг.)
Задачи реализующего этапа:
– оказание информационно-методической и практической помощи учащимся в осуществлении краеведческого образования и воспитания детей;
– организация издательской деятельности, тренингов, семинаров, конференций по распространению позитивного опыта поликультурного образования;
– проведение итоговой педагогической диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей;
– проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворённости образовательным процессом. На основании полученных данных делаются выводы о результативности проведённой работы педагогами, динамике поликультурного развития детей, уровня усвоения ими школьной программы. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе;
– проектирование программы дальнейшей деятельности.
Таким образом, работа по проекту на заключительном этапе подразумевает не только адаптацию, воспитание чувства патриотизма, гражданственности, социальной активности, но и охрану, восстановление и упрочение села Татарская Тавла и Республики Мордовия в целом.
Система внутреннего мониторинга
С целью мониторинга эффективности воспитания и образования проводится диагностика.
Определение: уровня качества образования по «естественно-научному», «социальному» модулю, входящему в курс предметов «География», «Биология», «История», «Обществознание», «Русский язык», связанными с определением своей принадлежности к стране, городу, району, селу; уровня воспитанности через анкетирование учащихся и родителей.
Порядок работы и критерии по оценке результатов предусмотрены «Программой воспитательной работы».
Функции мониторинга качества обучения
1. Сбор данных по показателям мониторинга качества обучения и воспитания;
2. Получение сравнительных данных, определения тенденций динамики качества обучения;
3. Формирование базы данных школы.
Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах его проведения. Получение аналитических данных проводится в следующих формах: анкетирование, экспертный опрос, наблюдение, самооценка, интервьюирование, анализ документации, диагностика сформированности универсальных, предметных и метапредметных учебных действий.
Устойчивость инновационной деятельности, дальнейшее развитие.
Добиться устойчивых положительных результатов взаимодействия можно при условии создания нормативных документов, регулирующих деятельность для всех участников процесса.
Устойчивость результатов проекта после окончания его реализации основана на:
– кадровых ресурсах (педагоги школ могут разрабатывать уроки, осуществлять презентацию опыта и кадровую подготовку педагогов других образовательных учреждений);
– материально-технических ресурсах (авторский методический и дидактический материал может использоваться в рамках других образовательных организаций);
– готовности учащихся выстраивать свою жизнь на основе приобретённого духовно-нравственного опыта.
Среди рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта, можно отметить социальный риск. Исходя из того, что деятельность в рамках программы предполагает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, включая родителей, существует опасение, что те новообразования, которые будут формироваться и развиваться у учащегося в стенах школы, не найдут необходимой поддержки в семье.
Для того чтобы снизить подобный риск необходимо проводить разъяснительную работу на каждом конкретном новом этапе. Демонстрировать родительскому сообществу результаты работы по программе и динамику образовательных и воспитательных показателей учащихся.
Используя в системе все ранее упомянутые элементы воспитательной работы, нам удастся сформировать активный ученический коллектив, успешный в учёбе и творческой деятельности. Мы убеждены, что воспитательная система не задаётся только школой, а создаётся совместными усилиями всех участников процесса: учителями, детьми, родителями, партнёрами, а принцип уважения ко всем участникам образовательных отношений является КЛЮЧЕВЫМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время
Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...
Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время
Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...
Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время
Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Образовательные технологии современного урока:интегрированные уроки и использование детских презентаций на уроках географии и во внеурочное время
Интегрированные уроки....
Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"...