Рабочая программа внеурочного профориентационного курса "В мире профессий"
рабочая программа (7 класс)
Рабачая программа может быть использована педагогом для проведения внеурочных занятий и классных часов по профориентации в 5 - 7 классах (с целью ознакомления с различными профессиями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«В мире профессий»
6 -7 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Разработана Вагановой Ж.В.
2020 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
2. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2010г. № 16/44.
3. СанПин для общеобразовательных учреждений, 2010 г.
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Письма Министерства образования Р.Ф. от 12.05.2011г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС."
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о мире профессий;
- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать речевую деятельность;
- приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Принципы:
-доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Основной метод
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а так же исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Формы и объем занятий:
- игровая деятельность (игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);
- совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа);
- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде).
Структура занятий
- Анкетирование.
- Знакомство с профессией которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии; что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач, экскурсий.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).
Общая характеристика курса
Программа «В мире профессий» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время.
Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает одно занятие в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В мире профессий».
Личностные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
- формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
- Постановка вопросов.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Управление действиями партнера (оценка, коррекция).
Регулятивные УУД
- Целеполагание.
- Волевая саморегуляция.
- Оценка.
- Коррекция.
Познавательные УУД
- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
- Выделение познавательной цели.
- Выбор наиболее эффективного способа решения.
- Смысловое чтение.
- Анализ объектов.
- Доказательства.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждения.
Формы учета знаний, умений
Тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, презентации, проектные работы " Профессии в моей семье".
Содержание программы.
Введение
- Вводное занятие. Труд: обязанность или радость?
- Выбор жизненного пути. Диагностика «Моя будущая профессия». Самоопределение и самооценка. Тест «Интерес к профессии». Опросник профессиональных склонностей.
- Многообразие мира профессий: загадки о профессиях. Викторина: «Все профессии нужны – все профессии важны».
Характеристика профессий.
4. Способность и талант. Профессиональные качества человека. Мыслительные, творческие и коммуникативные способности.
5. Как здоровье может влиять на выбор профессии. Профессиональная пригодность.
6. Мой психологический портрет. Кем я хочу стать: интересы и склонности, темперамент.
7. Предмет, цели и средства труда. Условия и характер труда.
8. Профессия, специальность, должность.
9. Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Ошибки при выборе профессионального пути.
Атлас профессий: знакомство с классификацией профессий.
10. Экскурс в мир профессий. «Все работы хороши, выбирай на вкус».
11. Профессии типа «Человек – человек». Профессия «Медик (врач)». Клятва Гиппократа.
12. Профессия «Педагог / учитель / воспитатель».
13. Профессия «Продавец». Игра «Магазин».
14. Опасные профессии: «полицейский / спасатель / пожарный / военный».
15. Профессии сферы услуг: «Парикмахер». Моделирование причёски.
16. Профессия «Повар / кулинар». Правила этикета. Сюжетная игра «Накрываем на стол». Проект: книга рецептов.
17. Профессия «Швея». Моделируем одежду из бумаги.
18. Профессия «Почтальон». Проект: письмо «Деду морозу».
19. Профессии типа «Человек – техника». Профессия «Водитель».
20. Профессии «Слесарь-сборщик. Токарь. Столяр. Плотник. Инженер».
21. Профессия «Строитель». Проектировщик инфраструктуры «Умного дома». Конструирование «Дом моей мечты».
22. Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, кассир).
23. Профессии типа «Человек – природа». Озеленитель / цветовод-декоратор / агроном / селекционер.
24. Профессии «Животновод / зоотехник / зоолог / ученый-биолог».
25. «Человек – знаковая система»: профессии «Бухгалтер / экономист / библиотекарь».
26. Профессии типа «Человек – художественный образ». Актер / режиссер / музыкант. Художник / дизайнер / фотограф: профессия или призвание?
27. Юридические профессии: судья, прокурор, адвокат, нотариус, следователь.
28. Профессия археолог. История профессии, её особенности. Ученый-историк.
29. Самые востребованные профессии на современном рынке труда. Рекламный бизнес.
30. Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Программист.
Итоговые занятия.
31. Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию».
32. Профессии моих родителей. Творческая работа «Древо профессий моей семьи».
33. Проект: «Профессии нашего региона и родного села». Нефтяник.
34. Обобщающее занятие «Моя будущая профессия». Стратегии выбора профессий. Пути получения профессии.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Кол. часов |
1 | В ведение. | 3 |
2 | Характеристика профессий. | 6 |
3 | Атлас профессий: знакомство с различными профессиями. | 21 |
4 | Итоговые занятия | 4 |
Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение.
- Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.
- Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.
- Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
- Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
- Журкова А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
- Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
- Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
- Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
- Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
«В мире профессий» (6 класс)
№ п/п | Тема | Дата | |
планируемая | фактическая | ||
Введение | |||
1. | Вводное занятие. Труд: обязанность или радость? | 3.09 | |
2. | Выбор жизненного пути. Диагностика «Моя будущая профессия». Самоопределение. | 10.09 | |
3. | Многообразие мира профессий. «Все профессии нужны – все профессии важны». | 17.09 | |
Характеристика профессий. | |||
4. | Способность и талант. Профессиональные качества человека. | 24.09 | |
5. | Как здоровье может влиять на выбор профессии. Профессиональная пригодность. | 1.10 | |
6. | Мой психологический портрет. Кем я хочу стать: интересы, склонности, темперамент. | 8.10 | |
7. | Предмет, цели и средства труда. Условия и характер труда. | 15.10 | |
8. | Профессия, специальность, должность. | 22.10 | |
9. | Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Ошибки при выборе профессионального пути. | 5.11 | |
Знакомство с различными профессиями. | |||
10. | Экскурс в мир профессий. «Все работы хороши, выбирай на вкус». | 12.11 | |
11. | Профессии типа «Человек – человек». Профессия «Медик (врач)». | 19.11 | |
12. | Профессия «Педагог / учитель / воспитатель». | 26.11 | |
13. | Профессия «Продавец». Игра «Магазин». | 3.12 | |
14. | Опасные профессии: «полицейский / спасатель / пожарный / военный». | 10.12 | |
15. | Профессии сферы услуг: «Парикмахер». Моделирование причёски. | 17.12 | |
16. | Профессия «Почтальон». Проект: письмо «Деду морозу». | 24.12 | |
17. | Профессия «Повар / кулинар». Правила этикета. Игра «Накрываем на стол». | 14.01 | |
18. | Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги. | 21.01 | |
19. | Профессии типа «Человек – техника». Профессия «Водитель». | 28.01 | |
20. | Профессии «Слесарь-сборщик. Токарь. Столяр. Плотник. Инженер». | 4.02 | |
21. | Профессии «Строитель / архитектор». Проектировщик инфраструктуры «Умного дома». Конструирование «Дом моей мечты». | 11.02 | |
22. | Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, кассир). | 18.02 | |
23. | Профессии типа «Человек – природа». Озеленитель / цветовод-декоратор / агроном / селекционер. | 25.02 | |
24. | Профессии «Животновод / зоотехник / зоолог / ученый-биолог». | 3.03 | |
25. | «Человек – знаковая система»: профессии «Бухгалтер / экономист / библиотекарь». | 10.03 | |
26. | Профессии типа «Человек – художественный образ». Актер / режиссер / музыкант. Художник / дизайнер / фотограф: профессия или призвание? | 17.03 | |
27. | Юридические профессии: судья, прокурор, адвокат, нотариус, следователь. | 7.04 | |
28. | Профессия археолог. История профессии, её особенности. Ученый-историк. | 14.04 | |
29. | Самые востребованные профессии на современном рынке труда. Рекламный бизнес. | 21.04 | |
30. | Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Программист. | 28.04 | |
Итоговые занятия. | |||
31. | Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию». | 5.05 | |
32. | Профессии моих родителей. Творческая работа «Древо профессий моей семьи». | 12.05 | |
33. | Проект: «Профессии нашего региона и родного села». Нефтяник. | 19.05 | |
34. | Обобщающее занятие «Моя будущая профессия». Стратегии выбора и пути получения профессии. | 26.05 | |
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс
Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и ознакомление с их методами исследований исторического пр...
рабочая программа внеурочной деятельности " В мире английской грамматики" для 6 класса
Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Програма ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 5 класс.
Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знак...

Рабочая программа Профессионального самоопределения «В мире профессий»
Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на обучающихся 10-ого класса основной школы, их профессиональное определение после окончания средней школы.Главна...