Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 5 класс.
рабочая программа по математике (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями, применяют математические знания к выполнению относительно простых финансовых расчетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_v_mire_finansovoy_matematiki.docx | 46.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №86
Петроградского района Санкт-Петербурга
197101 Санкт-Петербург, улица Мира дом 4 Литер А
Тел.(факс) 246-01-02, 246 – 01-04
http://sch86.spb.ru, e-mail: school86@list.ru
Рабочая программа
внеурочной деятельности.
В мире финансовой математики.
5 класс.
Срок реализации: 1 год
Ф.И.О. учителя-разработчика: Григорьева О.В
Санкт-Петербург
2018 год
I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Нормативная база:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V-VIII классов образовательных организаций, а также для IX классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2018/2019 учебном году);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
- Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
- Устав ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга 13.05.2014 №2080-р;
- Лицензия ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 13.01.2012 78 №001570;
- Свидетельство о государственной аккредитации ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 10.06.2015 №958;
- Основная образовательная программа основного общего образования (по ФГОС) ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, принятая Педагогическим Советом, протокол №11 от 30.08.2016, утвержденная приказом директора ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 30.08.2016 №110 (с изменениями на 21.05.2018г)
- Приказ директора ГБОУ СОШ №86 от 21.05.2018 №80/1 «О введение в действие ООП ООО»
- Календарный учебный график ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год, принятый Советом ГБОУ СОШ №86 от 28.03.2018г., утвержденный приказом директора от 29.03.2018г. №51;
- Программа развития ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, принятая Педагогическим Советом, протокол №1 от 12.01.2016, утвержденная приказом директора ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга 22.01.2016 №19.
- Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018– 2019 учебный год, принятый Педагогическим Советом ГБОУ СОШ №86 протокол от 19.05.2018г. №3, утвержденный приказом директора от 21.05.2018г. №80;
- Авторская программа курса внеурочной деятельности по математике для 5 класса на основе сборника специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 5 класса / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. — М.: Дрофа, 2017.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития познавательной и социальной активности учащегося, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат.
Задачи программы:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- раскрытие творческих способностей учащихся;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических финансовых задач;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Краткая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями, применяют математические знания к выполнению относительно простых финансовых расчетов.
Методологическими подходами к формированию финансовой грамотности выступают компетентностный, личностно-деятельностный, контекстный, практико-ориентированный, интегративный, субъектный подходы.
Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для развития познавательной и социальной активности учащегося, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к финансовым видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности.
Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии. Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Объем часов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Учебным планом внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год, данный курс внеурочной деятельности изучается в 5 классе. Продолжительность курса 34 часа (32ч.+2 резервных) в год, по 1 часу в неделю.
Формы подведения итогов
- защита проектно-исследовательских работ, рефератов, выступление.
- участие в проектной деятельности,
- участие в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях математической направленности разного уровня, в том числе дистанционных.
- Коллективный выпуск математической газеты «В мире финансов» и т.п.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
- познакомиться с новым разделом математики, его элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этой области;
- познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
- приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
- приобрести опыт презентации собственного продукта;
- оперировать на базовом уровне понятиями (т.е. распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия):
- цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции;
- сбережение и увеличение капитала;
- бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства;
- бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;
- пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
- применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара;
- оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу;
- решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки с помощью составления числовых выражений;
- решать задачи на простые проценты и банковские проценты, изменение процентной базы (повышение и понижение цен на товары);
- рассчитывать зарплату, налоги, премию;
- принимать участие в расчетах семейного бюджета.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | К-во часов | Вид занятия | Осваиваемый вид деятельности | Дата проведения |
Нулевой цикл «Знакомство» | 1 | Комб. занятие | Беседа | 01-08.09 | |
Нулевой цикл «Знакомство» | 1 | Комб. занятие | Беседа | 10-15.09 | |
Денежные знаки (монеты, купюры). | 1 | Комб. занятие | Обсуждение Практикум | 17-22.09 | |
Денежные знаки (монеты, купюры). | 1 | Комб. занятие | Обсуждение Практикум | 24-29.09 | |
«Мы идем в магазин» | 1 | Комб. занятие | Обсуждение Практикум | 01-06.10 | |
Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость). | 1 | Комб. занятие | Беседа | 08-13.10 | |
Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость). | 1 | Комб. занятие | Практикум | 15-20.10 | |
Решение задач по теме | 1 | Комб. занятие | Соревнование | 22-29.10 | |
Повторение. Математическое соревнование | 1 | Комб. занятие | Игра | 06-10.11 | |
Процент, история возникновения. | 1 | Комб. занятие | Обсуждение | 12-17.11 | |
Проценты и дроби. | 1 | Комб. занятие | Исследовательская работа | 19-24.11 | |
Скидка, распродажа, продажа по акции | 1 | Комб. занятие | Обсуждение | 26-01.12 | |
Простые задачи на проценты | 1 | Комб. занятие | Практикум | 03-08.12 | |
Простые задачи на проценты | 1 | Комб. занятие | Практикум | 10-15.12 | |
Занимательные задачи на проценты | 1 | Комб. занятие | Практикум | 17-22.12 | |
Задачи на повышение и понижение цены товара | 1 | Комб. занятие | Исследовательская работа | 15-29.12 | |
Банковский процент. | 1 | Комб. занятие | Обсуждение Практикум | 14-19.01 | |
Задачи на банковский процент. | 1 | Комб. занятие | Практикум | 21-26.01 | |
Заработная плата и налоги | 1 | Комб. занятие | Обсуждение | 28-02.02 | |
Задачи на расчет зарплаты, налогов, премии | 1 | Комб. занятие | Практикум | 04-09.02 | |
Задачи на расчет зарплаты, налогов, премии | 1 | Комб. занятие | Практикум | 11-16.02 | |
Семейный бюджет | 1 | Комб. занятие | Обсуждение | 18-22.02 | |
Статьи расходов семейного бюджета | 1 | Комб. занятие | Обсуждение | 28-02.03 | |
Планирование семейного бюджета | 1 | Комб. занятие | Практикум | 04-09.03 | |
Планирование семейного бюджета | 1 | Комб. занятие | Практикум | 11-16.03 | |
Рациональное планирование, оптимальный выбор | 1 | Комб. занятие | Исследовательская работа | 18-23.03 | |
Бюджет и доходы страны | 1 | Комб. занятие | Обсуждение | 01-06.04 | |
Решение задач на оптимальный выбор | 1 | Комб. занятие | Практикум | 08-13.04 | |
Представление учебных проектов | 1 | Комб. занятие | Презентация деятельности | 15-20.04 | |
Повторение | 1 | Комб. занятие | Практикум | 22-27.04 | |
Итоговая олимпиада | 1 | Комб. занятие | Олимпиада | 29-04.05 | |
Заключительное занятие | 1 | Комб. занятие | Практикум обсуждение | 06-11.05 | |
Резерв | 1 | 13-18.05 | |||
Резерв | 1 | 20-25.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными компонентами содержания курса «В мире финансовой математики» в 5 классе являются:
Денежные знаки (монеты, купюры). Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость).
Примеры: 1. Тетрадь стоит x р., а книга — в y раз дороже. На сколько рублей книга дороже, чем тетрадь? 2. Груша стоит x р., а яблоко — y р. Сколько заплатили за 3 груши и 3 яблока? 3. Карандаш стоит k р., ручка — r р., а блокнот — b р. 1) Запишите формулу стоимости C комплекта, состоящего из трёх карандашей, двух ручек и одного блокнота. 2) Составьте какой-нибудь другой комплект из этих предметов и запишите формулу его стоимости.
Скидка, распродажа, продажа по акции, банковский процент.
Например, в магазине идёт распродажа товаров со скидкой 15%. Найдите новые цены товаров, которые имели первоначально цену: а) 2250 р.; в) 10 500 р.; б) 15 300 р.; г) 450 р.
Простые задачи на проценты и банковские проценты: задачи на простые банковские проценты знакомят пятиклассников с возможностями сбережения и увеличения капитала.
Например, прочитайте задачу и скажите, какая величина принята за 100%. Известна ли эта величина? Как найти 1%? Как ответить на вопрос задачи?
В банке по некоторому вкладу начисляют 11% годовых. Это значит, что внесённая сумма через год увеличивается на 11%. На сколько увеличится вклад, составляющий 2500 р., через год?
В банке по некоторому вкладу начисляют 11% годовых. Через год сумма на вкладе увеличилась на 561 р. Какая сумма была внесена в банк?
В банк положили 3200 р., а через год на счету оказалось на 256 р. больше. Сколько процентов годовых начислил банк по этому вкладу?
Задачи на повышение и понижение цены товара: встречая в задачах снижение цены на товар, учитель знакомит школьников с терминами «скидка», «распродажа» (sale), «продажа по акции», формируя представление об экономической целесообразности покупать дешевле.
Задачи на расчет зарплаты, налогов, премии.
Пример: 1. Транспортный налог на автомобили одного года выпуска тем больше, чем больше мощность автомобиля. В семьях Кати и Оли, проживающих в Москве, одинаковый доход и по одному автомобилю одного и того же года выпуска. Транспортный налог в семье Кати составляет 3/55 , а в семье Оли 5/91 семейного бюджета. В какой семье автомобиль мощнее? 2. Транспортный налог на автомобили одинаковой мощности тем меньше, чем раньше был выпущен автомобиль. В семьях Кати и Оли, проживающих в Москве, одинаковый доход и по одному автомобилю одной и той же мощности. Транспортный налог в семье Кати составляет 4/67, а в семье Оли 6/101 семейного бюджета. Какой из этих автомобилей был выпущен раньше?
Статьи расходов семейного бюджета, планирование семейного бюджета: формирование первых представления о семейном бюджете. Возможно использование задач из учебника о зарплате (в № 828 (1), 831 (2), в задаче 4 в разделе «Контрольные вопросы и задания» на с. 259 с решением в методическом пособии на с. 384), о налогах (в № 828 (2), 831 (1)), о семейном бюджете (в № 472 (7) с ответами в учебнике).
Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др.
Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы: оптимизации расходов на общественный транспорт посвящены задачи № 32, 33 из раздела «Задачи для летнего досуга» на с. 292, а № 31 связан с покупкой валюты. В учебнике разговор также идет о валовом внутреннем продукте страны в интерактиве на с. 271 рядом с № 911.
Пример: При движении по шоссе автомобиль «Лада-Приора» расходует примерно 6,6 л бензина на каждые 100 км пути, а автомобиль «Шеви-Нива» — 1,2 л на 15 км. 1) Какой из этих автомобилей экономичнее при движении по шоссе? 2) Сколько литров бензина потребуется каждому из этих автомобилей на поездку из Москвы в Белгород, расстояние до которого по шоссе 640 км?
Примерные темы учебных проектов
5 класс
Вопросам финансовой грамотности посвящены могут быть посвящены учебные проекты: «Процентные расчеты», «Способы зарабатывания денег», «Семейный бюджет». «Семейный бюджет» — это долговременный проект, в рамках которого ученик составляет и заполняет статьи семейных расходов, при этом знакомится с реальными статьями расходов, такими как коммунальные платежи, питание, транспорт, развлечения, путешествия и др.
ЛИТЕРАТУРА
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 5 класса / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. — М. : Дрофа, 2017.
Специальные модули для электронной формы учебника по математике 5 класса: https://drofa-ventana.ru/ material/sbornik-matematika-5
Липсиц И. В., Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 классы. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014. — (Учимся разумному финансовому поведению)
Как вести семейный бюджет / под ред. Н. Н. Думной и О. А. Рябовой. — М.: Интеллект-Центр, 2010. — (Популярные финансы).
Заплати налоги и спи спокойно / под ред. Н. Н. Думной и Н. П. Мельниковой. — М.: Интеллект-Центр, 2010. — (Популярные финансы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс
Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и ознакомление с их методами исследований исторического пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...
Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 7 класс.
Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности"
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности" (7 класс)
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...