Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные олимпийцы"
рабочая программа
Спортивно-оздоровительное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9»
(КГКОУ ШИ 9)
|
РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО _______ Р. Н. Ушакова Протокол № ___ «__» ______ 2019 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ В.А. Савочка «____» __________ 2019 г
| УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ ШИ 9 ________ Т.К. Волкова «___»__________ 2019 г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юные олимпийцы»
спортивно - оздоровительное направление
2 класс
Составитель Ушакова Р. Н., учитель начальных классов |
р. п. Переяславка
2019
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Актуальность программы 4
- Педагогическая целесообразность программы 4
- Цели и задачи программы 5
- Отличительная особенность программы 5
- Формы проведения занятий 6
- Содержание программы 6
- Планируемые результаты внеурочной деятельности 7
- Календарно-тематическое планирование 9
- Таблица оценивания навыков и приемов 10
- Список литературы 11
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные олимпийцы» направлена на охрану и укрепление, сохранение физического здоровья обучающихся, на развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье. Программа имеет физкультурно - оздоровительную направленность, так как приобщает обучающихся к желанию вести здоровый образ жизни.
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы внеурочной деятельности «Юные олимпийцы»:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - ЕКС);
- Приказ Минобрнауки России № 1040 от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015) (далее - Порядок № 1015);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г., № 189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);
- СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;
- Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Устав КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа КГКОУ ШИ 9 (вариант 1);
- Положение о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9;
- Календарный график КГКОУ ШИ 9 на 2019/2020 учебный год;
- Учебный план КГКОУ ШИ 9 на 2019 - 2020 учебный год.
Актуальность программы. По данным статистики в числе 70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах среди школьников с умственной отсталостью, в 2 раза возросла частота выраженных нарушений процессов нейродинамики. Особой проблемой в последние годы стали социально-зависимые болезни. По оценкам специалистов факторами риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, является снижение их физической активности. Так, дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%. Кроме того, культивируемая в последнее десятилетие «культура быстрого питания» приводит к массовому ожирению, дефициту витаминов и проблемам ЖКТ, сердечно-сосудистым нарушениям.
Педагогическая целесообразность. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Юные олимпийцы» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья умственно отсталых младших школьников, в основу которой положены культурологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального образования и спроектирована с учётом нивелирования социальных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья обучающихся.
Цель: создание условий для формирования, сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознанное стремление и практические навыки здорового и безопасного образа жизни в свободное время.
Задачи:
-формирование интереса к собственному здоровью путем соблюдения правил ЗОЖ и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
-формирование установки на использование здорового питания;
-формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
-развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
-развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
-формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;
-формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.
Отличительная особенность программы заключается в том, что образовательная деятельность строится на следующих принципах:
-включение обучающихся в активную деятельность;
-доступность и наглядность;
-связь теории с практикой;
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
-целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Юные олимпийцы» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Данная внеурочная деятельность позволяет учесть физические и физиологические особенности обучающихся.
Теоретическая (информационная) часть включает в себя информацию:
-о технике безопасности во время занятий физическими упражнениями и спортом;
-об основах здорового образа жизни;
-об оборудовании и спортивном инвентаре для различных видов спорта;
-об Олимпийских играх и видах спорта;
-о правильном питании;
-о рациональном режиме дня школьника.
Практическая часть включает в себя:
-обучение жизненно – важным двигательным умениям и навыкам;
-развитие физических качеств, координационных, ориентационно-пространственных, временных и ритмических способностей;
-обучение умению быстро переключаться с одного вида деятельности (упражнения, задания) на другой;
-проведение эстафет с целью формирования личностных качеств и культуры поведения в соревновательной деятельности;
-развитие психомоторики и психических качеств (мышление, быстрота реакции, внимание и др.) в различных видах двигательной деятельности;
-обучение правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации), навыкам самостоятельной организации своего досуга, упражнениям для сохранения зрения.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Юные олимпийцы» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Формы проведения занятий. Программа содержит 6 разделов, каждый из которых решает свои задачи. Занятия проходят со всем классом, по группам, индивидуально. Для более эффективной организации деятельности в спортивно-оздоровительном направлении воспитания обучающихся с умственной отсталостью, необходимо использовать вариативные формы организации работы: игры (интерактивные познавательные, подвижные, народные, подвижные с элементами спортивных), беседы, коллективные творческие дела, видеозанятия, экскурсии, решение ситуационных задач, тематические встречи, участие в общешкольных мероприятиях (дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок, спортивные мероприятия и т.п.), акциях.
Срок реализации программы 1 учебный год. Программа рассчитана на 35 часов и составляет 1 час в неделю.
Содержание программы
№ п/п | Раздел | Примерное содержание |
1 | Введение | Понятие ЗОЖ. Основные показатели ЗОЖ. Составляющие ЗОЖ |
2 | Личная гигиена | Предметы личной гигиены. Микробы вокруг нас. Чистота - залог здоровья. Утренний туалет. Уход за ногтями, волосами, зубами. Как сохранить острое зрение. Закаливание. Как сохранить хорошее настроение. Учимся расслабляться. Доверяем друг другу |
3 | Правильное питание и режим школьника | Живая и мертвая еда. Витамины. Культура питания. Сон – это здоровье. Веселые перемены |
4 | Службы здоровья | Медицинский работник. «Я прививок не боюсь». Сезонные болезни. Вызываем врача. Первые признаки болезни. Как уберечься от инфекций |
5 | Безопасность и вредные привычки | Зеленая аптека. ПТБ при занятиях физкультурой и спортом. Опасность вредных привычек. Безопасное поведение на улице, дома |
6 | Мир движений | Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Движение-это жизнь. Развиваем пальчики. Осанка. Подвижные игры народов России. Лапта. Салки. Городки. Знаменитые олимпийцы |
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты
-ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему посёлку, народу, России;
-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
-осознание себя как члена общества, жителя Хабаровского края;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности;
-понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
-развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
-расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
-способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия на доступном уровне;
-способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-ориентировка в понятии «здоровый образ жизни», полезности продуктов питания;
-знание основных видов спорта, русских традиционных подвижных игр, режима дня школьника;
-знание и применение основных упражнений по охране зрения, осанки, комплекса зарядки;
-соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
-освоение элементарных правил гигиены повседневного быта;
-освоение основных видов движения.
Достаточный уровень:
-освоение и соблюдение правил подвижных игр;
-расширение сферы общения;
-приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
-адекватная реакция на предложения, замечания и оценку учителя, товарищей и других людей во время индивидуальных и групповых заданий;
-адекватная оценка правильности выполнения действия;
-проявление инициативы в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций, создании тематических коллажей и стенгазет;
-самостоятельная организация и проведение игр во время досуга;
-умение договариваться и приходить к общему решению в группах, микрогруппах, парах;
-умение контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
-умение задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Юные олимпийцы»
2 класс (35 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Введение «Что я знаю о здоровье» | |||
1 | Вводное занятие. Что такое здоровье и как его сохранить? | 1 | 5.09 |
2 | Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья | 1 | 12.09 |
Личная гигиена | |||
3 | В царстве гигиены (практикум) | 1 | 19.09 |
4 | Микробы вокруг нас. Где чистота – там здоровье | 1 | 26.09 |
5 | Помощники Мойдодыра (предметы личной гигиены) | 1 | 3.10 |
6 | Правила личной гигиены. Гигиена ротовой полости | 1 | 10.10 |
7 | Уход за руками и ногами | 1 | 17.10 |
8 | Как сохранить острое зрение | 1 | 24.10 |
9 | Утренний туалет | 1 | 7.11 |
10 | Наша кожа – защита организма | 1 | 14.11 |
11 | Как сохранить хорошее настроение. Зарядка дарит бодрость | 1 | 21.11 |
12 | В здоровом теле – здоровый дух (закаливание) | 1 | 28.11 |
13 | Учимся расслабляться | 1 | 5.12 |
Правильное питание и режим школьника | |||
14 | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим | 1 | 12.12 |
15 | Витамины (игра, мини-лекция) | 1 | 19.12 |
16 | Мини-проект «Быстрая еда – школьников беда» | 1 | 26.12 |
17 | Викторина «Из чего состоит пища» | 1 | 16.01 |
18 | Чистая вода – залог здоровья (мини-лекция, беседа) | 1 | 23.01 |
Службы здоровья | |||
19 | Сезонные болезни. Простудные заболевания | 1 | 30.01 |
20 | «Я прививок не боюсь» | 1 | 6.02 |
21 | Медицинский работник. Экскурсия в медицинский кабинет | 1 | 13.02 |
22 | Первые признаки болезни. Вызываем врача | 1 | 20.02 |
Безопасность и вредные привычки | |||
23 | ПТБ при занятиях физкультурой и спортом | 1 | 27.02 |
24 | Полезные и вредные привычки | 1 | 5.03 |
25 | Безопасное поведение на улице, дома | 1 | 12.03 |
26 | Береги здоровье смолоду | 1 | 19.03 |
27 | Мы выбираем ЗОЖ. Что включает в себя здоровый образ жизни | 1 | 16.04 |
28 | Ролевая игра «Как оказать первую помощь» | 1 | 23.04 |
Мир движений | |||
29 | Народные игры «Горелки», «Кот и мыши», «Блуждающий мяч» | 1 | 30.04 |
30 | Подвижные игры, основанные на элементах спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки» | 1 | 14.05 |
Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся
внеурочной деятельности «Юные олимпийцы»
№ | Приемы и навыки работы | усвоение | неусвоение |
1 | Освоение элементарных правил гигиены повседневного быта | ||
2 | освоение основных видов движения | ||
3 | Освоение видов и правил подвижных игр | ||
4 | Освоение малых форм двигательной активности | ||
5 | Соблюдение распорядка дня | ||
6 | Социальная адаптация | ||
7 | Расширение сферы общения | ||
8 | Приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром | ||
9 | Получение представления об особенностях физического развития младшего школьника | ||
10 | Получение представления о правилах предупреждения простудных заболеваний | ||
11 | Получение представления о влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье | ||
12 | Освоение основных правил закаливания организма | ||
13 | Получение представления о близорукости и как она влияет на здоровье человека | ||
14 | Получение представления об основах рационального питания | ||
15 | Применение на практике приобретённых знаний о правилах ведения здорового образа жизни | ||
16 | Самостоятельное выполнение профилактических и общеукрепляющих комплексов физических упражнений | ||
17 | Приобретение осознания необходимости заботы о своём здоровье | ||
18 | Выработка форм поведения, которая поможет избежать опасности для жизни и здоровья | ||
19 | Соблюдение навыков самообслуживания | ||
20 | Умение взаимодействовать в коллективе | ||
21 | Получение представлений основ патриотического воспитания | ||
22 | Умение работать в группе | ||
23 | Умение действовать самостоятельно | ||
24 | Негативное отношение к факторам, вредящим здоровью |
Список литературы
- «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
- «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
- «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.
- «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
- Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
- Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
- Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
- Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Будущие олимпийцы»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. П...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Олимпийцы»
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...