Методическая разработка «Аналитико-рефлексивная деятельность педагогов с целью совершенствования содержания ДООП и педагогических средств реализации программ в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся
учебно-методический материал

Соломина Лада Юрьевна

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования. Ее актуальность обусловлена необходимостью для педагога: систематизировать свои представления о направлениях и компонентах профориентационной деятельности в дополнительном образовании; структурировать работу по анализу и оценке собственной практики содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Цель размещения материала - оказать методическую помощь  для осуществления педагогической рефлексии в части сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и подростков. Овладение предлагаемым методическим средством , как предполагается, будет способствовать регулярной аналитико-рефлексивной деятельности педагога в отношении профориентационной работы с обучающимися; а также - повышению самооценки педагогов, их профессиональному росту и развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_l.yu_._solominoy.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка 

для педагогов дополнительного образования

«Аналитико-рефлексивная  деятельность педагогов с целью совершенствования

содержания ДООП и педагогических средств реализации программ

в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся»

Автор-составитель:

Соломина Лада Юрьевна,

методист

Март

2021


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        3

Основные направления и составляющие профориентационной деятельности педагога дополнительного образования        4

Методика самоанализа деятельности педагога по содействию процессам профессионального самоопределения личности обучающегося        6

Заключение        9

Использованные источники         9


Пояснительная записка

Дополнительное образование детей, подростков, молодежи – общественный институт, активно участвующий в сопровождении  общего становления человека как субъекта труда и существенно повышающий, при правильной организации работы,  эффективность процессов личностно-профессионального самоопределения человека. Это целая система педагогических, социальных, психолого-педагогических мероприятий, активизирующих указанные  процессы,  содействующих развитию ценностно-смысловой сферы личности, формированию жизненных и профессиональных целей обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, интересами и ресурсами, при учете общественных ценностей и потребностей рынка труда.

Современная ситуация в дополнительном образовании детей характеризуется расширением влияния педагога на формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, на развитие их способности к самопознанию и мотивации самореализации и личностного самосовершенствования. Основополагающие документы государственной политики в области образования детей обязательно затрагивают вопросы поступательного сопровождения этих процессов.

Работа педагога, как минимум, в двух конкретных направлениях обеспечит, на наш взгляд, успех на этом пути.

Во-первых, это аналитическая деятельность и педагогическая рефлексия при создании и в ходе реализации образовательных программ. Систематическое обновление и совершенствование содержания и методического обеспечения  дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  программ, диагностические исследования в ходе реализации программ, нацеленные на повышение эффективности сопровождения личностно-профессионального самоопределения обучающихся – актуальные задачи педагогического коллектива учреждения дополнительного образования детей.

Во-вторых, это целенаправленное, осознанное влияние педагога на развитие ценностно-смысловой сферы личности и эффективных навыков у обучающихся, т.е. исследовательская и активизирующая позиция педагога непосредственно во взаимодействии с обучающимися в практике реализации программ.  

Решение таких непростых задач связано с необходимостью актуализации у самих педагогов мотивов саморазвития, с поддержанием интереса и творческого отношения педагога к своей деятельности,  к себе как профессионалу, с непрерывным повышением эрудиции, обеспечением «руки на пульсе» современных направлений в изменении жизни, образования, мира профессий, рынка труда. А также – с совершенствованием умений при изучении личности обучающихся, при ее формировании и выработке ключевых   компетенций, гибких навыков для успешной жизни в VUCA-мире (от  английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguity (неоднозначность) – нашем современном мире, в котором нет и не может быть четких, предсказуемых и простых ориентиров для осуществления выбора: профессии, индивидуального пути образования и развития, успешной трудовой карьеры.

Таким образом, актуальность предлагаемой методической разработки обусловлена необходимостью для педагога:

  • систематизировать свои представления о направлениях и компонентах профориентационной деятельности в дополнительном образовании,
  • структурировать работу по анализу и оценке собственной практики содействия профессиональному самоопределению обучающихся.

Адресность. Данные методическая разработка будет полезна педагогам и методистам дополнительного образования детей.

Цель – оказать методическую помощь  для осуществления педагогической рефлексии в части сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и подростков. 

Задачи методической разработки: 

  • обозначить современные взгляды на основные направления и составляющие педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
  • представить методический инструмент, в удобной табличной форме, для осуществления педагогом самоанализа и оценки содержания, средств, результатов своей профориентационной деятельности с обучающимися в ходе реализации ДООП;
  • побудить педагогов к регулярной и структурированной аналитико-рефлексивной деятельности в части содействия процессам профессионального самоопределения обучающихся, к саморазвитию и повышению качества работы.

Планируемый результат от использования методической разработки:

  • овладение предлагаемым методическим средством, регулярная аналитико-рефлексивная деятельность в отношении профориентационной работы с обучающимися;
  • повышение самооценки педагогов, их профессиональный рост и развитие.

Основные направления и составляющие профориентационной деятельности педагога дополнительного образования

Профориентационная работа педагога в ходе реализации им дополнительной образовательной программы призвана обеспечивать развитие самосознания обучающегося, формирование общепрофессиональных мотивов и ценностей, проектирование им своего будущего, построение идеального образа профессионала.

Особого внимания педагога в этом контексте требует складывающийся в ходе освоения программы субъектный опыт обучающегося, включающий познание своих качеств, сильных сторон и затруднений, личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы. Поэтому педагог не может ограничиваться лишь расширением кругозора обучающихся с помощью тематических бесед или видеоматериалов о содержании труда в сфере профессий, связанных с направленностью образовательного объединения. Необходима комплексная деятельность по развитию личности и целенаправленному сопровождению, активизации процессов профессионального самоопределения человека, с учетом его возраста и индивидуально-психологических характеристик.

В рамках преподавания по дополнительным общеразвивающим программам специалисты определяют составляющие профориентационной деятельности педагога дополнительного образования:

  • формирование у обучающегося мотивации к выбору профессионального пути  (быть полезным себе, семье, обществу, государству; удовлетворить материальные потребности, карьерные намерения, потребность в творчестве и др.);
  • обеспечение направленности обучающегося на самопознание, на определение мотивов выбора, выявление и соотнесение возможностей и потребностей;
  • обеспечение обучающегося знаниями по выбору профессии (мир профессий, знания о самом себе, о современном рынке труда), источниками и способами получения этих знаний;
  • воспитание уважительного отношения к разным видам профессиональной деятельности как общественно необходимым и равноценным;
  • формирование оптимистического отношения к профессиональному будущему с осознанием возможных рисков, связанных с профессиональной деятельностью;
  • предоставление возможности разнонаправленной подготовки на основе осознания обучающимся и формирования его потребностей, интересов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивов и отношений, качеств и навыков;
  • ознакомление с профессиональной сферой, профессиями и специальностями, их  представляющими;
  • психоэмоциональное и содержательное погружение обучающегося в профессиональную сферу;
  • обсуждение с обучающимся содержания и продукта деятельности специалиста, их отражения в рамках дополнительного образования, сопоставление поставленных задач и полученного результата;
  • изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление профессиональных интересов, мотивов выбора;
  • моделирование будущего и идеального образа профессионала, реализации профессиональных и личностных интересов и планов;
  • выстраивание индивидуальной траектории развития обучающегося, определение возможных путей образования.

Для охвата всех указанных составляющих профориентационная деятельность педагога дополнительного образования должна включать следующие направления работы:

  1. Тактическое – выявление профориентационных возможностей реализуемого направления дополнительного образования, проектирование дополнительной образовательной программы с учетом профориентационных аспектов.
  2. Диагностико-аналитическое – выявление образовательных и карьерных планов обучающихся, их интересов, склонностей, мотивов, черт личности, готовности к профессиональному самоопределению, проблем процесса самоопределения – с целью осуществления индивидуального подхода при  сопровождении процессов профессионального самоопределения обучающегося в рамках дополнительного образования.
  3. Организационно-практическое – подготовительная и собственно профориентационная деятельность (профессиональное руководство) в процессе реализации дополнительной образовательной программы. Это направление включает организационно-методический,  информационно-просветительский, консультативный виды  деятельности и собственно практику реализации ДООП.
  4. Рефлексивно-аналитическое – анализ и оценка результатов деятельности, ее ресурсности в эффективном содействии профессиональному самоопределению обучающихся и саморазвитию педагога.

Представленная ниже таблица разработана в качестве методического средства для осуществления аналитико-рефлексивной деятельности педагога дополнительного образования в сфере содействия профессиональному самоопределению обучающихся. В таблице подробно описаны структура, содержание и формы реализации каждого из четырех обозначенных направлений работы.

Методика самоанализа деятельности педагога по содействию процессам профессионального самоопределения личности обучающегося

Педагогу предлагается изучить материалы таблицы и оценить свою деятельность в рамках каждого направления, опираясь на имеющийся перечень критериев:  0 баллов ставится, если  направление работы не реализовано; 1 балл – если оно реализуется в общей форме и/или в отношении лишь отдельных обучающихся, подгрупп, задач; 2 балла –  если оно реализуется  в системе,  и при этом с учетом  задач индивидуального подхода.

Самоанализ деятельности педагога по содействию процессам профессионального самоопределения личности обучающихся

Направления

Основное содержание деятельности

по направлению

Формы реализации

направления

Критерии оценки

Самооцен-ка в баллах:

0 – не реализовано, 1 – реализуется в общей форме и/или в отношении отдельных обучающихся, подгрупп, задач, 2 –  реализуется  в системе,  с учетом  задач индивидуального подхода

Тактическое

Выявление профориентационных возможностей реализуемого направления дополнительного образования,

проектирование дополнительной образовательной программы с учетом профориентационных аспектов.

Анализ содержания программы, обучающих материалов

В содержании отражены возможности, направления, средства  профориентационной работы, сформулированы конкретные названия мероприятий и видов работы.

Анализ условий образовательной деятельности

В содержании программы отмечено, какие условия (ресурсы самого педагога, учреждения, социального партнерства, культурной среды города и т.д.) могут быть использованы для содействия профессиональному самоопределению.

Планирование результатов и их оценка

В планируемые результаты и критерии мониторинга результатов обучения  включены показатели личностного развития, метапредметные умения и навыки, базовые для эффективных процессов профессионального самоопределения.

Диагностико-аналитическое

Выявление образовательных и карьерных планов обучающихся, их интересов, склонностей, мотивов, черт личности, готовности к профессиональному самоопределению, проблем процесса самоопределения – с целью осуществления индивидуального подхода при  сопровождении процессов профессионального самоопределения обучающегося в рамках дополнительного образования.

Самостоятельное проведение педагогической диагностики / Участие в  исследованиях на уровне учреждения.

Анализ соотнесенности индивидуального выбора  с направлением дополнительного образования и планированием дальнейшего пути.

Зафиксированы результаты диагностики и анализа: заполненные бланки анкет, тестирования, записи по результатам бесед, практических проб деятельности, анализа действий и поведения, текущие заметки, выводы / Члены объединения принимают участие в  социологическом обследовании в коллективах учреждения ««Ценностные и профессиональные предпочтения, их динамика у обучающихся».

Анализ результатов наблюдения, бесед, практических проб деятельности, поведенческих проявлений обучающихся – выявление знаний о труде и мире профессий, особенностей мотивационно-личностной сферы, навыков профессионального самоопределения.

Педагог осознает основные результаты педагогической диагностики, может конкретно сформулировать задачи содействия профессиональному самоопределению и развитию личности в отношении как отдельных обучающихся, так и конкретной группы (коллектива). Диагностика и анализ проведены по большинству из критериев:

  • кругозор обучающегося в сфере труда и профессий;
  • трудолюбие и нравственно-волевые качества;
  • интересы, ценности, мотивы выбора и профессиональные планы;  
  • их осознанность, самооценка успешности и перспектив;
  • активность процессов самоопределения, предпринимаемые действия;  
  • соответствие решаемых обучающимся задач профсамоопределения его возрасту;
  • особенности темперамента и характера;
  • затруднения и личностные ограничения.

Организационно-практическое

Подготовительная и собственно профориентационная деятельность (профессиональное руководство) в процессе реализации дополнительной образовательной программы.

Организационно-методическая деятельность:

  • обеспечение собственной методической компетентности педагога в сфере содействия профессиональному самоопределению обучающихся, поддержание своей информированности о современном состоянии проблемы, тенденциях развития сферы труда и профессий, трендах профориентации;
  • наличие пополняемого банка практических материалов по содействию профессиональному самоопределению детей разного возраста, с разными интересами и особенностями.

Педагог осведомлен об информационных ресурсах профориентации, пользуется ими, имеет в распоряжении  тематические материалы, как общего характера, так и относящиеся к профессиональной сфере, соответствующей направленности объединения. Используются:

  • тематическая литература и электронные ресурсы (порталы, сайты, навигационно-информационные системы, образовательные проекты и проч.);
  • профессиограммы;
  • видеоматериалы и мультимедиа презентации о профессиях определенной группы и людях – ее выдающихся представителях;  
  • профориентационные кейсы, игры, задания, тесты для самопознания, самореализации и развития обучающихся, для формирования гибких навыков и определенных профессионально значимых характеристик.

Информационно-просветительская деятельность: обеспечение обучающегося информацией и знаниями, необходимыми для осознанного выбора профессии, соотнесения выбранного направления дополнительного образования с будущей профессиональной деятельностью; формирование умений и навыков образовательной и самообразовательной деятельности.

Педагог использует разнообразные по форме и содержанию просветительские материалы и мероприятия для обеспечения обучающегося знаниями по выбору профессии (мир профессий, знания о самом себе, о современном рынке труда), источниками и способами получения этих знаний. В арсенале средств педагога:

  • составление с обучающимися профессиограмм (краткого описания профессии; справочной информации о профессии; информации о востребованности профессии на современном рынке труда);
  • профессиональная реклама и агитация, информирование об учебных заведениях региона;
  • экскурсии на предприятия, на мероприятия (концерты, спортивные мероприятия, выставки), в профессиональные образовательные организации;
  • встречи со специалистами по направлению дополнительного образования и иными;
  • предоставление информации, рассказы, беседы о путях решения проблем выбора профессии;
  • информирование об учебных и художественных фильмах, касающихся тематики самоопределения, или показ подходящего видеоконтента;
  • использование продуктов средств массовой информации;
  • предоставление обучающимся перечня электронных профориентационных ресурсов;
  • участие в «ярмарках профессий».

Консультативная деятельность: разъяснение вопросов развития, образования, выбора профессии.

Педагог чувствителен к профориентационному запросу обучающегося и компетентен, обладает необходимыми возможностями:

  • готов к диалогу, к обоснованным и понятным ответам на вопросы по темам развития, образования, выбора профессии;
  • обсуждает планы, в беседе побуждает к взаимодействию, совместному анализу процессов и затруднений  самоопределения обучающихся;
  • разъясняет современные тенденции и перспективы образования, труда и профессионального развития, необходимость учета состояния спроса и предложения на рынке труда, социокультурной ситуации, этнических (национальных), религиозных и проч. профессиональных аспектов.

Практика реализации ДООП:

содействие формированию возрастосообразных личностных новообразований в ходе процессов профессионального самоопределения.  

Педагог владеет методами педагогического сопровождения развития личности и ее профессионального самоопределения на конкретных возрастных этапах.

Использует на занятиях, обеспечивая обучающимся:

  • мотивирование, информационную и эмоциональную поддержку в сфере развития человека как субъекта труда;
  • практику поступательного самопознания при участии обучающегося в работе коллектива по программе;
  • обучение принятию решения и построению перспектив профессионального развития;
  • разнообразные профориентационные элементы в содержании занятий;
  • профпробы, проектную деятельность, участие в конкурсах по профориентационной тематике;
  • индивидуализацию подхода в развитии качеств личности, ее способностей и навыков, в формировании личной профессиональной перспективы.

Рефлексивно-аналитическое

Анализ и оценка результатов деятельности, ее ресурсности в эффективном содействии профессиональному самоопределению обучающихся и саморазвитию педагога.

Анализ собственной компетентности в области содействия профессиональному самоопределению обучающихся и определение задач ее повышения.

Анализ и оптимизация реализуемой профориентационной деятельности, включая корректировку содержания, подготовку дополнительных материалов, отчетности и осмысление возникших проблем, способов их преодоления.

По итогам учебного года педагог:

  • формулирует задачи саморазвития, определяет его пути и средства для себя на ближайшую перспективу;

  • определяет направления и методы совершенствования профориентационной деятельности, с соответствующей корректировкой рабочей программы, расширением возможностей сетевого взаимодействия и т.п.

Оценка результативности содействия профессиональному самоопределению обучающихся.  

  • заполняет Карту педагогического мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, оценивая и учитывая качество  построения обучающимся личной профессиональной перспективы (ЛПП).
  • оценивает эффективность проведенной работы по коррекции профессиональных планов одаренных  воспитанников в отношении поступления в профильные учебные заведения.

Целесообразно проводить анализ и рефлексивную оценку деятельности незадолго до окончания учебного года, с тем чтобы иметь возможность к началу следующего усовершенствовать реализуемую ДООП, повысить собственную компетентность, подготовить необходимые материалы, методики и средства для повышения эффективности профориентационной работы.

Максимальная оценка по тактическому направлению работы – 6 баллов, диагностико-аналитическому – 4 балла, организационно-практическому – 8 (по 2 балла за реализацию организационно-методического, информационно-просветительского, консультативного, практического видов деятельности), рефлексивно-аналитическому – 4 балла. Максимальная оценка 22 балла.  Аналитико-рефлексивный результат в пределах 19-22 баллов свидетельствует о высоко успешной (по самооценке) работе в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся; 15-18 – о работе на уровне выше среднего; 10-14 – на среднем уровне; 5-9 – ниже среднего, а 0-4 балла – это очень низкий уровень.

Помимо количественной оценки, необходимо рассмотреть содержательный аспект своей профориентационной деятельности: какое из направлений работы, и по каким именно его компонентам, реализовано в наименьшей степени; каковы возможные причины такой ситуации. И – поставить конкретные задачи, наметить средства совершенствования педагогической деятельности в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся.

Данное методическое средство не является инструментом административного контроля, оно предназначено для собственной аналитико-рефлексивной деятельности педагога, с целью совершенствования планирования, содержания образовательных программ и средств их реализации.

Заключение

Система дополнительного образования детей, обладая открытостью, практикоориентированностью и мобильностью,  неформализованностью и вариативностью  содержания образования, опорой на интересы и позитивные жизненные ориентиры, мощным креативным полем, имеет особый и значительный развивающий и воспитательный потенциал. Эффективная реализация этого потенциала предполагает рефлексивную и исследовательскую позицию педагогического коллектива организации, когда образовательная деятельность строится с учетом регулярного мониторинга, высвечивающего актуальные задачи и  «западающие» направления работы.

Предлагаемая  таблица представляется удобным методическим инструментом для осмысления педагогом  того, какие конкретно направления его профориентационной деятельности  успешно или менее успешно реализуются средствами ДООП, способствует ли содержание и методическое обеспечение программы задачам содействия профессиональному самоопределению обучающихся.

Эти направления педагогической рефлексии существенно повышают эффективность образовательной деятельности, способствуют ее планированию, а также –  повышению компетентности и саморазвитию личности педагога.

Использованные источники

  1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Academia, 2004.
  2. Муратова, А.А. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке [Электронный ресурс] / А.А. Муратова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - 2 апреля. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2008/0402-2 
  3. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, утвержденный  Приказом Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016).
  4. Профориентационная деятельность педагога дополнительного образования. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. Уфа: Институт развития образования Республики Башкортостан,  2019. [Электронный ресурс] Режим доступа https://irorb.ru/wp-content/uploads/2019/12/prof_deyat_pedagoga1.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей с целью профессионального самоопределения обучающихся при изучении информатики

Развитие творческих способностей с целью профессионального самоопределения обучающихся при изучении информатики...

"Психолого – педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся". Статья

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются подростки на выходе из основной или средней школы - это выбор будущего профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе ка...

Актуальность педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.П...

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пича...

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.

Профессии агропромышленного комплекса.Целевая установка: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области пр...

Проектная деятельность как средство развития жизненных компетенций и профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР

      Опыт моей работы в качестве классного руководителя  показал, что участие  детей  с ОВЗ  в  различных  конкурсах, проектах, коллективных творче...