Методическая разработка «Аналитико-рефлексивная деятельность педагогов с целью совершенствования содержания ДООП и педагогических средств реализации программ в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся
учебно-методический материал
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования. Ее актуальность обусловлена необходимостью для педагога: систематизировать свои представления о направлениях и компонентах профориентационной деятельности в дополнительном образовании; структурировать работу по анализу и оценке собственной практики содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Цель размещения материала - оказать методическую помощь для осуществления педагогической рефлексии в части сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и подростков. Овладение предлагаемым методическим средством , как предполагается, будет способствовать регулярной аналитико-рефлексивной деятельности педагога в отношении профориентационной работы с обучающимися; а также - повышению самооценки педагогов, их профессиональному росту и развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_l.yu_._solominoy.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
для педагогов дополнительного образования
«Аналитико-рефлексивная деятельность педагогов с целью совершенствования
содержания ДООП и педагогических средств реализации программ
в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся»
Автор-составитель:
Соломина Лада Юрьевна,
методист
Март
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Основные направления и составляющие профориентационной деятельности педагога дополнительного образования 4
Методика самоанализа деятельности педагога по содействию процессам профессионального самоопределения личности обучающегося 6
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей, подростков, молодежи – общественный институт, активно участвующий в сопровождении общего становления человека как субъекта труда и существенно повышающий, при правильной организации работы, эффективность процессов личностно-профессионального самоопределения человека. Это целая система педагогических, социальных, психолого-педагогических мероприятий, активизирующих указанные процессы, содействующих развитию ценностно-смысловой сферы личности, формированию жизненных и профессиональных целей обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, интересами и ресурсами, при учете общественных ценностей и потребностей рынка труда.
Современная ситуация в дополнительном образовании детей характеризуется расширением влияния педагога на формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, на развитие их способности к самопознанию и мотивации самореализации и личностного самосовершенствования. Основополагающие документы государственной политики в области образования детей обязательно затрагивают вопросы поступательного сопровождения этих процессов.
Работа педагога, как минимум, в двух конкретных направлениях обеспечит, на наш взгляд, успех на этом пути.
Во-первых, это аналитическая деятельность и педагогическая рефлексия при создании и в ходе реализации образовательных программ. Систематическое обновление и совершенствование содержания и методического обеспечения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, диагностические исследования в ходе реализации программ, нацеленные на повышение эффективности сопровождения личностно-профессионального самоопределения обучающихся – актуальные задачи педагогического коллектива учреждения дополнительного образования детей.
Во-вторых, это целенаправленное, осознанное влияние педагога на развитие ценностно-смысловой сферы личности и эффективных навыков у обучающихся, т.е. исследовательская и активизирующая позиция педагога непосредственно во взаимодействии с обучающимися в практике реализации программ.
Решение таких непростых задач связано с необходимостью актуализации у самих педагогов мотивов саморазвития, с поддержанием интереса и творческого отношения педагога к своей деятельности, к себе как профессионалу, с непрерывным повышением эрудиции, обеспечением «руки на пульсе» современных направлений в изменении жизни, образования, мира профессий, рынка труда. А также – с совершенствованием умений при изучении личности обучающихся, при ее формировании и выработке ключевых компетенций, гибких навыков для успешной жизни в VUCA-мире (от английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguity (неоднозначность) – нашем современном мире, в котором нет и не может быть четких, предсказуемых и простых ориентиров для осуществления выбора: профессии, индивидуального пути образования и развития, успешной трудовой карьеры.
Таким образом, актуальность предлагаемой методической разработки обусловлена необходимостью для педагога:
- систематизировать свои представления о направлениях и компонентах профориентационной деятельности в дополнительном образовании,
- структурировать работу по анализу и оценке собственной практики содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Адресность. Данные методическая разработка будет полезна педагогам и методистам дополнительного образования детей.
Цель – оказать методическую помощь для осуществления педагогической рефлексии в части сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и подростков.
Задачи методической разработки:
- обозначить современные взгляды на основные направления и составляющие педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- представить методический инструмент, в удобной табличной форме, для осуществления педагогом самоанализа и оценки содержания, средств, результатов своей профориентационной деятельности с обучающимися в ходе реализации ДООП;
- побудить педагогов к регулярной и структурированной аналитико-рефлексивной деятельности в части содействия процессам профессионального самоопределения обучающихся, к саморазвитию и повышению качества работы.
Планируемый результат от использования методической разработки:
- овладение предлагаемым методическим средством, регулярная аналитико-рефлексивная деятельность в отношении профориентационной работы с обучающимися;
- повышение самооценки педагогов, их профессиональный рост и развитие.
Основные направления и составляющие профориентационной деятельности педагога дополнительного образования
Профориентационная работа педагога в ходе реализации им дополнительной образовательной программы призвана обеспечивать развитие самосознания обучающегося, формирование общепрофессиональных мотивов и ценностей, проектирование им своего будущего, построение идеального образа профессионала.
Особого внимания педагога в этом контексте требует складывающийся в ходе освоения программы субъектный опыт обучающегося, включающий познание своих качеств, сильных сторон и затруднений, личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы. Поэтому педагог не может ограничиваться лишь расширением кругозора обучающихся с помощью тематических бесед или видеоматериалов о содержании труда в сфере профессий, связанных с направленностью образовательного объединения. Необходима комплексная деятельность по развитию личности и целенаправленному сопровождению, активизации процессов профессионального самоопределения человека, с учетом его возраста и индивидуально-психологических характеристик.
В рамках преподавания по дополнительным общеразвивающим программам специалисты определяют составляющие профориентационной деятельности педагога дополнительного образования:
- формирование у обучающегося мотивации к выбору профессионального пути (быть полезным себе, семье, обществу, государству; удовлетворить материальные потребности, карьерные намерения, потребность в творчестве и др.);
- обеспечение направленности обучающегося на самопознание, на определение мотивов выбора, выявление и соотнесение возможностей и потребностей;
- обеспечение обучающегося знаниями по выбору профессии (мир профессий, знания о самом себе, о современном рынке труда), источниками и способами получения этих знаний;
- воспитание уважительного отношения к разным видам профессиональной деятельности как общественно необходимым и равноценным;
- формирование оптимистического отношения к профессиональному будущему с осознанием возможных рисков, связанных с профессиональной деятельностью;
- предоставление возможности разнонаправленной подготовки на основе осознания обучающимся и формирования его потребностей, интересов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивов и отношений, качеств и навыков;
- ознакомление с профессиональной сферой, профессиями и специальностями, их представляющими;
- психоэмоциональное и содержательное погружение обучающегося в профессиональную сферу;
- обсуждение с обучающимся содержания и продукта деятельности специалиста, их отражения в рамках дополнительного образования, сопоставление поставленных задач и полученного результата;
- изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление профессиональных интересов, мотивов выбора;
- моделирование будущего и идеального образа профессионала, реализации профессиональных и личностных интересов и планов;
- выстраивание индивидуальной траектории развития обучающегося, определение возможных путей образования.
Для охвата всех указанных составляющих профориентационная деятельность педагога дополнительного образования должна включать следующие направления работы:
- Тактическое – выявление профориентационных возможностей реализуемого направления дополнительного образования, проектирование дополнительной образовательной программы с учетом профориентационных аспектов.
- Диагностико-аналитическое – выявление образовательных и карьерных планов обучающихся, их интересов, склонностей, мотивов, черт личности, готовности к профессиональному самоопределению, проблем процесса самоопределения – с целью осуществления индивидуального подхода при сопровождении процессов профессионального самоопределения обучающегося в рамках дополнительного образования.
- Организационно-практическое – подготовительная и собственно профориентационная деятельность (профессиональное руководство) в процессе реализации дополнительной образовательной программы. Это направление включает организационно-методический, информационно-просветительский, консультативный виды деятельности и собственно практику реализации ДООП.
- Рефлексивно-аналитическое – анализ и оценка результатов деятельности, ее ресурсности в эффективном содействии профессиональному самоопределению обучающихся и саморазвитию педагога.
Представленная ниже таблица разработана в качестве методического средства для осуществления аналитико-рефлексивной деятельности педагога дополнительного образования в сфере содействия профессиональному самоопределению обучающихся. В таблице подробно описаны структура, содержание и формы реализации каждого из четырех обозначенных направлений работы.
Методика самоанализа деятельности педагога по содействию процессам профессионального самоопределения личности обучающегося
Педагогу предлагается изучить материалы таблицы и оценить свою деятельность в рамках каждого направления, опираясь на имеющийся перечень критериев: 0 баллов ставится, если направление работы не реализовано; 1 балл – если оно реализуется в общей форме и/или в отношении лишь отдельных обучающихся, подгрупп, задач; 2 балла – если оно реализуется в системе, и при этом с учетом задач индивидуального подхода.
Самоанализ деятельности педагога по содействию процессам профессионального самоопределения личности обучающихся
Направления | Основное содержание деятельности по направлению | Формы реализации направления | Критерии оценки | Самооцен-ка в баллах: |
0 – не реализовано, 1 – реализуется в общей форме и/или в отношении отдельных обучающихся, подгрупп, задач, 2 – реализуется в системе, с учетом задач индивидуального подхода | ||||
Тактическое | Выявление профориентационных возможностей реализуемого направления дополнительного образования, проектирование дополнительной образовательной программы с учетом профориентационных аспектов. | Анализ содержания программы, обучающих материалов | В содержании отражены возможности, направления, средства профориентационной работы, сформулированы конкретные названия мероприятий и видов работы. | |
Анализ условий образовательной деятельности | В содержании программы отмечено, какие условия (ресурсы самого педагога, учреждения, социального партнерства, культурной среды города и т.д.) могут быть использованы для содействия профессиональному самоопределению. | |||
Планирование результатов и их оценка | В планируемые результаты и критерии мониторинга результатов обучения включены показатели личностного развития, метапредметные умения и навыки, базовые для эффективных процессов профессионального самоопределения. | |||
Диагностико-аналитическое | Выявление образовательных и карьерных планов обучающихся, их интересов, склонностей, мотивов, черт личности, готовности к профессиональному самоопределению, проблем процесса самоопределения – с целью осуществления индивидуального подхода при сопровождении процессов профессионального самоопределения обучающегося в рамках дополнительного образования. | Самостоятельное проведение педагогической диагностики / Участие в исследованиях на уровне учреждения. Анализ соотнесенности индивидуального выбора с направлением дополнительного образования и планированием дальнейшего пути. | Зафиксированы результаты диагностики и анализа: заполненные бланки анкет, тестирования, записи по результатам бесед, практических проб деятельности, анализа действий и поведения, текущие заметки, выводы / Члены объединения принимают участие в социологическом обследовании в коллективах учреждения ««Ценностные и профессиональные предпочтения, их динамика у обучающихся». | |
Анализ результатов наблюдения, бесед, практических проб деятельности, поведенческих проявлений обучающихся – выявление знаний о труде и мире профессий, особенностей мотивационно-личностной сферы, навыков профессионального самоопределения. | Педагог осознает основные результаты педагогической диагностики, может конкретно сформулировать задачи содействия профессиональному самоопределению и развитию личности в отношении как отдельных обучающихся, так и конкретной группы (коллектива). Диагностика и анализ проведены по большинству из критериев:
| |||
Организационно-практическое | Подготовительная и собственно профориентационная деятельность (профессиональное руководство) в процессе реализации дополнительной образовательной программы. | Организационно-методическая деятельность:
| Педагог осведомлен об информационных ресурсах профориентации, пользуется ими, имеет в распоряжении тематические материалы, как общего характера, так и относящиеся к профессиональной сфере, соответствующей направленности объединения. Используются:
| |
Информационно-просветительская деятельность: обеспечение обучающегося информацией и знаниями, необходимыми для осознанного выбора профессии, соотнесения выбранного направления дополнительного образования с будущей профессиональной деятельностью; формирование умений и навыков образовательной и самообразовательной деятельности. | Педагог использует разнообразные по форме и содержанию просветительские материалы и мероприятия для обеспечения обучающегося знаниями по выбору профессии (мир профессий, знания о самом себе, о современном рынке труда), источниками и способами получения этих знаний. В арсенале средств педагога:
| |||
Консультативная деятельность: разъяснение вопросов развития, образования, выбора профессии. | Педагог чувствителен к профориентационному запросу обучающегося и компетентен, обладает необходимыми возможностями:
| |||
Практика реализации ДООП: содействие формированию возрастосообразных личностных новообразований в ходе процессов профессионального самоопределения. | Педагог владеет методами педагогического сопровождения развития личности и ее профессионального самоопределения на конкретных возрастных этапах. Использует на занятиях, обеспечивая обучающимся:
| |||
Рефлексивно-аналитическое | Анализ и оценка результатов деятельности, ее ресурсности в эффективном содействии профессиональному самоопределению обучающихся и саморазвитию педагога. | Анализ собственной компетентности в области содействия профессиональному самоопределению обучающихся и определение задач ее повышения. Анализ и оптимизация реализуемой профориентационной деятельности, включая корректировку содержания, подготовку дополнительных материалов, отчетности и осмысление возникших проблем, способов их преодоления. | По итогам учебного года педагог:
| |
Оценка результативности содействия профессиональному самоопределению обучающихся. |
|
Целесообразно проводить анализ и рефлексивную оценку деятельности незадолго до окончания учебного года, с тем чтобы иметь возможность к началу следующего усовершенствовать реализуемую ДООП, повысить собственную компетентность, подготовить необходимые материалы, методики и средства для повышения эффективности профориентационной работы.
Максимальная оценка по тактическому направлению работы – 6 баллов, диагностико-аналитическому – 4 балла, организационно-практическому – 8 (по 2 балла за реализацию организационно-методического, информационно-просветительского, консультативного, практического видов деятельности), рефлексивно-аналитическому – 4 балла. Максимальная оценка 22 балла. Аналитико-рефлексивный результат в пределах 19-22 баллов свидетельствует о высоко успешной (по самооценке) работе в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся; 15-18 – о работе на уровне выше среднего; 10-14 – на среднем уровне; 5-9 – ниже среднего, а 0-4 балла – это очень низкий уровень.
Помимо количественной оценки, необходимо рассмотреть содержательный аспект своей профориентационной деятельности: какое из направлений работы, и по каким именно его компонентам, реализовано в наименьшей степени; каковы возможные причины такой ситуации. И – поставить конкретные задачи, наметить средства совершенствования педагогической деятельности в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Данное методическое средство не является инструментом административного контроля, оно предназначено для собственной аналитико-рефлексивной деятельности педагога, с целью совершенствования планирования, содержания образовательных программ и средств их реализации.
Заключение
Система дополнительного образования детей, обладая открытостью, практикоориентированностью и мобильностью, неформализованностью и вариативностью содержания образования, опорой на интересы и позитивные жизненные ориентиры, мощным креативным полем, имеет особый и значительный развивающий и воспитательный потенциал. Эффективная реализация этого потенциала предполагает рефлексивную и исследовательскую позицию педагогического коллектива организации, когда образовательная деятельность строится с учетом регулярного мониторинга, высвечивающего актуальные задачи и «западающие» направления работы.
Предлагаемая таблица представляется удобным методическим инструментом для осмысления педагогом того, какие конкретно направления его профориентационной деятельности успешно или менее успешно реализуются средствами ДООП, способствует ли содержание и методическое обеспечение программы задачам содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Эти направления педагогической рефлексии существенно повышают эффективность образовательной деятельности, способствуют ее планированию, а также – повышению компетентности и саморазвитию личности педагога.
Использованные источники
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Academia, 2004.
- Муратова, А.А. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке [Электронный ресурс] / А.А. Муратова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - 2 апреля. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2008/0402-2
- Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, утвержденный Приказом Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016).
- Профориентационная деятельность педагога дополнительного образования. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. Уфа: Институт развития образования Республики Башкортостан, 2019. [Электронный ресурс] Режим доступа https://irorb.ru/wp-content/uploads/2019/12/prof_deyat_pedagoga1.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей с целью профессионального самоопределения обучающихся при изучении информатики
Развитие творческих способностей с целью профессионального самоопределения обучающихся при изучении информатики...
"Психолого – педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся". Статья
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются подростки на выходе из основной или средней школы - это выбор будущего профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе ка...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Участие в Региональном конкурсе...
Актуальность педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.П...
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пича...
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.
Профессии агропромышленного комплекса.Целевая установка: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области пр...
Проектная деятельность как средство развития жизненных компетенций и профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР
Опыт моей работы в качестве классного руководителя показал, что участие детей с ОВЗ в различных конкурсах, проектах, коллективных творче...