"Психолого – педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся". Статья
статья по психологии (9 класс) по теме

Диц Марина Владимировна

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются подростки на выходе из основной или средней школы - это выбор будущего профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе каждый выпускник. Каждому подростку хочется сделать «правильный» выбор, соответствующий его интересам, способностям, возможностям и требованиям профессии к личности кандидата. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста, поэтому актуальным является необходимость организации в образовательных учреждениях эффективной профессиональной ориентации, направленной на помощь подросткам в осознанном выборе профессии, отвечающей, в первую очередь, их личностным требованиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologo_-_pedagogicheskaya_podderzhka.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диц Марина Владимировна,

Киселёвский городской округ

Психолого – педагогическая поддержка

профессионального самоопределения обучающихся

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются подростки на выходе из основной или средней школы - это выбор будущего профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе каждый выпускник. Каждому подростку хочется сделать «правильный» выбор, соответствующий его интересам, способностям, возможностям и требованиям профессии к личности кандидата. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста, поэтому актуальным является необходимость организации в образовательных учреждениях эффективной профессиональной ориентации, направленной на помощь подросткам в осознанном выборе профессии, отвечающей, в первую очередь, их личностным требованиям.

Одним из важных направлений профориентационной деятельности в образовательных учреждениях Киселёвского городского округа (школах, учреждениях дополнительного образования детей, детских домах) является организация психолого – педагогического и профориентационного сопровождения обучающихся 8-11-х классов, включающего диагностику профильных и профессиональных намерений, интересов, склонностей и способностей подростков. В данном направлении большое содействие оказывают школьные педагоги – психологи, так как формирование у обучающихся внутренней потребности и готовности к профессиональному самоопределению осуществляется через психологическое сопровождение профориентационного выбора. В целом, диагностическое направление реализуется в исследовании школьниками своих возможностей, определении степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. По результатам индивидуальных и групповых диагностических обследований ответственные за профориентационную деятельность совместно с педагогами – психологами проводят индивидуальные консультации, беседы, а также организуют групповые занятия с элементами тренинга, дискуссии, круглые столы.

Большое значение в профессиональном самоопределении обучающихся имеют массовые мероприятия муниципального значения. С целью содействия в расширении общей осведомлённости о мире профессий, популяризации профессий, востребованных на рынке труда,  повышения мотивации к профессиональному самоопределению  проводятся традиционные Неделя профориентации (ноябрь, для обучающихся 1-8-х классов) и Декадник профориентации (март, для обучающихся 9-11-х классов), Ярмарка учебных мест, Дни открытых дверей в учреждениях СПО городского округа, встречи с представителями учебных заведений (март - апрель). Также проводятся профориентационные мероприятия в  ходе тематических дней «Профессии наших пап» (февраль), «Профессия моей мамы» (март).

В рамках профориентационной работы организуются экскурсии на предприятия с целью ознакомления с многообразием профессий, получения непосредственного представления о тонкостях и нюансах разных видов специальностей. Будущие выпускники, благодаря экскурсионным встречам со специалистами - профессионалами, в дальнейшем смогут скорректировать свои представления о той или иной профессии, так как подобные мероприятия сочетают в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.

Большая информационно – консультативная работа по профессиональному самоопределению старшеклассников проводится с родителями обучающихся на родительских собраниях, на которых рассказывается о правилах приема в профессиональные учебные заведения, путях получения профессий, развитии интересов и склонностей детей и подростков.

В блоке информационно - просветительской деятельности педагоги проводят профориентационные мероприятия с учетом возрастных особенностей подростков. Так, целью занятий с обучающимися 5-8-х классов определяется формирование первичных представлений о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах. Профориентационные мероприятия для обучающихся 9-10-х классов нацелены на способствование адекватному принятию решения о выборе профиля обучения, профессиональных качеств в избираемом виде профессионального труда, оценку готовности к избираемой деятельности. Отмечу, что мониторинг  потребностей обучающихся по выбору профиля обучения, поступления и трудоустройства выпускников ведётся во всех общеобразовательных учреждениях городского округа.

В соответствие с планом работы управления образования для педагогов, ответственных за профориентационную деятельность, в течение учебного года проводятся семинары – совещания по вопросам организации и использования эффективных форм и методов профориентационной работы в образовательных учреждениях.

Таким образом, осуществление психолого – педагогической поддержки, включающей знакомство подростков с миром профессий, критериями выбора профессии, рынком труда, способствует тому, что при проектировании старшеклассниками дальнейшего образовательного маршрута происходит осознанный выбор учебного заведения, соответствующего особенностям, потребностям и способностям личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.

Конкурсный материал. Я работала над  реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....

Психолого-педагогические особенности подготовки обучающихся к экзамену по выбору в форме ГИА. Физика.

Данный материал является результатом работы по подготовке учащихся общеобразовательных классов к экзамену в форме ГИА и был опубликован в общественно-политическом  журнале "Школа. Гимназия. Лицей...

Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихсяю Статья.

Статья о методах работы на уроках русского языка и литературы со слабоуспевающими учениками...

авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...