ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Бальный и сценический танец.»
рабочая программа (6 класс)

Современные бальные танцы, как элемент общечеловеческой культуры – одно из наиболее популярных направлений современной хореографии. Современный бальный танец – один из видов хореографического искусства, который выступает действенным средством музыкально – пластического, художественно – эстетического, нравственно – этического, то есть разностороннего развития и воспитания личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл guyvan_s.i._rabochaya_programma.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России)

УТВЕРЖДЕНА

Приказом ФГБОУ«Средняя

школа-интернат МИД России»

от 29 августа 2024 No 221/1-ОД

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«Бальный и сценический танец.»

Направление : художественно-эстетическое,

Уровень: базовый

Срок реализации: 1 год( 2024-2025 год)

Педагог дополнительного образования:

Гуйван Светлана Игоревна

2024 год

#1055;ояснительная записка

Современные бальные танцы, как элемент общечеловеческой культуры – одно из наиболее популярных направлений современной хореографии. Современный бальный танец – один из видов хореографического искусства, который выступает действенным средством музыкально – пластического, художественно – эстетического, нравственно – этического, то есть разностороннего развития и воспитания личности.

Интерес родителей к этому виду хореографии активно проявляется по достижении их детьми 4-х летнего возраста. Но в связи с тем, что программа современных бальных танцев достаточно сложна музыкально, эмоционально и координационно, а также учитывая возрастные особенности детей (3), начинать занятия рекомендуется с 5-ти летнего возраста, поддерживая, направляя и развивая двигательно-эмоциональную мотивацию детей к познанию и творчеству в этой области.

Данная программа предназначена для обучающихся старшей школы, не имеющих хореографической подготовки, и рассчитана на 1 год учебных занятий по 2-а часа в неделю (по 1-му часу в день с интервалом 1-2 дня).

Основной целью программы является введение обучающегося в мир современного бального танца посредством положительных эмоциональных состояний радости и успеха. Все остальные задачи «окрашиваются» этими состояниями, создавая, поддерживая мотивацию учеников в овладении танцем, культурой общения и сотрудничества, как в группе, так и друг с другом (особенно с противоположным полом), а также к самосовершенствованию.

К целям программы можно также отнести раскрытие посредством танца индивидуальных двигательных способностей обучающегося, развитие его творческой активности, артистизма и музыкальности.

В программу включены основные движения и композиции наиболее популярных бальных и современных танцев. Уровень сложности предъявляемых требований к обучающемуся является общедоступным.

В начале каждого занятия педагогом должна проводиться общепринятая танцевальная разминка (5-10 мин.), включающая в себя элементы танцевальных движений изучаемых и повторяемых на уроке. В разминку также должен быть включен необходимый минимум физических упражнений для развития тела, улучшающих осанку и гибкость,

укрепляющих сердечно-сосудистую систему, развивающих грацию и пластику.

Основная временная нагрузка урока лежит на разучивании установленных программой танцевальных движений и повторении ранее изученного. Тщательно подобранный материал танцевальной лексики, последовательность его изучения, перекрёстные использования танцевальных фигур и их элементов в разных танцах обеспечивают доступность и эффективность усвоения программы.

Отличительной особенностью программы являются использование организационно-педагогические мероприятий, обеспечивающих ощущение успеха от процесса обучения.

Для обеспечения контроля полученных умений и навыков каждые три месяца должны проводиться «Зачетные занятия» (выступления).

В программу, по мере необходимости, могут вноситься необходимые изменения с целью повышения образовательной полезности и применимости.

2. Учебно-тематический план.

Содержание учебно-тематического плана для удобства использования и наглядности представлено таблицей:

Табл.1. Учебно-тематический план.

No п/ п

Раздел

Кол-во часов на танец

Кол-во часов на раздел

1.

Зачётные занятия (выступления).

-

3

2.

Латиноамериканские танцы: «Ча-ча-ча»

«Самба»

«Меренга»

«Салса»

«Джайв»

«Квадратная румба»

3 7 9 8 4 3

34

3.

Европейские танцы:

«Медленный вальс»

«Танго»

«Фигурный вальс»

«Ритмический фокстрот» «Квикстеп»

4 3 4 2 3

16

4.

Современные танцы: «Блюз-спин» «Хастл»

«Диско-танец» «Хип-хоп»

3 3 4 3

13

5.

Современные русские бальные танцы: «Русский лирический»

«Сударушка»

«Кадриль»

«Па де грассе» «Полька»

3 2 3 3 3

14

Итого:

80

3. Содержание программы. Зачетные занятия (выступления).

Каждые 3-и месяца предусмотрено проведение Зачетного занятия. Форма проведения - Открытый урок (с приглашением родителей, друзей). Всего 3-и за весь период обучения. Их достаточно частое проведение служит целям лучшей мотивации учащихся (необходимость достаточно быстрого отчёта в виде демонстрации изученного и получения положительного подкрепления результата обучения хорошо мобилизует), даёт возможность уменьшить нагрузку на психику обучающихся (уменьшая объём единовременно сдаваемого материала), а также позволяет педагогу уменьшить объем монотонных повторений необходимых для успешного освоения танцев.

В подготовительный период необходимо позаботиться о качественном музыкальном и голосовом сопровождении, написать сценарий, распределить обязанности между педагогом и учениками.

Каждое зачётное занятие должно проводиться в доброжелательной атмосфере как праздник танца. Во время зачетного занятия ученику необходимо подтвердить полученные навыки и умения во время групповой демонстрации танцев (по одному или в парах), при необходимости с помощью педагога.

Раздел Латиноамериканские танцы.

Латиноамериканские танцы созданы на народной песенной и танцевальной основе, в которой слились традиции двух культур: испанской и негритянской. Яркое своеобразие этих танцев способствовало созданию целого направления в танцевальной музыке с большим разнообразием ритмов и темпов. Латиноамериканские танцы отличаются своеобразной пластикой движения, способствуют развитию ритмического слуха и

способности к импровизации. Подробное описание фигур представлено ниже.

Табл.#1051;атиноамериканские танцы.

Танец

No фигур ы

Название фигуры

Элементы фигур и подготовительные движения

«Ча-ча-ча»

1. 2. 3. 4.

«Основное движение» «Чек»

«Спот поворот влево» «Спот поворот вправо»

#1041;оковое шассе. #1059;прощённое основное движение.

«Самба»

1. 2. 3. 4.

«Натуральное основное движение» «Прогрессивное основное движение» «Виски вправо и влево» «Обратный поворот»

#1041;аунс на месте

«Меренга»

1. 2. 3. 4.

«Боковой шаг» «Корта- джака» «Левый квадрат» «Виск-рок»

#1041;оковое смещение корпуса.

#1041;оковое смещение бедер.

#1055;оочерёдные подъёмы

«Салса»

1. 2.

3.

«Тайм-степ»

«Двойной боковой шаг с подставкой» «Комбинация одиночных и двойных

#1041;аунс на месте. #1041;атман - тандю #1041;оковой шаг с баунсом.

«Джайв»

1.

2. 3.

4.

«Основное движение на месте»

«Фолловей рок» «Перемена слева направо»

«Перемена справа

#1064;ассе вправо и влево. 2. Шассе с поворотом.

«Квадратная румба»

1. 2. 3.

«Восьмерка» «Кукарача» «Натуральный поворот»

#1055;равый квадрат. #1055;одъёмы и спуски бедра свободной ноги.

Раздел Европейские танцы.

Европейские танцы объединяет общий стиль исполнения - элегантный, скользящий, романтический. Положение корпуса близко к классическому танцу, отсюда очень серьёзная помощь в формировании осанки при их изучении. Этот вид танца строго регламентирован, требует при исполнении собранности и организованности. При его обучении должны вводиться достаточно сложные технические понятия: линия танца, баланс, линия корпуса, стойка корпуса, позиции корпуса относительно линии танца, позиции корпуса партнеров относительно друг друга и т.п., что развивает ощущение своего тела и пространства. Подробное описание фигур представлено ниже.

Табл.3. Европейские танцы.

Танец

No фигур ы

Название фигуры

Элементы фигур и подготовительные движения

«Медленный вальс»

1. 2. 3. 4.

«Закрытые перемены вперёд»

«Закрытые перемены назад»

«Натуральный поворот» «Обратный поворот»

#1055;одъёмы на носках. #1055;риседания по 6-й позиции.

#1042;ыносы ног.

«Танго»

1. 2.

3.

«Левый квадрат» «Комбинация боковых шагов»

«Шаги вперёд»

#1064;аги на одном уровне. #1064;аги с разным темпом.

«Фигурный вальс»

1. 2.

3. 4.

«Колокол – степ» «Комбинация боковых качаний»

«Обратный поворот по четвертям»

«Балансе»

#1055;окачивания руками. #1055;одъёмы на носках. #1064;аги «через горочку».

«Ритмический фокстрот»

1. 2.

«Вытянутый левый квадрат»

«Золотой шаг»

#1064;аги с пружинкой. #1041;оковые шаги в различном темпе.

«Квикстеп»

1. 2. 3.

«Четвертные повороты» «Прогрессивное шассе» «Лок вперёд и назад»

#1064;ассе «через горочку». #1064;аги «через горочку» #1053;епрерывный лок вперёд и назад.

Раздел Современные танцы.

Танец неразрывно связан с музыкой, и все изменения в стиле, зависящие от каприза моды, находят своё отражение в содержании и манере современных танцев. Основной отличительной чертой этих танцев является импровизация. Объединяют все импровизации музыкальный ритм и определённый набор характерных для данного танца движений. Актуальность – вот ключевое слово для этих танцев. Подробное описание фигур представлено ниже.

Табл. 4. Современные танцы.

Танец

No фигур ы

Название фигуры

Элементы фигур и подготовительные движения

«Блюз-спин»

1. 2. 3.

«Базовая комбинация боковых шагов» «Повороты с боковым продвижением» «Смена мест»

#1055;овороты на месте. #1041;оковые шаги с хлопками.

поворотом»

«Хастл»

1.

2. 3.

«Комбинация шагов с поворотами корпуса» «Основное движение» «Основное движение с поворотом»

#1064;аги в стиле «Элвис» #1056;оки на месте.

#1056;оки на месте с поворотом. #1052;ногократные виски.

«Диско- танец»

1. 2.

3. 4.

«Автостоп» «Боковые шаги с твистом на каблуке» «Змейка»

«Кольцо»

1. «Пружинка» для бёдер. 2. «Пружинка» для рук. #1053;ожные твисты.

«Хип-хоп»

1. 2. 3.

«Основное движение на месте» «Перескоки» «Диагональные перескоки вперёд и назад»

#1055;одмены ног прыжком. #1042;ыносы ног с прыжком. #1056;азведение ног прыжком.

Раздел Современные русские бальные танцы.

Русский бальный танец сравнительно молод. Своё основное развитие он получил в советский период, когда хореографы создали немало интересных танцев, построенных на элементах русских народных танцев. Бальная хореография, созданная на основе русского фольклора, позволяет привить детям любовь русской культуре, её историческому наследию. Музыкальное сопровождение танцев - русские народные мелодии, обработанные в современном стиле. Подбор танцев для программы позволяет проследить развитие русских бальных танцев, познакомить учащихся с многообразием русских ритмов, характерных движений. Для русских танцев характерно множество красивых и выразительных положений в паре и соединений рук, плавное, скользящее движение. Подробное описание фигур представлено ниже.

Табл.5. Современные русские бальные танцы.

Танец

No фигу ры

Название фигуры

Элементы фигур и подготовительные движения

«Русский лирический»

1. 2. 3.

«Ход по кругу» «Поворот в паре» «Припадания»

#1055;ростые шаги. #1058;ройной ход. #1057;оло – поворот.

«Сударушка»

1. 2.

«Ход вперёд» «Шаг-каблук»

#1064;аг с ударом. #1058;ройной ход. #1056;аскрытие рук.

«Кадриль»

1. 2. 3.

«Покачивания» «Дозадо»

«Боковое открытие»

#1064;аги по кругу без поворота корпуса. #1054;ткрытие на трёх

«Па де грассе»

1. 2.

3.

«Боковые шаги накрест» «Тройной ход с выносом ноги вперёд и назад» «Тройной ход с выносом ноги вперёд и назад по кругу»

#1055;лее в 1-й позиции. 2. Выносы ног. #1058;ройной ход.

«Полька»

1. 2. 3.

«Па польки» «Па галопа» «Соло поворот»

#1055;одъём на полупальцы. #1057;гибание ноги. #1055;ереступания. #1055;одскоки.

#1064;аг с подскоком.

4. Цель и задачи.

Методика их выявления, диагностики и оценки.

Результаты обучения должны учитываться дифференцировано, применительно к каждой отдельной личности, в позитивной обстановке и доброжелательно, и выражаться в способности продемонстрировать учащимся полученные при обучении знания, умения и навыки. Терпимость при проверке результатов требуется из-за высокой степени неоднородности исходного уровня развития музыкальных, двигательных и координационных способностей детей, что приводит к необходимости оценки уровня развития каждого ребёнка относительно него самого, его личного роста.

Раздел Ожидаемые образовательные результаты.

1. Обучить школьников основам бальной и современной хореографии в соответствии с учебно-тематическим планом программы.

2. Изучить начальные теоретические знания в области бального танца - последовательность фигур, разделение фигур на единичные технические действия, начало формирования композиционного мышления.

3. Научить детей свободно двигаться под музыку с различным ритмическим рисунком. Индивидуально и, при необходимости, в паре.

4. Повысить индивидуальный уровень исполнительского мастерства.

5. Развить ритмический слух. Улучшить понимание конкретного ритмического рисунка различных танцев.

6. Развить функции координации и пластики тела.

7. Способствовать развитию творческой активности и артистизма на основе полученных знаний.

8. Привить навыки хорошего тона и правил поведения на танцевальных занятиях, праздниках, балах и т.п.

9. Развить чувства коллективизма, взаимовыручки и сотрудничества.

10. Улучшить осанку.

11. Улучшить общую физическую подготовку и гибкость.

Раздел Методика выявления, диагностики и оценки ожидаемых образовательных результатов.

Любое обучение предполагает постоянный учет полученных результатов. Для творческих видов образовательной деятельности, к которым можно отнести обучение танцам, применимы следующие способы и методики:

1. Педагогические наблюдения. Визуальная оценка полученных результатов. 2. Использование стандартных методов танцевальной диагностики умений и навыков на каждом уроке.

3. Проверка устойчивости полученных знаний, по каждому изучаемому танцу, на каждом уроке, в виде мини-зачетов до получения устойчивых положительных результатов.

4. Еженедельные мини-тесты на ритмический слух, координацию, осанку, гибкость, способности к импровизации и т.п.

5. Открытые уроки как главный механизм для поэтапного выявления и анализа полученных результатов.

#1052;еханизм и условия реализации программы.

Танцевальные залы, оборудованные для занятий бальным танцем (светлое помещение площадью, соответствующей стандартам, напольное покрытие - паркет, зеркала).

Современная звуковоспроизводящая аппаратура, обеспечивающая качественное звучание используемых фонограмм и усиления голоса.

Фонограммы для музыкального сопровождения учебного процесса и публичных мероприятий.

Отдельные раздевалки для мальчиков и девочек.

Комната для отдыха педагогов, хранения аппаратуры, фонограмм, учебной литературы и т.п.

#1057;писок использованной литературы.

1. «Танцы и игры Артека» С.И.Гусев, Ю.В.Гусева. Москва 1997г.

2. «Азбука хореографии» Т.Барышникова. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. Санкт-Петербург 1996г.

3. «Игровой стретчинг» А.И.Константинова. Методика работы с детьми дошкольного возраста. Санкт-Петербург 1993г.

4. «Пересмотренная техника латиноамериканских танцев» Имперское общество преподавателей танцев. Лондон 1983г.

5. «Пересмотренная техника европейских танцев» Алекс Мор. Кингстон на Темзе. 1973г.

6. «Практическая психология в начальной школе» Р.В.Овчарова. Москва 1998г.

7. «Современный бальный танец» Москва. Просвещение. 1978г.

8. «Историко-бытовой танец» М.Васильева-Рожденственская. Москва 2005г. 9. Материалы научно-методического совещания по проблемам развития спортивных танцев. Москва, 30-31 октября 1997г.

10. Спортивные танцы. Бюллетень No1. Материалы «Научно-методической конференции по проблемам развития спортивных танцев, посвященной 80- летию РГАФК. Москва, 25-26 марта 1998г.

11. Спортивные танцы. Бюллетень No6(14),М., август 2000г.

«Теория и практика в спортивных танцах».

12. Спортивные танцы No5(13),М., июль 2000г.

13. Учебная программа по спортивным бальным танцам для культурно - досугового центра. Сост. Коваленко А.А.,М.,1995г.

14.

15. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» Москва.( No 28-02-484/16).

7. Список литературы рекомендуемой для родителей и обучающихся.

1. «Игровой стретчинг. Методика работы с детьми дошкольного возраста. » А.И.Константинова. Санкт-Петербург. 1993г.

2. «Учим детей общению» Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина Ярославль. 1996г.

3. Правила этикета. Краткий справочник под редакцией Васильевой - Гангнус. Москва 1992г.

Согласовано:

Педагог-организатор

Э.В.Глазунова-Давыдова

_____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Программа, которая ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. О...

Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для дошкольников

Цель программы:- создание условий для мотивации к занятиям танцевальным спортом, развития физических и эмоциональных данных ребёнка в процессе знакомства  с основными танцами бальной хореографии....

Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для младших школьников

Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей кул...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ» (базовый уровень)Возраст учащихся: 7-15 летСрок реализации программы: 3 года...

Дополнительная общеобразовательная программа "Бальные танцы"

Дополнительная общеобразовательная программа "Бальные танцы" представляет собой художественную программу, которая направлена на развитие учащихся как танцоров. Программа предлагает различные...