Программа курса внеурочной деятельности "Дебаты"
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Актуальность реализации образовательной программы «Дебаты» вызвана модернизацией российского образования, выдвигающей перед педагогической общественностью задачу более широкого применения активных и интерактивных методов обучения и воспитания в образовательной практике. Реально отражающих социально – экономические, и политические процессы общественной жизни, вводящих юношество в систему гуманистических ценностей и приоритетных качеств, таких, как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, достоинство и др.
Одной из активных форм, методов, средств, технологий способствующих развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе является программа «Дебаты». Как показывает опыт развивающая технология образовательной программы «Дебаты» может быть не только интересной интеллектуальной игрой, эффективным образовательным методом, реализующим диалоговый подход, но и способом организации и проведения чемпионатов различных уровней.
Новизна и концептуальные положения программы заключены в четко прописанном технологическом аспекте игры дебаты. Это система структурных дискуссий, в которой две или более команд, в зависимости от формата, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить судей в своей правоте и правовых знаниях, а также умению отстаивать эти права. Обсуждение происходит в соответствии с регламентом игры. Дебаты судит судейская коллегия или совет экспертов. По ходу игры судья заполняет судейский протокол, в котором фиксирует все аргументы и контраргументы команд. По окончании игры судьи принимают решение, какой команде отдать предпочтение по аргументам, способу доказательства.
Программа ориентирована не только на подготовку школьников к игре в «Дебаты», но и раскрывает возможность участия в деятельности городского клуба «Дебаты» широкого круга студентов – волонтеров, педагогов-тьюторов, лидеров молодёжных организаций, общественных деятелей.Актуальность реализации образовательной программы «Дебаты» вызвана модернизацией российского образования, выдвигающей перед педагогической общественностью задачу более широкого применения активных и интерактивных методов обучения и воспитания в образовательной практике. Реально отражающих социально – экономические, и политические процессы общественной жизни, вводящих юношество в систему гуманистических ценностей и приоритетных качеств, таких, как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, достоинство и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
debaty_programma_lukyanchenko_yuliya_nikolaevna.docx | 443.64 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность образовательной программы 1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 1.3. Цель и задачи программы 1.4. Отличительные особенности программы «Дебаты» 1.5. Условия реализации программы 1.6. Прогнозируемые результаты и способы их оценки 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2.1. Первого года обучения 2.2. Второго года обучения 2.3. Третьего года обучения 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Первого года обучения 3.2. Второго года обучения 3.3. Третьего года обучения 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
Программа «Дебаты» вошла приложением в учебно-методическое пособие «Дебаты – игровая и развивающая технология». Пособие является победителем областного гранта развития образования 2005 года в номинации конкурса: «Разработка, внедрение новых программ, учебных пособий, образовательных проектов педагогами и руководителями областных экспериментальных площадок».
В настоящее время игра «Дебаты» широко распространена в университетах и школах Западной Европы, США, Японии, Юго-Восточной Азии. В Международную Ассоциацию парламентских Дебатов входят более 100 стран, в Международную Ассоциацию Школьных Дебатов – около 40 стран.
В России в программу «Дебаты» вовлечены школьники и студенты более 40 городов России. «Дебаты», пожалуй, одна из немногих развивающих технологий, пришедшая к нам из-за рубежа, которая мощно укоренилась в сознании российских педагогов, взявших её в педагогическую практику. Программа может рассматриваться как часть общего проекта создания в нашей стране по-настоящему «открытого образования» с самыми широкими общепедагогическими, дидактическими и социально-политическими перспективами.
С 1995 года ежегодно проводятся всероссийские чемпионаты по Дебатам, а муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г. Таганрога стал организатором Всероссийского чемпионата «Дебаты – 1998», Всероссийской конференции «Дебаты» в открытом образовании» в 2001 году. Ежегодно проходят российские летние чемпионаты «Дебаты» с 2002 г. Организаторами выступают Таганрогский центр образовательных технологий, Комитет по молодежной политике при Администрации Ростовской области, городской клуб «Дебаты». Ежегодно на весенних каникулах проводятся выездные городские игры среди старшеклассников.
В Таганроге игра «Дебаты» обрела массу поклонников среди старшеклассников, педагогов, студентов. Игры вызывают интерес у активных подростков и думающей молодежи, и программа «Дебаты» из элитного увлечения молодых интеллектуалов постепенно превратилась в популярный и полезный вид досуга, доступный большинству старшеклассников и студентов. В городском клубе используется несколько форматов. Игры среди старшеклассников проходят по формату Карла Поппера. Став студентами вузов, большая часть школьных дебатеров продолжает участвовать в «Парламентских дебатах», «Политических дебатах».
В процессе реализации программы инициируются новые способы и методы внедрения технологии «Дебатов» в различные сферы образования, общественной и научной жизни. Они представлены разработками: моделирование заседаний государственной Думы, Законодательного собрания, защита проектов, деловые игры по избирательному праву.
Опыт реализации программы «Дебаты» обобщен в учебно-методическом пособии «Дебаты - игровая и развивающая технология». Создан пакет телевизионных и печатных материалов, освещающих деятельность клуба: программа "Подросток", (телерадиокомпания "Дон-ТР"), городское телевидение; журналы «Внешкольник», «Практические советы учителю» (ИПК и ПРО Ростова-на-Дону); газеты «Вёрсты» (общероссийская), «Русская мысль» (французская газета), «Молот», «Академия» (областные); «Таганрогская правда», «Город», «Городская площадь» (городские). Выпущены сборники: «Дебаты в Таганроге», (к 300-летию города), «Малое наше отечество – Таганрог», (кейсы юных дебатеров по формированию толерантного сознания), «Южный региональный клуб «Дебаты»: технологии, опыт, публикации в прессе». Создан буклет о деятельности клуба «Дебаты» (Южный регион).
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность образовательной программы
Овладевая технологией «Дебатов» и ее сутью, через образовательную программу, подростки и молодёжь учатся навыкам общения, умениям договариваться, принимать точку зрения другого человека, находить компромисс, быть лидерами и ведомыми. Программа расширяет сферу познавательных интересов подростков и молодежи о себе, окружающем мире, помогает развитию исследовательских навыков.
Дебаты необходимы человеку в современном мире. Они являются неотъемлемым атрибутом демократического государства и гражданского общества. Дебаты формальные (по определенным правилам) и неформальные (в повседневной жизни) активно используются в разных проявлениях жизнедеятельности человека:
- в учебной деятельности (для расширения сферы познавательных интересов и развития критического мышления; умения общаться и решать учебные проблемы; повышения успеваемости по всем предметам и успешной сдачи экзаменов);
- в научной деятельности (для развития исследовательских навыков и умения работы с разными источниками и справочной литературой; умения анализировать информацию, делать свои выводы);
- в политической жизни (для разрешения конфликтов и достижения компромисса; вынесения компетентных решений; умения отстаивать определённый политический курс);
- на заседаниях государственных структур (для умения анализировать проблемы и способы их решения; воспитания этики парламентаризма; принятия решений и обоснования стратегии своих действий);
- в предвыборных мероприятиях (для свободного и раскованного выражения своих мыслей; умения выступать перед аудиторией);
- в судебном процессе (для умения защищать и отстаивать свои права, используя аргументы и контраргументы; навыков анализа юридических фактов, поиска соответствующих правовых норм;
- в средствах массовой информации (для отработки навыков устной и письменной речи; умения выделить основную мысль и отразить разные точки зрения);
- в бизнесе (для воспитания в себе качеств лидера; большего проявления инициативы в любых ситуациях);
- в семейной жизни (для умения договариваться и находить компромисс; принимать точку зрения другого человека и аргументировать свои поступки в разрешении семейных конфликтов и родителям, и детям) и т.д.
В дебатах существуют принципы, которые выполняет каждый участник городского клуба.
Принцип первый: уважение к оппоненту. Дебаты касаются столкновения идей в обществе, а не личности участников. «Нападать» на аргументы, рассуждения и свидетельства, но не на самого оппонента. В столкновении идей единственно приемлемым оружием могут быть только обоснованные контраргументы на аргументы.
Принцип второй: честность в аргументах. Задача участника дебатов – быть честным в аргументах, в свидетельствах, фактах, доказательствах, приводимых в выступлениях и ответах в раунде перекрёстных вопросов.
Принцип третий: приобретать знания. В дебатах нет проигравших. Обучение организовано таким образом, чтобы помочь получить знания и умения.
1.2. Актуальность, новизна, концептуальные положения,
педагогическая целесообразность программы
Актуальность реализации образовательной программы «Дебаты» вызвана модернизацией российского образования, выдвигающей перед педагогической общественностью задачу более широкого применения активных и интерактивных методов обучения и воспитания в образовательной практике. Реально отражающих социально – экономические, и политические процессы общественной жизни, вводящих юношество в систему гуманистических ценностей и приоритетных качеств, таких, как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, достоинство и др.
Одной из активных форм, методов, средств, технологий способствующих развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе является программа «Дебаты». Как показывает опыт развивающая технология образовательной программы «Дебаты» может быть не только интересной интеллектуальной игрой, эффективным образовательным методом, реализующим диалоговый подход, но и способом организации и проведения чемпионатов различных уровней.
Новизна и концептуальные положения программы заключены в четко прописанном технологическом аспекте игры дебаты. Это система структурных дискуссий, в которой две или более команд, в зависимости от формата, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить судей в своей правоте и правовых знаниях, а также умению отстаивать эти права. Обсуждение происходит в соответствии с регламентом игры. Дебаты судит судейская коллегия или совет экспертов. По ходу игры судья заполняет судейский протокол, в котором фиксирует все аргументы и контраргументы команд. По окончании игры судьи принимают решение, какой команде отдать предпочтение по аргументам, способу доказательства.
Программа ориентирована не только на подготовку школьников к игре в «Дебаты», но и раскрывает возможность участия в деятельности городского клуба «Дебаты» широкого круга студентов – волонтеров, педагогов-тьюторов, лидеров молодёжных организаций, общественных деятелей.
Это определяет специфику содержания образовательной программы «Дебаты», структуру организации городского клуба, использующего технологию, обладающую надпредметностью и интегративностью:
- ориентация на реальную, современную, востребованную педагогическую практику;
- направленность на обучение, раскрытие творческого потенциала участника и тьютора в процессе совместной деятельности;
- способность формировать социальную ответственность, социально ориентированное отношение к действительности, взаимообусловленность принципов и поступков;
- внедрение модульного курса «Избирательное право», «Избирательный процесс» через интерактивную игру, деловую игру, возможность применения технологии для создания и развития органов самоуправления в школе и вузе;
- внедрение игрового моделирования заседаний государственных структур, способствующих изучению их реальной деятельности, овладению навыками лоббирования стратегии, тактики, диалогического и группового общения, речевого этикета; обучению навыков оформления законопроектов, резолюций.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена высоким уровнем мотивации. Дебаты как развивающая технология помогает личностному развитию участников программы.
1. Расширение общекультурного кругозора:
- обогащение знаний, относящихся к гуманитарным и обществоведческим областях;
- развитие интереса к учебе, повышение успеваемости;
- формирование интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.
2. Развитие интеллектуальных способностей:
- формирование критическое мышления;
- умение устанавливать логические связи между явлениями;
- анализировать различные идей и события;
- делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы;
- анализировать различные идеи и полученную информацию;
- концентрироваться на сути проблемы.
3. Развитие исследовательских и организационных навыков:
- собирать и анализировать материалы из различных источников;
- оценивать изучаемые события в конкретно-исторических условиях, опираясь на теоретические знания, полученные в курсах истории;
- собирать доказательную базу и грамотно ею пользоваться;
- обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательства и достоверными историческими фактами из различных источников: газет, книг, интервью, электронных сетей;
- грамотно организовать материал.
4. Развитие творческих качеств:
- умение по-новому взглянуть на проблему;
- стремление использовать нетрадиционные способы решения;
- способность видеть нечто новое, необычное в привычных явлениях;
- способность ценить креативность у других людей;
- гибкость и продуктивность мышления, быстрота реакции;
- постоянное стремление генерировать оригинальные идеи.
5. Развитие коммуникативных навыков:
- умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение слушать и слышать собеседника;
- сопереживание другим людям и проявление солидарности;
- понимание и сочувствие воспринимать исторический опыт;
- терпимость к другим точкам зрения.
6. Развитие ораторских способностей:
- обладание навыками публичного выступления;
- умение понимать язык жестов своего оппонента;
- умение провести самопрезентацию;
- умение чётко выражать свои мысли.
7. Развитие гражданской активности:
- постоянный интерес к событиям в общественно-политической жизни страны, региона, города и умение анализировать эти события;
- способность формулировать и отстаивать собственные взгляды, точку зрения;
- желание участвовать в работе общественных организаций, органах ученического (студенческого) самоуправления;
- понимание важности гражданской позиции, сформированности чувства патриотизма, уважения к общечеловеческим ценностям.
1.3. Цели и задачи программы
Целью программы является знакомство старшеклассников с интерактивной технологией «Дебаты» и приобретение ими значимых для личностного самосовершенствования навыков, умений и компетенций.
Ценность программы заключается в том, что технология «Дебаты», в настоящее время еще не имеющая широкого распространения в сфере образования, может стать средством реализации целей и задач, стоящих перед системой дополнительного, среднего и высшего образования. Данная технология по праву принадлежит открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств подростков и молодежи. Программа «Дебаты» способствует формированию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации. Программа предполагает: активное включение старшеклассников, в проектную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организацию совместной деятельности тьютора и обучаемых; обеспечение диалогического общения; повышение эффективности восприятия информации; развитие гибкого ролевого поведения.
В процессе обучения по программе «Дебаты» перед старшеклассниками ставятся следующие задачи:
- ознакомление с технологией «Дебаты», направленной на приобретение старшеклассниками широкого спектра предметных и ключевых компетенций;
- освоение различных форматов технологии и возможности ее применения в школьной среде;
- осознание возможностей использования технологии в учебной и во внеучебной деятельности;
- совершенствование ценностно-смысловых ориентиров и жизненных установок.
Методический аспект программы позволяет эффективно решать следующие задачи:
- обучающие – способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, расширению опыта познавательной деятельности;
- воспитательные – способствуют формированию культуры спора, признанию вариативности подходов к решению одной проблемы, расширению опыта ценностно-смысловой деятельности обучающихся;
- развивающие – способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, расширению опыта реализации разнообразных способов творческой деятельности и ценностно-смысловой.
Реализация цели и задач образовательной программы «Дебаты» способствует становлению у подростков и молодежи гуманистических ценностей, идеалов и жизненных ориентиров. Обучение происходит в процессе совместной деятельности всей команды обучающихся под сопровождением тьютора. Для разработки тем привлекаются специалисты разных уровней, общественные и государственные структуры, депутаты.
Занятия в городском клубе «Дебаты» отражают динамику освоения обучающимися предметных и ключевых компетенций. Так, при создании условий овладения обучающимися предметными компетенциями автор выделяет принципы:
- наглядности (личный пример педагога, студента, выполняющего роль «тьютора» при передаче опыта от студентов к школьникам);
- активности и осознанности действий обучающихся в процессе овладения технологией;
- здоровьесбережения (не допускать переутомления, перегрузки речевого голоса);
- доступности и ясности (правила доступности по Я. Коменскому): от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;
- практико-ориентированности обучения и цикличности (знания, добытые обучающимися в процессе самостоятельной или коллективной деятельности, используются в учебной деятельности, на практике во время игр);
- научности (педагогический процесс организуется на основе научных достижений по профилю творческой работы и методики преподавания технологии);
- природосообразности: человек – часть природы (нет детей бесталанных; в обучении идти от простого к сложному, одновременно развивая все стороны личности);
- культуросообразности (ребенок не только часть природы, но и социокультурной среды: национальные, региональные, языковые особенности, традиции).
При создании условий овладения обучающимися ключевыми компетенциями автор выделяет принципы:
- целенаправленности (содержание образовательного процесса должно соответствовать цели занятия);
- коллективного творчества (углубление коллективного переживания и сотворчества);
- сочетание педагогической инициативы и самостоятельности обучающихся (поощрение активности и стремления к познанию обучающихся);
- уважение к личности обучающегося с сочетанием разумной требовательности к нему;
- индивидуализации образования (дифференцируемый подход к каждому обучающемуся, к личностным способностям и потребностям);
- проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, требующих мыслительных усилий со стороны обучающегося и последующей осмысленной деятельности).
1.4. Отличительные особенности программы «Дебаты»
Практическая направленность программы позволит современному подростку, молодому человеку быстрее решать задачи в процессе развития общих компетенций: адаптации, социализации, индивидуализации, интеграции в социум. Знания, навыки, умения, компетенции, вырабатываемые в процессе обучения по программе «Дебаты», используются обучающимися в самостоятельной, научно-исследовательской работе, для защиты проектов. Все это способствует формированию лидерских качеств для жизни в демократическом обществе.
Программа рассчитана на четыре года обучения. Возраст обучающихся в городском клубе «Дебаты»:
1 год обучения: 12 – 13 лет;
2 год обучения: 14 – 15 лет;
3 год обучения: 16 – 17 лет,
4 год обучения: 17 – 18 лет.
Оптимальная наполняемость одной группы, состоящей из команд (первый, второй, третий спикеры) 6-9 человек (приблизительно одного возраста). В школьный клуб принимаются все желающие, которые хотели бы освоить технологию. Также в городском клубе «Дебаты» могут принимать участие студенты вузов.
Занятия организованы следующим образом:
1, 2, 3, 4 год обучения: 3 часа в неделю на одну группу, 102 ч. в месяц;
Занятия проводятся 3 раза в неделю. Для реализации поставленных целей и задач предусмотрены теоретические (лекции) и практические занятия, в том числе тренинги и проведение дебатов, выполнение самостоятельных заданий по накоплению и разработке кейсов, проведение круглых столов.
Определяя конкретное содержание педагогической деятельности, автор программы использует следующие элементы системы работы в клубе:
- обеспечение оптимального режима организации образовательного процесса (график занятий, план проведения мероприятий, праздников, показа показательных игр);
- практика индивидуальных и коллективных творческих поручений («домашнее задание»: составление кейса);
- игры, соревнования, чемпионаты (состязательность, здоровая конкуренция, мотивация на познание и достижения);
- личный пример (передача опыта, совместная работа команды).
Автор программы «Дебаты» и тьюторы школьных команд выбирают для городских и российских чемпионатов темы, которые предлагаются ребятами на общих собраниях клуба. Темы должны быть:
- доступны пониманию обучающимися, соответствовать их возрастным особенностям и интересам;
- отражать проблемы молодежи и подростков;
- провоцирующими спор.
Предлагаемые темы для игр в городском клубе:
- Ядерное оружие следует уничтожить;
- Служба в армии должна быть обязательной;
- Смертную казнь нужно отменить;
- Переговоры с террористами недопустимы;
- Технический прогресс ведёт к гибели цивилизации;
- Охрана окружающей среды важнее экономического процветания государства;
- Телевидение формирует новый тип культуры;
- Засилье иностранных фильмов губит отечественный кинематограф;
- Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным;
- Школьная форма должна быть обязательной;
- Государство должно обеспечить бесплатное образование;
- Наказания в школе способствуют повышению качества обучения.
Образовательный процесс в городском клубе «Дебаты» организуется по следующим направлениям:
- анализ фактической работы и самостоятельной творческой деятельности обучающихся в течение учебного года;
- участие в городских, региональных российских чемпионатах дебатах;
- составление тематических папок портфолио, кейсов «утверждения» и «отрицания».
Оценка эффективности занятий в городском клубе «Дебаты» определяется на основании:
- личностной оценки выполнения заданий обучающимися («Портфолио творческих достижений»);
- личностных изменений обучающихся в процессе усвоения программы (педагогическое наблюдение, методики на выявление уровня проявления предметных и ключевых компетенций. «Зачетная книжка участника программы «Дебаты»).
- внешней оценки (результаты участий в играх, конкурсах; награды, дипломы, грамоты, судейские сертификаты).
Условия для реализации программы
Средства, необходимые для реализации программы:
а) информационно-методическое обеспечение:
- методическая литература (учебно-методическое пособие «Дебаты», разработки мастер-классов, тренинговых занятий);
- методический уголок тьютора (папки: «Диагностика», «Самообразование педагога», «Портфолио тьютора», «Методическая копилка», «Документация клуба»);
- информационная база электронных материалов (презентации, тематические кейсы, пакеты «аргументов и контр аргументов, доказательства);
б) мотивационные условия:
- создание комфортной доверительной обстановки в клубе;
- стимулы поощрения обучающихся (поездки на чемпионаты разных уровней, получение сертификата, принятие участие в судействе);
- методический уголок обучающихся («Портфолио клуба «Дебаты»», «Материалы городских и Всероссийских чемпионатов», «Корпоративная культура клуба «Дебаты»», «Зачетные книжки участника»);
в) материально-техническое обеспечение:
- интернет-платформа международного уровня для игры в «Дебаты» https://mixidea.org
- звукоусилительная аппаратура, для проведения показательных игр;
- видеопроектор для проведения мастер-классов;
- видео-камера, фотоаппарат, информационные ресурсы, техническое звуковое сопровождение;
- подшивка газет «Таганьи Рожки» с городских и российских чемпионатов.
1.6. Ожидаемы результаты и способы проверки
Прогнозируемые результаты связаны с решением поставленных задач и заключаются в овладении обучающимися определенных компетенций в ведении дискуссии, полемики, овладении определенными форматами дебатов, работы в команде, создании системы аргументов и контраргументов, работы с вопросами, способами применения технологии в различных видах деятельности.
Среди осваиваемых обучающимися предметных компетенций, автор выделяет:
- Информационную компетенцию (самостоятельная организация обучающимися познавательной деятельности при работе с различными информационными источниками книгами, справочниками, Интернет; осмысление и структурирование информации; накопление достоверных исторических фактов; обогащение знаний, относящихся к гуманитарным и обществоведческим областям; критическое осмысление информации).
- Интеллектуальную компетенцию (структурирование полученных знаний и актуализация их в повседневной жизни при решении личностных проблем; поиск несоответствия в реальной социальной практике; моделирование предлагаемой ситуации в соответствии с нормами права; анализ; установление логических связей между явлениями; обоснование выводов, выстраивание цепочки доказательств; осмысление фактов и точек зрения, выявление ошибок и стереотипов; овладение способами аналитической обработки информации; оценивание проблемной ситуации с количественной и качественной сторон (глубина, ширина, вариативность).
- Исследовательскую компетенцию (целеполагание, проектирование собственной самостоятельной деятельности; систематизация полученной информации, рефлексия новых знаний; оценивание изучаемых событий в конкретно – исторических условиях; сбор доказательной базы и грамотная организация материала).
- Лингвистическую компетенцию (совершенствование знаний русского языка; постижение основ лингвистики, риторики, ораторского мастерства, делопроизводства, деловой переписки, бизнес-языка; восприятие нужного текста; четкое и грамотное выражение материала в письменной и устной речи).
Среди осваиваемых обучающимися ключевых компетенций, автор выделяет:
- коммуникативную компетенцию (постижение основ этики и культуры общения, делового общения и манипулирования доказательствами; согласование своих действий в игре с командой; слушание и слышание собеседника; доброжелательность и уважение к оппоненту, интерес к диалогу; аргументирование своей позиции; убедительный диалог в ходе перекрестных вопросов; уважение чужого мнения; компромисс и цивилизованная защита своей точки зрения; устойчивое стремление к диалогу);
- социальную компетенцию (постижение основ конфликтологии (предотвращение, разрешение конфликтов, ведение переговоров) и приемы погашения конфликта; осознание своих прав и обязанностей; освоение игровых ролей; оценка социальной ситуации, нахождение актуальных социальных проблем; работа в команде; ориентирование в понятиях технологии и гуманитарных, обществоведческих областей);
- творческую компетенцию (осмысление проблемы с положительной и отрицательной сторон; уважение креативности у других людей; быстрое реагирование на вопрос; концентрация знаний о проблеме и выстраивание собственного суждения; нахождение способа оригинального решения проблемы; креативное мышление);
- здоровьесберегающую компетенцию (освоение основ здоровьесбережения при пользовании компьютером, способов сохранения психологического здоровья; рациональное использование времени при подготовке кейса; соблюдение регламента выступления; устойчивый интерес к здоровому образу жизни и организации полезного досуга).
Освоение обучающимися предметных и ключевых компетенций осуществляется в процессе прохождения ими четырех основных уровней:
- Информационный уровень (знать). Предполагает освоение и расширение обучающимися опыта познавательной деятельности. Знание форматов дебатов, регламент и правила игры.
- Деятельностный уровень (уметь). Предполагает освоение и расширение обучающимися опыта предметной практической деятельности. Умение находить нужную информацию, составлять кейсы, создавать пакет аргументы и контраргументы. Умение работать в команде.
- Творческий уровень (владеть). Предполагает освоение и расширение обучающимися опыта разнообразных способов осуществления творческой деятельности. Применение технологии дебатов в учебно-исследовательской, проектной деятельности, различных городских, областных, российских чемпионатах, деловых играх.
- Развивающий уровень (действовать). Предполагает освоение и расширение обучающимися опыта ценностно-смысловой деятельности. Определяет динамику непрерывного развития обучающихся, выбора гуманистических духовно-нравственных ценностей, идеалов и жизненных приоритетов. Использование технологии дебатов для решения социальных проблем в обществе.
Среди осваиваемых обучающимися ценностей, автор выделяет: социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, знание, культура, природа, человек; среди идеалов: добро, справедливость, образованность, толерантность; среди жизненных ориентиров: стратегия обучающегося на личностное самосовершенствование.
Формы подведения итогов реализации программы:
- составление кейсов «утверждения» и «отрицания», законопроектов;
- работа с информационными ресурсами, нахождение необходимой информации по разрабатываемой теме;
- составление тематических портфолио по темам, рассматриваемым на городских и российских чемпионатах;
- использование технологии дебаты для учебно-исследовательской, проектной деятельности;
- результативность на чемпионатах различных уровней городских, региональных, всероссийских, международных, которая фиксируется в «Зачетной книжке участника».
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1. Тематический план первого года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
Введение в дебаты | 1 | 1 | ||
Технология «Дебаты»: суть и основные элементы» | 1 | 1 | ||
Принципы дебатов. Посвящение в дебатеры | 2 | 1 | 1 | |
Тема в дебатах. Подбор тем для дискуссий | 2 | 2 | ||
Кейс дебатов | 5 | 2 | 3 | |
Создание пакета аргументов | 5 | 5 | ||
Создание пакета контраргументов | 6 | 6 | ||
Аргументы и контраргументы | 2 | 2 | ||
Перекрестные вопросы | 5 | 2 | 3 | |
Стратегия утверждения | 5 | 2 | 3 | |
Стратегия отрицания | 5 | 2 | 3 | |
Обучение формату дебатов «Карла Поппера» | 8 | 3 | 5 | |
Составление кейсов утверждения и отрицания в формате Карла Поппера | 8 | 2 | 6 | |
Городские игры «Дебаты» (осень,зима) | 15 | 2 | 13 | |
Техника публичных выступлений | 2 | 1 | 1 | |
Конкурс спикеров | 2 | 1 | 1 | |
Составление тематических кейсов по темам для городского чемпионата по формату «Карла Поппера» | 4 | 1 | 4 | |
Подготовительные игры | 5 | 5 | ||
Городские игры «Дебаты»(весна) | 13 | 1 | 12 | |
Подведение итогов. Анализ игр | 2 | 2 | ||
Подготовка к Всероссийскому чемпионату | 4 | 2 | 2 | |
Итого: | 102 | 24 | 78 |
2.2. Тематический план второго года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1. | Форматы дебатов | 2 | 1 | 1 |
2. | ВСЕМИРНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ФОРМАТ: суть и основные элементы | 8 | 3 | 5 |
3. | Основные отличия ВШФ от формата Карла Поппера | 2 | 1 | 1 |
4. | Тема в дебатах. Подбор тем для дискуссий в ВШФ | 4 | 1 | 3 |
5. | Информационные запросы в контексте формата ВШФ. Правила работы с информационными запросами. Пункты информации. | 8 | 2 | 6 |
6. | Городские игры «Дебаты» (осень,зима) | 15 | 2 | 13 |
7. | Роли спикеров Всемирного Школьного формата | 12 | 4 | 8 |
8. | Регламент выступлений | 2 | 1 | 1 |
9. | Принципы судейства | 6 | 4 | 2 |
10. | Анализ обучающих видеоматериалов игр ВШФ | 8 | 8 | |
11. | Формат «Политические дебаты» | 4 | 2 | 2 |
12. | Модифицированные дебаты | 4 | 2 | 2 |
13. | Конкурс спикеров | 2 | 1 | 1 |
14. | Городской чемпионат «Дебаты» (весна) | 15 | 2 | 13 |
15. | Подведение итогов. Анализ игр. Просмотр видеоматериалов. | 4 | 3 | 1 |
16. | Подготовка к Всероссийскому чемпионату | 6 | 3 | 3 |
Итого: | 102 | 32 | 70 |
2.3. Тематический план третьего года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1. | Форматы дебатов | 2 | 1 | 1 |
2. | Парламентские дебаты: суть и основные элементы | 8 | 4 | 4 |
3. | Парламентские дебаты «Британский формат» | 8 | 8 | |
4. | Тема в дебатах. Подбор тем для дискуссий в Парламентских дебатах | 2 | 1 | 1 |
5. | Роли спикеров В Парламентских дебатах | 12 | 4 | 4 |
6. | Анализ видеоматериалов игр британского Парламента. | 8 | 6 | 2 |
7. | Формат «Политические дебаты» | 8 | 4 | 4 |
8. | Модифицированные дебаты | 6 | 3 | 3 |
9. | Конкурс спикеров | 2 | 1 | 1 |
10. | Городской чемпионат «Дебаты» (осень, зима, весна) | 30 | 4 | 26 |
11. | Подведение итогов. Анализ игр. Просмотр видеоматериалов. | 4 | 2 | 2 |
12. | Сертификация судей. Клубные игры | 6 | 1 | 5 |
13. | Подготовка к Всероссийскому чемпионату | 6 | 3 | 3 |
Итого: | 102 | 34 | 68 |
2.4. Тематический план четвертого года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1. | Форматы дебатов | 6 | 2 | 4 |
2. | Формат «Коллективные дебаты»: суть и основные элементы. Английская лига дебатов. | 12 | 5 | 7 |
3. | Проведение деловых игр: «Выборы мэра», «Заседание законодательного собрания», «Модель ООН», «Лучшая избирательная кампания» | 12 | 4 | 8 |
4. | Тренинги. «Формирование социальных навыков». « Работа в команде» | 12 | 4 | 8 |
5. | «Дебаты» в научно-исследовательской работе старшеклассников студентов. Темы НИР «Мой город 2025: город, в котором хочется жить»; «Агрессия разрушает личность». | 10 | 5 | 5 |
6. | Защита проектов в виде дебатов | 4 | 4 | |
7. | Технология «Дебаты» как способ формирования гражданской активности молодежи» | 8 | 3 | 5 |
8. | Городской чемпионат «Дебаты»(осень, зима,весна) | 30 | 4 | 26 |
9. | Подведение итогов. Анализ игр. Просмотр видеоматериалов игр разных форматов | 4 | 4 | |
10 | Подготовка к Всероссийскому чемпионату | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 102 | 29 | 73 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Краткое содержание тем первого года обучения
Тема 1. «Введение в дебаты» (Интерактивная лекция)
История развития традиций дебатов. Международная программа «Дебаты». Философия, основные принципы и идеи технологии «Дебаты». Этика защиты противоположных точек зрения. Принципы дебатов. Дебаты как образовательная технология и как форма досуга.
Тема 2. «Технология «Дебаты»: суть и основные элементы» (Лекция. Мастер-класс)
Суть и основные элементы технологии «Дебаты». Форматы дебатов. Действующие лица: спикер, тьютор, таймкипер, судья. Правила дебатов. Роли спикеров. Команда и ее роль в дебатах.
Тема 3. Принципы дебатов (Посвящение в дебатеры)
Торжественное вручение зачетных книжек дебатеров. Исполнение гимна «Игра Дебаты». Показательные игры профи.
Тема 4. Подбор тем для дискуссий (Лекция. Мастер-класс)
Определение основного понятия кейса: тема. Определение и формулировка темы. Анализ темы. Сбор и обработка информации.
Тема 5. «Кейс дебатов» (Интерактивная лекция и практическое занятие)
Актуальность. Определение основных понятий. Аспект. Аргумент. доказательство. Факты. Цитаты.
Темы 6, 7, 8. Создание пакета «аргументов и контраргументов» (Лекция и практическое занятие)
Использование технологии мозгового штурма для разработки аргументации. Формирование пакета аргументов и контраргументов. Доказательство аргумента. Проверка содержания доказательства. Типы рассуждений. Построение цепочки аргументов.
Тема 9. «Перекрестные вопросы» (Лекция. Практическое занятие)
Классификация вопросов. Цели перекрестных вопросов во время дебатов. Методы формулирования эффективных вопросов. Стратегия для респондента. Поведение респондента и интервьюера.
Тема 10-11. «Стратегия утверждения и отрицания» (Лекция. Работа команд: мозговой штурм)
Интерпретация темы. Построение сюжета доказательства. Критерий и его роль в стратегии утверждения и отрицания. Построение отрицания.
Тема 12, 13. Обучение формату дебатов «Карла Поппера» (Лекция. Проигрывание роли спикеров)
Принцип построения речи спикеров в команде утверждения и отрицания. Составление кейсов утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.
Тема 14. Клубные игры «Дебаты» (Импровизированные игры команд по заданным темам)
Тема 15. Техника публичных выступлений (Лекция. Практическое занятие)
Техническая сторона подготовки публичных выступлений. Вопросы аудитории. Личный опыт. Цитаты. Ключевые понятия. Предложения – связки. Переходы – связки. Управление голосом (интонация, модуляция, паузы). Язык мимики и жестов. Советы начинающему спикеру. Преодоление страха перед публичным выступлением.
Тема 16. Конкурс спикеров (Лекция. Проведение конкурса спикеров)
Подготовка выступления спикера. Роли спикера. Импровизация речи. Аргументация. План выступления. Сигналы внимания. Предложения связки.
Тема 17. Составление тематических кейсов по темам для городского чемпионата по формату «Карла Поппера» (Интерактивная лекция. Самостоятельная работа над кейсом)
Структура игры. Схема структуры кейса. Обязанности команды «утверждения» и «отрицания». Роли и лимиты каждого спикера.
Тема 18. Подготовительные игры (Самостоятельная работа над кейсом чемпионата)
Работа в интернете над тематическим портфолио. Составление кейсов утверждения и отрицания.
Тема 19. Судейство в дебатах (Лекция. Просмотр видеозаписей игр и заполнение протоколов)
Судейство. Судейские протоколы в формате дебатов Карла Поппера.
Тема 20, 21. Городские игры «Дебаты». Подведение итогов. Анализ игр.
Организация выездных городских игр «Дебаты» в детском оздоровительном центре.
Тема 22. Подготовка к всероссийскому чемпионату (Самостоятельная работа с тематическим портфолио. Работа команд)
3.2. Краткое содержание тем второго года обучения
Тема 1. Форматы дебатов (Интерактивная лекция)
Международная программа «Дебаты». Форматы дебатов. Сертификация судей. Просмотр показательных игр российских чемпионатов.
Тема 2. Парламентские дебаты: суть и основные элементы (Интерактивная лекция. Мастер-класс. Мастерская)
Суть и основные элементы Парламентских дебатов. «Правительство» и «Оппозиция». Тема Парламентских дебатов. Роль каждой команды. Конструктивная речь Премьер – министра, Лидера Оппозиции. Речи опровержения. Судейство. Схема действий таймкипера во время игры.
Тема 3. Парламентские дебаты «Британский формат» (Интерактивная лекция. Мастер-класс. Мастерская)
Участники игр. Роль первого и второго правительства. Роль первой и второй оппозиции. Регламент игры. Структура законопроекта. Судейство в британском формате.
Тема 4. Тема в дебатах. Подбор тем для дискуссий в Парламентских дебатах (Мастерская)
Подбор тем в парламентских дебатах. Актуальность. Особенности дискуссий. Отработка позиций роли «Правительства и «Оппозиции».
Тема 5. «Формат «Политические дебаты» (Лекция. Мастер-класс)
Суть и основные элементы политических дебатов. Структура кейса утверждения. Структура кейса отрицания. Регламент и роли спикеров. Судейский протокол в политических дебатах.
Тема 6. Модифицированные дебаты (Лекция. Ролевые игры)
Использование технологии дебаты на семинарах учебной деятельности, круглых столах. Особенности в составе команд. Экспресс-дебаты. Ролевые игры.
Тема 7. Конкурс спикеров (Лекция. Проведение конкурса спикеров)
Подготовка выступления спикера. Роли спикера. Импровизация речи. Аргументация. План выступления. Сигналы внимания. Предложения связки.
Тема 8. Городской чемпионат «Дебаты» (Проведение чемпионата)
Организация выездных городских игр «Дебаты» в детском оздоровительном центре.
Тема 9. Подведение итогов. Анализ игр (Анализ игр городского чемпионата)
Тема 10. Сертификация судей. Клубные игры (Просмотр показательных игр)
Заполнение протоколов (российского и международного стандартов) судей.
Тема 11. Подготовка к российскому чемпионату (Самостоятельная работа с тематическим портфолио. Накопление тематических папок. Работа команд над кейсом «Правительства» и «Оппозиции»)
Тема 12. Участие в российском чемпионате
Турниры. Участие в региональных играх. В зимнем чемпионате. Участие в российском лагере «Дебаты».
3.3. Краткое содержание тем третьего года обучения.
Тема 1. Форматы дебатов (Интерактивная лекция)
Международная программа «Дебаты». Форматы дебатов. Сертификация судей. Просмотр показательных игр российских чемпионатов.
Тема 2. «Формат «Коллективные дебаты»
Игровое моделирование молодежных игр, заседаний государственных структур, модели ООН.
Тема 3. Проведение деловых игр
«Выборы мэра», «Заседание законодательного собрания», «Модель ООН», «Лучшая избирательная кампания».
Тема 4. Тренинги
Психология взаимодействия в дебатах. Роль тьютора в обучении и подготовке к дебатам. Приемы и формы работы тьютора с командой. Организация и проведение студенческих соревнований. Тренинги: «Формирование социальных навыков». « Работа в команде».
Тема 5. «Дебаты» в научно-исследовательской работе
Научно-иследовательская работа. Проектная деятельность старшеклассников, студентов. Этапы проведения исследовательской работы. Оформление проектов.
Тема 6. Защита проектов в виде дебатов
Презентация. Защита проектов.
Тема 7. Технология «Дебаты» как способ формирования гражданской активности молодежи»
Работа в городском молодежном Парламенте. Выборы в молодежный Парламент.
Тема 8. Конкурс спикеров (Лекция. Проведение конкурса спикеров)
Подготовка выступления спикера. Роли спикера. Импровизация речи. Аргументация. План выступления. Сигналы внимания. Предложения связки.
Тема 9. Городской чемпионат «Дебаты» (Участие в чемпионате)
Организация выездных городских игр «Дебаты» в детском оздоровительном центре.
Тема 10. Подведение итогов. Анализ игр.
Анализ игр городского чемпионата.
Тема 11. Сертификация седей. Клубные игры (Просмотр показательных игр)
Заполнение протоколов (российского и международного стандартов) судей.
Тема 12. Подготовка к российскому чемпионату (Самостоятельная работа команд)
Работа с тематическим портфолио. Накопление тематических папок. Работа команд над кейсом «Правительства» и «Оппозиции»).
Тема 13. Участие в российском чемпионате
Турниры. Участие в региональных играх. В зимнем чемпионате. Участие в российском лагере «Дебаты».
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При планировании и организации учебного процесса для лучшего усвоения учебного материала автором программы предусматривается групповая форма проведения учебных занятий. В группе должно быть 15-21 человек. Занятия проводятся в кабинете, показательные игры на сцене актового зала.
Образовательная программа «Дебаты» рассчитана на 3 года реализации: 1 год обучения – 144 часа (занятия 2 раза в неделю по 2 часа) второй, третий года обучения – по 216 часов (занятия 3 раза в неделю по 2 часа: теоретические, практические, участие в городских, региональных, российских чемпионатах, участие в ролевых играх, моделировании законодательных собраний).
Теоретические занятия: беседы, лекции, продолжительность не более 2-х часов.
Практические занятия: тренинги, мастер-классы, мастерские, деловые игры, презентации проектов. Продолжительность практического занятия, деловой игры по сценарию мероприятия, но не более 3-х часов.
Методики обучения, используемые на занятиях
Учебный план «Дебатов» включает три методики обучения:
- Базовая методика (для начинающих дебатеров, тренеров): включает комплекс мастерских для обучения технологическим элементам дебатов;
- Методика тематического обучения (для опытных дебатеров и тренеров) включает комплекс мастерских для изучения определенных тем и проблем, обсуждаемых в дебатах;
- Методика смешанного обучения (для учащихся и тренеров знакомых с технологией) включает комплекс мастерских для обучения структурным аспектам дебатов, изучением содержательных проблем, затрагиваемых в дебатах.
5.Список литературы
- Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: учебно-метод. комплект / под общ. ред. Л.А. Бабайцевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.
- Турик Л.А. Парламентские дебаты – путь развития правового и политического самосознания молодежи // Проблемы регионального управления экономики, права и инновационных процессов в образовании: тезисы докладов I Междунар. науч.-практ. конф. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 1999.
- Турик Л.А. Дебаты – культура речи и мысли // Внешкольник. 2001. № 6.
- Турик Л.А. Молодежь и избирательный процесс. Игровое моделирование заседания Законодательного собрания: учебно-метод. реком-ции по организации и проведению акции школьников «Голосуют дети». Ростов н/Д., 2003.
- Турик Л.А. Дебаты – это интересно // Практические советы учителю. 2003. № 3.
- Турик Л.А. Правовое образование школьников средствами технологии дебаты // Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования: сб. науч. тр. III Всерос. науч.-практ. конф. М., 2003.
- Турик Л.А., Ефимченко Д.П. Дебаты – игровая и развивающая технология: учебно-метод. пособие. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 164 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...