Методическая разработка "Краски русского фольклора"
план-конспект
Методическая разработка арт-практики, целью которой является развитие уважения и интереса учащихся к родной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-praktika_kraski_russkogo_folklora.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-практика «Краски русского фольклора»
Петрова Елена Николаевна
Педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре… - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать»
Д.С. Лихачев
Актуальность
Без сохранения и передачи накопленного опыта невозможно существование и развитие любого общества. Духовно-нравственное воспитание нового поколения является важнейшей задачей современного образования. Без знания истории и обычаев своего народа, без приобщения школьника к народной культуре той страны, где он родился, рос и живет, невозможно воспитать достойного гражданина Отечества. Устное народное творчество возникло в глубокой древности и продолжает оказывать влияние на людей, затрагивая их чувства и эмоции.
Знакомство с русским фольклором повышает общечеловеческую
культуру, позволяет проникнуть в сложную, порой противоречивую душу народа, увидеть эволюцию его самосознания и познать его сокровенные мысли и чувства.
Понимание своих чувств и эмоций, а также эмоций других людей – непреложное условие успешной социальной адаптации ребенка. Музыкальные произведения обладают развивающим потенциалом, который позволяет учащимся успешно справиться с этой задачей. Музыка и слова, помимо смысловой нагрузки, имеют определенное настроение. Ребенок через восприятие народных песен, учится понимать, какое настроение они передают, какие чувства и эмоции он сам испытывает во время прослушивания музыкальных произведений. Рисование позволяет выразить эмоции при помощи цвета. Учащимся начальной школы может быть сложно назвать свои чувства, распознать и понять их. Проще это сделать опосредованно, с помощью цвета. Цвет способен передавать настроение и, в то же время, оказывает эмоциональное влияние на человека.
Для решения педагогических задач был применен арт-педагогический подход. Его особенность заключается в том, что «арт-педагогика привлекает искусство как уникальное средство, раскрывающее в человеке способность познавать мир в процессе переживания собственного эмоционального опыта, помогая соотнести свое индивидуальное восприятие художественного образа с универсальными человеческими ценностям»[1], которые в данном случае, представлены в русском фольклоре. «Арт-педагогика является инновационной практикой образовательной деятельности, которая отталкивается от личного восприятия культурных артефактов и явлений, переходя от него к полю универсальных культурных смыслов и ценностей»[2].
Новизна занятия состоит в том, что оно обращено к личностному опыту учащихся, и через него с помощью арт-педагогического подхода, происходит приобщение к общекультурным и общечеловеческим ценностям, таким, как любовь к своей Родине, народной культуре.
Цель занятия: создание условий для развития интереса и уважения учащихся к русской народной культуре через личностное эмоциональное восприятие произведений народного фольклора в процессе художественной деятельности.
Задачи.
Образовательные задачи:
- Формирование представлений у учащихся о музыкальной культуре русского народа;
- Углубление представлений об эмоциональной сфере человека - чувств, эмоций;
- Совершенствование техники рисования акварелью.
Развивающие:
- Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние во время прослушивания музыки;
- Развитие эмпатии- понимания чувств и эмоций других людей;
- Развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
- Воспитание уважительного отношения к чувствам и эмоциям других людей;
-Воспитание уважительного отношения к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Целевая аудитория – учащиеся начальной школы -1-4 классов (7- 11 лет)
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1.Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения образцов фольклора;
2.Повышение мотивации к учебно-творческому процессу через обращение к личному опыту.
Метапредметные результаты:
1.Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и рисования;
2.Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии народной музыки;
3.Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе художественной деятельности;
4.Уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты:
1.Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека;
2.Уметь передавать характер музыки, выражать свое отношение к народной музыке, а также эмоции и чувства, которые она вызывает, в речевых высказываниях, рисунке.
Материалы и оборудование:
Компьютер, экран, колонки, запись русских народных песен «Ты, река ли моя, реченька», «Заплетися, плетень», бумага для акварели, вода, акварельные краски, кисточки.
Методическое обеспечение.
- М. К. Хащанская. Арт-практики в художественном образованию.
С-Пб., 2020
- Презентация к занятию
- Информационные Интернет источники
Создание безопасного, ресурсного творческого пространства
Работа на опережение
-Послушать дома русские народные песни в различном исполнении.
- Задать вопросы родным и близким, какие народные песни они знают. - Вспомнить, какие песни исполняют в семье учащихся, какие песни им пели на ночь мама или бабушка.
Ход занятия
-Ребята, какие русские народные песни вы слышали?
- Какие песни поют в вашей семье?
- Какая из русских народных песен ваша самая любимая, если такая есть?
Включение смыслового контекста практики в результате обращения к личностно значимому ресурсному опыту участников обучения. Генерация внутреннего образа предлагаемой темы.
-Как вы думаете, когда ребенок впервые слышит русскую народную песню?
-Когда и где вы впервые услышали русскую народную песню?
- Кто ее может петь?
- Какая у Вас любимая русская народная песня, если такая есть?
- Почему русские народные песни называются народными?
-Что общего во всех этих песнях?
Можно сказать, что знакомство с русскими народными песнями начинается с самого раннего детства. Часто это колыбельные песни, которые поет мама или бабушка.
Освоение предметного содержания
Давайте закроем глаза и внимательно послушаем три песни.
Звучат песни «Заплетися, плетень», «Ты, река ли моя, реченька», «Веники».
Заплетися, плетень
Заплетися плетень, заплетися, заплетися!
Завяжися узел, завяжися, завяжися!
А свет моя сера утица
Спотопляет младых детей, что во меде во патоке,
Что во яствах сахарных.
Как заплелся плетень, как заплелся, как заплелся!
Завязался узел, завязался, завязался!
А свет моя сера утица
Спотопляет младых детей, что во меде во патоке,
Что во яствах сахарных.
Расплетися плетень, расплетися, расплетися!
Развяжися узел, развяжися, развяжися!
А свет моя сера утица
Спотопляет младых детей, что во меде во патоке,
Что во яствах сахарных.
Как расплелся плетень, как расплелся, как расплелся!
Развязался узел, развязался, развязался!
А свет моя сера утица
Спотопляет младых детей, что во меде во патоке,
Что во яствах сахарных.
Ты, река ли моя, реченька
Ты, река ли моя, реченька,
Ты, река ли моя быстрая!
Течешь, речка, не колыхнешься,
На крутой берег не взольешься.
На крутой берег не взольешься,
Желтым песком не возмутишься!
Веники
Веники веники
Да веники помелики
Да по печи валялися
Да с печи оборвалися.
Кум гаврила кум гаврила
Я гавриле говорила
Веники веники
Да веники помелики
Да по печи валялися
Да с печи оборвалися!
- Как вы думаете, что это за песни?
-Кто исполняет песню?
- Можете ли вы сказать, о чем эти песни?
-Встретились ли вам незнакомые слова?
-Что общего во всех этих песнях?
- Чем они различаются?
- Как вы думаете, что есть в этих песнях, что люди передают их слова и мелодию из поколения в поколение?
Давайте внимательно послушаем песни еще раз.
Плете́нь — плетёная изгородь из прутьев, ветвей.
Плетень можно выполнить как горизонтально, так и вертикально. В первом случае ветви переплетают через вбитые в землю столбы.
Кум (кума́) — крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению друг к другу и по отношению к родителям крестника (крестницы)
Слушаем песню «Заплетися, плетень»
Под эту песню в давние времена водили хоровод.
- Что напоминают слова – заплетися, расплетися?
- Как вы думаете, с кем сравнивают серу утицу (уточку), которая спотопляет своих деток «во меде во патоке, что во яствах сахарных»
- Какое настроение у вас, когда слушаете эту песню?
- Какие эмоции она вызывает?
Давайте послушаем второю песню «Ты, река ли моя, реченька»
-Почему?
- Как вы думаете, о чем эта песня?
- Как вы думаете, кто и когда мог ее исполнять?
-Что чувствует героиня песни?
-Как вы думаете, с чем связано ее настроение?
- Какое настроение она у вас вызывает?
Послушаем еще одну песню «Веники»
- О чем эта песня?
-Какая она по настроению?
- Как вы думаете, в каких случаях исполняют эту песню?
-Какие эмоции она у вас вызывает?
Активизация творческого потенциала в ходе поиска смыслового решения воплощения предметного содержания. Отображение внутреннего переживания темы в процессе творческой деятельности на основе собственных впечатлений и эмоциональных переживаний, полученных знаний, освоенных умений и навыков
-Как вы думаете, с помощью чего можно выразить эмоциональное состояние в песнях и музыке?
-А как мы еще можем выразить свои эмоции?
Я предлагаю вам с помощью акварельных красок и кисточки изобразить те чувства и эмоции, которые вы испытывали во время прослушивания песен.
Выберите любую песню и изобразите, какие чувства она у вас вызывает.
Подведение итогов, рефлексия
Теперь предлагаю вам показать свои работы, а ребята попробуют угадать, какую песню вы выбрали.
Дайте название своим работам.
- Почему вы так назвали работу?
Литература
1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 108 с.
2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.-560 с.
3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми.- С-Пб. : Речь, 2007.- 170 с.
4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний.- С-Пб., 2003.- 240 с
5. М. К. Хащанская . Арт-практики в художественном образованиию С-Пб., 2020
6. https://inkompmusic.ru/?song
[1] М. К. Хащанская . Арт-практики в художественном образованиию С-Пб., 2020
[2] Там же
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.
Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...
Методическая разработка Использование фольклора на уроках информатики
Задача школьной информатики, как составной части общей науки, успевать за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая учащимся необходимость и показывая им же наличие практической реализаци...
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.
Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...
методическая разработка "Приобщение детей к русскому фольклору
в материале можно найти понедельное планирование и Программу по ознакомлению детей с русским детским фольклором...
Русский фольклор. Малые жанры фольклора
Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...