Методическая разработка Использование фольклора на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт по теме

Глухих Тамара Алексеевна

Задача школьной информатики, как составной части общей науки, успевать за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая учащимся необходимость и показывая им же наличие практической реализации с применением различных компьютерных инструментов.

В данном материале представлен опыт использования фольклора: пословиц, поговорок, сказок при изучении курса информатики. Это обеспечивает обращение к фольклору как к базовой сущности народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОЛЬКЛОРНАЯ ИНФОРМАТИКА

Уроки информатики с использованием фольклора

В настоящее время информатика как наука, включающая в себя целый спектр прикладных дисциплин, переживает бурный расцвет. Задача школьной информатики, как составной части общей науки, успевать за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая учащимся необходимость и показывая им же наличие практической реализации с применением различных компьютерных инструментов.

В данном материале представлен опыт использования фольклора: пословиц, поговорок, сказок при изучении курса информатики. Это обеспечивает обращение к фольклору как к базовой сущности народа. Творческие задания с использованием фольклора предъявляют к учителю следующие требования:

  • уважение желания учащегося работать самостоятельно;
  • умение воздержаться от вмешательства в процесс творческой деятельности учащегося;
  • предоставление учащемуся свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели;
  • поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.

Обращение к фольклору, во-первых, естественно и, во-вторых, жизненно необходимо как для самоидентификации целого народа, так и для подпитки энергией отдельно взятых его представителей. Весёлые познавательные сказки, пословицы, поговорки значительно оживят изучение таких строгих, "сухих", а для многих даже и "страшных" дисциплин, какими являются информатика и математика, научат ребят пользоваться полученными знаниями, терминологией, разовьют их память и логику.

Например, урок закрепления по теме «Информация» может содержать следующие задания:

1. Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК.

  •  _ _ ПК _ (Часть печи.)
  •  _ _ ПК _ (Холм, курган, вулкан.)
  •  _ _ ПК _ (Орудие труда огородника.)
  •  _ _ ПК _ (Головной убор.)
  •  _ _ ПК _ (Головной убор с козырьком.)
  •  _ _ ПК _ (Мелкая частица деревяшки.)
  •  _ _ ПК _ (Канцелярская принадлежность для бумаг.)
  •  _ _ _ ПК _ (Застёжка и острая канцелярская принадлежность.)
  •  _ _ _ ПК _ (Лоскут ткани для хозяйственных нужд.)
  •  _ _ _ ПК _ (Лодка с прочным широким корпусом.)
  •  _ _ _ ПК _ (Птица, бегающая по дну водоёма.)
  •  _ _ _ _ ПК _ (Зажим для бумаг.)
  •  _ _ _ _ ПК _ (Положительный результат похода в магазин.)

(Ответы: топка, сопка, тяпка, шапка, кепка, щепка, папка, кнопка, тряпка, шлюпка, оляпка, скрепка, покупка)

2. Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.

  •  Компьютер лучший друг.

(Книга - лучший друг.)

  •  Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

(Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.)

  •  Без компьютера жить, только небо коптить.

(Без труда жить, только небо коптить.)

  •  На дисплей нечего пенять, коли видеокарта крива.

(На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.)

  •  Без винчестера  полсироты, а без материнской платы и вся сирота.

(Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.)

  •  Компьютер без программы что фонарь без свечи.

(Голова без ума - что фонарь без свечи.)

  •  Компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит компьютеру.

(Золото не принадлежит скупому, а скупой принадлежит золоту.)

  •  Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар.

(Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)

  •  Компьютер памятью не испортишь.

(Кашу маслом не испортишь.)

  •  Компьютер на столе не для одних только игр.

(Голова на плечах не для одной только шапки.)

  •  По ноутбуку встречают, по уму провожают.

(По одёжке встречают, по уму провожают.)

  •  На IBM PC «яблоки» не растут.

(На сосне яблоки не растут.)

  •  Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.

(Дарёному коню в зубы не смотрят.)

  •  В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.

(В Тулу со своим самоваром не ездят.)

  •  Кто БЭСМ вспомянет, тому глаз вон.

(Кто старое вспомянет, тому глаз вон.)

Фольклор – кроме мощного интеллектуального и эмоционального заряда, даёт набор правил, то есть алгоритм поведения. Методически работа с фольклором может быть реализована в разных формах, в том числе, в виде проектного метода, который позволяет учащимся ощутить в полной мере радость самостоятельности и творческого процесса. Творчество в рамках проектного метода даёт учащимся возможность, следуя, опять же наставлениям фольклора, других посмотреть и себя показать, т.е. выстроить своеобразную иерархию внутри текущей человеческой общности.

Пример проектной деятельности учащихся: создание фильма «Колобок» на новый лад.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Задание 1

  • Придумай сказку «Волк и семеро козлят» на новый лад.
  • Запиши свою сказку в виде Документа MS Word.
  • В текстовом редакторе сделай по кадровую разбивку сюжета и напиши сценарий.

Задание 2 (домашнее задание)

  • Изготовить из пластилина героев сказки.

Задание 3

  • Сделать фотоснимки к фильму, следуя сценарию и передвигая персонажей.
  • В графическом редакторе Paint обработать каждую фотографию.

Задание 4

  • Смонтировать фильм в программе Movie Maker. Открыть его с помощью кнопок ПУСК – ПРОГРАММЫ – Windows Movie Maker. Все нужные вам файлы соберите в одном сборнике. Для импорта файлов используется пункт Импорт изображений. Выбираем из папки файлы с фотографиями, а из папки «Звук» импортируем файл с озвучиванием фильма. Работать надо в режиме шкалы времени (она внизу окна). Этот режим дает наибольший уровень контроля над материалом и позволяет получать ту же самую информацию о клипе, которую мы получаем в режиме раскадровки. Для того чтобы добавить видеоклипы, изображения и музыку на линию времени, достаточно просто перетащить их туда мышкой. Получить доступ к панели видеопереходов можно, выбрав соответствующий пункт в панели «Сборники» или «Операции с фильмами». Для того чтобы использовать видеопереход в вашем фильме, просто возьмите его и перетащите между двумя видеоклипами. Лучше использовать один или два перехода. Чтобы добавить в фильм текстовые данные, достаточно выбрать пункт Создание названий и титров в группе Монтаж фильма панели Операции с фильмами. После того, как текст названия введен, вы можете изменить его анимацию и изменить шрифт и цвет текста, выбрав соответствующие ссылки в окне ввода текста. После проделанных операций нажать кнопку Готово. Windows Movie Maker умеет сохранять фильмы в различных форматах и на различные носители. Воспользуйтесь ссылкой Сохранение на компьютере группы параметров Завершение создания фильма панели Операции с видео. Выбрав эту ссылку, вы увидите окно, где нужно будет задать имя будущего файла видео. Следующее окно позволяет вам выбрать параметры сохраняемого файла. Практика показывает, что лучше всего сохранять фильмы с предустановкой. Высококачественное видео (PAL) — так качество видео получается самым лучшим. Дальше вам покажут окошко, отображающее процесс создания видеофайла с нужными вам параметрами.

После того, как файл будет создан, вам останется лишь нажать на кнопку Готово и результат проекта готов.

В программе подготовки презентаций PowerPoint также можно подготовь мультфильм по сказке. Применять фольклор можно и в отработке навыков работы с графическим редактором. Например, урок информатики по теме: Проектирование орнамента. В программе Paint можно с помощью готовых фигур нарисовать любой национальный орнамент, а затем, используя функцию заливка или распылитель, закрасить его в нужные цвета.

Представляется, что компьютерные инструменты не отменяют и не заменяют творческих способностей человека, в том числе и в области принятия решений, а лишь позволяют более продуктивно их использовать.

Фольклор является незаменимым элементом учебной деятельности на уроках информатики - помогает учащимся лучше усвоить новый материал, закрепить его, выработать умения и навыки. Фольклор развивает инициативу учащихся, активизирует познавательную деятельность и тем самым, развивает мышление. Подводя итог, можно сказать, что использование фольклора при изучении курса информатики, сочетая в себе научение, как приобретение учащимися индивидуального опыта, учение, как деятельность ученика по усвоению новых знаний, как совместную деятельность учителя и ученика, способствует развитию человеческого интеллекта, помогая при этом понять преимущества и недостатки компьютерного интеллекта.

Литература

1. Агеева, И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике.
           -
М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

2. Варга, Б., Димень, Ю., Лопариц, Э. Язык, музыка, математика. – М.: Мир, 1981.

3. Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

4. Мичи, Д., Джонсон, Р. Компьютер – творец. – М.: Мир, 1987.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектные технологии на уроках информатики"

Познакомить с одной из форм организации учебной работы со студентами - методом проектов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...

Методическая разработка: « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках истории и обществознания....

Методическая разработка "Использование ребусов на уроках биологии"

Данная разработка позволяет активизировать познавательную активность учащихся и повысить интерес к предмету...

Методическая разработка СОЗДАНИЕ АНИМАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ»

В настоящее время учителя информатики, вынуждены постоянно решать ряд проблем, которые возникают у них при проведении уроков по теме «Компьютерная графика» в начальной школе, средних и ста...

Методическая разработка. "Использование кроссвордов на уроках ритмики"

Данная методическая разработка посвящена теме использования кроссвордов в образовательной деятельности и, в частности, использованию учителями физической культуры в рамках урока ритмики. Предназначена...

Методическая разработка "Использование медиаресурсов на уроках физической культуры"

Материал содержит о применение медиаресурсов на уроках....