Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
методическая разработка на тему
Внеклассное мероприятие по литературе
"Родительское слово не на ветер молвится"
(Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Бучальская СОШ Кимовского района Тульской области
Никитина Елена Анатольевна
Внеклассное мероприятие по литературе
"Родительское слово не на ветер молвится"
(Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Цель:
- формирование нравственных ценностей;
Задачи:
- проследить связь между народной мудростью, заключенной в пословицах и поговорках, и современностью, советами родителей учащихся;
- развить умение использовать мудрость наших предков – пословицы, поговорки – в жизни;
- воспитать уважение к культурному наследию наших предков.
Оборудование: два маленьких мешочка, два гладких камешка, два острых камешка, костюмы для персонажей сценок.
Предварительная подготовка:
- репетиция сценки;
- задание ребятам:
а) дома поговорить с родителями и записать родительские советы "Секреты семейного счастья",
б) сделать рисунки, иллюстрирующие любые известные пословицы.
План проведения.
1. Вступительная беседа:
-Ребята, тему нашего мероприятия вы видите на доске. Как вы думаете, что означает эта пословица?
(Уч-ся: - родители всегда стараются чему-то научить, посоветовать;
-родительское слово важное)
- Так. Народная мудрость, передаваемая предками из поколения в поколение, помогает современным семьям жить дружно. А откуда мы с вами можем почерпнуть эту народную мудрость?
(Уч-ся: в пословицах, поговорках, сказках, былинах, загадках и т.д.)
- Правильно, Опыт своих ошибок, жизненных наблюдений наши деды и прадеды заключили в мудрые слова и передали через столетия своим потомкам. Посмотрите сценку, которая могла разыграться несколько столетий назад в русской семье.
2. Сценка «Два камешка».
За столом сидят отец и мать, каждый занят каким-нибудь делом. Вбегают дочка и сын:
Дочь: Батюшка! Матушка! Мы за советом к Вам.
Сын (басовито): А если можно, то и за благословлением сразу! (бухается в пол с поклоном)
(Отец и мать переглядываются. Отец сдвигает брови, подбоченивается)
Мать: Ну, садитесь.
Сын (радостно): Невесту себе приглядел. Свататься за неё хочу. Уж было, собрался, а Дунька (кивает на сестру, передразнивает) «Подожди, братец», говорит. Родительское слово не на ветер молвится. Давай, говорит, сначала у батюшки с матушкой совета спросим. У самой свадьба скоро, а мне «погоди» говорит.
Отец: Ну-ну, мудра у нас дочка не по годам. Ну, а какой уж совет: если полюбились друг другу, то свадьбе бывать.
Мать: Расскажи про неё, сынок.
Сын: Матушка. Она красивая, как солнце красное! Идёт, словно лебёдушка плывёт! Нет таких красавиц нигде!
Мать: Эх, сынок! Красота до вечера, а доброта – навеки! Не всю же жизнь будет твоя милая красавицей. Вести дом – женская работа: хлеб испечь, пряжу прясть, полотно ткать, скотину кормить, в поле работать – всего и не перечислишь. Сам знаешь! А главное – деток ваших выносить, родить да выкормить. Так, что главное не красота, а доброта.
Сын: Она добрая! У неё добра – полны закрома. Тятя её богатый мужик, за дочкой большое приданое даёт.
Отец (хватается за голову): Ох-ох! Ростом вырос, да ума не вынес. Разве это главное? Помни: богатство – вода, пришло и ушло. Всё в жизни бывает. А если (не дай Бог, конечно) пропадёт богатство? Тогда что? Не в деньгах счастье, а ещё знай: богатство без ума – что скорлупа без ядра. Умна ли твоя девица?
Сын: Ой, умна! Разные мудреные вещи говорит. Вчера, например, когда я ей про сватовство говорил, она мне сказала: «Всякий человек в деле познаётся. Давай подождём. Приглядимся получше».
Отец: И вправду умна. Слушай мой наказ: рано тебе ещё женится. Поучиться жизни ещё надо. А теперь ступай в поле. (Сын кланяется, вздыхает и уходит).
Отец (говорит ему в спину): Работай крепче. А то знаешь поговорку: как потопаешь, так и полопаешь (вздыхает). Да, добрый сын - отцу радость, худой - печаль.
Мать (гладит отца по плечу): Ничего, вырастет ещё. Поумнеет.
Отец: Ну, а ты, что скажешь, дочка?
Дочка: Скоро свадьба моя. Прошу совета на семейную жизнь. Слышала, что и «не надобен клад, коли в семье лад ». А что для этого нужно?
Отец: Хм-хм! Хорошую мудрость знаешь. А ещё что знаешь?
Дочка: «Дом вести – не лапти плести». На домашней работе сама выросла.
Мать: Верно, дочка.
Дочка: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Мать: И это верно!
Дочка: Знаю ещё: «Добро сеять, добро и пожинать».
Отец: Хорошо. И, наверное, главное!
Дочка: А ещё слышала: «Лучше хлеб с водою, чем каравай с бедою». Правда?
Отец: Истинная правда.
Дочка: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Сама убедилась.
Мать (кивает): Да.
Дочка: А вот ещё: «Деньги потерял – ничего не потерял,
Время потерял – много потерял,
Здоровье потерял – всё потерял».
Мать: Верно, дочка.
Дочка: Да вот и ты батюшка всегда говоришь: «Всяк пожинает плоды своих трудов».
Отец: Что ж, дочка, много знаешь. С этим и живи. Ну, а просишь совета – послушай старую мудрость. Чтоб в семье лад был, нужно уметь много терпеть, уступать друг другу. Каждый человек со своим характером – твёрдый камешек. Менять свои привычки очень трудно, а иногда приходится. Вот смотри: в одном мешочке 2 камешка и в другом 2 камешка (показывает). В жизни всякое бывает, иногда так трясет, как я сейчас камешки трясу, в одном мешочке обобьются, притрутся и превратятся в голыши: люди ближе друг к другу становятся, а в другом мешочке так будут биться, что друг друга на кусочки разобьют и мешок порвётся, полетят камешки, большие и маленькие, в разные стороны. Так и в жизни: если друг другу не уступать, не терпеть, то и семья разобьётся и разлетится всё в разные стороны, а больше всего пострадают детки малые. Терпение и труд всё перетрут.
Дочка: Спасибо, батюшка и матушка, за совет. Помнить буду и детям и внукам передам.
3. Учитель:
- Ну, что? Мудрый совет батюшка дал? Я хочу, чтобы вы его тоже не забыли. А пословицы дочка хорошие знала? Пригодятся они ей в жизни, если она им следовать будет? А вам? Кто запомнил больше пословиц, которые назвала дочка?
Ростом вырос, да ума не вынес.
Богатство без ума – что скорлупа без ядра.
Всякий человек в деле познаётся.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Дом вести – не лапти плести.
Добрый сын - отцу радость, худой - печаль.
Не красна изба углами, а красна пирогами
Добро сеять, добро и пожинать.
Лучше хлеб с водою, чем каравай с бедою.
Терпение и труд всё перетрут.
- Объясните, как вы их поняли.(Если учащиеся затрудняются, учитель помогает)
4. Угадываем пословицу по рисунку.
Ребята представляют свои работы, остальные должны разгадать, какая пословица изображена на рисунке, и объяснить её значение.
5. Учитель:
- Каждая пословица - определенное жизненное правило. Ах, как часто бывает, что подчиняться каким-то правилам нам не хочется. А ведь они помогают нам справиться с нашими жизненными задачками, найти верный путь, определить, как правильно поступить, вести себя. Попробуем пословицу использовать в определённой ситуации. Разыграем маленькие сценки.
6. Разыгрывание мини-сценок.
Учащиеся делятся на группы по 2-3 участника, получают задание:
Придумать и разыграть маленькую сценку, в которой должны употребляться две пословицы: под №1 в начале или середине, а под №2 в конце.
А) №1 Одна пчела много мёду не принесёт (чувашск.)
№2 В одиночку не одолеешь и кочку, а вместе и через гору в пору(русск.)
Б) №1 Ныне гуляшки и завтра гуляшки – находишься без рубашки (русск.)
№2 Что сделано сегодня, о том не надо заботиться завтра (эстон.)
В) №1 Скучен день до вечера, коли делать нечего(русск.)
№2 Кто любит трудиться, тому без дела не сидится(русск.)
- А теперь давайте перенесемся в наше время. Расскажите, какие советы дали вам ваши родители.
7. Сообщения ребят "Секреты семейного счастья", (Звучат советы: уступать друг другу, иногда промолчать, обязательно помогать друг другу, не забывать говорить тёплые слова, делать друг другу приятное и т.д.) Сравниваем, находим соответствие советов родителей смыслу различных пословиц.
8. Учитель:
- Как схожи советы ваших родителей с пословицами. Действительно, народная мудрость переходит из поколения в поколение. Советами ваших родителей она дошла и до вас.
Ну, что ж, всё, о чём мы с вами сегодня говорили, пригодится вам в будущем. В жизненных вопросах у вас всегда есть помощники: это пословицы, поговорки, притчи – кладезь мудрости наших предков, и ваши близкие, умудрённые своим жизненным опытом. Они всегда дадут вам нужный совет. Ведь, родительское слово не на ветер молвится.
Литература
1.В.И. Даль. Пословицы русского народа. – М.: Астрель, 2001г.
2. День работой весел. – М.: Детская литература,1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для контроля за знаниями учащихся 5 класса после изучения темы "Глагол"
Личные окончания глаголов и суффиксы прошедшего времени...
Внеклассное мероприятие по литературе "Жанры фольклора" ( 5 класс)
Данные материалы содержат сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Жанры фольклора" и презентацию....
Фольклор. Малые жанры фольклора.
Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...
Сценарий к внеклассному мероприятию по литературе к Дню Святого Валентина для учащихся 7-11 классов "Миром правит любовь".
Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 7-11 классов. Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особеннос...
Итоговый урок в 8 классе после изучения темы:
«Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества»...
Русский фольклор. Малые жанры фольклора
Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...