Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
методическая разработка на тему

Никитина Елена Анатольевна

 

 

                   Внеклассное мероприятие по литературе

            "Родительское слово не на ветер молвится"

(Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   МБОУ Бучальская СОШ Кимовского района Тульской области

Никитина Елена Анатольевна

 

                   Внеклассное мероприятие по литературе

            "Родительское слово не на ветер молвится"

(Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)

Цель:

- формирование  нравственных ценностей;

Задачи:

- проследить связь между народной мудростью, заключенной в пословицах и поговорках, и современностью, советами родителей учащихся;

- развить умение использовать мудрость наших предков – пословицы, поговорки – в жизни;

- воспитать уважение к культурному наследию наших предков.

Оборудование: два маленьких мешочка, два гладких камешка, два острых камешка, костюмы для персонажей сценок.

Предварительная подготовка:

- репетиция сценки;

- задание ребятам:

а) дома поговорить с родителями и записать родительские советы "Секреты семейного счастья",

б) сделать рисунки, иллюстрирующие любые известные пословицы.

План проведения.

1. Вступительная беседа:

-Ребята, тему нашего мероприятия вы видите на доске. Как вы думаете, что означает эта пословица?

(Уч-ся: - родители всегда стараются чему-то научить, посоветовать;

  -родительское слово важное)

- Так. Народная мудрость, передаваемая предками из поколения в поколение, помогает современным семьям жить дружно. А откуда мы с вами можем почерпнуть эту народную мудрость?

(Уч-ся: в пословицах, поговорках, сказках, былинах, загадках и т.д.)

- Правильно, Опыт своих ошибок, жизненных наблюдений наши деды и прадеды заключили в мудрые слова и передали через столетия своим потомкам. Посмотрите сценку, которая могла разыграться несколько столетий назад в русской семье.

2. Сценка «Два камешка».

За столом сидят отец и мать, каждый занят каким-нибудь делом. Вбегают дочка и сын:

Дочь: Батюшка! Матушка! Мы за советом к Вам.

Сын (басовито): А если можно, то и за благословлением сразу! (бухается в пол с поклоном)

(Отец и мать переглядываются. Отец сдвигает брови, подбоченивается)

Мать: Ну, садитесь.

Сын (радостно): Невесту себе приглядел. Свататься за неё хочу. Уж было, собрался, а Дунька (кивает на сестру, передразнивает)  «Подожди, братец», говорит. Родительское слово не на ветер молвится. Давай, говорит, сначала у батюшки с матушкой  совета спросим. У самой свадьба скоро, а мне «погоди» говорит.

Отец: Ну-ну, мудра у нас дочка не по годам. Ну, а какой уж совет: если полюбились друг другу, то свадьбе бывать.

Мать: Расскажи про неё, сынок.

Сын: Матушка. Она красивая, как солнце красное! Идёт, словно лебёдушка плывёт! Нет таких красавиц нигде!

Мать: Эх, сынок! Красота до вечера, а доброта – навеки! Не всю же жизнь будет твоя милая красавицей. Вести дом – женская работа: хлеб испечь, пряжу прясть, полотно ткать, скотину кормить, в поле работать – всего и не перечислишь. Сам знаешь! А главное – деток ваших выносить, родить да выкормить. Так, что главное не красота, а доброта.

Сын: Она добрая! У неё добра – полны закрома. Тятя её богатый мужик, за дочкой большое приданое даёт.

Отец (хватается за голову): Ох-ох! Ростом вырос, да ума не вынес. Разве это главное? Помни: богатство – вода, пришло и ушло. Всё в жизни бывает. А если (не дай Бог, конечно) пропадёт богатство? Тогда что? Не в деньгах счастье, а ещё знай:  богатство без ума – что скорлупа без ядра. Умна ли твоя девица?

Сын: Ой, умна! Разные мудреные вещи говорит. Вчера, например, когда я ей про сватовство говорил, она мне сказала: «Всякий человек в деле познаётся. Давай подождём. Приглядимся получше».

Отец: И вправду умна. Слушай мой наказ: рано тебе ещё женится. Поучиться жизни ещё надо. А теперь ступай в поле. (Сын кланяется, вздыхает и уходит).

 Отец (говорит ему в спину): Работай крепче. А то знаешь поговорку: как потопаешь, так и полопаешь (вздыхает). Да, добрый сын - отцу радость, худой - печаль.

Мать (гладит отца по плечу): Ничего, вырастет ещё. Поумнеет.

Отец: Ну, а ты, что скажешь, дочка?

Дочка: Скоро свадьба моя. Прошу совета на семейную жизнь. Слышала, что и «не надобен клад,  коли в семье лад ». А что для этого нужно?

Отец: Хм-хм! Хорошую мудрость знаешь. А ещё что знаешь?

Дочка: «Дом вести – не лапти плести». На домашней работе сама выросла.

Мать: Верно, дочка.

Дочка: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Мать: И это верно!

Дочка: Знаю ещё: «Добро сеять, добро и пожинать».

Отец: Хорошо. И, наверное, главное!

Дочка: А ещё слышала: «Лучше хлеб с водою, чем каравай с бедою». Правда?

Отец: Истинная правда.

 Дочка: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Сама убедилась.

Мать (кивает): Да.

Дочка: А вот ещё: «Деньги потерял – ничего не потерял,

                                   Время потерял – много потерял,

                                   Здоровье потерял – всё потерял».

Мать: Верно, дочка.

Дочка: Да вот и ты батюшка всегда говоришь: «Всяк пожинает плоды своих трудов».

Отец: Что ж, дочка, много знаешь. С этим и живи. Ну, а просишь совета – послушай старую мудрость. Чтоб в семье лад был, нужно уметь много терпеть, уступать друг другу. Каждый человек со своим характером – твёрдый камешек. Менять свои привычки очень трудно, а иногда приходится. Вот смотри: в одном мешочке 2 камешка и в другом 2 камешка (показывает). В жизни всякое бывает, иногда так трясет, как я сейчас камешки трясу, в одном мешочке обобьются, притрутся и превратятся в голыши: люди ближе друг к другу становятся, а в другом мешочке так будут биться, что друг друга на кусочки разобьют и мешок порвётся, полетят камешки, большие и маленькие,  в разные стороны. Так и в жизни: если друг другу не уступать, не терпеть, то и семья разобьётся и разлетится всё в разные стороны, а больше всего пострадают детки малые. Терпение и труд всё перетрут.  

Дочка: Спасибо, батюшка и матушка, за совет. Помнить буду и детям и внукам передам.

3. Учитель:

- Ну, что? Мудрый совет батюшка дал? Я хочу, чтобы вы его тоже не забыли. А  пословицы дочка хорошие знала? Пригодятся они ей в жизни, если она им следовать будет? А вам? Кто запомнил больше пословиц, которые назвала дочка?

Ростом вырос, да ума не вынес.

Богатство без ума – что скорлупа без ядра.

Всякий человек в деле познаётся.

Как потопаешь, так и полопаешь.

Дом вести – не лапти плести.

Добрый сын - отцу радость, худой - печаль.

Не красна изба углами, а красна пирогами

Добро сеять, добро и пожинать.

Лучше хлеб с водою, чем каравай с бедою.

Терпение и труд всё перетрут.  

-  Объясните, как вы их поняли.(Если учащиеся затрудняются, учитель помогает)

4. Угадываем пословицу по рисунку.

 Ребята представляют свои работы, остальные должны разгадать, какая пословица изображена на рисунке, и объяснить её значение.

5. Учитель:

- Каждая пословица - определенное жизненное правило. Ах, как часто бывает, что подчиняться каким-то правилам нам не хочется. А ведь они помогают нам справиться с нашими жизненными задачками, найти верный путь, определить, как правильно поступить, вести себя. Попробуем  пословицу использовать в определённой ситуации. Разыграем маленькие сценки.

6. Разыгрывание мини-сценок.

Учащиеся делятся на группы по 2-3 участника, получают задание:

Придумать и разыграть маленькую сценку, в которой должны употребляться две пословицы: под №1 в начале или середине, а под №2 в конце.

А) №1 Одна пчела много мёду не принесёт (чувашск.)

    №2 В одиночку не одолеешь и кочку, а вместе и через гору в пору(русск.)

Б) №1 Ныне  гуляшки и завтра гуляшки – находишься без рубашки (русск.)

    №2 Что сделано сегодня, о том не надо заботиться завтра (эстон.)

В) №1 Скучен день до вечера, коли делать нечего(русск.)

    №2 Кто любит трудиться, тому без дела не сидится(русск.)

- А теперь давайте перенесемся в наше время. Расскажите, какие советы дали вам ваши родители.

7. Сообщения ребят "Секреты семейного счастья", (Звучат советы: уступать друг другу, иногда промолчать, обязательно помогать друг другу, не забывать говорить тёплые слова, делать друг другу приятное и т.д.) Сравниваем, находим соответствие  советов родителей  смыслу различных  пословиц.

8. Учитель:

- Как схожи  советы ваших родителей  с пословицами. Действительно, народная мудрость переходит из поколения в поколение.  Советами ваших родителей она дошла и до вас.

Ну, что ж, всё, о чём мы с вами сегодня говорили, пригодится вам в будущем. В жизненных вопросах у вас всегда есть помощники:  это пословицы, поговорки, притчи – кладезь мудрости наших предков, и ваши близкие, умудрённые своим жизненным опытом. Они всегда дадут вам нужный совет. Ведь, родительское слово не на ветер молвится.

Литература

1.В.И. Даль. Пословицы русского народа. – М.: Астрель, 2001г.

2. День работой весел. – М.: Детская литература,1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для контроля за знаниями учащихся 5 класса после изучения темы "Глагол"

Личные окончания глаголов и суффиксы прошедшего времени...

Внеклассное мероприятие по литературе "Жанры фольклора" ( 5 класс)

Данные материалы содержат сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Жанры фольклора" и презентацию....

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Сценарий к внеклассному мероприятию по литературе к Дню Святого Валентина для учащихся 7-11 классов "Миром правит любовь".

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 7-11 классов. Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особеннос...

Итоговый урок в 8 классе после изучения темы:

«Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества»...

Русский фольклор. Малые жанры фольклора

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...