методическая разработка "Приобщение детей к русскому фольклору
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Мальцева Ольга Степановна

в материале можно найти понедельное планирование  и Программу по ознакомлению детей с русским детским фольклором

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izucheniyu_narodnogo_folklora.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение школа – интернат №2 г.

                                                 

« Рассмотрено»                                                                     «Утверждено»

 методическим советом                                                       Председатель                                                    

 ГКОУ школа – интернат №2                                              методического совета

 г. Сочи

 «__»____________2017г.                                                    ________Е.Е.Екимова  

 

                                                     

Программа по ознакомлению детей

с русским детским фольклором

                                             (методическая разработка)

                                      Выполнила: учитель  

 Мальцева Ольга

                                                                           Степановна

Г. Сочи, 2017 г

Пояснительная записка.

                                                                         «Едва ли можно найти материал более близкий,                        затрагивающий интересы и  потребности детского      

возраста и потому самый занимательный, чем тот,

                                                                     который связан с детским бытом, с повседневной

                                                                жизнью, который возник, вырос и развился из

                                                                   исканий высокой радости детской народной массы.

                           Это – детский фольклор.»

Г.С.Виноградов

В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами.

Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация.    

В последние годы особо возрастает ценность эстетического  образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.

Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.

Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов Краснодарского края  учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.

Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.

Основная цель данного кружка:

приобщить учащихся к чтению краеведческой, искуствоведческой литературы;

продолжить изучение родного края посредством привития интереса к  народным традициям, фольклорным произведениям;

развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего края и всего народа;

воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;

развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.

Задачи, которые призван решить кружок:

  1. Обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории края;
  2. Формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.

Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни Краснодарского края. Курс рассчитан на 34 часа и предлагается всем учащимся  среднего звена коррекционной школы 8 вида или учащимся начальных классов ОШ, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными традициями края. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует   выявлению  интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию  практического опыта в различных  сферах познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты данных занятий.

  1. Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.

  1. Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.

  1. Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.

  1. Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на шумовых и музыкальных инструментах, простейших импровизаций.

  1. Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.

Требования к уровню освоения содержания.

К  окончанию данного курса обучающиеся должны знать:

- названия народных праздников;

- название христианских праздников;

- название разных жанровых видов народной песни;

- название инструментов народного оркестра;

- отличительные особенности русского национального костюма;

- различные виды народных промыслов России.

Обучающиеся должны уметь:

- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;

- исполнять простейшие движения народного танца;

- исполнять народные мелодии разного жанра;

- исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.

Методические рекомендации.

Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.

Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.

Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только  спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.

Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере  исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.

Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.

Настоящая программа рассчитана на русские школы. Для ведения занятий в национальных школах материал должен быть скорректирован за счет включения своего родного, национального материала в опоре на традиции и особенности культуры народа.

Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.

Содержание занятий кружка.

Тема №1. Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.

На занятии учащиеся составляют опорный конспект и готовят сообщения на тему: «Понятие «фольклор». Жанровое многообразие фольклорных произведений».

Тема №2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества.

Знакомство с обрядовыми песнями. «Со вьюном я хожу»

Канон – знакомство с музыкальным исполнением. Оценка работы детей.

Тема №3. Посещение исторического музея г.  Сочи

Знакомство с национальностями и народностями, населяющими  Краснодарский край.

Тема №4. Национальные костюмы разных народов.

Знакомство с эскизами национальных костюмов.

Слушание игры на   народных инструментах.

Тема №5. Колыбельные песни.

Колыбельная песня «Котя-котенька, коток ».

Колыбельная авторская песня. Паулс «Колыбельная».

В чем сходство и в чем отличие?

Тема №6. Экскурсия в музыкальную школу г. Сочи.

Из истории Саратовской гармоники.

Знакомство с историей создания Саратовской гармоники.

Музыкальных дел мастера.

Тема №7. Саратовская гармоника

Слушание ансамбля саратовских гармоник.

Русская народная песня «Я на горку шла».

Тема №8. Урок-отчет.

Тема №9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.

Понятие звука шумового и музыкального.

Погремушки, маракасы, бубенцы, ложки – ударно-шумовые инструменты.

Разучивание песни «Сеяли девушки яровой хмель».

Тема №10. Пляски-заигрыши.

Разучивание плясовой «А я по лугу».

Разучивание танца к песне «А я по лугу».

Тема №11. Хороводные танцы.

Островский сказка «Снегурочка», быт берендеев, обычаи, праздники.

Слушание арии «Песни Леля».

Разучивание хоровода «Сударушка».

Тема №12. Хороводные танцы.

Разучивание хоровода «Сударушка».

Шаг с припаданием.

Тема №13. Хороводные песни. «На горе-то калина».

Разучивание песни «На горе-то калина».

Разучивание танцевальных движений к хороводу.

Тема №14. Хороводные песни. Закрепление.

Повторение хоровода «Сударушка».

Повторение песни-хоровода «На горе-то калина».

Тема №15. Урок-отчет.

Тема №16. Христово Рождество.

Рождественские песни, колядки.

Практическое занятие-поздравление своих близких с Рождеством Христовым.

 

Тема №17. Игра в оркестре.

Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка».

Игра в ансамбле.

Слушание колокольных перезвонов.

Тема №18. Масленица – праздник русского народа.

 Мастер – класс по приготовлению блюд из блинов (рулеты, царский пирог)

Народные традиции, игры, забавы.

Проведение общешкольного праздника

Тема №19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.

Разучивание песни  «Звездочки ярко сияли над Вифлиемской землей», «Вербочки».

Слушание « Колокольный Благовест».

Проведение праздника «Пасха» с приглашением иеромонаха  и воскресной школы.

Тема №20. Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!»

Разучить хор «Богородица Дево, радуйся!» из Всенощного бдения.

Древнейшая песнь материнства. «Аве Мария!»

Тема №21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.

Баллада о князе Владимире.

Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.

Презентация «Праздник всех святых, в земле российской просиявших»

Тема №22. Посещение  студии кубанских песен в ДК «Юбилейный»

Старинные обычаи на современный лад.

Тема №23. Народные промыслы России.

Дымковская игрушка.

Разучивание песни «Чики-чикалочки».

Тема №24. Народные промыслы России.

История русской матрешки.

Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша».

Тема №25. Урок-отчет.

Тема №26. Песни-веснянки.

Разучивание песен-закличек.

Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся».

Тема №27. Егорьев день.

Народные обычаи. Егорьев день.

Игры, забавы, скоморохи.

Тема №28. Тара-тара-тара-ра начинается игра...

Разучивание русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».

Разучивание танцевальных движений к хороводу.

Тема №29.  

Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».

Русская народная песня « Где ты был, Иванушка?»».

Тема №30. « На завалинке»

Подготовка к отчетному концерту.

Разучивание сценария праздника.

Тема №31. « На завалинке»

Подготовка к отчетному концерту.

Изготовление декораций, костюмов руками детей.

Тема №32-33. « На завалинке»

Тема №34. Отчетный концерт « На завалинке».

Литература:

С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М.: 1973

 

Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008

С. Бублей «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989

Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987

Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000

Уроки в начальной школе. Пос. для учителя М.: 2002 Прилож. к ж. «Начальная школа».

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004

М.Ю. Новицкая Родная земля М.: Дрофа, 2003

В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992

Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991

Журнал  «Педагогическое творчество» №5/2002, №2/003

Журнал «ПедСовет» №1/2003

К работе прилагается учебно-тематический план (Приложение 1). 

Приложение 1.

Учебно-тематический план.

Тема и содержание

Количество часов

1.

Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.

1

2.

Обрядовая песня, как один из видов народного творчества.

1

3.

Посещение этнографического музея г.Саратова.

1

4.

Национальные костюмы разных народов.

1

5.

Колыбельные песни.

1

6.

Экскурсия в исторический музей г.Сочи. Из истории гармоники.

1

7.

Саратовская гармоника.

1

8.

Урок-отчет.

1

9.

Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.

1

10.

Пляски-заигрыши.

1

11.

Хороводные танцы.

2

12.

Хороводные песни.

1

13.

Урок-отчет.

1

14.

Христово Рождество.

1

15.

Игра в оркестре.

1

16.

Масленица – праздник русского народа.

1

17.

Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.

1

18.

Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!»

1

19.

Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.

1

20.

Посещение студии кубанских песен при ДК “Юбилейный».

1

21.

Народные промыслы России.

2

22.

Урок-отчет.

1

23.

Песни-веснянки.

1

24.

Егорьев день.

1

25.

Тара-тара-тара-ра начинается игра. Где ты был, Иванушка?

2

26.

На завалинке

3

27.

Отчетный концерт.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский фольклор как средство коррекции и развития речи детей с ОНР

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики  является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания  к развитию личности ребенка связываетс...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...

Методическая разработка "Краски русского фольклора"

Методическая разработка арт-практики, целью которой является развитие уважения и интереса учащихся к родной культуре...

Использование ритмико-двигательных элементов в музыкальном обучении детей с особыми образовательными потребностями на основе русского фольклора

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отно...

Методическая разработка урока на тему «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

Урок направлен  на формирование у учащихся 5 класса конкретного представления об особенностях музыкальных сказок. Данный урок развивает познавательный интерес детей, творческие способности,...