методическая разработка "Приобщение детей к русскому фольклору
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс) на тему
в материале можно найти понедельное планирование и Программу по ознакомлению детей с русским детским фольклором
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izucheniyu_narodnogo_folklora.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение школа – интернат №2 г.
« Рассмотрено» «Утверждено»
методическим советом Председатель
ГКОУ школа – интернат №2 методического совета
г. Сочи
«__»____________2017г. ________Е.Е.Екимова
Программа по ознакомлению детей
с русским детским фольклором
(методическая разработка)
Выполнила: учитель
Мальцева Ольга
Степановна
Г. Сочи, 2017 г
Пояснительная записка.
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского
возраста и потому самый занимательный, чем тот,
который связан с детским бытом, с повседневной
жизнью, который возник, вырос и развился из
исканий высокой радости детской народной массы.
Это – детский фольклор.»
Г.С.Виноградов
В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами.
Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация.
В последние годы особо возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов Краснодарского края учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Основная цель данного кружка:
приобщить учащихся к чтению краеведческой, искуствоведческой литературы;
продолжить изучение родного края посредством привития интереса к народным традициям, фольклорным произведениям;
развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего края и всего народа;
воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.
Задачи, которые призван решить кружок:
- Обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории края;
- Формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.
Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни Краснодарского края. Курс рассчитан на 34 часа и предлагается всем учащимся среднего звена коррекционной школы 8 вида или учащимся начальных классов ОШ, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными традициями края. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты данных занятий.
- Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
- Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.
- Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.
- Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на шумовых и музыкальных инструментах, простейших импровизаций.
- Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.
Требования к уровню освоения содержания.
К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
- названия народных праздников;
- название христианских праздников;
- название разных жанровых видов народной песни;
- название инструментов народного оркестра;
- отличительные особенности русского национального костюма;
- различные виды народных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
- исполнять простейшие движения народного танца;
- исполнять народные мелодии разного жанра;
- исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.
Методические рекомендации.
Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.
Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.
Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.
Настоящая программа рассчитана на русские школы. Для ведения занятий в национальных школах материал должен быть скорректирован за счет включения своего родного, национального материала в опоре на традиции и особенности культуры народа.
Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
Содержание занятий кружка.
Тема №1. Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.
На занятии учащиеся составляют опорный конспект и готовят сообщения на тему: «Понятие «фольклор». Жанровое многообразие фольклорных произведений».
Тема №2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества.
Знакомство с обрядовыми песнями. «Со вьюном я хожу»
Канон – знакомство с музыкальным исполнением. Оценка работы детей.
Тема №3. Посещение исторического музея г. Сочи
Знакомство с национальностями и народностями, населяющими Краснодарский край.
Тема №4. Национальные костюмы разных народов.
Знакомство с эскизами национальных костюмов.
Слушание игры на народных инструментах.
Тема №5. Колыбельные песни.
Колыбельная песня «Котя-котенька, коток ».
Колыбельная авторская песня. Паулс «Колыбельная».
В чем сходство и в чем отличие?
Тема №6. Экскурсия в музыкальную школу г. Сочи.
Из истории Саратовской гармоники.
Знакомство с историей создания Саратовской гармоники.
Музыкальных дел мастера.
Тема №7. Саратовская гармоника
Слушание ансамбля саратовских гармоник.
Русская народная песня «Я на горку шла».
Тема №8. Урок-отчет.
Тема №9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.
Понятие звука шумового и музыкального.
Погремушки, маракасы, бубенцы, ложки – ударно-шумовые инструменты.
Разучивание песни «Сеяли девушки яровой хмель».
Тема №10. Пляски-заигрыши.
Разучивание плясовой «А я по лугу».
Разучивание танца к песне «А я по лугу».
Тема №11. Хороводные танцы.
Островский сказка «Снегурочка», быт берендеев, обычаи, праздники.
Слушание арии «Песни Леля».
Разучивание хоровода «Сударушка».
Тема №12. Хороводные танцы.
Разучивание хоровода «Сударушка».
Шаг с припаданием.
Тема №13. Хороводные песни. «На горе-то калина».
Разучивание песни «На горе-то калина».
Разучивание танцевальных движений к хороводу.
Тема №14. Хороводные песни. Закрепление.
Повторение хоровода «Сударушка».
Повторение песни-хоровода «На горе-то калина».
Тема №15. Урок-отчет.
Тема №16. Христово Рождество.
Рождественские песни, колядки.
Практическое занятие-поздравление своих близких с Рождеством Христовым.
Тема №17. Игра в оркестре.
Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка».
Игра в ансамбле.
Слушание колокольных перезвонов.
Тема №18. Масленица – праздник русского народа.
Мастер – класс по приготовлению блюд из блинов (рулеты, царский пирог)
Народные традиции, игры, забавы.
Проведение общешкольного праздника
Тема №19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.
Разучивание песни «Звездочки ярко сияли над Вифлиемской землей», «Вербочки».
Слушание « Колокольный Благовест».
Проведение праздника «Пасха» с приглашением иеромонаха и воскресной школы.
Тема №20. Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!»
Разучить хор «Богородица Дево, радуйся!» из Всенощного бдения.
Древнейшая песнь материнства. «Аве Мария!»
Тема №21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.
Баллада о князе Владимире.
Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.
Презентация «Праздник всех святых, в земле российской просиявших»
Тема №22. Посещение студии кубанских песен в ДК «Юбилейный»
Старинные обычаи на современный лад.
Тема №23. Народные промыслы России.
Дымковская игрушка.
Разучивание песни «Чики-чикалочки».
Тема №24. Народные промыслы России.
История русской матрешки.
Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша».
Тема №25. Урок-отчет.
Тема №26. Песни-веснянки.
Разучивание песен-закличек.
Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся».
Тема №27. Егорьев день.
Народные обычаи. Егорьев день.
Игры, забавы, скоморохи.
Тема №28. Тара-тара-тара-ра начинается игра...
Разучивание русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
Разучивание танцевальных движений к хороводу.
Тема №29.
Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
Русская народная песня « Где ты был, Иванушка?»».
Тема №30. « На завалинке»
Подготовка к отчетному концерту.
Разучивание сценария праздника.
Тема №31. « На завалинке»
Подготовка к отчетному концерту.
Изготовление декораций, костюмов руками детей.
Тема №32-33. « На завалинке»
Тема №34. Отчетный концерт « На завалинке».
Литература:
С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М.: 1973
Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008
С. Бублей «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989
Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987
Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000
Уроки в начальной школе. Пос. для учителя М.: 2002 Прилож. к ж. «Начальная школа».
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004
М.Ю. Новицкая Родная земля М.: Дрофа, 2003
В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992
Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991
Журнал «Педагогическое творчество» №5/2002, №2/003
Журнал «ПедСовет» №1/2003
К работе прилагается учебно-тематический план (Приложение 1).
Приложение 1.
Учебно-тематический план.
№ | Тема и содержание | Количество часов |
1. | Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров. | 1 |
2. | Обрядовая песня, как один из видов народного творчества. | 1 |
3. | Посещение этнографического музея г.Саратова. | 1 |
4. | Национальные костюмы разных народов. | 1 |
5. | Колыбельные песни. | 1 |
6. | Экскурсия в исторический музей г.Сочи. Из истории гармоники. | 1 |
7. | Саратовская гармоника. | 1 |
8. | Урок-отчет. | 1 |
9. | Ударно-шумовые инструменты народного оркестра. | 1 |
10. | Пляски-заигрыши. | 1 |
11. | Хороводные танцы. | 2 |
12. | Хороводные песни. | 1 |
13. | Урок-отчет. | 1 |
14. | Христово Рождество. | 1 |
15. | Игра в оркестре. | 1 |
16. | Масленица – праздник русского народа. | 1 |
17. | Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье. | 1 |
18. | Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!» | 1 |
19. | Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре. | 1 |
20. | Посещение студии кубанских песен при ДК “Юбилейный». | 1 |
21. | Народные промыслы России. | 2 |
22. | Урок-отчет. | 1 |
23. | Песни-веснянки. | 1 |
24. | Егорьев день. | 1 |
25. | Тара-тара-тара-ра начинается игра. Где ты был, Иванушка? | 2 |
26. | На завалинке | 3 |
27. | Отчетный концерт. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский фольклор как средство коррекции и развития речи детей с ОНР
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связываетс...
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...
Методическая разработка "Краски русского фольклора"
Методическая разработка арт-практики, целью которой является развитие уважения и интереса учащихся к родной культуре...
Использование ритмико-двигательных элементов в музыкальном обучении детей с особыми образовательными потребностями на основе русского фольклора
Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отно...
Методическая разработка урока на тему «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»
Урок направлен на формирование у учащихся 5 класса конкретного представления об особенностях музыкальных сказок. Данный урок развивает познавательный интерес детей, творческие способности,...