Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа командиров"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа командиров" направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shkola_komandirov.docx | 42.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МО Г. САЯНОГОРСК « ШКОЛА № 3 ИМ. ГЕРОЯ РОССИИ С. МЕДВЕДЕВА»
Принята на заседании педагогического Совета протокол № 6 от 31.08.2018 г. | Утверждена Приказ № 369 от 01.09.2018 | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школа командиров
(внеурочная деятельность)
5-7 кл.
составитель:
Беченко И.А.
преподаватель-организатор ОБЖ
2018
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события ни происходили в государстве, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, - единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству. Еще Д.С. Лихачев говорил: «Мы свободны и именно поэтому ответственны. И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно».
Рабочая программа рассматривает внеурочную деятельность обучающихся в рамках государственной программы «Патритическое воспитание граждан РФ», направленная на воспитание детей в духе патриотизма и гражданственности, развитие исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций.
Ознакомление с героическим прошлым родного края, посещение музеев, выставок, участие в краеведческой работе по сбору материалов для музея боевой славы – неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая совершенствовать духовно- нравственное воспитание обучающихся.
Рабочая программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органическое существование человека в окружающем мире.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся специальных знаний и навыков, морально-психологических способностей, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Задачи программы:
1.Формировать у обучающихся профессиональные умения и навыки по основам военной службы.
2.Формировать у обучающихся современный уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности, в том числе, сознательного отношения к военной службе и военной профессии.
3.Развивать физические и морально-психологические качества для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности.
4.Прививать уважение к славным традициям Вооруженных Сил и МЧС России.
5.Воспитывать понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
6.Создавать условия для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся с целью адаптации к жизни в обществе.
Данная программа рассчитана на 102 часа. Возраст участников данной программы 11-13 лет. Занятия проводятся раз в неделю по 1 часу.
Формы проведения занятий: теоретические (лекции, беседы, показы) и практические (соревнования, конкурсы, экскурсии; посещение музеев; трудовые десанты; встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий, уроки мужества; спортивно- массовые мероприятия).
Ознакомление с героическим прошлым родного края, посещение музеев, выставок, участие в краеведческой работе по сбору материалов для музея Боевой Славы- неотъемлемая часть образовательного процесса.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1.Знать основные положения начальной военной подготовки.
2.Уметь самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности
3.Овладеть навыками огневой, строевой подготовки, элементами военной топографии и ориентирования.
4.Знать историю создания Вооруженных Сил, её боевые традиции.
5.Уметь самостоятельно готовиться к туристическим походам различной сложности.
6..Принимать участие в поисковой работе музея Боевой Славы, подготовить экспозиционный материал о земляках-участниках ВОВ.
Способы проверки ожидаемых результатов: зачеты, контрольные занятия, тестирования.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы: соревнования, военно-спортивные игры, смотры строевой и физической подготовки.
Календарно-тематический план 5 класс
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||||
1 | Введение в образовательную программу. Кадетское движение. | 1 | Ознакомление с историей создания кадетских корпусов | Просмотр слайдов | Привитие чувства гордости к истории своей страны. | ||
2 | Ознакомление с основными положениями, целями и задачами кружка. Входной контроль | 1 | . Изложение основных положений и задач. | Работа с таблицами и схемами | Привитие интереса к занятиям | ||
3 | История создания Вооруженных сил РФ. | 1 | История создания ВС РФ | Просмотр слайдов | Воспитание патриотизма | ||
4 | Жизнь и быт военнослужащих ВС РФ. | 1 | Ознакомление с уставом внутренней службы в ВС РФ | Закрепление отдельных положений устава | Воспитание интереса к военной службе. | ||
5 | Основные элементы начальной военной подготовки. | 1 | Ознакомление с содержанием НВП | Просмотр УМБ по НВП | Воспитание интереса к военной службе. | ||
6 | Основы огневой подготовки. | 1 | Ознакомление с содержанием огневой подготовки в ВС | Просмотр слайдов, видеофильмов по ОП | Воспитание интереса к военной службе. | ||
7 | Диспут: «Я - за здоровый образ жизни». Промежуточный контроль. | 1 | Беседа: Организация ЗОЖ | Просмотр слайдов по тематике ЗОЖ | Воспитание чувства ответственности за сое | ||
8 | Двигательная активность в режиме дня школьника. | 1 | Изучение основных требований в двигательной активности | Просмотр слайдов. Тренинг | Формирование чувства коллективизма. | ||
9-10 | Беседа: «Нет вредным привычкам» | 2 | Изучение теоретических основ ЗОЖ | Просмотр видеофильмов | Формирование чувства ответственности за свое здоровье. | ||
11-12 | Ознакомление с последствиями ЧС техногенного характера. | 2 | Ознакомление с ЧС техногенного характера | Просмотр слайдов, видеофильмов | Формирование навыков в профилактике ЧС | ||
13-14 | Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. | 2 | Ознакомление со статистикой ДТП в районе | Просмотр видеофильмов о ДТП | Формирование безопасного поведения на улицах и дорогах | ||
Ознакомление с экспонатами и экспозициями школьного музея. | 1 | Ознакомление с документами, программами | Просмотр основных экспозиций музея | Воспитание патриотизма | |||
15 | |||||||
16-17 | Подготовка и проведение экскурсий в краеведческий музей | 2 | Определение цели и задачи экскурсии | Экскурсия по краеведческому музею | Воспитание интереса к историческому прошлому | ||
18-19 | Организация и проведение диспута «Как я готовлюсь к защите Отечества» | 2 | Определение цели и задач диспута | Творческий отчёт «Как я готовлюсь к защите Отечества» | Воспитание интереса к воинской службе | ||
20-21 | Просмотр и обсуждение фильма по военно-патриотической тематике. | 2 | Выбор фильма, основная направленность сценария | Просмотр фильма с обсуждением | Воспитание чувства патриотизма | ||
22-23 | Обзор литературы по военно-патриотической тематике. | 2 | Подбор и рецензирование литературы | Выступление учащихся с рефератами | Воспитание чувства патриотизма | ||
24-25 | «Живая память»- материалы об участниках локальных конфликтов. | 2 | Привлечение литературных источников и материалов музея | Урок мужества «Их имена- наша слава» | Воспитание чувства патриотизма | ||
26-27-28 | Урок Мужества : «Их имена- наша слава» | 3 | Подбор материалов по теме | Урок мужества | Воспитание чувства патриотизма | ||
29-30-31 | Беседа «Они сражались за Родину» | 3 | Основные цели и задачи | Просмотр видеофильмов | Воспитание чувства патриотизма | ||
32-33-34 | Ознакомление с творчеством поэтов, воевавших на фронтах ВОВ. | 3 | Подбор литературы | Выступление кадетов с чтением стихов | Воспитание интереса к литературному творчеству |
Календарно-тематический план 6 класс
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | ||||
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||||||
1 | Профессия – Родину защищать | 1 | Изложение основных положений и задач. | дискуссия | Привитие чувства гордости к истории своей страны. | ||||
2 | История русской военной школы | 1 | Ознакомление с историей русской армии | Просмотр слайдов, | Привитие интереса к занятиям | ||||
3 | Что влияет на выбор военной профессии | 1 | Примеры из история ВС РФ | дискуссия | Воспитание патриотизма | ||||
4 | Понятие о воинских уставах, история их создания. | 1 | Ознакомление с уставом внутренней службы в ВС РФ | Закрепление отдельных положений устава | Воспитание интереса к военной службе. | ||||
5 | Воинская дисциплина, ее сущность и значение; воинская присяга. | 1 | Ознакомление с содержанием НВП | Просмотр УМБ по НВП | Воспитание интереса к военной службе. | ||||
6 | Военная доктрина и ее взаимосвязь с военной наукой | 1 | Ознакомление с содержанием Основ военной службы | Просмотр слайдов, видеофильмов по ОП | Воспитание интереса к военной службе. | ||||
7 | Интерактивная экскурсия в воинскую часть. | 1 | Беседа: Организация быта военнослужащего | Просмотр слайдов по тематике | Воспитание чувства ответственности | ||||
8 | История поста №1 | 1 | Ознакомление с историей Президентского полка. | Просмотр слайдов. | Формирование чувства коллективизма. | ||||
9-10 | Творческо-поисковая работа «След войны в моём доме» | 2 | Изучение истории своей семьи | Проекты учащихся | Формирование чувства гордости за свою семью. | ||||
11-12 | «Что значит быть патриотом сегодня?» | 2 | Ознакомление с современной ролью России в мире. | Дискуссия | Воспитание чувства гордости за свою страну | ||||
13-14 | Новый закон о службе в Вооруженных силах | 2 | Ознакомление со статьями закона. | Юридический лекторий | Ознакомление с законом | ||||
Медицинская подготовка:-оказание первой медицинской помощи | 1 | Практикум | Практикум | Умение на практике применять полученные знания | |||||
15 | |||||||||
16-17 | Медицинская подготовка: транспортировка раненых, наложение повязок | 2 | Практикум | Практикум | Навыки оказания первой медицинской помощи | ||||
18-19 | Радиационная, химическая, биологическая защита | 2 | Практикум | Практикум | Формирование умений по использованию средств индивидуальной защиты | ||||
20-21 | - Личность и защита Отечества | 2 | Лекция | Слушание лекции с обсуждением | Развитие гражданского сознания | ||||
22-23 | - Что такое воля, мужество, героизм? | Подбор и рецензирование литературы | Диспут | Воспитание чувства патриотизма | |||||
24-25 | Урок мужества | 2 | Привлечение литературных источников и материалов музея | Урок мужества «Их имена- наша слава» | Воспитание чувства патриотизма | ||||
26-27-28 | - Как российскую молодежь готовят к военной службе; История Качинского училища. | 3 | Подбор материалов по теме | Получение необходимых будущим защитникам Отечества знаний. | Воспитание чувства патриотизма | ||||
29-30-31 | Урок Мужества | 3 | Основные цели и задачи | Просмотр видеофильмов | Воспитание уважения к ветеранам ВОВ, солдатам, выполняющим воинский долг в «горячих точках» | ||||
32-33-34 | Создание «Книги Памяти» | 3 | Подбор материалов | Выступления учащихся | Подведение итогов | ||||
Календарно-тематический план 7 класс
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | ||||
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||||||
1 | Причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е гг. | 1 | Лекция | дискуссия | Привитие чувства гордости к истории своей страны. | ||||
2 | Положение СССР в мире, в системе международных отношений. | 1 | Ознакомление с историей СССР | Просмотр слайдов, дискуссия | Привитие интереса к занятиям | ||||
3 | Система коллективной безопасности | 1 | Лекция | дискуссия | Привитие интереса к занятиям | ||||
4 | Начало второй мировой войны (1939 г.) Советско-германские отношения | 1 | Лекция | Просмотр слайдов, дискуссия | Воспитание интереса к истории своей страны | ||||
5 | Германское нашествие. Трагическое начало | 1 | Лекция | Просмотр слайдов, дискуссия | Воспитание интереса к истории своей страны | ||||
6 | Советский разведчик Рихард Зорге | 1 | Беседа | Просмотр слайдов, дискуссия | Воспитание интереса к истории своей страны | ||||
7 | Героизм советских пограничников в первые дни войны | 1 | Беседа | Просмотр слайдов по тематике | Воспитание интереса к истории своей страны | ||||
8 | Первые герои Советского Союза | 1 | Беседа | Просмотр слайдов. | Воспитание интереса к истории своей страны | ||||
9-10 | Битва за Москву (1941-1942 гг.) | 2 | Лекция | Просмотр презентации | Формирование чувства гордости за свою страну. | ||||
11-12 | Тыловые будни. Оккупационный режим на территории нашей страны | 2 | Лекция | Дискуссия | Воспитание чувства гордости за свою страну | ||||
13-14 | Герои-пограничники | 2 | Работа с дополнительным материалом | Доклады учащихся | Умение работать с литературой | ||||
Деятельность Православной церкви в годы войны | 1 | Беседа | Просмотр слайдов | Воспитание интереса к истории своей страны | |||||
15 | |||||||||
16-17 | Методы борьбы с врагами партизан и подпольщиков | 2 | Лекция | Просмотр слайдов | Воспитание интереса к истории своей страны | ||||
18-19 | Коренной перелом в ходе войны. Разгром под Курском (август 1943 г.) | 2 | Лекция | Просмотр презентации | Воспитание интереса к истории своей страны | ||||
20-21 | История войны в плакатах | 2 | Работа с дополнительным материалом | Доклады учащихся | Развитие гражданского сознания | ||||
22-23 | Блокада Ленинграда | 2 | Подбор и рецензирование литературы | Диспут | Воспитание чувства патриотизма | ||||
24-25 | Самое крупное танковое сражение (под Прохоровкой) | 2 | Привлечение литературных источников | Урок мужества «Их имена- наша слава» | Воспитание чувства патриотизма | ||||
26-27-28 | Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Ялтинская конференция. Берлинская конференция | 3 | Подбор материалов по теме | Доклады учащихся | Воспитание чувства патриотизма | ||||
29-30-31 | Сталинградская битва. Оборонительные бои. Подвиги героев Сталинградской битвы. | 3 | Урок-диспут | Просмотр видеофильмов | Воспитание уважения к ветеранам ВОВ, | ||||
32-33-34 | Научно-исследовательская деятельность, работа над проектами. | 3 | Подбор материалов | Выступления учащихся | Подведение итогов |
Содержание рабочей программы
5 класс
1. Основы военных знаний (6 часов).
Кадетское движение. История создания кадетских корпусов. Ознакомление с основными положениями, целями и задачами кружока. История создания ВС РФ Подготовка месячника оборонно-массовой и спортивной работы. Жизнь и быт военнослужащих Вооруженных сил РФ. Основные элементы начальной военной подготовки. Основы огневой подготовки.
2. Основы безопасности жизнедеятельности (8часов).
Беседа «Нет вредным привычкам». Ознакомление с последствиями ЧС техногенного и природного характера. Участие в соревнованиях «Школа безопасности». Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Военно-патриотическое воспитание (20 часов).
Ознакомление с экспонатами и экспозициями школьного музея Диспут «Как я готовлюсь к защите Отечества». Просмотр и обсуждение фильмов по военно-патриотической тематике.
Урок мужества «Их имена- наша слава». Беседа «Они сражались за Родину». Музыкально-литературная композиция «Дорога жизни». Знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков.
6 класс
- Основы военных знаний (14 часов)
История русской военной школы. Что влияет на выбор военной профессии. Понятие о воинских уставах, история их создания. Воинская дисциплина, ее сущность и значение; воинская присяга. Военная доктрина и ее взаимосвязь с военной наукой. Интерактивная экскурсия в воинскую часть. История поста №1. Творческо-поисковая работа «След войны в моём доме». «Что значит быть патриотом сегодня?». Новый закон о службе в Вооруженных силах.
- Основы безопасности жизнедеятельности (5 часов)
Медицинская подготовка:-оказание первой медицинской помощи; транспортировка раненых, наложение повязок. Радиационная, химическая, биологическая защита.
- Военно-патриотическое воспитание (15 часов)
Личность и защита Отечества. Что такое воля, мужество, героизм. Как российскую молодежь готовят к военной службе; История Качинского училища. Создание «Книги Памяти».
7 класс
- Военно-патриотическое воспитание (34 часа)
Причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е гг. Положение СССР в мире, в системе международных отношений. Система коллективной безопасности. Начало второй мировой войны (1939 г.) Советско-германские отношения. Германское нашествие. Трагическое начало. Советский разведчик Рихард Зорге. Героизм советских пограничников в первые дни войны. Первые герои Советского Союза. Битва за Москву (1941-1942 гг.). Тыловые будни. Оккупационный режим на территории нашей страны. Герои-пограничники. Деятельность Православной церкви в годы войны. Методы борьбы с врагами партизан и подпольщиков. Коренной перелом в ходе войны. Разгром под Курском (август 1943 г.). История войны в плакатах. Блокада Ленинграда. Самое крупное танковое сражение (под Прохоровкой). Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Ялтинская конференция. Берлинская конференция. Сталинградская битва. Оборонительные бои. Подвиги героев Сталинградской битвы.
Литература
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: «Вако», 2004 - 272 с.
2. Кабальчек О.Л. Наше наследие: О проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков. – М.: Школьная библиотека, 2004 - 268 с.
3. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2004 – 89 с.
4. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2006 – 169 с.
5. Постановление Правительства РФ от 11 июля № 422. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».
6. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-9 кл. – М.: Просвещение при участии издательства «Покровка», 1996 – 80 с.
7. Шолох В. Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности», №1, 2006 - 208 с.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с... [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm]
9. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1999.
10. Истомина О.А., Павловский В.В. (ред.) Психология и педагогика. В 3 ч. Часть 1. Психология личности.-Москва, 2007 .
11.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...