Методика социального проектирования
статья
Предварительный просмотр:
Методика социального проектирования
Современное образование ставит в качестве цели развитие и воспитание обучающегося для его успешной социализации. Известно, что социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.
Цели социального проектирования:
– привлечение внимания школьников к актуальным проблемам социума;
– вовлечение учащихся в общественно-значимую практическую деятельность по положительному изменению одного из аспектов местного сообщества.
Описание стадий социально-образовательного проекта
1. Подготовка учащихся к работе над проектом
На этом этапе идет проверка знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности
- Выяснение желания ребят участвовать в проекте, в той или иной роли (юрист, аналитик, социолог, журналист, оформитель и др.).
- Проверка знаний и умений школьников, их представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области, необходимых для социально-значимой деятельности.
2. Выбор проблемы
Проводится анализ спектра проблем, которые актуальны и требуют своего решения.
На этом этапе учащиеся детально анализируют спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.
Путем рейтингового голосования выбирают одну. Она становится объектом исследования и разработки варианта решения злободневной проблемы.
3. Сбор и анализ информации
Учащимся предстоит собрать и проанализировать спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.
После завершения сбора информации необходимо проанализировать собранный материал исходя из целого ряда параметров:
- Актуальность избранной проблемы для определенных групп населения территории.
- Причины ее нерешенности или забвения со стороны различных уровней власти.
- Реализация данной проблемы в рамках существующего федерального, регионального или местного правового поля.
- Вариантов решения проблемы и их технико-экономического обоснования.
После этого необходимо представить результаты своей работы. Систематизированные материалы следует сгруппировать по каждому из исследовательских блоков.
4. Разработка собственного варианта решения проблемы
Далее необходима разработка программы действий по реализации социального проекта.
Важным фактором успешности проекта является привлечение к нему различных групп поддержки.
На этой стадии команда делает свой проект преодоления сложного вопроса. План действий по реализации проекта должен быть последовательным и убедительным, с конкретным составом исполнителей, ответственных и необходимых средств.
5. Реализация плана действий
Эта стадия предполагает, что школьники пытаются реализовать на практике свою версию решения проблемы.
6. Подготовка к защите проектов
На этом этапе идет работа по оформлению материала на стендах. В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах. Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 5 – 6 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы представляют свой взгляд на решение избранной проблемы.
7. Презентация проектов
Проходит устная защита проекта, где учащиеся представляют и обосновывают эффективность своего проекта.
8. Рефлексия
Анализ самими учащимися стадий подготовки и реализации проекта, его представления на конкурсе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в социальной сфере
Обобщение опыта работы по социальному проектированию...
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся
В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...
Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся
В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...
"Социальное проектирование как средство формирования УУД в рамках внедрения ФГОС" (из опыта работы социального педагога МАОУ Добрыниховской СОШ Филаретовой А.А.)
В этой статье представлен личный опыт педагога в работе над социальными проектами....
Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия
Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...
Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"
Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута по теме «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...
Презентация «Социальное проектирование –эффективная методика формирования ключевых гражданских компетенций у обучающихся»
Презентация «Социальное проектирование –эффективная методика формирования ключевых гражданских компетенций у обучающихся» представляет опыт формирования ключевых ко...