Социальное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в социальной сфере
статья на тему
Обобщение опыта работы по социальному проектированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnoe_proektirovanie_i_issledovatelskaya_deyatelnost_uashchihsya_v_socialnoy_sfere.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Елена Владимировна Шибалина
муниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Дубская основная общеобразовательная школа»
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Бернард Шоу |
Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного образование становится активным. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений, обеспечивающих «готовность к жизни». Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности в области исследовательской деятельности.
Применение проектных технологий в социально-педагогической работе, включающей детей в социально значимую деятельность, развитие у них учебно-исследовательских (проектных) навыков работы в области социально значимых проблем, как своего села, так и страны в целом, на мой взгляд, является инновационной составляющей социально-педагогического образования и воспитания в нашей школе.
Технология социального проектирования имеет глубокие российские корни. Взять хотя бы всем известного Тимура и его команду. Этот литературный герой стал для многих и многих поколений мальчишек и девчонок кумиром, который помогал им в личностном становлении. И у детей нескольких поколений была реальная возможность проявить себя в интересном полезном деле, попробовать свои силы.
Подросток в состоянии взять на себя значительную долю ответственности за своё развитие и за изменения социальной ситуации. Он готов быть ответственным за серьёзные дела. И возможность дать детям в реальном деле попробовать свои силы открывает активное использование технологии социального проектирования.
Применяемая мною информационно-обучающая программа “Введение в социальное проектирование” предназначена для учащихся 7-9 классов. Реализуется она в тесном сотрудничестве с классными руководителями, родителями, общественностью.
Цель программы: формирование у учащихся активной гражданской позиции, создание основы для проведения социального проектирования и исследовательской деятельности в социальной сфере.
При реализации программы я ставлю следующие задачи:
• Сформировать и углубить знания о методологии и особенностях социального проектирования.
• Развить навыки индивидуальной и коллективной проектной работы в процессе подготовки сообщений, рефератов, творческих работ, проектов по социально значимым вопросам и актуальным проблемам социальной политики государства.
• Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения.
Программа имеет модульную систему обучения. Модульный курс обучения означает, что работа ведется в рамках конкретного проекта, доводя его от начала до конца по следующему комплексу блоков занятий:
Блоки | Содержание блоков |
«Проект: 8 шагов к результату» | Предполагает знакомство учащихся с методикой социального проектирования, основными понятиями, принципами и видами научно-исследовательской деятельности в социальной сфере, технологиями построения социальных проектов и рассмотрением его структурных элементов. Данный материал представляет собой важную и актуальную основу проектирования, на которую будут накладываться основные навыки ведения научной деятельности учащихся. |
«Выход в «поле». Стратегии проектной работы» | Включает информацию и практическую работу по выполнению проектной деятельности. Блок подразумевает не только получение новых знаний детьми, но и процесс самостоятельного определения социально значимых проблем в современном обществе, поиск путей их решения, формулирования научных целей, задач, гипотез, освоение научного стиля изложения материала, построение исследовательской деятельности и ее анализ в рамках проекта. |
«Вам слово: презентация труда» | Посвящен вопросу представления социального проекта. Данная тема направлена на рассмотрение основных правил создания презентаций проектов и их защиты перед аудиторией. |
Процесс обучения социальному проектированию представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Активный, творческий характер изучению социальных проблем в обществе придают проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды и относиться к ним терпимо, а главное начать собственное социально ориентированное исследование.
При выполнении социально ориентированной исследовательской работы, проектировании я учу использовать различные социологические методы сбора данных: интервью, беседы, анкетирования, наблюдения, а также анализа документов, постановки научных экспериментов и опытов по интересующим их темам. На занятиях предлагаю в качестве практического задания составить план проведения исследования, определить необходимый инструментарий (интервью, анкеты, видео и аудио аппаратура, карточка наблюдения и другие). Учащиеся представляют не только ответы на поставленные вопросы, они анализируют полученные результаты, делают определенные выводы, самостоятельно аргументируют свою позицию по отношению к социальной политике государства и социально значимым проблемам общества.
За время моей работы учащимися было подготовлено несколько социально ориентированных проектов, среди которых:
1. Правовое пространство несовершеннолетних.
2. СПИД как актуальная проблема современности.
3. Школьные фобии.
4. Социальное сиротство в России.
5. Лабиринты одиночества. Проблема одиночества в современном мире.
6. Вредные привычки. Проблема наркомании в молодежной среде.
В рамках реализации этих проектов были проведены такие мероприятия, как:
Встречи со специалистами в области права.
Заседание клуба отцов «Авторитет родителей»
Участие в районном конкурсе агитбригад «Мы выбираем жизнь»
Круглый стол с родителями и общественностью «Имею право»
Деловая игра в 7 классе «Разговор о вредных привычках» и др.
Учащиеся нашей школы активно участвуют в разработке социально значимых проектов в сфере молодёжной политики на территории Перевозского района. В прошлом учебном году успешно реализовано 2 проекта по строительству спортивных площадок. В Дубском появилась волейбольная площадка. А в Барском саду Больших Кемар завершился долгосрочный проект по строительству спортивной площадки, включающей в себя и футбольное поле, и волейбольную площадку, и игровую площадку для детей.
И этом году не останемся мы в стороне от районного конкурса социальных проектов «Молодые хозяева земли Перевозской». Учащиеся выступили инициаторами социального проекта по строительству игровой площадки для воспитанников группы продлённого дня на территории Дубской школы.
Проектная деятельность – это инструмент развития индивидуальности обучающегося. Грамотное использование метода социального проектирования дает значимые результаты.
Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в селе, открыть новые возможности.
Практика показала, что реализация проекта выводит учащихся на решение насущных проблем различными «этажами» власти, знакомит учащихся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, средствами массовой информации, что сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости. Также способствует реализации способностей обучающихся, содействует проявлению лидерских качеств, способности устанавливать связи между знаниями и ситуациями, определять действия для решения проблем.
Практика реализации социальных проектов - это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах.
И в заключение хочу привести слова известного американского менеджера Сэма Дипа: «Неважно, чем вы занимаетесь и для кого вы это делаете, но вы должны уметь общаться с людьми, планировать свои дела, решать возникающие проблемы, интервьюировать, управлять своим временем, работать с различными группами, разрешать имеющиеся разногласия, выполнять свою работу качественно, уметь управлять собой и управлять другими».
Литература:
Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие//Дополнительное образование.- №1, 2006.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вебрум-М, 200
Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся//Дополнительное образование.- №8,2004.
Мейдер Вячеслав «Личность педагога в образовательном пространстве». http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/44/meider.htm
Никитина Р.И. др. Введение в научно-исследовательскую работу: учебная программа./Школа, -1996-№2
Нечаев М.П. Социальный проект «Школьное самоуправление»: подходы, технологии, методики. Учебно-методическое пособие.М.: УЦ Перспектива, 2009.
Нечаев М.П. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 2007.
Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 2001.
Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников //Дополнительное образование.- №10, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода социального проектирования во внеурочной деятельности по информатике
Возможности социального проектирования значительно расширились с распространением вычислительной техники и развитием компьютерного моделирования. Социальное проектирования в процессе обучен...
Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...
Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...
Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.
Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...
Семинар-практикум "Социальное проектирование в воспитательной деятельности детского дома"
Социальное проектирование:определение, виды, типы, алгоритм составления, методические рекомендации...
« Использование методов социального проектирования в предметной деятельности учителя истории, как средство формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания»
I. Проблема исследования. ...
Социальный проект SIDUS (Совместная исследовательская деятельность учащихся и студентов)
Основная цель данного социального проекта – поиск эффективной стратегии деятельности будущего педагога дополнительного образования в детском театральном коллективе через проведение совместных ис...