Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности «Вязание в радость»
рабочая программа на тему

Фритч Светлана Николаевна

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся, посредством обучения технике ручного вязания.

Направление: декоративно-прикладное творчество,  ручное вязание

Сроки реализации: 3 года.

Возраст детей: 8-15 лет.

Краткое содержание программы. Программа ориентирована на обучение детей технике вязания на спицах и крючком. В первый год обучения - воспитанники знакомятся с основами техники вязания на спицах и крючком, вывязыванием простейших узоров и орнаментов. Знакомятся с историей развития трикотажного мастерства, с историей национальных костюмов. Учатся оформлять и дополнять костюмы. Второй год - дети самостоятельно занимаются разработкой эскиза и изготовлением выкроек изделий. Основное время занятий посвящено практической деятельности. Третий год - индивидуальная творческая работа над созданием костюма. Изготовление аксессуаров. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, придерживаясь выкройки данного изделия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ДОП ОВ ХН "Вязание в радость"632 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи» г. Волжска

УТВЕРЖДЕНО

Директор МУДО «ДТДиМ»

_________________ Т.Л. Шубина

« 31 »  августа  2017 г.

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида
художественной направленности

«Вязание в радость»

(рабочая программа)

Программа разработана

Фритч Светланой Николаевной

педагогом дополнительного образования

первой квалификационной категории

Тип программы: модифицированная

Возраст воспитанников:   8 - 15 лет

Срок реализации: 3 года

Год разработки: 2010, переработана 2016 году  

Программа утверждена
на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от  «31» августа 2017 г.

Волжск

2017


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности «Вязание в радость»

Организация исполнителя

МУДО «ДТДиМ»

Телефон, факс

(83631)   4 – 68 - 79

Ф.И.О., должность автора

Фритч Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования.

География  реализации программы

 «Вязание в радость» - программа детского объединения,    реализация охватывает территорию нескольких микрорайонов города Волжска:  «ВДК»,  «Строитель», «Дружба», «Северный», «Машиностроитель»

Детское объединение

Творческое объединение «Вязаная мода»

Целевые группы, социальная значимость.

 

Программа ориентирована  на работу с общим контингентом  детей младшего и среднего   школьного возраста из семей различного статуса и категорий, в том числе категории СОП.

Цель

Формирование и развитие творческих способностей учащихся, посредством обучения технике ручного вязания.

Направленность

Художественная

Направление  

Декоративно-прикладное творчество,  ручное вязание

Вид программы  

Дополнительная общеразвивающая программа

Тип программы

Модифицированная

Сроки реализации

Программа долгосрочная, рассчитана на 3 года обучения,   разработана в 2010г, переработана 2015, 2016 году

Краткое содержание программы

   Программа ориентирована на обучение детей технике вязания на спицах и крючком.

   В первый год обучения - воспитанники знакомятся с основами техники вязания на спицах и крючком, вывязыванием простейших узоров и орнаментов. Знакомятся с историей развития трикотажного мастерства, с историей национальных костюмов. Учатся оформлять и дополнять костюмы.

   Второй год - дети самостоятельно занимаются разработкой эскиза и изготовлением выкроек изделий. Основное время занятий посвящено практической деятельности.

Третий год - индивидуальная творческая работа над созданием костюма. Изготовление аксессуаров. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, придерживаясь выкройки данного изделия.

                                                   ВВЕДЕНИЕ

Ручное вязание-это не только один из самых мобильных видов прикладного искусства, но и едва ли не самый доступный и популярный. Не смотря на то, что техника ручного вязания и приемы вязки неизменны, в этом виде рукоделия заложены большие возможности для обновления и создания вещей в соответствии с модными направлениями. Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно учиться. Необходимо учиться способам владения спицами и крючком, овладевать технологиями вязания, плетения и т. п. для того чтобы своими руками создавать желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, одежда.

 Ручное вязание — это целая наука народного мастерства. Эту науку можно постичь в учреждениях дополнительного образования. Творческое объединение «Вязаная мода» успешно реализует социальный заказ по художественному направлению в плане изучения основ вязания крючком и на спицах. 

Программа  разработана  в   2010 г.   Современный вариант программы усовершенствован в 2015 году и опирается на документы регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам   N 1008 от 29.08.2013 г.;
  • Концепция развития дополнительного образования детей  от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. (20.08.2014г. № 33660). 

                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность  программы - художественная. Программа «Вязание в радость», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основных приёмов и техник вязания крючком и  на спицах, развитие у детей навыков  ручного вязания. Программа ориентирована на работу с детьми младшего (8-11 лет) и среднего (11-15лет) школьного возраста.

          Актуальность  

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (N 1008 29.08.2013г.) гласит: - «Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся  в…художественно-эстетическом … развитии, …, укрепление здоровья учащихся;…обеспечение …трудового воспитания учащихся…».

 Программа «Вязание в радость» отвечает этим требованиям, т.к., формирует и развивает творческие способности детей, внимание и память, способствует развитию мелкой моторики. Приобщение детей к поликультурному обучению даёт возможность расширить кругозор школьников и обогатить их духовно. Ручное вязание способствует укреплению здоровья детей: снимает стресс и напряжение  глаз; развивает и укрепляет мелкую моторику. Вязание способствует получению положительных эмоций, так как результат труда - красиво связанная вещь - приносит удовлетворение.

  Ежегодный социологический опрос показывает, что программа «Вязание в радость» пользуется спросом у детей желающих научиться вязать на спицах и крючком, а также у родителей, стремящихся развивать ребёнка в творческом направлении (рис. 1).

Динамика потребности в образовательных услугах   по программе «Вязание в радость»

Рис.1

Педагогическая целесообразность   программы  «Вязание в радость» состоит в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности, способствует самоутверждению, самореализации и успешной социализации личности ребенка. Занятия в объединении «Вязаная мода» помогут учащимся реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол и для себя, а также - изделий для дома. Реализация программы  способствуют развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалами и инструментами. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Обучающиеся овладевают знаниями, умениями и  навыками, которые направлены на решение проблем взаимоотношений человека (ребенка) с культурными ценностями. В процессе реализации программы у учащихся формируются знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда,   развиваются   творческие   способности,   внимание,   память, мышление, воображение. По окончании 3х лет обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать технику ручного вязания. Реализация  поставленных  целей  и  задач  осуществляется  через работу  с детьми по следующим направлениям:

  • вязание на спицах;
  • вязание крючком;
  • комбинированная вязка;
  • объёмные куклы;
  • декоративные и ажурные салфетки и панно;
  • модные аксессуары.

       Авторские идеи и взгляды на образовательный процесс. Материалы, взятые за основу составления программы. Новизна  и отличительные особенности программы.

 Модифицированная образовательная программа «Вязание в радость» разработана на основе типовой Программы общеобразовательных учебных заведений по художественному вязанию. - М.: Просвещение, 1994.

Программа «Вязание в радость» дает представление детям о различных техниках вязания, об использовании вязаных изделий в интерьере и одежде. Обучение технике вязания по программе «Вязание в радость» развивает индивидуальные творческие способности. Эта деятельность созвучна с Концепцией модернизации образования РФ: «…в учреждениях дополнительного образования создают условия для развития «стартовых» возможностей каждого ребенка, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и родителей и оказывая помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития».

Новые концептуальные идеи российского образования нацелили на усовершенствование новой редакции   программы «Вязание в радость». Теперь программа призвана не только обучать техникам вязания, но и помогать ребенку в овладении ключевыми компетентностями (образование формируемое «от результата»). В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы осмысления обучающимися и родителями результатов освоения данной программы, а также личностных достижений каждого ребенка. В основу результатов и достижений легли не столько выяснение того, какой объем знаний, умений и навыков получил обучающийся, сколько выявление способности их использования в решении практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни.

Автор программы солидарен с требованиями гуманизации дополнительного образования, которые выдвигают на первый план в трудовом обучении вопросы, связанные с формированием культуры личности ребёнка во всех проявлениях: культура труда, общения, мышления, потребностей и т.д.

Культура труда проявляется в том, как обучающийся готовит рабочее место, соблюдает ли порядок на рабочем столе во время занятия, правильно ли пользуется инструментами с учётом правил безопасности работы с ними, рационально ли расходует материал и время при изготовлении изделия, способен ли обеспечить высокое качество выполняемой работы, эстетично оформлять изделие.

Культура труда проявляется и в умении позаботится о сохранности здоровья обучающихся, в том числе об организации рабочего места. Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено, причём свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость и в глаза не попадали частички шерсти.

 Автор считает, что  ручное вязание, способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание на спицах и крючком.

При составлении программы учтены правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от  простого  к сложному.

Отличительной особенностью данной программы является создание благоприятных условий  реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.   Кроме того традиционный школьный курс по предмету «Технология» не позволяет обучающимся в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы в художественном  образовании обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком; способствует повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности. Программа разработана с учетом приобретенного опыта работы педагога в дополнительном образовании, и потребностей и предпочтений детей в рукоделие.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся,                       посредством обучения технике ручного вязания.

   Задачи:

Обучающие:

- познакомить с историей становления и развития традиции художественного вязания;

- познакомить с инструментами и материалом для обучения вязанию на спицах и крючком;

- познакомить с техникой вывязывания узоров и орнаментов   разных народов;

- научить основным приемам вязания на спицах и крючком;

- научить рациональному    использованию    материалов    и    правильной    организации труда;

- формировать основные приемы и навыки вязания с элементами творчества;

- обучить чтению схем.

Развивающие:

-развивать специальные творческие способности и выявлять одаренных детей;    

-развивать мелкую моторику, кинестетическую способность кисти руки;

 -развивать внимание, память, мышление и воображение, глазомер.

Воспитывающие:

-формировать эстетический и художественный вкус;

-воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение и умение   доводить начатое дело до конца;

-формировать интерес к культуре своей Родины.

         Важным условием реализации целей и задач является:

      •         Оптимальное сочетание практических и теоретических занятий.

     •        Закрепление изученного материала в создании и изготовлении изделий.

     •        Сотворчество  детей,  родителей  и  педагогов,  в  совместном  проведении праздников, помощь детям при подборе материала к занятиям.

     •        Комплектование     возрастных     групп,     что     способствует     развитию  коммуникативных взаимоотношений и взаимопомощи.

     

 Организация образовательного процесса:

Возраст детей

Программа адресована  школьникам  8 - 15 лет. Для детей этого возраста характерно стремления к самовыражению, к общению со сверстниками, желание получить новые знания по ручному рукоделию и умение изготавливать изделия и аксессуары для себя и своих близких. В этом возрасте у детей уже достаточно развита мелкая моторика и глазомер. Продолжает  развиваться память и внимание, усидчивость и мышление. Дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При выборе создаваемого изделия учитываются доступность и посильность работы, возможность усложнения задачи.  

Условия приема

При приёме в группу 1-го года обучения уровень подготовки детей определяется собеседованием, специальные навыки не требуются. Единственное условие - желание ребёнка.

В группе 1-го года обучения от 10 до 12 человек, занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 2 часа.

Программа первого года обучения  предусматривает  144 часа реализации на базе  МУДО «ДТДиМ».

Вариативный план  первого года обучения -  72 часа в год для реализации программы на базе учебного корпуса интерната (занятия 1 раз в неделю по 2 часа).

В группу 2-го года обучения могут приниматься дети, которые уже владеют навыками вязания на спицах или крючком и имеют опыт и навыки, полученные в школе или в других творческих объединениях.

Сроки реализации программы, режим занятий

                                    

Программа рассчитана на 3 года обучения:

Год обучения

К-во

часов

Режим занятий

Первый

144

2 раза в неделю по  2 часа; 1 раз в неделю по 2 часа. В группе  - 15 человек.

Второй

216

3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа. В группе  - 12 человек.

Третий

216

3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа. В группе -10-12  человек

Индивидуальная работа

36

1 раз в неделю по1часу. В группе – от 1до 3 человек.

 

  Этапы реализации программы

Первый год обучения - идет приобретение базовых знаний о простейших приёмах изготовления игрушек, сувениров. Воспитанники знакомятся с основами техники вязания на спицах и крючком, вывязыванием простейших узоров и орнаментов. Знакомятся с историей развития трикотажного мастерства, с историей национальных костюмов. Учатся оформлять и дополнять костюмы.

Второй год - дети самостоятельно занимаются разработкой эскиза и изготовлением выкроек изделий. Основное время занятий посвящено практической деятельности.

Третий год - индивидуальная творческая работа над созданием костюма. Изготовление аксессуаров. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, придерживаясь выкройки данного изделия.

На втором и третьем годах обучения дети развивают свои способности, используя приобретённые умения и навыки, изготавливают более сложные по технике выполнения изделия, учатся работать самостоятельно.

Третий год обучения  имеет также индивидуальную  форму обучения, если группа не укомплектована по количественному составу. Дети могут самостоятельно изготавливать изделия в любой технике и любом виде прикладного творчества.

Форма организации обучения - творческое  объединение «Вязаная мода».

Структура занятия:  

Структурное содержание занятий

Время в минутах

Организационный момент. Постановка задач данного занятия.

1

Инструктаж по технике безопасности. Инструкции и объяснения по выполнению задания. Объяснение и показ.

5

Практическая деятельность. Физкультурная пауза. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

37

Домашнее задание.

2

Общее время занятия

45

 Формы организации деятельности на занятии:

  • Групповая
  • По подгруппам
  • Индивидуальная

Формы вне учебной деятельности:

  • встречи с интересными людьми;
  • вечера отдыха;
  • работа с родителями:
  • индивидуальные консультации;
  • родительские собрания;
  • подготовка к   конкурсам, фестивалям;

Ожидаемые результаты  

  1-й год обучения

Воспитанники познакомятся с основами техники вязания на спицах и крючком, вывязыванием простейших узоров и орнаментов. Узнают историю развития трикотажного мастерства,   национальных костюмов. Научатся оформлять и дополнять костюмы. Итогом обучения за 1-ое полугодие является участие в выставке на городском уровне «Ко дню Рождества Христова».

Дети будут знать:

  • технику безопасности;
  • технику набора петель на спицах;
  • технику набора петель крючком;
  • условные обозначения;
  • историю развития традиций художественного вязания.

Дети научатся:

  • работать по несложным схемам;
  • правильно менять нить при переходе от одного цвета к другому;
  • правильно убавлять и прибавлять петли.

                         2-й год обучения 

Содержание программы рассчитано на детей, знакомых с основами вязания на спицах и крючком. Появляются элементы более сложные в исполнении. Дети учатся самостоятельно заниматься разработкой эскиза и изготавливать выкройки изделий. Основное время занятий посвящено практической деятельности.

  Результатом обучения за 2-й учебный год является занятие, которое проходит в форме защиты творческой работы. Каждый обучаемый представляет своё изделие, выкройку, по которой оно выполнено, и небольшой устный комментарий к особенностям выполнения.

      Дети будут знать:

  • технику безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом, спицами;
  • способы построения выкроек по индивидуальным расчётам.

      Дети научатся:

  • работать по выкройкам.

У детей:

  • усовершенствуется  мелкая моторика;
  • разовьется  творческая память и пространственное мышление;
  • сформируется художественный вкус и воображение;
  • сформируются: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение и умение доводить начатое дело до конца.

                   

3-й год обучения

Содержание программы предусматривает индивидуальную творческую работу над созданием костюма. Изготовление аксессуаров. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, придерживаясь выкройки данного изделия.

Программа 3-го года обучения рассчитана на детей, полностью прошедших двухгодичный курс данной программы и хорошо усвоивших разнообразные техники художественного вязания на спицах и крючком. Совершенствуются знания детей в различении изделий по форме и способам их изготовления. Дети учатся самостоятельно, на основе уже полученных знаний и умений, строить выкройки по собственным меркам, подбирая пряжу для изделий по цвету и структуре. Прежде чем начать вязание больших вещей дети изготавливают маленький образец вязки (10/ 10). И уже с учётом этой плотности вязки начинают выполнять изделие.

В конце учебного года проводится коллективная выставка творческих детских работ. Обучаемые представляют костюмы, созданные по собственному эскизу и выкройке.

Дети будут знать:

  • технику безопасности;
  • поэтапное изготовление костюма;
  • все условные обозначения в схемах.

      Дети будут  уметь:

  • изготавливать костюмы по собственным меркам;
  • соблюдать технику вязания комбинированной вязки;
  • работать самостоятельно по схемам.

 Организация мониторинга результативности программы.

          Мониторинг  и оценка качества реализации ДОП проводится на основе  методики Н. В. Кленовой, Л. Н. Буйловой  «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося», и «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе». (Приложение №3 ,стр.39 ). Мониторинг проводится 2 раза в год. Для проведения диагностики и мониторинга используются такие методы, как наблюдение, собеседование, тестирование, контрольные задания, анализ результатов продуктивной деятельности детей. Полученные данные  анализируются и фиксируются для дальнейшего анализа.

   

Формы и методы отслеживания результативности реализации образовательной программы.

  • мониторинг частоты и результативности участия детей в конкурах и фестивалях различного уровня;
  • накопление фото- и видео-документов.

Способы подведения итогов:

  • мониторинг (диагностика 2 раза в год: в начале и в конце года);
  • участие в конкурсах (Городских, Республиканских и Межрегиональных);
  • Итоговые занятия. Предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединённые общей темой раздела, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд. Целесообразно опробовать разные формы проведения таких обобщающих занятий (беседы, отчётные выставки с обсуждением работ и т.д.);
  • Выставка работ обучаемых.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения  

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

 Введение в образовательную программу.

 Беседа на тему «История развития художественного вязания».

2

2

-

2.

Инструменты и материалы. Материаловедение.

4

2

2

3.

Техника вязания спицами.

4

2

2

4.

Вывязывание основных узоров.

9

1

8

5.

Беседа «Знакомство с орнаментами разных народов».

1

1

-

6.

Вывязывание орнаментов.

8

1

7

7.

Оформление изделий.

6

1

5

8.

Повязка осенняя на голову (спицами).

12

1

11

9.

Модельная шапочка.

19

1

18

10.

Беседа «Виды одежды».

1

1

-

11.

Одежда для кукол.

29

1

28

12.

Кукла-медвежонок.

22

2

20

13.

Техника вязания крючком.

4

2

2

14.

Прихватка (крючком).

9

1

8

15.

Оформление выставок.

10

-

10

16.

Экскурсия в городской музей.

2

-

2

17.

Итоговое занятие.

2

2

-

Итого

144

21

123

Второй год обучения

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Введение в образовательную программу.

2

2

-

2.

Конструирование выкроек.

6

2

4

3.

Кофта на пуговицах (спицами).

97

2

95

4.

Техника вывязывания узоров крючком.

10

2

8

5.

Сумочка для сотового телефона.

12

1

11

6.

Беседа «Вязание и его роль в быту».

1

1

-

7.

Плед.

36

1

35

8.

Техника вывязывания ажурных узоров спицами.

10

2

8

9.

Панно с изображением кукольных героев.

20

1

19

10.

Оформление выставок.

14

2

12

11.

Экскурсия в музей.

4

-

4

12.

Итоговое занятие.

4

2

2

Итого

216

18

198

Третий год обучения

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Введение в образовательную программу.

2

2

-

2.

Беседа «Сходства и различия вязания

крупных изделий». Уход за вязаными изделиями.

2

2

-

3.

Костюм. Пуловер и юбка.

114

4

110

4.

Сумочка-мешочек.

20

2

18

5.

Пончо.

60

2

58

6.

Оформление выставок.

14

2

12

7.

Экскурсия в музей.

4

2

2

Итого

216

16

200

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

1 год обучения

Темы

Понятия

1.

Правила техники безопасности.

Беседа с воспитанниками об истории развития художественного вязания.-1час.

Просмотр учебных пособий по вязанию (книги, журналы, видеоматериалы)-1час.

2.

Необходимые инструменты и материалы (крючки и спицы разных размеров), иголки, пряжа разной толщины и качества. Расчёт количества пряжи -2часа. Свойства текстильных  волокон. Способы работы на спицах и крючком (положение рук и крючка, рук и спиц)-2часа.

Инструменты и

материалы.

3.

Знакомство с условными обозначениями – 2 часа. Набор петель крючком и спицами. Показ образцов и способы их вывязывания- 2часа.

Условные обозначения. Набор

петель.

4.

Основные узоры (вязание спицами). Чтение схем по условным обозначениям.- 1 час.

Лицевая и изнаночная глади-2 часа,

платочная вязка- 2 часа,

резинка (разные виды)- 2часа,

 жемчужный узор- 2 часа.

Основные узоры.

Схема.

5.

Беседа «Знакомство с орнаментами разных народов»1 час.

6.

Развивать умение читать схемы, перекрещивать правильно пряжу с изнаночной стороны. Техника вывязывания орнаментов спицами-4 часа, зарисовка в тетради -2 часа, вышивка – 2 часа.

Орнамент.

7.

Способы оформления изделий кистями, шнуром и помпоном из пряжи при помощи шаблонов-1час.

 Изготовление шаблонов из картона- 1 час.

 Изготовление кистей- 1час, шнуров-1час, помпонов-2часа.

Шнуры, помпоны, кисти.

8.

Вязание спицами повязки на голову. Индивидуальный расчёт петель-1час. Вязание (по образцу) платочной вязкой-11часов (сохранение длины ряда, умение заканчивать и начинать ряд, провязывая петли по схеме).  

Индивидуальный

расчёт петель.

9.

Вязание модельной шапочки по индивидуальному размеру резинкой 2\2 (теория- 1 час, практика- 18часов). Практика: снятие мерок головы, расчет петель, набор петель, вязание резинки 2\2. Умение заканчивать ряд, убавлять петли по рисунку, провязывая по 2 вместе, закрывать петли и стягивать все петли на макушке, выполнить иголкой задний шов.

Резинка 2\2.

10.

Беседа «Виды одежды»-1час.

11.

Вязание спицами одежды для куклы: свитер и штанишки из разноцветной пряжи (теория- 1 час, практика- 28 часов). Практика: снятие мерок с куклы, расчет и набор петель для каждого изделия по- отдельности, вязание свитера и штанишек из разноцветной пряжи лицевой гладью. Перекрещивание пряжи с изнаночной стороны. Вязание всех деталей по - отдельности и сшивание иголкой в изделие.

Перекрещивание

пряжи.

12.

Создание объёмной игрушки - медвежонок. Теория-2 часа: знакомство с объемной игрушкой и способами её вязания на спицах. Практика- 20 часов: вязание игрушки лицевой и изнаночной гладью из отдельных частей (голова, туловище, 2 передние  и 2 задние лапы), сшивание иголкой отд. частей в изделие.

Объёмная игрушка.

13.

Техника вязания крючком. Теория(2часа): история возникновения вязания крючком, способы вязания крючком, набор воздушных петель. Знакомство с условными обозначениями. Практика(2часа): вязание крючком цепочки из воздушных петель. Умение работать по схеме. Вязание столбиков без накида (ст\бн) по прямой.

Воздушные петли. Столбик без накида по прямой.

14.

Вязание крючком круглой прихватки столбиками без накидов. Теория(1час): история возникновения и применение вязаных вещей в быту. Практика(8 часов): вязание прихватки столбиками без накида по кругу, изготовление поделки - сувенира.

Столбик без накида по кругу.

15.

Оформление выставок из работ воспитанников(10 часов в год): ко Дню Открытых дверей, к Дню Матери, к Новому году, к Рождеству, к Пасхальному Воскресению, к Отчетной выставке по итогам. учебного года.

16.

Экскурсия в городской музей(2 часа): Знакомство детей с историей и достопримечательностями города, развитие эстетической культуры.

17.

Подведение итогов за весь учебный год(2 часа): Вручение дипломов и благодарностей за активную деятельность и творческие способности, рассматривание работ учащихся, отчет перед родителями о проделанной работе за весь учебный год.

Второй год обучения

Темы

Понятия

1.

Правила техники безопасности. Постановка целей и задач на текущий учебный год.

2.

Понятия о выкройках. Составление выкроек по собственным размерам.

Выкройка.

3.

Выбор узора. Вязание образца узора. Вывязывание

каждой детали по отдельности в соответствии с

выкройкой: спинка, полочки, рукава. Оформление изделия.

Спинка, полочки,

рукава. Образец

узора.

4.

Ажурные узоры крючком: «Домино», «Миндальный узор», «Павлиний глаз». Умение работать по схеме, правильно читая условные обозначения.

Ажурный узор.

5.

Сумочка для сотового телефона (столбики с

накидами). Оформление пайетками и шнуром.

Столбик с

накидом.

6.

Беседа «Вязание и его роль в быту».

7.

Вязание крючком пледа из отдельных квадратов. Подбор цветной пряжи в подходящей цветовой гамме. Расчёт количества пряжи.

Цветовая гамма.

8.

Вязание ажурных узоров спицами: «Смещённые полоски», «Домино», «Сердечки». Умение работать по схеме, правильно читая условные обозначения.

Ажурный узор.

9.

Панно с изображением кукольных героев. Вязка лицевой гладью на спицах. Умение правильно перекрещивать нить с изнаночной стороны. Сувенир-подарок для подруги на окончание учебного года.

Панно.

10.

Оформление выставок из работ воспитанников.

11.

Экскурсия в музей.

12.

Итоговое занятие в форме защиты творческой работы.

Третий год обучения

Темы

Понятия

1.

Правила техники безопасности. Постановка целей и задач на текущий учебный год.

2.

задач на весь учебный год.

Беседа «Сходства и различия вязания крупных

Жакет, жилет,

изделий на спицах». Сходства и различия,

пуловер.

варианты выполнения вязаных изделий: жакет,

Джемпер, свитер,

жилет, пуловер, джемпер, свитер, юбка, кофточка,

юбка, кофточка,

платье, костюм. Отпаривание, способы стирки и

платье, костюм.

3.

сушки.

Построение чертежа выкройки юбки и пуловера.

Комбинированное вязание: спицы и крючок.

Отпаривание.

Комбинированное

вязание.

4.

Вязание сумочки крючком ажурным узором. Плотность вязки. Оформление сумочки.

Плотность вязки.

5.

Пончо, вязанное крючком из 2-х прямоугольников ажурным узором (столбик с накидом). Оформление кистями.

Ажурный узор.

6.

7. 8.

Оформление выставок из работ детей. Экскурсия в музей.

Итоговое занятие.

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1.Предполагаемые дополнения, изменения в программе, которые могут быть внесены в зависимости от изменившихся обстоятельств

        

Программа «Вязание в радость» отличается мобильностью, так как может быстро  реагировать на желания детей научиться вязать определенные вещи и вывязывать модные в данном сезоне орнаменты и аксессуары.

        В зависимости от обстоятельств можно изменять учебный план программы в сторону уменьшения или увеличения. Так в 2015-2016 учебном году учебный план первого года обучения составлен из расчета  72 часа для занятий  с детьми  на базе учебного корпуса интерната (занятия 1 раз в неделю по 2 часа) и МОУ СОШ № 6:

         

                                                                                                                     

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Введение в образовательную программу.

Беседа на тему «История развития художественного вязания».

1

1

-

2.

Инструменты и материалы. Материаловедение.

2

1

1

3.

Техника вязания спицами.

2

1

1

4.

Вывязывание основных узоров.

5

1

4

5.

Беседа «Знакомство с орнаментами разных народов».

1

1

-

6.

Вывязывание орнаментов.

4

1

3

7.

Оформление изделий.

3

1

2

8.

Повязка осенняя на голову (спицами).

6

1

5

9.

Модельная шапочка.

9

1

8

10.

Беседа «Виды одежды».

1

1

-

11.

Одежда для кукол.

14

1

13

12.

Кукла-медвежонок.

10

1

9

13.

Техника вязания крючком.

2

1

1

14.

Прихватка (крючком).

3

1

2

15.

Оформление выставок.

5

-

5

16.

Экскурсия в городской музей.

2

-

2

17.

Итоговое занятие.

2

2

-

Итого

72

16

56

2.Воспитательная деятельность

Ежегодно в объединении проводятся массовые мероприятия, которые направлены на сплочение коллектива и развитию теплой творческой атмосферы. Дети совместно с педагогом посещают все проводимые в ДТДиМ мероприятия, лекции, викторины и круглые столы. С большим удовольствием мы также посещаем Городские выставки и фестивали, где сами принимаем участие. К Новому году, 8 Марта и 23 февраля внутри объединения проходят чаепития и викторины к праздникам, где участвуют все дети; они сами готовят конкурсы и небольшой концерт. Все это очень сближает детей и придает им большое желание снова посещать наше творческое объединение. Ежегодно дети совместно с педагогом изготавливают сувениры для участия в Городском Благотворительном фестивале «Взрослые и дети», принимают участие в Городских фестивалях к Рождеству Христову и Светлому Воскресению Христову. Участие в этих фестивалях способствует духовно- нравственному воспитанию детей.

3.Взаимодействие с родителями

 Все родители воспитанников заинтересованы в посещении творческого объединения «Вязаная мода», т. к. дети заняты полезным трудом, они отвлечены от негативного воздействия окружающей среды, получают знания и навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни, а возможно и поспособствуют дальнейшему выбору профессии. Поэтому они оказывают постоянную посильную помощь - приобретают материалы необходимые для занятий. Сами вместе с детьми охотно занимаются вязанием, находят интересные статьи и узоры для вязания, поддерживают интересы детей и стараются вырастить всесторонне развитую творческую личность.

Если родители видят пользу от занятий для своего ребенка, то они будут стараться помогать педагогу и стремиться сотрудничать с ним. Только совместными усилиями педагога и родителей можно добиться хороших результатов в развитии и воспитании детей.

4.Связи и сотрудничество с другими коллективами, организациями, учреждениями

 Творческое объединение «Вязаная мода» тесно сотрудничает с другими творческими объединениями художественного направления, такими как «Мастерица» и «Забава» (ДТДиМ). Ежегодно проходят Республиканские и Региональные семинары - практикумы, где педагоги разных направлений обмениваются своим опытом и знаниями, дают полезные рекомендации и мастер – классы.  

Ежегодное участие в работе летнего городского лагеря «Дружный двор» и Благотворительного Городского фестиваля «Взрослые и дети» сближает детей с разными интересами и взглядами, учит взаимопомощи и взаимоподдержке.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Описание основополагающих методик, педагогических технологий, форм организации педагогического процесса.

Реализация программного содержания осуществляется через работу с детьми в двух направлениях:

1.усвоение теоретических знаний;

2.формирование практических навыков.

Теоретическая часть - определение целей и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов.

Практическая часть - включает в себя навыки работы с материалами и инструментами, изготовления поделок и композиций.

Программа основана на единых подходах и принципа:

- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (то есть программный материал располагается в единой последовательности с учётом возрастающей детской компетенции);

- использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание группового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности и экспериментировании. При анализе каждого выполненного задания оценивается попытка ребёнка найти нестандартное решение или множество решений одного задания;

- рациональное сочетание разных видов деятельности (соответствующее возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных, эмоциональных нагрузок);

- обеспечение психологического комфорта ребёнка;

- уважение личности ребёнка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;

-сотрудничество с детьми, предоставление им самостоятельности, право выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и интересами;

- формирование у ребёнка адекватной самооценки своей деятельности;

- использование различных форм работы с семьёй: открытые занятия, посещение выставок.

Мотивация:

  • повышение  статуса  ребенка среди сверстников;
  • стремление участвовать в конкурсах;
  • возможность фантазировать и изготавливать что-то своё.

Педагогические технологии  

Основными     педагогическими     технологиями     данной  образовательной программы являются:

  • технологии личностно-ориентированного подхода:
  • здоровьесберегающие технологии;
  • сотрудничества;

-   игровые технологии;

  • технологии индивидуального творчества;
  • развивающие технологии.

  В работе с детьми используются методы  и приемы:

   

           Выбор форм и методов образовательного процесса определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем подготовки воспитанника, эмоционального настроя и многими другими факторами.

Методы обучения:

  • Объяснительно - иллюстративный: рассказ, беседа, просмотр иллюстративного материала.
  • Репродуктивный: изготовление работ по образцу.
  • Диалогический: диалоги между педагогом и воспитанниками, которые обеспечивают более полное, точное, углублённое изучение материала, путём обсуждения возникающих проблем при разработке творческих проектов.
  • Эвристический: воспитанники самостоятельно при помощи проблемных заданий разрабатывают и изготавливают новые модели, изделия, творческие работы, проводят поиск новых решений, технологий.
  • Проблемно-исследовательский: воспитанники совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материал, используют новые технологии. На занятиях широко используются новые пособия и дидактически-методологический комплекс, разработанный педагогами. Практические работы подбираются таким образом, чтобы изделия, творческие работы были быстро выполнены и, в то же время, освоены основные техники.

Для того чтобы учащиеся успешно усваивали   знания, умения и навыки, используется сочетание наглядного показа приемов работы с демонстрацией изделий. Ознакомившись с новыми приемами вязания, дети вяжут образцы узоров, а затем конкретные изделия с использованием новых приемов вязания. Такой метод обучения вселяет уверенность и пробуждает интерес к занятиям. В процессе работы воспитанники знакомятся с основными цветами, что положительно влияет на воспитание хорошего вкуса.

При работе с учащимися используются традиционные методы обучения: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, использование схем, рисунков, готовых изделий. На всех этапах происходит совместное обсуждение при выборе изделий, цветовой гаммы, последовательности выполнения работы. Осуществляется систематический показ наиболее удачных работ. Используемый  дидактический материал – схемы узоров, связанные образцы узоров, готовые изделия.

В течение года организуется промежуточная выставка - смотр работ, а в конце каждого года обучения проводится Городская выставка детских творческих работ.

Нужно учитывать и то, что каждый ребенок имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от таких факторов, как: имел ли учащийся хоть какие-то навыки в вязании или первый раз взял крючок в руки; какова активность восприятия нового материала, скорость усвоения; каков тип нервной системы ребенка, обладает ли он усидчивостью. Различная начальная подготовленность учащихся требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому первые успехи начинающих, их немногочисленные изделия требуют неменьшего одобрения, чем широкий перечень освоенных изделий и более сложные изделия опытных вязальщиков. В связи с этим промежуточные результаты у каждого школьника будут свои. Итогом каждого года обучения служит выставка творческих работ, которая дает возможность оценить уровень техники вязания, качество выполненного изделия, самостоятельность при его изготовлении, самостоятельность в решении творческих задач.

        Для достижения результатов используются приемы и формы работ:

  • Обсуждение работ обучаемых. Обсуждение работ, сделанных на данном этапе, чрезвычайно активизирует внимание детей. Полезно обсуждать и достоинства и недостатки работ. Дети сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения. Опираясь на эмоциональную активность детей, необходимо направлять обсуждение в нужное русло;
  • Выставка работ обучаемых. Лучшие работы рекомендуется выставлять в кабинете на какое-то время. Они создают эстетически богатую среду, дают радость детям, ощущающим нужность своего труда, что, естественно, увеличивает их желание работать;
  • Коллективное творчество. Многие декоративные работы выполняются на занятиях в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно могут стать хорошим украшением интерьера кабинета или учреждения.

            Мониторинг и оценка качества усвоения программного материала

 

Оценка образовательных результатов и личностный рост обучающихся в ТО «Вязаная мода» отслеживаются по принципу методики определения эффективности реализации дополнительных образовательных программ, разработанной сотрудниками  РГПУ им. А. И. Герцена и ГОУ «СПБ ГДТЮ» Н. В. Кленовой, Л. Н. Буйловой,   адаптированной под цели, задачи и содержание программы «Вязание в радость».   Результат адаптации - трёх  уровневый – минимальный (1-2 балла), средний (3 балла) и максимальный (до 10 баллов).

Результаты освоения программы регулярно отслеживаются: в конце каждого раздела программы с целью закрепления изученного материала проводятся «контрольные срезы знаний», где выставляются оценки с комментариями о том, что хорошо получилось выполнить, а на  что надо обратить внимание. Двойки  за работу не ставятся,  т. к. это дополнительное, а не основное образование. Успеваемость оценивается по трём  уровням: высокий–5 балов, средний–4 балла, низкий-3 балла. Со временем дети понимают, что нарабатывая  практический навык и совершенствуя качество  выполнения работ, повышается их профессиональный опыт и появляется возможность самим обучить других детей изготавливать несложных поделки или аксессуары.

Обследование показало, что большинство детей, пришедших в объединение «Вязаная мода», совсем не владеют техникой вязания, но очень хотят научиться. При этом у детей младшего школьного возраста недостаточно развита  кистевая мускулатура и мелкая моторика руки. В результате детям сложно дается работа со спицами и крючком. Тем не менее, в процессе работы уже в течение первого года обучения 53 % воспитанников достигли высокого уровня успеваемости по предмету. Когда обучение шло с учетом индивидуальных качеств и психо-эмоционального состояния  каждого ребенка, на занятиях создавалась ситуация психологической комфортности. Кроме того технологии развивающего обучения, в частности чтение знаково-символических схем и карт дали свой результат. Наилучшие результаты зафиксированы в первый год обучения и объясняется это тем, что в первый год дети  систематично посещали занятия. Затем в силу большей занятости в школе, чаще приходилось занятия пропускать. В итоге динамические показатели практически стабилизировались. Учитывая, что, в начале обучения у большинства детей совсем не наблюдалось способностей к ручному вязанию, считаю, что полученные результаты очень даже неплохие.

Динамика общего усвоения программного материала (достижения в образовательных областях, направлениях деятельности)

Рис.2                                                                                                                               Таблица №1

Учебный год

%  успеваемости

высокий уровень

% успеваемости

средний уровень

% успеваемости

низкий уровень

2013-2014

53%

37%

10%

2014-2015  

68%

23%

9%

2015-2016  

82%

13%

5 %

 

Динамика  освоения техники вязания крючком

Таблица №2

      уровень

Критерий  

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Высок

Сред

Низк.

Высок

Сред.

Низк.

Высок.

Сред.

Низк.

Набор воздушных петель

20-

67%

8-27%

2-

6%

15-

55%

13-43%

2-

7%

15-

90%

13-43%

2-

7%

Столбик без накида

15-

50%

13-43%

2-

7%

20-

69%

8-

26%

2-

7%

20-

87%

7-23%

3-10%

Столбик с накидом

16-

53%

12-40%

2-

7%

25-

70%

12-40%

3-10

%

16-

93%

12-40%

2-

7%

Аккуратность

12-

40%

12-40%

6-

20%

15-

70%

11-37%

4-

13%

15-

90%

10-33%

5-10%

Общий %

53%

37%

10%

68%

23%

9%

82%

23%

5%

Динамика освоения техники вязания на спицах.

                                                    Таблица №3

      Уровень Узор

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Выс.

Сред.

Низк.

Выс.

Сред.

Низк.

Выс.

Сред.

Низк.

 Домино

15-63%

6-

25%

3-12%

17-71%

5-

12%

2-

8%

16-67%

5-

21%

3-12%

 Минда-льный

10-42%

12-50%

2-

8%

12-50%

10-42%

2-

8%

10-42%

10-42%

4-16%

Павли-ний глаз

15-63%

5-

21%

4-16%

10-42%

10-42%

4-16%

14-58%

5-

21%

5-21%

Смещен.полоски

10-42%

12-50%

2-

8%

11-46%

10-42%

3-12%

13-54%

8-3

4%

3-12%

Сердеч-ки

13-54%

8-

34%

3-12%

12-50%

8-

34%

4-16%

15-63%

5-

21%

4-16%

Аккурат-ность

12-50%

8-

34%

4-16%

10-42%

12-50%

2-

8%

12-50%

10-42%

2-10%

Общий  

52%

35%

12%

50%

39%

11%

56%

30%

10%

           Занятие ручным вязанием расширяет знания детей, учит технологическим операциям, развивает воображение, фантазию, мелкую моторику, внимание, художественные способности, воспитывает аккуратность, терпение, усидчивость, побуждает к творчеству и самостоятельности,   готовит девочек к роли матери в семье, т.е. способствует  формированию общеучебных знаний умений и навыков и развитию универсальных учебных действий. Не случайно уровень  по этим показателям вырос более чем в два раза:  

        

Динамика  формирования  общеучебных знаний, умений, навыков

                                                                                                                                                                                          Таблица №4

Параметры

Уровень развития по учебным годам

20013-2014

2014-2015

2015-2016

Выс.

Низ.

Выс.

Низ.

Выс.

Низ.

Определение индивидуальных и коллективных учебных задач

12%

88%

29%

71%

50%

50%

Выбор наиболее рациональной последовательности  действий по выполнению учебной задачи

4%

96%

42%

58%

63%

37%

Сравнение полученных результатов с учебной задачей

37%

63%

54%

46%

84%

16%

Оценивание своей учебной деятельности и установление их причины

46%

54%

63%

37%

84%

16%

Общий результат по   ОУ ЗУН

25%

75%

47%

53%

70%

30%

Умение применять знания на практике (формирование УУД)

42%

58%

50%

50%

84%

16%

ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ

33,5%

66,5%

48,5%

51,5%

77%

23%

     По данным таблиц  можно сделать вывод, что в результате работы за 3 последних года  общий  уровень  успеваемости  детей  в объединении «Вязаная мода» повысился на 3,5%. Обучение различным техникам вязания происходит охотно, увеличивается количество детей  с высоким уровнем успеваемости.  

Достижения детей

        Таблица № 5

Дата

Уровень  и название  мероприятия

Количество участников, результаты

Декабрь2012

Городской Благотворительный фестиваль «Взрослые и дети»

Благодарность за участие. 10человек

2013

Республиканская выставка- конкурс прикладного творчества «Подарок Епархии к 20-летию»

Январь 2013

Городской конкурс детских творческих работ «Рождество Христово»;

Сертификат за активное участие.6человек

Март 2013

VII Открытый региональный фестиваль науки и искусства «Мир в моих руках»

Свидетельство участника. 1чел.

Апрель 2013

Городской конкурс творческих работ «Воскресение Христово- 2013

Май 2013

Республиканский фестиваль «Пасхальные радости»;

Свидетельство участника.1чел.

Май 2013

Городской Пасхальный фестиваль

Участие.

7человек

Октябрь 2013

Городская выставка ко Дню пожилого человека « Главное, ребята, сердцем не стареть!»;

Октябрь 2013

Городская выставка декоративно- прикладного творчества в рамках Международного фестиваля народной хореографии финно-угорских народов

Декабрь2014

Городской Благотворительный фестиваль «Взрослые и дети»;

Участие.

8человек

Декабрь2014

Городская выставка «Зимняя фантазия»;

Участие.

5человек

Январь 2014

Городской Рождественский фестиваль

Участие.

2человека

Март 2015

Городская выставка- конкурс «В мире кукол»

Диплом 2 степени.

1 человек

Апрель

2015

Городской Пасхальный фестиваль

Участие.

2 человека

Май 2015

Городской патриотический фестиваль «Вместе со всей страной»

Сертификаты участников.

15 человек

Октябрь2015

Открытый Региональный фестиваль – конкурс Народного творчества «Душа России».

2.Описание методических материалов, сопровождающих реализацию программы: пособия, памятки, рабочие тетради, рекомендации, разработанные составителем для детей, родителей.

        Для реализации программы «Вязание в радость» используются:

  • методическая литература, представленная ниже в списке литературы;
  • методика определения эффективности реализации дополнительной образовательной программы;
  • Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях:

       1.        Иллюстрации с работами мастеров прикладного творчества (книги, журналы,     плакаты);    

       2.        Образцы готовых изделий, изготовленные педагогом дополнительного образования;

       3. Схемы с условными обозначениями вязания крючком;

       4.        Коллекции детских творческих работ;

       5.        Фотографии различных видов орнаментов;

       6.        Использование материалов с интернет – ресурсов.

3.Кадровое обеспечение

В реализации программы «Вязание в радость» задействован один педагог, имеющий   среднее -  специальное педагогическое образование  (Казанское педагогическое училище №1), Первую квалификационную категорию педагога дополнительного образования, умеющий хорошо вязать на спицах и крючком, грамотно владеющий теоритическими и практическими навыками вязания.

4.Материально-техническое обеспечение:

Для обучения детей ручному вязанию необходимы следующие материалы и инструменты: вязальные спицы разных размеров,

  • вязальные крючки разных размеров,
  • пряжа различная по составу,
  • пуговицы,
  • иголки разных размеров (для вышивания и шитья),
  • емкость для хранения ниток, изготавливаемого изделия,
  • ножницы,
  • линейка,
  • цветная бумага и картон (для оформления изделий),
  • тетрадка, в которую обучающиеся будут вносить необходимую информацию (условные обозначения, схемы узоров).
  • Кабинет для проведения занятий, столы и стулья

Список использованной литературы

Для педагога

  1.  Буянов М.И. «Беседы о детской психологии» М.,Просвещение,1986г.
  2. Андреев Иванченко В.И. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель»,2007
  3. Казакевич В.М. «Информационный подход к методам обучения» Педагогика 1998
  4. Коломенский Я.Л. «Психология общения» Издательство «Знание» Москва 1974
  5. Кульневич С.В., Щуркова Н.И. «За гранью урока» ЦГЛ Москва 2004

6.Лакоценина Т.И. «Совсем необычный урок»  ГЦ «Учитель года» 2001

7.Бирюкова Н. А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве. - И-Ола, 1999.

8.Буйлова Л. Н. Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ. - 2001.

9.Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. — М.: Просвещение, 1892.

10.Гусакова А. М. Рукоделие в начальных классах.

11.Ерёменко Т. И.Кружок вязания крючком.

12.3акатова И. Н. Развитие социально - педагогических функций школы в

современных условиях: Диссертация кандидата педагогических наук. - М.,

1997.

13.Пучкова Л. С. Кружок вязания на спицах. - М.: Просвещение, 1988.

14.Титов Б. А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного

образования детей. - СПб., 1998.

Для детей и родителей:

  1.  И. А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.
  2. Баева Т. И. Домашняя мастерская.
  3. Байдакова. Узоры для вязания.
  4. Дворякин Л. А. Круглый год с вязанием. - Минск: Полымя, 1986.
  5. Дворниченко Н. В. Отделки и украшения к женской одежде. - Издательство: Беларусь, 1975.

6.Дорожкина Т. Н. Техника вязания. - Издательство: Полымя, 1986.

7.Заславская. Модное вязание крючком.

8.Карельская И. Ю. Вязаная игрушка. - СПб: Кристалл, 1998.

 9.Максимова М. Азбука вязания.

10.Максимова М., Кузьмина М. Дружные спицы.

11.Музиченко В. С. Модели вязаной одежды. - Л.: Лениздат, 1976.

12.Рута Риекстиня. Вязание на спицах. - Рига: Латвийская энциклопедия, 1991. 13.Свеженцева Н. Вязание.

14.Свеженцева Н. Вязание.

15.Семёнова Л. Н. Вязаные бусы, броши, браслеты. -Ростов-на-Дону: Феникс,

2006.

16.Снегирёва. Маленькая рукодельница учится шить и вязать.

17.Стенли М. Школа вязания.

18.Скобцева. Самоучитель по вязанию.

18.Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами. -М.: Просвещение,

1992.

19.Ханашевич Д. Р. Подружки-рукодельницы. -М.: Малыш, 1986.

20.Ярмулавичене О. С. Вязание крючком.

Журналы:

  1. Маленькая Диана. - №2, 2007.
  2. Диана. Креатив. -№12, 2006., №11, 2005.
  3. Диана. Вязаные украшения. - №1, 2006.
  4. http://www.stranamam.ru/post/6499660/;
  5. http://bebi.lv/rukodelie.-vjazanie-kryuchkom-i-spicami/kak-svyazat-igrushku-amigurumi-kryuchkom.html;
  6.  http://www.maam.ru/obrazovanie/podelki-k-8-marta.


Основные понятия и терминология

Инструменты и материалы — спицы, крючок, ножницы, игла с длинным ушком, пряжа, сантиметровая лента.

Набор петель — 2 спицы вместе, на них набирают петли (левой рукой).

Основные узоры: Платочная вязка - все ряды вяжутся лицевыми петлями за переднюю стенку петли.

Лицевая гладь - в лицевых рядах все петли вяжутся лицевыми (нитка за работой), в изнаночных рядах - изнаночные петли (нитка перед работой).

Резинка - поочерёдное вязание лицевых и изнаночных петель.

Жемчужный узор - чередование лицевых и изнаночных петель со смещением в каждом 3-ем ряду.

Выкройка - построение чертежа данного изделия.

Образец узора — небольшая часть узора для наглядности и проверки плотности вязки.

Плотность вязки — соотношение размера спиц к толщине нитки.

Спинка - задняя часть изделия.

Полочка - половина передней части изделия.

Рукав - наручная часть изделия.

Цветовая гамма — сочетаемость нитей разного цвета.

Перекрещивание пряжи - с изнаночной стороны, рабочая нить всегда сверху.

Панно - вязаное произведение, используемое для украшения интерьера.

Схема узора - графическое изображение узора, выполненное в виде условных обозначений. Схемы составляют справа налево в прямом и обратном направлении снизу вверх. Все нечётные ряды обозначают с правой стороны, все чётные - с левой.

Условные обозначения - значки основных петель вязки.

Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов.

Помпон - изготавливается при помощи наматывания нити на круглую основу, обрезания по кругу и затягивания в центре.

Шнур - скручивание 2-3-х нитей.

Воздушные петли — это цепочка вытянутых петель одной из другой.

Столбик с накидом - вывязывание крючком из воздушной петли накида и столбика.

Столбик без накида - вывязывание крючком из воздушной петли столбика.

Ажурный узор - это вывязывание узора с накидами по схеме.

Индивидуальный расчёт петель - соотношение размера выкройки с набором петель.

Комбинированное вязание - это вязание, где определённая часть изделия вяжется спицами, а остальная часть вяжется ажурным узором крючком.

Отпаривание - обработка изделия паром.

 Жакет - предмет мужской и женской одежды. Может быть с застёжкой по всей длине или без застёжки, не имеет воротника и рукавов.

Джемпер - предмет мужской и женской одежды. Выполняют его с застёжкой, не доходящей до конца изделия, или без застёжки. Джемпер может быть с длинным и коротким рукавом.

Свитер - спортивная одежда. Имеет длинный рукав и воротник, плотно обтягивающий шею.

Пуловер - выполняется без застёжки и воротника, с длинным рукавом.

Кофта - это предмет нарядной женской одежды, может быть с застёжкой или без неё, с рукавом различной длины или без рукавов.

Костюм - предмет женской одежды, состоящий из 2-х разных изделий: жакета и юбки или жилета и юбки.


Приложение №1

Рекомендации педагогам

Важным условием реализации целей и задач является:

  • Оптимальное сочетание практических и теоретических занятий.
  • Закрепление изученного материала в создании и изготовлении изделий.
  • Сотворчество  детей,  родителей  и  педагогов,  в  совместном  проведении праздников, помощь детям при подборе материала к занятиям.
  • Комплектование     возрастных     групп,     что     способствует     развитию коммуникативных взаимоотношений и взаимопомощи.

Для реализации данной программы педагогически целесообразно использовать следующие принципы обучения:

▪ наглядность;

▪ единство воспитательной и обучащей целей (не только познание, но и воспитание нравственных и эстетических чувств);

         ▪ активность и самостоятельность;

         ▪ прочное усвоение знаний, умений и навыков;

         ▪ доступность;

         ▪ систематичность и последовательность;

         ▪ учёт индивидуальных способностей ребёнка.

Для реализации данной программы педагогически целесообразно использовать следующие методы обучения:

· иллюстративно-рецептивный (беседы, ознакомление детей с литературой по декоративно-прикладному искусству, изделиями народных художественных промыслов, небольшие лекции по отдельным темам);

· репродуктивный (копирование элементов традиционного орнамента, выполнение отдельных элементов изделия по образцу (образцы вязки);

· групповой (разработка творческих коллективных работ – одного изделия или коллекции изделий по заданной теме);

· исследовательский (подготовка и разработка индивидуальных проектов с последующей защитой).

                       Методика определения эффективности реализации программ

Приложения к программе «Вязаная мода»

Данные методики определения эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей разработаны Н. В. Кленовой, Л. Н. Буйловой[1], сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена и ГОУ «СПб ГДТЮ»[2], апробированы в педагогической практике и являются инструментом оценивания компетентности воспитанников.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

Ниже представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).

Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов).   В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретной группой отражается в индивидуальной таблице учета результатов образовательной программы (Таблица 2). Педагог два раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у группы детей. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.

Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности.

Для  ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.

 


Приложение №2 

                                                                                                               Таблица №.                                                                                                                                                                              
 Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели
(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики


Теоретическая подготовка ребенка:

  1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)


  1. Владение специальной терминологией по тематике программы




Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии


минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 


1


5


10


1


5


10


Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.


Собеседование 


Практическая подготовка ребенка:

  1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы).

  1. Владение специальным оборудованием и оснащением




2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)



Соответствие практических умений и навыков программным требованиям


Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении заданий


- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);


- минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
- средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).


1


5


10


1


5

10


1


5

10




Контрольное задание


Контрольное задание


Контрольное задание

             Общеучебные умения и навыки ребенка:

  1. Учебно-интеллектуальные умения:

 

 3.1.1.Умение подбирать и анализировать специальную литературу

   3.1.2.Умение пользоваться компьютерными источниками информации

  3.1.3.  Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

 2.Учебно-коммуникативные умения:

  3.2.1.Умение слушать и слышать педагога

 

 3.2.2.Умение выступать перед аудиторией

  3.2.3.Умение вести полемику, участвовать в дискуссии


  1. Учебно-организационные умения и навыки:

 3.3.1.Умение организовать свое рабочее (учебное) место

3.3.2.Навыки соблюдения в   процессе деятельности правил безопасности


   

.3. Умение аккуратно выполнять работу работе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        




Самостоятельность в подборе и анализе литературе


Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе


Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям


Аккуратность и ответственность


- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

уровни – по аналогии с п. 3.1.1.


уровни – по аналогии с п. 3.1.1.


уровни – по аналогии с п. 3.1.1.


уровни – по аналогии с п. 3.1.1.


уровни – по аналогии с п. 3.1.1.


уровни – по аналогии с п. 3.1.1.


- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок

освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

удовлетворительно – хорошо – отлично 


1


5


10


1


5


10


Анализ 


Исследовательские работы


Наблюдение


     Приложение №3

Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности

обучающегося»

Бланк карты

Дорогой, друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).

1

Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5

2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5

3

Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

1

2

3

4

5

4

Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

1

2

3

4

5

5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5

6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5

7

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5

8

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

1

2

3

4

5

9

Научился получать информацию из разных источников

1

2

3

4

5

10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5

Структура вопросов:

Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации.

Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности.

Пункты 5, 6 – опыт творчества.

Пункты 7, 8 – опыт коммуникации.

Процедура проведения:

Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией.  Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках.

Обработка результатов:

Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.

Приложение №4

Анкета для родителей о результативности работы педагога

Вопросы

Ответы  

Как вы оцениваете работу педагога?

Хорошая

Не довольны

 

Затрудняюсь ответить

С каким настроением и желанием приходит ребёнок на занятия?

С удовольствием

Ему все равно

Не хочет ходить

По какой причине посещаете кружок?

Хотим, что бы ребёнок чему- то научился

По совету кл.руководителя

Лишь бы чем-нибудь занять ребёнка

Динамика  познавательной активности детей (опрошено 50 человек)

Критерий оценки

 год

2014

2015

2016

Нравится заниматься в ТО

43– 86%

43 -86%

45 – 90%

Не нравится заниматься в ТО

3 – 6%

2 -4%

3-6%

Затрудняюсь ответить

          4-8%

       5-10%

2 – 4%


Приложение №5

Индивидуальная таблица

учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе для группы детей

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Группа, год обучения________________________________________________________

Возраст_____________________________________________________________________

Вид и название детского объединения___________________________________________

Ф. И. О. педагога_____________________________________________________________

Дата начала наблюдения_______________________________________________________

Сроки диагностики

Показатели

Первый

год обучения

Второй

год обучения

Третий

год обучения

Начало

учебного года

Конец

уч. года

Начало учебного года

Конец

уч. года

Начало учебного года

Конец

уч. года

  1. Теоретическая подготовка ребенка:
  1. Теоретические знания:

       а) основы материаловедения

       б) ручные швы, их назначение

       в) приёмы соединения деталей

       г)  виды ткани, её назначение

       д) виды швов вышивки, их назначение

      е ) виды орнаментов

1.2.Владение специальной терминологией

  1. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

      а) выполнять ручные швы (шов вперёд иголку, шов назад иголку, петельный)

      б) проводить сравнительный анализ ткани

      в)   изготавливать игрушки по готовым шаблонам

     г) переводить рисунок на ткань

     д) владеть техниками вышивки (крест, гладь, тамбурный, стебельчатый швы)

    е) использовать виды орнаментов в вышивке

2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки

  1. Общеучебные умения и навыки

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

а) умение подбирать и анализировать специальную литературу

б) умение пользоваться компьютерными источниками информации

в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

а) умение слушать и слышать педагога

б) умение выступать перед аудиторией

в) умение вести диалог, участвовать в дискуссии

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

а) умение организовать свое рабочее (учебное) место

б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

в) умение аккуратно выполнять работу

  1. Предметные достижения обучающегося:
  • На уровне детского объединения (кружка, студии, секции)
  • На уровне школы (по линии дополнительного образования)
  • На уровне района, города
  • На республиканском, международном уровне

                                                                                                                                                                                           

Приложение №6

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью

( разработана методика доцентом А.А.Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале :

4 - совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом в трудной жизненной ситуации.

5. У меня  есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу свободно высказать своё мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления суммы балов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если (У) больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости, если же (У) больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Анкета для учащихся кружка «Вязаная мода»

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Инструкция. Дорогой друг! Прочитай каждое утверждение и оцени степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.Нравиться ли тебе заниматься в кружке.

2. Есть ли у тебя друзья в коллективе.

3. Испытываешь ли ты удовольствие от занятий.

4. Ты с радостью рассказываешь окружающим о своём кружке.

5. Педагог кружка относится к тебе хорошо не по должности, а по требованию души.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворённости учащихся работой кружка  (У) является частное от деления суммы балов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если (У) больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости, если же (У) больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся работой кружка.


Критерии по освоению дополнительной общеобразовательной программы общеразвивающего вида художественной направленности
«Вязание в радость»

по годам обучения

Критерии к программе

Критерии 1. Соответствие навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям (Правила ТБ, ОТ)

Критерии 2. Осмысленность и правильность использования  специальной терминологии (Терминология)

Критерии 3. Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям (Практические навыки)

Способы подведения итогов:  тестирование обучающихся

Год обучения

Критерии знаний и умений

1

Знать/Уметь:

1 знать правила работы с колющими и режущими инструментами

2  знать  условные обозначения

3  уметь вывязывать простейшие узоры и орнаменты, работать по несложным схемам

2

Знать/Уметь:

1 знать технику безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом, спицами

2  знать  способы построения выкроек по индивидуальным расчетам

3  уметь работать по выкройкам  

3

Знать/Уметь:

1 знать технику безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом, спицами

2  знать  все условные обозначения в схемах

3  уметь   работать самостоятельно по схемам (вязать)

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) хореографической студии "Стрекоза"

Образовательная программа дополнительного образования детей хореографической студии «Стрекоза»  предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести...

Дополнительная общеобразовательная программа общераазвивающего вида "Основы журналистики. Практика"

Программа предполагает развитие и поддержку, обучающихся, имеющих интерес к журналистике  и желающих проявить себя в практической журналистской и социально-значимой деятельности.Программа направл...

Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) «Отряд ЮИД «Юные пешеходы»

Программа кружка предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 10 -14 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа "Начальное авиамоделирование" Техническая направленность Возраст детей: с 7 лет Срок реализации программы: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Начальное авиамоделирование – первая ступень овладения авиационнойтехникой, увлекательное и серьезное занятие, способствующее раскрытию и развитию творческих способнос...

Педагогическая диагностика в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы» социально-педагогической направленности

Педагогическая диагностика в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы» социально-педагогической направленностиПротокол мониторинга освоения ПрограммыОценочная карта &la...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, в школе введена программа дополнительного образования «Основы профессионального ...