Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Мягкая игрушка" художественное направление.
рабочая программа
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Мягкая игрушка" художественное направление.
Программа включает: пояснительная записка, содержание программы, каллендарно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_myagkaya_igrushka.docx | 54.32 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Искитима Новосибирской области "Коррекционная школа №7"
Адаптированная
дополнительная общеразвивающая программа
«Мягкая игрушка»
художественное направление
на 2021-2022 учебный год
учитель профессионально - трудового обучения
первой квалификационной категории
Ларина Татьяна Николаевна
РАССМОТРЕНО:
На заседании
Методического совета
Протокол №1 от __________
Председатель МС_________
УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом
Протокол № от__________
Директор ______________
Искитим, 2021
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Мягкая игрушка» рассчитана на учащихся 5-9 классов образовательного учреждения. Занятия в кружке предполагают формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимого объема профессиональных знаний и обще-трудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и воспринимающих действиях.
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления по работе с тканью, изготовлению мягких плоских и объемных игрушек. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как в урочное, так и во внеурочное время. На уроках учащиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладения большего количества информации в данной области в образовательных учреждениях организуется система дополнительного образования, что в дальнейшем способствует более полной социализации детей с ОВЗ, их профессиональному становлению, расширению кругозора.
В начале занятий в кружке помощь уч-ся должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата, а также условий работы (применяемых орудий, материалов и т.д.). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе педагогом последовательности ее выполнения.
В дальнейшем педагог переходит от развернутой помощи к краткому инструктажу. Обучая, он корригирует недостатки трудовой деятельности школьников с ОВЗ, формирует их взаимодействия в коллективе. Занятия в кружках должны быть тесно связаны с физическим, нравственным, эстетическим и экологическим воспитанием.
В ходе занятий кружка у учащихся формируются следующие знания:
- об основных законах цвета ведения;
- о простейших ручных швах;
- об использовании готовых выкроек, а также выполнении их по эскизам (на основе имеющихся);
- об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);
- о приемах работы с мехом;
- о правилах пользования инструментами и приспособлениями;
- о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;
- об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.
Актуальность проблемы
Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н.э. Это - миниатюрные орудия
охоты, предметы быта, посуда, погремушки. Издавна своеобразие изготовления игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек подсказывала сама жизнь.
Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. И каждому новому мастеру необходимо было лишь изучив весь опыт предков, превзойти учителей, сделать игрушку более занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом по-своему, особенной, отличной от других.
Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.
Цель:
познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью и мехом; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки.
Обучающие задачи:
- научить основам художественной грамотности;
- научить основам цвета ведения ;
- научить приемам безопасной работы;
- научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;
- научить практическим навыкам работы с тканью и мехом;
- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.
Воспитательные задачи:
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
- создавать в студии соответствующую эстетическую среду;
- приобщение к народным традициям;
- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
- соединение обучения с воспитательным процессом;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развитие точности и ритмичности движения пальцев рук, развитие пространственного мышления;
- развитие мелкой моторики, коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительной координации;
- коррекция цветового восприятия;
- развитие абстрактного мышления;
- коррекция пространственных представлений;
- наглядно - действительного и наглядно - образного мышления;
- коррекция процесса анализа и синтеза.
Отличительные особенности программы
У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но
способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные их руками становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.
Возраст, срок реализации данной программы
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 12-14 лет и рассчитана на один год обучения.
Формы и режим занятий
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Ожидаемые результаты обучения
Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:
- знать историю развития игрушки;
- выполнять выкройки по схемам;
- выполнять простейшие швы;
- владеть приемами работы с тканью и мехом;
- выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
- уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
Содержание программы
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
3.3.2. формирование в кружках, секциях, объединениях, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поощрение педагогами детских инициатив.
№ | Разделы | Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование» | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 3.3.1. | 2 |
2 | Основные приемы работы с тканью | 3.3.3. | 13 |
3 | Цветоведение | 3.3.1. | 4 |
4 | Выполнение игрушек из ткани | 3.3.1. | 36 |
5 | Плоские комбинированные игрушки | 3.3.1. | 34 |
6 | Объёмные игрушки | 3.3.1. | 46 |
7 | Выставка работ | 3.3.4. | 1 |
Итого | 136 |
Тема 1. Вводное занятие. 2 ч. Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.
Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Основные приемы работы с тканью. 13ч.
- Т.Б. при работе. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом, клеем, мехом.
- Материаловедение. Виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы обработка различных поверхностей тканей.
Практическая работа: определить вид ткани.
- Основные ручные швы. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».
- Способы закрепления нити. Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения
игрушек.
Практическая работа: закрепление нити несколькими способами.
Тема 3. Цветоведение. 4 ч.
- Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
- Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.
Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.
Тема 4. Выполнение игрушек из ткани.36 ч.
- Матрешка. Беседа об истории народной игрушки и народного костюма. Анализ образцов - связь материала, формы росписи.
Практическая работа: Зарисовка видов матрешек. Виды тканей
и их подбор для выполнения данной работы. Заготовка выкроек- лекал, выполнение чертежей в альбоме, раскрой каркаса и ткани, работа с клеем, сшивание деталей сарафана и кокошника, сшивание и соединение деталей рукавов и детали головы, оформление игрушки, роспись лица.
- Лошадка. Беседа о городецкой росписи. Анализ декоративного решения игрушек-сувениров.
Практическая работа: Зарисовка мотивов городецкой росписи, самостоятельное выполнение зарисовки и росписи «Лошадки», заготовка выкроек-лекал, раскрой ткани и узоров аппликации, заготовка каркаса, сметывание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление игрушки.
- Веселые клоуны. Беседа о декоративных лоскутных изделиях в крестьянском быту.
Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различных видов игрушек. Разработка мозаики костюма клоунов.
Выполнение выкроек-лекал, Подбор тканей, практическое выполнение модели, оформление.
Тема 5. Плоские комбинированные игрушки. 34 ч.
5.1.3айчик.Беседа об анималистической игрушкой. Объемные игрушки. Скульптура, графика, живопись при создании анималистических игрушек. Способы раскроя и выполнения игрушки.
Практическая работа: раскрой меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
- Собачка. Образы животных в скульптуре и живописи. Объемные игрушки. Выполнение объемной игрушки.
Практическая работа: раскрой меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
- Игрушка по выбору. Самостоятельное выполнение объемной игрушки. Подведение итогов. Что мы можем сделать самостоятельно?
Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 6. Объемные игрушки. 46 ч.
6.1.Котенок.
- Львенок.
- Медвежонок.
Беседа об объемных игрушках.
Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки.
Практическая работа: раскрой меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
- Игрушка по выбору.
Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала.
Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, заготовка и укрепление
каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 7. Выставка работ. 1 ч. Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы.
Календарно - тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие. | 2 | |
2. | Основные приёмы работы с тканью. | 13 | |
2.1. | Т. Б. при работе. | ||
2.2. | Материаловедение . | ||
2.3. | Основные ручные швы. | ||
2.4. | Способы закрепления нити. | ||
3. | Цветоведение. | 4 | |
3.1. | Основные цвета. | ||
3.2. | Сочетание цветов. | ||
4. | Выполнение игрушек из ткани. | 36 | |
4.1. | Матрёшка, собачка, утёнок (на выбор). | ||
4.2. | Лошадка. | ||
4.3. | Весёлые клоуны. | ||
5. | Плоские комбинированные игрушки. | 34 | |
5.1. | Зайчик. | ||
5.2 | Собачка. | ||
5.3. | Игрушка по выбору. | ||
6. | Объёмные игрушки. | 46 | |
6.1. | Котёнок. | ||
6.2. | Львёнок. | ||
6.3. | Медвежонок. | ||
6.4. | Игрушка по выбору. | ||
7. | Выставка работ. | 1 | |
Итого: | 136 |
Методическое обеспечение программы
В программе используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
- репродуктивный(выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
- изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
Материально-техническое обеспечение
Программа рассчитана на проведение занятий по 2 часа 2 раза в неделю. Набор детей осуществляется без ограничений в плане мастерства и таланта детей, принимаются все желающие.
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, чертежи игрушек, инструкционные и технологические карты. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. На занятиях по данной программе потребуются следующие
материалы и инструменты:
- альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
- ткани, мех;
- нитки катушечные разных цветов;
- тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;
- картон;
- поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;
- ножницы, иголки, наперсток;
- мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;
- пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);
- щетка для расчесывания меха;
- электрический утюг;
- спецодежда;
- самоклеющаяся цветная бумага.
Методические рекомендации. Выполнение графических работ
На занятиях ведутся альбомы для выполнения зарисовок игрушек, чертежей. Выкройки-лекала переводятся на альбомные листы карандашом, затем контуры каждой детали выкройки обводят тушью или гелиевой ручкой. При расположении выкроек на листе надо следить затем, чтобы детали не находили друг на друга. Если этого не избежать, необходимо воспользоваться цветными ручками или фломастерами, чтобы разграничить детали выкройки. На листах обычно вначале располагают детали выкроек больших размеров, а между ними помещают маленькие. На чертежах каждой модели делают соответствующую надпись — название детали с указанием количества частей, которые необходимо будет выкроить из материала. В верхней части листа делается надпись — название модели и ее краткая характеристика.
Качество выполнения игрушек из ткани и меха в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки- лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих.
Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. На конверте зарисовывают внешний вид игрушки и делают соответствующие надписи.
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек
Каркасы для игрушек. При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой.
В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.
Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя.
При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом.
При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.
При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. В первую очередь на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса, нитей.
Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.
Детали игрушек из сукна, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина — с припуском 0,5—1 см.
Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным
прибавлением на швы—0,3—0,5 см.
Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных деталей из тонкой ткани.
Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани — ситца, бязи и т.д. вначале сметывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на швейной машине. Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают синтепоном.
Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.
Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти всегда остаются от раскроя игрушек. Набивать формы следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.
Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек выполненных из ткани могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.
Техника безопасности труда. На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности.
При работе ножницами, иголками, булавками:
- Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.
- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
- Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
- Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
- При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
- Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
- Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
- Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
- Сломанную иглу следует отдать руководителю.
При работе электроутюгом:
- При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.
- Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем; иначе он может упасть на пол, на ноги, при падений может возникнуть короткое замыкание.
- Не отвлекаться во время работы утюгом, не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
- Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани.
- Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался, что может привести к излому провода и короткому замыканию.
- Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
- По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.
Список литературы
Для педагогических работников:
- Грибушина Н.В., Тюрина Э.И. Мягкая игрушка мамам и детям, Издательство «САТИС», 1994
- Городкова Т. В., Нагибина М. И. – Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с., (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
- Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.
- Илс Грей Мягкие игрушки, куклы и марионетки., изд. «Просвещение».
- Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
- Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
- Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек- сувениров. М.: Просвещение, 1990.
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.
- Соловьева J1.H. Русская матрешка. М.: «Интербук» Д993.
Ю.Фролова Т.О. Мягкая игрушка. АСТ - Сталкер. Подарок своими руками. 2003.
11. Твердохлеб Е. А. Мягкие игрушки, ЗАО «Росмэн - Пресс», 2007
Для обучающихся:
Грибушина Н.В., Тюрина Э.И. Мягкая игрушка мамам и детям, Издательство «САТИС», 1994
Илс Грей Мягкие игрушки, куклы и марионетки., изд. «Просвещение».
. Твердохлеб Е. А. Мягкие игрушки, ЗАО «Росмэн - Пресс», 2007
Приложение к книге А.В.Ефимовой «Игрушки самоделки».Чертежи выкроек и объяснения. Ленинград, 1965г.
Шик В.П. Подарки., Альбом самоделок, изд. «малыш»Москва 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР
Программа относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Топотушки"
В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмические движения, нетрадиционные виды упражнений для детей с ТМНР....
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Унисон"
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка «Унисон» направлена на формирование целостного отношения к м...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа театральной направленности "Реприза"
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов дейст...
Конспект занятия по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Город фантазеров» на тему «Подарок маме мимозы»
Конспект открытого занятия для детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития, в возрасте от 11 лет до 14 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАДУГА»
Название рабочей программы: Программа внеурочной деятельности «Радуга».Срок, на который разработана рабочая программа: 2023-2024 учебный год.Дополнительная общеобразовательная общеразвиваю...