Программа кружка "Юный химик"
рабочая программа (6, 7 класс)
Программа дополнительного образования « Юный химик» рассчитана на 2 года и предназначена для обучающихся 6-7 классов.
Цель курса – формирование химической компетенции школьников в ходе подготовки к индивидуальной научно-исследовательской деятельности.
Задачи курса являются:
- формирование базовых химических знаний;
- формирование самостоятельности и познавательного интереса учащихся;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_himik.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования « Юный химик» рассчитана на 2 года и предназначена для обучающихся 6-7 классов.
Цель курса – формирование химической компетенции школьников в ходе подготовки к индивидуальной научно-исследовательской деятельности.
Задачи курса являются:
- формирование базовых химических знаний;
- формирование самостоятельности и познавательного интереса учащихся;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
-выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, обсуждать результаты эксперимента, описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии;
-характеризовать простейшие вещества по составу, строению, физическим и химическим свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- записывать формулы веществ;
-характеризовать промышленные и лабораторные способы получения веществ;
- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности
Метапредметные
-осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах интернета, научно-популярных статьях, с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции
Личностные
-осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; -осознавать единство естественнонаучной картины мира;
-классифицировать, структурировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, делать выводы
2.Содержание образовательной программы.
(1 год обучения - 34 часа)
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Лаборатория кабинета химии: реактивы, посуда, оборудование.
Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные приборы. Правила пользования нагревательными приборами. Свеча. История возникновения свечи.
Аппарат Киппа, газометр. Вытяжной шкаф и его использование для проведения опытов. Реактивы и их классы, хранение. Техника безопасности при работе в кабинете химии. Смеси. Способы разделения смесей
Химическая символика. Знаки химических элементов и химические формулы. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Химическое вещество. Физические свойства веществ.
Вода. Растворы.
Роль воды в организме человека. Вода – универсальный растворитель. Растворы. Приготовление растворов. Растворимость. Массовая доля растворённого вещества в растворе.
Воздух.
Состав воздуха. Кислород.
Источники загрязнения воздуха. Выбросы автотранспорта.
Источники радиоактивного излучения.
Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода. Круговорот кислорода. Воздух – неисчерпаемое сырье. Азот – основная часть воздуха. Применение азота.
Эксперименты с кислородом:
получение кислорода, сжигание кислорода, атомарный кислород.
Водород. Круговорот водорода, содержание водорода в космосе, источники водорода на земле.
Вещества и их свойства.
Оксиды. Глина, речной песок, углекислый газ
Кислоты и работа с ними. Распознавание кислот и их свойства. Индикаторы.
Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах. Ядовитые вещества и работа с ними. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов. Горючие вещества и смеси. Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.
Химические реакции.
Признаки химических реакций.
Типы химических реакций в неорганической химии. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ.. Условия, влияющие на скорость реакции Генетическая связь между классами соединений.
Практические работы:
-«Правила работы в химической лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование»
-«Нагревательные приборы»
-«Экстракция, хроматография»
-«Получение кислорода, изучение его свойств»
-«Получение водорода и изучение его свойств»
-«Распознавание кислот и их свойства»
Проекты:
-« Определение чистоты воды из разных источников»
-« Альтернативные источники энергии»
(2 год обучения – 34 часа)
Теоретические основы химии.
Периодический закон Д. И. Менделеева, строение атомов и свойства химических элементов.
Виды химической связи, типы кристаллических решёток.
Аллотропия. Классификация и номенклатура неорганических веществ.
Характерные свойства основных классов неорганических веществ.
Классификация химических реакций.
Составление уравнений химических реакций. Процессы окисления и восстановления.
Качественные реакции на вещества.
Расчетные задачи по химии.
Химические формулы. Расчеты по химическим формулам с использованием относительных атомных и молекулярных масс.
Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Расчеты с использованием понятия моль.
Расчеты по уравнениям химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций.
Растворы. Способы выражения содержания веществ в растворах. Массовая и объемная доля растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием плотности растворов.
Разбавление и концентрирование растворов. Смешение растворов разного состава.
Вещества и их свойства
Оксиды. Горение.
Кислоты. Серная кислота. Первая помощь при кислотных ожогах. Азотная кислота. Необычные свойства азотной кислоты. Травление азотной кислотой металлов.
Нитраты. Свойства нитратов – солей азотной кислоты. Обнаружение нитратов. Соляная, или хлороводородная кислота
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Поваренная соль в организме человека. Когда соль – яд.
Сода, щелочи.
Пища с точки зрения химика. Белки, жиры и углеводы. Микроэлементы и макроэлементы. Витамины. Пищевые добавки.
Парфюмерия и косметика. Духи, туалетная и парфюмерная вода, одеколоны. Кремы, лосьоны, тоники. Декоративная косметика: пудры, помады, тушь для ресниц, тени для век. Химические средства гигиены. Средства ухода за зубами: порошки, пасты, эликсиры для полости рта. Дезодоранты и антиперспиранты. Шампуни, кондиционеры и бальзамы для волос.
Синтетические моющие средства. Стиральные порошки. Отбеливатели.
Химия и медицина. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Антибиотики.
Домашняя аптечка. Средства первой помощи. Аспирин и его свойства. Перекись водорода и её свойства. Перманганат калия и его свойства.
Полимеры. Современные материалы. Нанотехнологии
Химия в сельском хозяйстве. Основные макро и микроэлементы, необходимые для роста и жизнедеятельности растений. Пестициды и гербициды.
Химия строительных материалов. Строительные материалы прошлого, настоящего и будущего.
Химчистка в быту. Удаление пятен.
Мытьё и чистка посуды. Полезные советы по уборке дома.
Практические работы:
-« Качественное определение веществ»
-«Смешение растворов разного состава. Занимательные опыты с растворами»
-«Анализ продуктов на содержание пищевых добавок»
Проекты:
-«Проблема утилизации мусора»
-«Вредные привычки и их профилактика»
3. Тематическое планирование занятий кружка «Юный химик»,
первый год обучения
(1 час в неделю – 34 часа)
Занятия | ТЕМА | Кол-во часов | ||
Теорет-их | практических | |||
Тема 1.Введение. Работа в лаборатории. Химические символы. 6 ч | ||||
1 | Вводное занятие. Лаборатория кабинета химии. Техника безопасности при работав химической лаборатории. Лабораторное оборудование. Аппарат Киппа, газометр. Вытяжной шкаф и его использование для проведения опытов. | 1 | ||
2 | Нагревательные приборы и нагревание. Правила пользования нагревательными приборами.. | 1 | ||
3 | Реактивы и их классы. Хранение реактивов. Мини-лаборатрия. | 1 | ||
4 | Смеси. Способы разделения смесей. | 1 | ||
5 | Практическая работа. Экстракция, хроматография. | 1 | ||
6 | Химическая символика. Знаки химических элементов и химические формулы. | 1 | ||
Тема 2. Вода. Растворы – 6 часов | ||||
6 | Вода. Состав и свойства воды. Круговорот воды в природе. | 1 | ||
7 | Роль воды жизни человека. Источники загрязнения воды. Способы очистки воды. | 1 | ||
8 | Вода – универсальный растворитель. Растворы. Растворимость. Массовая доля растворённого вещества в растворе. | 1 | ||
9-11 | Проект « Определение чистоты воды из разных источников». | 3 | ||
Тема 3. Воздух – 6 часов | ||||
12 | Состав воздуха. Загрязнение воздуха. Выбросы автотранспорта. | 1 | ||
13 | Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода. Круговорот кислорода. | 1 | ||
14 | Способы собирания газов. Получение кислорода, изучение его свойств. | 1 | ||
15 | Водород. Круговорот водорода, содержание водорода в космосе, источники водорода на земле. Получение водорода и изучение его свойств. | 1 | ||
16-17 | Проект « Альтернативные источники энергии» | 2 | ||
Тема 4.Вещества и их свойства– 9 час | ||||
18 | Оксиды. Глина, речной песок, углекислый газ. | 1 | ||
19 | Индикаторы. | 1 | ||
20 | Кислоты и работа с ними. Распознавание кислот и их свойства. | 1 | ||
21 | Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей. | 1 | ||
22 | Яды. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов. | 1 | ||
23 | Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси. | 1 | ||
24 -26 | Проект « Изготовление продукта в условиях лаборатории» ( слайм, новогодние игрушки, кристаллы». | 3 | ||
Тема 6. Химические реакции – 7 час | ||||
28-29 | Физические и химические явления. Признаки химической реакции. Горение. | 2 | ||
30 | Типы химических реакций в неорганической химии. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ. | 1 | ||
31 | Генетическая связь между классами соединений. | 1 | ||
32-34 | Занимательная химия – постановка простейших занимательных опытов для учащихся младших классов. | 3 | ||
Всего: | 16 | 18 |
Тематическое планирование занятий кружка «Юный химик»,
второй год обучения
(1 час в неделю – 34 часа)
Тема 1. Теоретические основы химии – 9 часов | . | |||
Теоретических | Практических | |||
1 | Периодический закон Д. И. Менделеева, строение атомов и свойства химических элементов. | 1 | ||
2 | Виды химической связи, типы кристаллических решёток. Изучение свойств веществ с определённым типом кристаллической решётки. | 1 | ||
3 | Электронные и структурные формулы веществ. Аллотропия. | 1 | ||
4 | Классификация и номенклатура неорганических веществ. | 1 | ||
5 | Характерные свойства основных классов неорганических веществ. | 1 | ||
6 | ОВР | 1 | ||
7 | Обменные реакции. | 1 | ||
8-9 | Качественные реакции Практическая работа « Качественное определение веществ». | 1 | 1 | |
Тема 2. Расчетные задачи по химии – 6 часов | ||||
10 | Химические формулы. Расчеты по химическим формулам с использованием относительных атомных и молекулярных масс. | 1 | ||
11 | Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Расчеты с использованием понятия моль. | 1 | ||
12 | Закон сохранения массы веществ. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций. | 1 | ||
13 | Расчеты по уравнениям химических реакций. | 1 | ||
14 | Расчеты, связанные с использованием плотности растворов. | 1 | ||
15-16- | Разбавление и концентрирование растворов. Смешение растворов разного состава. Занимательные опыты с растворами. | 1 | 1 | |
Тема 3. Вещества и их свойства. Химия в быту – 15 часов | ||||
17 | Поваренная соль и её свойства. Соляная кислота | 1 | ||
18 | Серная кислота, сульфаты. | 1 | ||
19 | Азотная кислота и ее соли. | 1 | ||
20 | Всё о пище с точки зрения химика. Белки, жиры и углеводы. Витамины. Пищевые добавки. | 1 | ||
21 | Практическая работа «Анализ продуктов на содержание пищевых добавок». | 1 | ||
22 | Парфюмерия и косметика. Химические средства гигиены. СМС. Мыла. | 1 | ||
23 | Бытовая химия.. Домашняя аптечка. | 1 | ||
24-26 | «Проблема утилизации мусора» - социальный проект. | 1 | 2 | |
27 | Полимеры. Современные материалы. Нанотехнологии. | 1 | ||
28 | Химия и сельское хозяйство. Химия строительных материалов. | 1 | ||
29-31 | Спирты. «Вредные привычки и их профилактика.» - социальный проект. | 1 | 2 | |
32-34 | .Научно – практическая конференция « Мы – юные химики». | 1 | 2 | |
Всего: | 24 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа в 8 химико-биологическом классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 8 «Д»класс. Профильный уровень(химико-биологический)...
Рабочая программа в 10 химико-биологическом классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 10 класс. Профильный уровень....
Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...
Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...
Программа кружка по химии для 8 класса "Юный химик"
Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, ве...
Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год) 8 класс
Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год) Основная цель курса- поддержать интерес к и...
Программа по профориентации для 9-11 классов химико-биологического профиля
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах ...