Программа кружка по химии для 8 класса "Юный химик"
материал по химии (8 класс) по теме
Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка по химии для 8 класса "Юный химик" | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Цели и задачи программы:
- расширение и углубление знаний учащихся по химии;
- развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
- формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
- изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
- научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
- научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;
- развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.
В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Базовые понятия: правила техники безопасности.
Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Базовые понятия: лабораторное оборудование.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.
Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.
Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
- Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
- Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.
Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).
Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
Демонстрации: образцы солей.
- Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
Тема5. Химия и пища (6 ч.)
Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
- Практическая работа №4. Гашение соды.
- Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 6. Химия в быту(8 ч.)
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
- Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.
Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.
Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.
- Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.
Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.
- Практическая работа №8. Действие этанола на белок.
Итоговое занятие (1ч.)
Учебно-тематический план
№ п/п | наименование темы | количество часов | из них | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | 1 | 1 | - |
3 | Знакомство с лабораторным оборудованием | 1 | 1 | - |
4 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту | 6 | 4 | 2 |
5 | Ядовитые соли и работа с ними | 2 | 1 | 1 |
6 | Химия и пища | 6 | 4 | 2 |
7 | Химия в быту | 8 | 7 | 1 |
8 | Химия лекарств | 5 | 4 | 1 |
9 | Влияние вредных привычек на организм человека | 4 | 3 | 1 |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Итого: | 35 ч | 27ч | 8ч |
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны
знать/понимать:
- правила безопасной работы в кабинете химии;
- правила обращения с веществами;
- правила работы с лабораторным оборудованием;
- порядок организации рабочего места.
уметь:
- выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
- оказывать меры первой помощи;
- определять цель, выделять объект исследования;
- наблюдать и изучать явления и свойства;
- описывать результаты наблюдений;
- создавать необходимые приборы;
- представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
- составлять отчет;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
- осуществлять проектную деятельность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
лабораторным оборудованием; - формирования высокой культуры отношения к природе;
- критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
для учащихся:
- Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
- Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.
- Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
для учителя:
- Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
- Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
- Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
- Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
- Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил
Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/
Календарно-тематический план
№ п/п | дата | тематика занятий | час | планируемые результаты | |
план | факт | ||||
Вводное занятие (1 ч.) | |||||
1 | Химические знания в повседневной жизни человека | 1 | Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки – эксперименте. | ||
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.) | |||||
2 | Изучение правил техники безопасности | 1 | Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете химии | ||
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.) | |||||
3 | Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. | 1 | Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии | ||
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.) | |||||
4 | Вода в масштабе планеты. | 1 | Иметь представление о значении воды для жизни на планете Земля; уметь описывать круговорот воды в природе | ||
5 | Экологическая проблема чистой воды. | 1 | Иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать о свойствах и «аномалиях» воды | ||
6 | Растворение | 1 | Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя | ||
7 | Роль растворов в природе и жизни человека | 1 | Знать и понимать значение растворов в природе и жизни человека. Знать основные типы растворов | ||
8 | Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости. | 1 | Закреплять практические навыки. Уметь приготавливать насыщенные и перенасыщенные растворы, составлять графиков растворимости и использовать их при решении задач | ||
9 | Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде. | 1 | Закреплять практические навыки. Уметь доказывать свойство воды как универсального растворителя на примере растворения оконного стекла | ||
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.) | |||||
10 | Ядовитые вещества в жизни человека | 1 | Знать примеры ядовитых веществ, иметь представление об оказании мер первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов. | ||
11 | Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов. | 1 | Закреплять практические навыки. Иметь представление об ионах тяжелых металлов и уметь проводить опыты по их осаждению | ||
Тема5. Химия и пища (6 ч.) | |||||
12 | Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс. | 1 | Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса для живых клеток и организма в целом | ||
13 | Влияние на организм белков, жиров, углеводов. | 1 | Изучить влияние белков, жиров, углеводов на организм. Знать о последствиях нарушения баланса этих веществ в организме. | ||
14 | Витамины: как грамотно их принимать | 1 | Иметь представление о витаминах: классификацию, физиологическое действие. Знать и уметь объяснять понятия «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз» | ||
15 | Практическая работа №4. Гашение соды. | 1 | Закреплять практические навыки. Уметь проводить и комментировать процесс гашения соды | ||
16 | Практическая работа №5. Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. | 1 | Закреплять практические навыки. Знать способы разделения смесей, уметь применять эти знания для очистки поваренной соли | ||
17 | Зачет №1 (по темам 1-5) | 1 | |||
Тема 6. Химия в быту (8 ч.) | |||||
18 | Виды бытовых химикатов | 1 | Ознакомиться с видами бытовых химикатов; уметь характеризовать их с позиций пользы и вреда | ||
19 | Разновидности моющих средств | 1 | Знать классификацию моющих средств; иметь представление о действии СМС на окружающую среду | ||
20 | Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней | 1 | Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания спичек и бумаги. Уметь характеризовать значение этих изобретений для жизни человека | ||
21 | История стеклоделия. | 1 | Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания стекла; виды декоративной обработки стекла. | ||
22 | Керамика: от истории изобретения до наших дней | 1 | Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания керамических изделий. Знать об истории фарфора. | ||
23 | Химия и косметические средства | 1 | Знать роль химии в создании косметических средств; уметь называть положительные и отрицательные аспекты этого вопроса | ||
24 | Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира | 1 | Закреплять практические навыки. Уметь проводить опыты по выведению пятен ржавчины, чернил, жира | ||
25 | Зачет №2 (по теме 6) | ||||
Тема 7. Химия лекарств (5 ч.) | |||||
26 | Лекарства и яды в древности | 1 | Иметь представление о способах применения лекарственных средств в древности, знать о способах их получения | ||
27 | Аспирин: за и против. | 1 | Уметь характеризовать физиологическое действие аспирина как лекарственного средства. Иметь представление о двояком действии на организм. | ||
28 | Понятие о фитотерапии | 1 | Иметь представление о фитотерапии; уметь характеризовать роль растений в получении лекарственных средств как альтернативе синтетических препаратов | ||
29 | Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость). | 1 | Закреплять практические навыки. Уметь исследовать лекарственные препараты методом «пятна» (вязкость). | ||
30 | Зачет №3 (по теме 7) | 1 | |||
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.) | |||||
31 | Курить – здоровью вредить! | 1 | Иметь представление об истории появления табака в России. Знать о вреде курения | ||
32 | Наркомания – опасное пристрастие. | 1 | Иметь представление о физиологическом воздействии наркотических средств на организм, знать о вреде наркомании как опасном пристрастии | ||
33 | Практическая работа №8. Действие этанола на белок. | 1 | Закреплять практические навыки. Иметь представление о денатурации белка. Уметь доказывать опытным путем действие этанола на белок. | ||
34 | Зачет№4 (по теме 8) | 1 | |||
Итоговое занятие (1ч.) | |||||
35 | Защита исследовательских работ | 1 | Подведение итогов курса, защита исследовательских работ | ||
Итого: | 35ч |
Приложение
Примерные темы для подготовки сообщений.
- Чудесный мир бумаги.
- Много ли соли в солонках страны?
- «Соляные бунты» в России.
- Физиологический раствор в медицинской практике.
- Имеет ли вода память?
- Влажность воздуха и самочувствие человека.
- Выводим пятна со страниц книги.
- Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
- История бумажных денег.
- Вода в космосе.
Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)
- Очистные сооружения городского водоканала .
- История спички.
- Экологические проблемы акватории Татарстана.
- Бумага — материальный носитель различных видов искусства
(презентация в программе Power Point).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по химии "Химия и жизнь"
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу химического кружка "Химия и жизнь".Программа разработана для обучающихся общеобразовательных классов....
Программа кружка по химии "Занимательная химия "
Программа кружка по химии...
Программа кружка по химии в 9 классе "Химия в знакомых предметах"
программа кружка по химии в 9 классе содержит пояснительную запискку, тематическое планирование....
Рабочая программа кружка по химии "Химия в задачах"
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Да...
рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"
рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"...
Программа кружка по химии: "Вездесущая химия!"
Программа кружка для обучающихся 9 класса....
Программа кружка по химии "Химия в задачах" 9 класс
Умение решать различные задачи занимает в химическом образовании важное место, т.к. обеспечивает более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии....