Программа кружка по химии для 8 класса "Юный химик"
материал по химии (8 класс) по теме

Шарафутдинова Ольга Николаевна

Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

Цели и задачи программы:  

  • расширение и углубление знаний учащихся по химии;
  • развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой  активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
  • формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
  • изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
  • научно обосновать важность ведения здорового образа жизни,  развивать интерес к предмету;
  • развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.

В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.

Содержание программы

  Вводное занятие  (1 ч.) 

 Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.

Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.

Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Базовые понятия: правила техники безопасности.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: лабораторное оборудование.

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)

Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.

 Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.

Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».

  • Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
  • Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.

Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).

Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.

Демонстрации: образцы солей.

  • Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

Тема5. Химия и пища (6 ч.)

Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».

Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.

Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять  безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.

  • Практическая работа №4. Гашение соды.
  • Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

Тема 6. Химия в быту(8 ч.)

 Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

Спички. История изобретения спичек.

Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.

Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.

Керамика. Виды керамики. История фарфора.

Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.

Базовые умения:  расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».

Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

  • Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)        

Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.

Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.

Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.

Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.

  • Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

Тема 8.  Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.

Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.

  • Практическая работа №8. Действие этанола на белок.

Итоговое занятие (1ч.)

Учебно-тематический план


п/п

наименование темы

количество  часов

из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

1

1

-

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

1

1

-

4

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

6

4

2

5

Ядовитые соли и работа с ними

2

1

1

6

Химия и пища

6

4

2

7

Химия в быту

8

7

1

8

Химия лекарств

5

4

1

9

Влияние вредных привычек на организм человека

4

3

1

10

Итоговое занятие

1

1

-

Итого:

35 ч

27ч

Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе освоения курса учащиеся должны 

знать/понимать:

  • правила безопасной работы в кабинете химии;
  •  правила обращения с веществами;
  •  правила работы с лабораторным оборудованием;
  •  порядок организации рабочего места.

уметь:

  • выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
  • оказывать  меры первой помощи;
  • определять цель, выделять объект исследования;
  • наблюдать и изучать явления и свойства;
  • описывать результаты наблюдений;
  • создавать необходимые приборы;
  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
  • составлять отчет;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • осуществлять проектную деятельность.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
  •  экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
    лабораторным оборудованием;
  • формирования  высокой культуры отношения к природе;
  • критической  оценки достоверности  химической  информации,
    поступающей из разных источников.

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы

 для учащихся:

  1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
  2. Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.
  3. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.

для учителя:

  1. Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
  3. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
  4. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
  5. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил

Ресурсы интернета:   http://school-collection.edu.ru/

                           http://www.xumuk.ru/

  http://www.openclass.ru/

  http://www.vokrugsveta.ru/

  http://ru.wikipedia.org/wiki/

Календарно-тематический план


п/п

дата

тематика занятий

час

планируемые результаты

план

факт

Вводное занятие  (1 ч.) 

1

Химические знания в повседневной жизни человека

1

Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь  представление об основном методе науки – эксперименте.

Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)

2

Изучение правил техники безопасности

1

Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете химии

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)

3

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

1

Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)

4

Вода в масштабе планеты.

1

Иметь представление о значении воды для жизни на планете Земля; уметь описывать круговорот воды в природе

5

Экологическая проблема чистой воды.

1

Иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать о  свойствах и «аномалиях» воды

6

Растворение

1

Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя

7

Роль растворов в природе и жизни человека

1

Знать и понимать значение растворов в природе и жизни человека. Знать основные типы растворов

8

Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных  растворов. 

Составление и использование графиков растворимости.

1

Закреплять практические навыки. Уметь приготавливать насыщенные и перенасыщенные  растворы, 

составлять графиков растворимости и использовать их при решении задач

9

Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

1

Закреплять практические навыки. Уметь доказывать свойство воды как универсального растворителя на примере растворения оконного стекла

Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)

10

Ядовитые вещества в жизни человека

1

Знать примеры ядовитых веществ, иметь представление об оказании  мер первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов. 

11

Практическая работа №3. 

Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

1

Закреплять практические навыки. Иметь представление об ионах тяжелых металлов и уметь проводить опыты по их осаждению

Тема5. Химия и пища (6 ч.)

12

Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс.

1

Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса для живых клеток и организма в целом

13

Влияние на организм белков, жиров, углеводов.

1

Изучить влияние белков, жиров, углеводов на организм. Знать о последствиях нарушения баланса этих веществ в организме.

14

Витамины: как грамотно их принимать

1

Иметь представление о витаминах: классификацию, физиологическое действие. Знать и уметь объяснять понятия «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз»

15

Практическая работа №4.

 Гашение соды.

1

Закреплять практические навыки. Уметь проводить и комментировать процесс гашения соды

16

Практическая работа №5.

Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

1

Закреплять практические навыки. Знать способы разделения смесей, уметь применять эти знания для очистки поваренной соли

17

Зачет №1 (по темам 1-5)

1

Тема 6. Химия в быту (8 ч.)

18

Виды бытовых химикатов

1

Ознакомиться с видами бытовых химикатов; уметь характеризовать их с позиций пользы и вреда

19

Разновидности моющих средств

1

Знать классификацию моющих средств; иметь представление о действии СМС на окружающую среду

20

Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней

1

Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания спичек и бумаги. Уметь характеризовать значение этих изобретений для жизни человека

21

История стеклоделия.

1

Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания стекла; виды декоративной обработки стекла.

22

Керамика: от истории изобретения до наших дней

1

Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания керамических изделий. Знать об истории фарфора.

23

Химия и косметические средства

1

Знать роль химии в создании косметических средств; уметь называть положительные и отрицательные аспекты этого вопроса

24

Практическая работа №6. 

Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

1

Закреплять практические навыки. Уметь проводить опыты по выведению пятен ржавчины, чернил, жира

25

Зачет №2 (по теме 6)

Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)

26

Лекарства и яды в древности

1

Иметь представление о способах применения лекарственных средств в древности, знать о способах их получения

27

Аспирин: за и против.

1

Уметь характеризовать физиологическое действие аспирина как лекарственного средства. Иметь представление о двояком действии на организм.

28

Понятие о фитотерапии

1

Иметь представление о фитотерапии; уметь характеризовать роль растений в получении лекарственных средств как альтернативе синтетических препаратов

29

Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

1

Закреплять практические навыки. Уметь исследовать лекарственные препараты методом «пятна» (вязкость).

30

Зачет №3 (по теме 7)

1

Тема 8.  Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)

31

Курить – здоровью вредить!

1

Иметь представление об истории появления табака в России. Знать о вреде курения

32

Наркомания – опасное пристрастие.

1

Иметь представление о физиологическом воздействии наркотических средств на организм, знать о вреде наркомании как опасном пристрастии

33

Практическая работа №8.

Действие этанола на белок.

1

Закреплять практические навыки. Иметь представление о денатурации белка. Уметь доказывать опытным путем действие этанола на белок.

34

Зачет№4 (по теме 8)

1

Итоговое занятие (1ч.)

35

Защита исследовательских работ

1

Подведение итогов курса, защита исследовательских работ

Итого:

35ч

Приложение

Примерные темы для подготовки сообщений.

  1. Чудесный мир бумаги.
  2. Много ли соли в солонках страны?
  3. «Соляные бунты» в России.
  4. Физиологический раствор в медицинской практике.
  5. Имеет ли вода память?
  6. Влажность воздуха и самочувствие человека.
  7. Выводим пятна со страниц книги.
  8. Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
  9. История бумажных денег.
  10. Вода в космосе.

Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)

  1. Очистные сооружения городского водоканала .
  2. История спички.
  3. Экологические проблемы акватории Татарстана.
  4. Бумага — материальный носитель различных видов искусства

         (презентация в программе Power Point).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по химии "Химия и жизнь"

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу химического кружка "Химия и жизнь".Программа разработана для обучающихся общеобразовательных классов....

Программа кружка по химии в 9 классе "Химия в знакомых предметах"

программа кружка по химии в 9 классе содержит пояснительную запискку, тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по химии "Химия в задачах"

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Да...

рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"

рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"...

Программа кружка по химии: "Вездесущая химия!"

Программа кружка для обучающихся 9 класса....

Программа кружка по химии "Химия в задачах" 9 класс

Умение решать различные задачи занимает в химическом образовании важное место, т.к. обеспечивает более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии....