Программа по профориентации для 9-11 классов химико-биологического профиля
рабочая программа (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientatsii_9-11klassy | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профориентации «Профессия и карьера» для 9-11 классов химико-биологического профиля на 2013/2014 учебный год | РП СМК 2012 (3) | |
Стр. из |
Принято
Педагогическим советом
Протокол № ___________
от «___»__________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профориентации
«Профессия и карьера»
для 9-11 х классов
химико-биологического профиля
на 2013-2014 учебный год
Составители:
Павлухина Елена Александровна, классный руководитель 9 «В» класса
Токарева Наталья Николаевна, классный руководитель 9 «Б» класса
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________________________
от «___»__________2013г.
Новокузнецк 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка_________________________________________3-5
- Учебно-тематический план______________________________________6- 16
- Используемые методики ______________________________________ 17
- Список литературы_______________________________________18
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.д.
Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Введение в профессию» разработана с учётом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения.
Программа базируется на учебном пособии Г. Резапкиной «Психология и выбор профессии». В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 часа).
Каждая тема укладывается в рамки одного урока. В программе использованы различные типы уроков. Это и профессиональная диагностика с использованием надёжных, зарекомендовавших себя методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.
Основная идея курса.
Профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от личностных качеств человека, его мотивации и квалификации. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Цель программы – актуализировать процесс профильного и профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
Задачи:
- Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью их включения в систему специально организованных профессиональных проб.
Перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 9 класса
Тема | Что я знаю о своих возможностях? | ||||
Кол-во часов | 5 часов. | ||||
Цель и задачи изучения темы | 1) Сформировать основы профессиональной культуры; 2) Ознакомить учащихся с методами самопознания, выявления своих профессиональных интересов, способностей и возможностей; 3) Оказать учащимся помощь в осознанном выборе профессии и подготовке к профессиональному самоопределению; 4) Вооружить учащихся знаниями основ профессиональной деятельности. | ||||
Поурочное планирование изучения темы | |||||
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на индивидуаль ную учебную деятельность | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Виды диагностического контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Самооценка и уровень притязаний. | Ознакомится со своей самооценкой. | Ответы на анкету. | ||
2. | Темперамент и профессия. | Определение темперамента. | Ответы на анкету. | ||
3. | Стресс и тревожность | Изучить уровень тревожности. | Ответы на анкету. | ||
4. | Определение типа мышления | Определение типа мышления. | Ответы на анкету. | ||
5. | Определение организаторских и коммуникативных способностей | Ответы на анкету. | |||
Тема | Что я знаю о профессиях? | ||||
Кол-во часов | 9 часов. | ||||
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на индивидуаль ную учебную деятельность | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Виды диагностического контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. | Введение. Как выбрать профессию. Что влияет на выбор профессии. | Составление требований к выбору профессий. | |||
2. 3. | Классификация профессий. Многообразие мира профессий | Характеризовать типы профессий. | Составить классификацию профессий | ||
4. | Определение типа будущей профессии | Знать основы жизненного и профессионального самоопределения. | Тест. | ||
5. 6. | Профессия, специальность, должность. Формула профессии | Знать систему профессионально-технического образования. Пути получения профессии. | Подготовка сообщений. | ||
7. | Определение профессиональных предпочтений | Изучить собственные профессиональные предпочтения. | Оформление личных предпочтений. | ||
8-9 | Интересы и склонности в выборе профессии | Знать основы жизненного и профессионального самоопределения. | Тест. | ||
Родительское собрание «Итоги диагностических исследований по профориентации учащихся» | |||||
Тема | Профессии, связанные с химией | ||||
Кол-во часов | 5 часов. | ||||
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на индивидуаль ную учебную деятельность | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Виды диагностического контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. | Профессия «Медицинская сестра» | Знать характеристику профессии; профессионально важные качества; знания и умения. Медицинские противопоказания. | Подготовка сообщений. | ||
2. | Профессия «Химик-технолог» | Знать характеристику профессии; профессионально важные качества; знания и умения. Медицинские противопоказания | Подготовка презентации. | ||
3. | Профессия «Эколог» | Знать характеристику профессии; профессионально важные качества; знания и умения. Медицинские противопоказания. | Подготовка сообщений. | ||
4. | Профессия «Криминалист» | Знать характеристику профессии; профессионально важные качества; знания и умения. Медицинские противопоказания. | Подготовка презентации. | ||
5. | Профессия «Фармацевт» | Знать характеристику профессии; профессионально важные качества; знания и умения. Медицинские противопоказания. | Подготовка сообщений. | ||
Родительское собрание с детьми «Калейдоскоп профессий» | |||||
Тема | Планирование профессиональной карьеры | ||||
Кол-во часов | 15 часов. | ||||
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на индивидуаль ную учебную деятельность | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Виды диагностического контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. | Профессия и здоровье. | Знать основные требования к состоянию здоровья по изученным профессиям. | Составление карты. | ||
2. | Мотивы и потребности | Тест | |||
3. 4. | Современный рынок труда | Анализ востребованных профессий на рынке труда. | Отчет по анализу рынка труда. | ||
5. | Пути получение профессии | Знать основные ступени получения профессии. | |||
6. | Основы делового этикета | Ознакомиться с принципами делового общения;правилами представления; этикетом деловой беседы. | Ролевая игра. | ||
7. | Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем? | Знать правила собеседования. | Ролевая игра. | ||
8. 9. | Письменные сообщения. Резюме | Составить собственное резюме. | |||
10. 11 | Знакомство с предприятиями города (экскурсии) | Экскурсия на химические предприятия города. | |||
12. | Выбор места учёбы | Знакомство с учебными учреждениями по подготовке специалистов. | |||
13. | Куда пойти учиться? | ||||
14. 15. | Проект «Моя будущая профессия» | Защита проекта | |||
Родительское собрание с детьми «Репортаж с места работы» |
3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 10 класса
Тема | Где получить профессию? | ||||
Кол-во часов | 17 часов. | ||||
Цель и задачи изучения темы | 1) Сформировать способность анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка; 2) Ознакомить учащихся с путями получения профессионального образования; 3) Оказать учащимся помощь в осознанном выборе профессии и подготовке к профессиональному самоопределению; | ||||
Поурочное планирование изучения темы | |||||
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на индивидуаль ную учебную деятельность | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Виды диагностического контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Учреждения высшего профессионального образования г.Новокузнецка (КемГУ) | Встреча с представителями Новокузнецкого филиала КемГУ. / экскурсия в КемГУ. . | беседа | ||
2. | Учреждения высшего профессионального образования г.Новокузнецка (филиал КузГТУ) | Встреча с представителями ВУЗа. | |||
3. | Учреждения высшего профессиональого образования г.Новокузнецка (СибГИУ). | Экскурсия в СибГИУ. | |||
4. | Новокузнецкий филиал МЭСИ. | Обзорная лекция | |||
5. | ВУЗы Сибири. | Защита проекта учащихся | |||
6 | Востребованные профессии на рынке труда г.Новокузнецка. | Обзорная лекция | |||
Родительское собрание «Востребованные профессии на рынке труда » | |||||
7. | Встреча с представителями профессий химико-биологического профиля. | Беседа. | |||
8. | Что ценят современные работодатели? | Игровые ситуации. | |||
9. | Быть конкурентно способным. Что это значит? | диспут | |||
10. | Твоя профессиональная карьера. | Мини-проект, создание профориентационной памятки для старшеклассников и их родителей | |||
11-12. | Выбор профессий химико-биологического профиля. | Посещение «Ярмарки учебных мест» (в центре занятости населения). | |||
13-15. | Сделай свой выбор в мире профессий! | Групповой проект. | |||
16-17. | Сделай свой выбор в мире профессий! | Защита групповогопроекта | |||
Родительское собрание «Знакомство с учебными заведениями химико-биологического профиля» |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 11 класса
Тема | Я в будущей профессии | ||||
Кол-во часов | 17 часов. | ||||
Цель и задачи изучения темы | 1) Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии 2) Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров | ||||
Поурочное планирование изучения темы | |||||
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на индивидуаль ную учебную деятельность | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Виды диагностического контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Родительское собрание «Психолого-педагогическая помощь родителям в профессиональном самоопределении их детей» | |||||
1-2 | Личные и профессиональные цели. | Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия | |||
3 | Личный профессиональный план. |
| |||
4-5 | Карьера. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. | Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия | |||
6 | Конкурентоспособная личность. | Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия | |||
7-8 | Полипрофессионализм. Лидерство. Что ценят современные работодатели. | Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия | |||
9-10 | Коммуникативные навыки в деловом конструктивном общении. | Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия | |||
11-12 | Конфликты. | Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия | |||
13 | Как добиться успеха при устройстве на работу. | Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия | |||
14-15 | Интервью и составление резюме при приеме на работу. | психодиагностические методы исследования личности, рефлексия | |||
16-17 | Составление индивидуального (личного) профессионального плана. | Подведение итогов, защита творческих проектов, рефлексия | |||
Родительское собрание «Создание положительного микроклимата в семье в период подготовки и сдачи ЕГЭ» |
Используемые методики.
1. Методика определения самооценки (Таблица качеств характера)
2. Методика определения типа темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка)
3. Определение уровня умственного развития (Школьный тест умственного развития – ШТУР)
4. Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда)
5. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)
6. Методика определения организаторских и коммуникативных способностей.
7. Методика «Определение уровня тревожности»
8. Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова)
9. Методика «Моё здоровье»
10. Определение мотивации (методика Е. Головахи)
Литература.
- «Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки», Г. Резапкина, М., 2006.
- «Твоя будущая профессия», Н. Тутубалина, Ростов-на-Дону,2005.
- «Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника», Г. Резапкина, М. 2006.
- «Выбираем профессию», А. Грецов, М., 2005.
- «Технология», И. Арефьев, М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-иематическое планирование по алгебре. 10 класс. Химико-биологический профиль.
Календарно-тематическое планирование по алгебре. 10 класс. Химико-биологический профиль. УМК "Алгебра 10 клас. Профильный уровень. Автор А.Г.Мордкович" Солгасно федеральному базисному плану на изучени...
Технологическая карта урока "Введение в науку биотехнология" в 11 классе химико-биологического профиля
Раздел «Биотехнология» является логическим продолжением темы «Селекция организмов».Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, сыроварением и другими способами пригот...
Формирование креативности, коммуникативности и рефлексии на уроках биологии в классах химико-биологического профиля.
Ситуации способствующие развитию креативности. Характеристика ситуаций: 1.Творчские задания выделяемые по видам творческих процедур- А) задания на видение новых функций объекта, Б) задания на видение...
Рабочая программа .Для 11 классов химико-биологического, информационно-математического профилей
По учебном плану Лицея № 20 на изучение физики в 11 химико-биологическом и информационно-математическом классах отводится 136 часов в год, так как физика в этих профилях является предметом, смежным с ...
организация проектной деятельности в классах химико-биологического профиля
В статье приведены примеры авторских проектов для учащихся старших классов профильной школы....
Рабочая программа по химии 10 класс химико-биологического профиля
Рабочая программа по химии химико-биологического профиля 10 класс по учебнику Кузнецоой Н.Е.Программа содержит приложение: контрольные, практические работы, лабораторные опыты...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Учусь решать задачи по химии» с обучающимися 8 класса химико-биологического профиля
Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического п...