Эллектив по русскому языку 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)
Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_9_klass_podgotovka_k_oge.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Георгиевская СОШ» _________ «____»_____ 20 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора школы по УВР ____________ «____»_____ 20 г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _________________ «____»_____ 20 г. |
Программа элективного курса
по русскому языку
для обучающихся 9 класса
«Секреты грамотного письма»
Составитель: Вайц Е.Е.
учитель русского языка и литературы
2020
Пояснительная записка
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов.
Наша задача сегодня – разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались недостаточными.
Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.
Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.
Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Цель курса:
обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.
Задачи курса:
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
- формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;
- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы;
- учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- писать сочинения части С
- сокращать текст изложения
Курс составляет 68 часов в год, состоит из трех частей. 1 часть «Сжатое изложение», 2 часть «Сочинение – рассуждение», 3 часть «Тестовые задания 2-8».
Программа носит примерный характер, каждый тематический блок может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание курса «Подготовка к ОГЭ»
1. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.
Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2020. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
2. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Задание 1. Сжатое изложение. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
3. Задание 1. Сжатое изложение.
Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
4.Задание 1. Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
5. Задание 1. Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
6. Задание 1. Выбор приемов сжатия.
7. Задание 1. Написание изложения.
8. Задание 9. Сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценки задания
9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
9. Задание 9. Учимся формулировать тезис.
Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса.
10. Задание 9. Учимся аргументировать.
Понятие аргументов. Виды аргументов.
11. Задание 9. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Варианты выводов в сочинении.
12 – 14. Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему.
15. Тестирование.
16. Фактические ошибки
Виды фактических ошибок.
17. Речевые ошибки
Виды речевых ошибок.
18. Грамматические ошибки
Виды грамматических ошибок.
19. Понимание текста.
Работа с текстами разных стилей. Понятие стиля и типа речи.
20. Лексическое значение слова.
Понятие лексики. Прямое и переносное значение слова.
21. Выразительные средства. Задание 7
Тропы и фигуры речи. Метафора. Антитеза. Синекдоха. Олицетворение.
Сравнение.
22. Синонимы. Задание 8.
Понятие нейтральных синонимов.
23. Правописание корней. Задание 5.
Правописание корней с чередованием, с безударной гласной в корне слова.
24. Правописание приставок. Задание 5.
Правописание приставок пре и при, приставок на звонкие и глухие согласные, неизменяемых на письме.
25. Правописание суффиксов. Задание 5.
Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий, прилагательных, существительных, наречий.
26. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание 3.
Знаки препинания при обращениях, вводных словах и предложениях, вставных конструкциях.
27. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание 3.
28. Сложноподчиненное предложение.
29. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание 3.
30. Словосочетание. Задание 4.
31. Грамматическая основа предложения. Задание 2.
32. Простое осложненное предложение. Задание 3,4
33. Сложные бессоюзные предложения. Задание 3.
34. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания 3.
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
9 класс
(68 часов)
№ | Кол- во часов | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятельности | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||
2 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2019. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | |||
2 | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | Мини-лекция, практикум | Работа в группах, анализ сочинений. | |||
Часть 1 | ||||||
2 | Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | |||
2 | Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | |||
2 | Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | |||
2 | Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | |||
2 | Задание 1. Выбор приемов сжатия. | Практикум, изложение | Создание текста, оценивание | |||
Часть 3 | ||||||
2 | Задание 9.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |||
2 | Задание 9.1. Учимся формулировать тезис. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |||
2 | Задание 9.1. Учимся аргументировать. | Мини-лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |||
2 | Задание 9.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |||
2 | Задание 9.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. | Мини-лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |||
2 | Задание 9.2, 9.3 Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоятельная работа | |||
2 | Задание 9.2, 9.3 Учимся аргументировать. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | |||
2 | Задание 9.2, 9.3 Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоятельная работа | |||
Часть 2 | ||||||
2 | Понимание текста. Задание 2. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Целостность текста. Задание 2,6 | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Извлечение информации. Задание 6. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Задание 8. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Лексическое значение слова. Задание 8. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Выразительные средства. Задание 7. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Выразительные средства. Задание 7. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Правописание корней. Задание 5. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Правописание приставок. Задание 5. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Правописание суффиксов. Задание 5. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание 3. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание 3. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание 3. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Словосочетание. Задание 4. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Грамматическая основа предложения. Задание 2. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Простое осложненное предложение. Задание 2. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Сложные бессоюзные предложения. Задание 2. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | |||
2 | Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание 2. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
Литература, материалы:
- Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2016: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
- Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
- Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
- Работы учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Проверочная работа по русскому языку Класс: 5 класс
Обобщение тем: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа; имена существительные, которые имеют форму только единственного числа; разносклоняемые имена существ...