Презентация на тему "Профориентационная работа в условиях введения ФГОС ОО"
презентация к уроку

Кондратьева Екатерина Васильевна

Презентация на тему "Профориентационная работа в условиях введения ФГОС ОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_voprosy_prof._raboty.pptx460.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профориентационная работа в условиях введения ФГОС ОО Кухта Е. Е., методист МБОУ ДПО «Научно-методический центр»

Слайд 2

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека

Слайд 3

Все работы хороши, Выбирай на вкус. В.В. Маяковский

Слайд 4

Профессиональная ориентация – специально организованная научно-практическая деятельность общественных институтов , направленная на решение комплекса задач по оптимизации процесса трудоустройства различных групп населения в соответствии с желаниями , склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом. КонцепциЯ организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ОБУЧАЮЩИХСЯ в условиях непрерывноСТИ образования (ПРОЕКТ, 2012 )

Слайд 5

Профессиональная ориентация – процесс сопровождения профессионального самоопределения обучающихся , для обозначения которого по традиции нередко используется термин профессиональная ориентация (профориентация). СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (2015)

Слайд 6

Стратегические документы РФ Концепция профессионального самоопределения молодежи (РАО, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, И.А. Сасова и др., 1993); Проект Концепции педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в условиях перехода на 12-летнее образование (РАО, Н.С. Пряжников, 2001); Проект Концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников (РАО, Н.Ф. Родичев, 2006); Проект Концепции профессиональной ориентации учащейся молодёжи в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ФИРО, Е.А. Рыкова, 2009); Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783) 2

Слайд 7

Стратегические документы РФ Закон «Об образовании в Российской Федерации» , содержащий положения о профессиональной ориентации обучающихся, согласно которым: детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, оказывается помощь, в том числе в профориентации и получении профессии (Ст. 42.2); в средней школе предусматривается индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (Ст. 66.3); дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (Ст. 75.1). 3

Слайд 8

Стратегические документы РФ Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», разработанная в Центре профессионального образования ФГАУ «ФИРО» (ФИРО, В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др., 2012) Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (2015) Стратегия сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (2015) Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (2015) 4

Слайд 9

Основные идеи «Концепции» 1. Сопровождение самоопределения как равноценная составляющая процесса образования наряду с обучением и воспитанием 2. Многоуровневость процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Микроуровень – психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, которое реализуется в непосредственном взаимодействии обучающегося с педагогом, профконсультантом, психологом, мастером-наставником, представителем работодателя и т.д. Макроуровень - комплексное сопровождение профессионального самоопределения, реализуемое на локальном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях управления образованием, включающее в себя нормативно-правовое, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение данного процесса. 5

Слайд 10

Основные идеи «Концепции» 3. Системность и комплексность профориентационной деятельности - создание единой профориентационной среды 4. Компетентностный подход к сопровождению профессионального самоопределения Под компетенцией профессионального самоопределения понимается готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного осуществления профессиональных и карьерных выборов в динамично меняющихся условиях, в единстве мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-практического и личностного компонентов. Это ориентировка и самонавигация в профориентационно значимом информационном поле; персональное целеполагание и проектирование личного профессионального плана; самостоятельное осуществление обоснованного выбора и воплощение в жизнь принятого решения; использование различных внутренних и внешних ресурсов; противостояние внешним манипулятивным воздействиям. 6

Слайд 11

Основные идеи «Концепции» Под «решающими» выборами понимается выбор образовательной организации, профессии / специальности / направления подготовки, места работы Под «частными» выборами – выбор специализации подготовки, предметов для изучения (в том числе в рамках индивидуального учебного плана), тем курсовых и дипломных работ, научного руководителя, мест проведения и руководителей практики, профессиональных конкурсов для участия в них; на рабочем месте – выбор темпа и пути карьерного роста; периодичности, объема и содержания повышения квалификации; нового места работы и т.д. Таким образом, важнейшей задачей выступает проектирование профессионально-образовательного маршрута обучающегося, формирование соответствующей компетенции, обеспечивающей самостоятельность обучающегося в решении этой задачи . 7

Слайд 12

Основные идеи «Концепции» 5. Семья как субъект и объект деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся 6. Социальный диалог – основа сопровождения профессионального самоопределения 7. Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения (точки институционального перехода субъекта: из общеобразовательной школы – в колледж (техникум) или вуз; из колледжа (техникума) или вуза – в сферу профессиональной деятельности) 8. Единство профессионального, образовательного и социального самоопределения 9. Практикоориентированность процесса сопровождения профессионального самоопределения 8

Слайд 13

Основные идеи «Концепции» 10. Взаимодействие образовательной сети и инфраструктуры профориентации 11. Нормативно-правовое обеспечение оказания образовательных услуг по сопровождению профессионального самоопределения - утвержденные Концепции, Программы, Комплексы мероприятий, Положения, планы, и т.д.) как основа региональных и муниципальных моделей организационно-педагогического сопровождения самоопределения. 12. Этапность реализации 9

Слайд 14

Приоритетные задачи «Концепции» Развитие государственно-частного партнерства образовательных организаций с работодателями в решении вопросов сопровождения проф. самоопределения Развитие практикоориентированной составляющей сопровождения проф. самоопределения ( профпробы , индустриальные экспедиции, инженерные и производственные учебные проекты, чемпионаты профессий, учебные фирмы, студенческие бизнес-инкубаторы , и т.д.) Формирование системы оценки результативности процесса проф. самоопределения (в т.ч. с использованием инструмента Портфолио ) 10

Слайд 15

Нормативная база по профориентации обучающихся Кемеровской области (12.09.2014г.) 1 Положение о деятельности профконсультанта (№ 1595) 2 Положение о работе по проф.ориентации обучающихся в ПОО КО (№ 1597) 3 Положение о работе по проф.ориентации обучающихся в ОО КО (№ 1596) 4 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров (№ 1167 от 27.06.2014 г.) 11

Слайд 16

Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Глава 7. Общее образование. Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование 1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Слайд 17

Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Глава 7. Общее образование. Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование 2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей , интересов , способности к социальному самоопределению ).

Слайд 18

Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование. Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование 3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося , развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе , самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности .

Слайд 19

ФГОС НОО, ООО, СОО «Стандарт направлен на обеспечение: … преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования …»

Слайд 20

Преемственность новых стандартов ФГОС ФГОС ФГОС Единая система целей-результатов

Слайд 21

ФГОС ООО 4. Стандарт направлен на обеспечение: …условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Слайд 22

ФГОС ООО 6. « Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): … ориентирующийся в мире профессий , понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».

Слайд 23

ФГОС ООО 9. « Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: … 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений , с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде».

Слайд 24

ФГОС ООО «18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на: …повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации , строении и осуществлении учебной деятельности».

Слайд 25

ФГОС ООО 18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (далее – Программа)… формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии ; овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населени я; развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности ;

Слайд 26

ФГОС ООО 18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (далее – Программа)… приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся ч ерез систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями) ; информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности ;

Слайд 27

ФГОС ООО 18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (далее – Программа)… использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации , включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах)».

Слайд 28

ФГОС ООО «Программа должна содержать: …2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации , профессиональной ориентации обучающихся , здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

Слайд 29

ФГОС ООО «Программа должна содержать: 4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы); 5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования …»

Слайд 30

Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации Глава 10. Дополнительное образование Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых 1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию , а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Слайд 31

Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: 22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; 23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

Слайд 32

Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Слайд 33

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Зайцева Т.В. участник межтерриториальнойнаучно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенцииучителей физии в условиях подготовкик реализации ФГОС основногообщего образования».г....

Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (презентация).

Задачи требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретические аспекты понятия "метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнитель...

Статья "Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, по...

«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»

     Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...

Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования

Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. В ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, по...

Презентация "Особенности учебных заданий в условиях введения ФГОС"

В презентации "Особенности учебных заданий в условиях введения ФГОС" можно найти ответы на вопросы: Что такое хорошее задание в условиях введения ФГОС? Какие возможности хорошее задание предоставляет ...

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....