Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования
статья (9 класс) на тему
Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. В ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школедолжно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования
Кузьмина А.Л. социальный педагог
КСОШ им. Э.Г. Фельде
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий ифр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.
Самое подходящее время для выбора профессии – подростковый возраст. Но проблема состоит в том, что очень часто подросток еще сам не знает, чего, же он хочет. И даже в том случае, когда выбор сделан, существуют сомнения в правильности этого выбора… Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.
Профессиональное самоопределение - событие, которое затрагивает все сферы жизни и часто в корне меняет все её течение. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. В ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой. В общеобразовательном учреждении важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические.
Многолетний опыт ГСУВОУ КСОШ им. Э.Г. Фельде в области профессиональной подготовки воспитанников показывает, что особое внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы, которая опирается на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
ФГОС дает возможность ввести внеурочную деятельность, которая предусматривает и профориентационную работу. В КСОШ созданы все условия для подобной работы. Профориентационная работа осуществляется различными способами:
- профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление учащихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения профессии;
- взаимодействие педагогического коллектива с родителями воспитанников, поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно велика;
профессиональные пробы.
В целом необходимо отметить, что в системе работы КСОШ в отношении профессионального самоопределения особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.
С 2010 учебного года начала на практике реализовываться программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий». В реализации программы участвуют обучающиеся 8-9-х классов КСОШ. Программа направлена на создание условий для самоопределения, самовыражения, самосовершенствования, самопознания воспитанников. Программы и мероприятия мотивирует к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, сферы деятельности, умению производить и презентовать продукт своей деятельности. Овладение данными навыками актуально для учащихся подросткового возраста, для их успешной самореализации. Программа способствует формированию у воспитанников готовности к выбору дальнейшего пути обучения, способности ориентироваться в сложном мире труда.
Программа предусматривает разные виды деятельности, в процессе осуществления которых обучающиеся знакомятся с разнообразными профессиями нашего региона. 58 часов программы предлагают знакомство с профессиями и предприятиями города в виде беседы с людьми разных профессий, выставки рисунков, сочинений, проведения «Недели профориентации» в период осенних каникул, выявления склонностей учащихся и их способностей с помощью анкетирования, тестирования, встреч с интересными людьми, викторин, игр-путешествий, сюжетно-ролевых игр, имитационных игр, психологических тренингов, экскурсий. Воспитанники активно откликаются на все предложенные виды занятий, с удовольствием участвуют в акциях и мероприятиях, особенно ребята любят ездить на экскурсии. Например, ученики 8-9-х классов за прошедший учебный год могли посетить ГОУ СПО г. Кемерово: «Аграрный техникум», «Горный техникум», «Губернаторский техникум народных промыслов», «Сибирский политехнический техникум».
На сайте КСОШ представлена информация по профессиональной ориентации для старшеклассников в сотрудничестве со специалистами психолого-медико-социального сопровождления. Будущих выпускников приглашают специалисты техникума на профконсультации, также на сайте КСОШ подробно представлена информация по поступлению в учреждения Кемеровской и Томской областей и предлагается перечень колледжей и техникумов.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа в области профессионального самоопределения способствует:
- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;
- формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;
- формированию профориентационных компетенций обучающихся;
- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание русского языка как государственного в условиях введения ФГОС основного общего образования
Материал касается вопросов преподавания русского языка в преддвери ФГОС ООО...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования
Выступление на семинаре классных руководителей о духовно-нравственном воспитании (с презентацией)....
ИКТ в условиях введения ФГОС основного общего образования
ИКТ в условиях введения ФГОС основного общего образования...
Статья "Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования"
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, по...
Семинар: Духовно-нравственное воспитание обучающихсяв условиях введения ФГОС основного общегообразования
Презентация для семинараСеминар: Духовно-нравственное воспитание обучающихсяв условиях введения ФГОС основного общегообразования...
Современный урок математики в условиях введения ФГОС основного общего образования
Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.· Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,· другие - о воспитании,·...
Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования»
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в...